Авторы: Богданова Елена Анатольевна, Иральбекова Инна Вячаславовна
Должность: воспитатель. муз.руководитель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад " Лужок №22"
Населённый пункт: с. Ждановка
Наименование материала: Духовно-нравственное и патриотического воспитание дошкольников в дошкольном образовательном учреждении
Тема: Духовно-нравственное и патриотического воспитание дошкольников в дошкольном образовательном учреждении
Раздел: дошкольное образование
«Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение
Детский сад №22 «Лужок»
«Духовно-нравственное и патриотического воспитание
дошкольников в дошкольном образовательном учреждении»
Воспитатель: Богданова Елена Анатольевна
I квалификационная категория
«Духовно-нравственное и патриотического воспитание дошкольников в
дошкольном образовательном учреждении»
Рождение ребёнка - это очень важный шаг в жизни каждого человека.
Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю
нашей страны, а значит - и историю мира. Родители дошколят в настоящее
время больше всего озабочены тем, как пораньше научить детей считать
и писать, для того, чтобы он был успешным учеником, а вопрос о том, каким
ребенок вырастет, каким человеком он станет в обычной ситуации часто
упускается из виду.
Все начинается с детства – эта фраза, как нельзя больше сочетается с данным
вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда
обращаемся к впечатлениям детства. Вы ведь знаете, ребенок не рождается
злым
или
добрым,
нравственным
или
безнравственным.
То,
какие
нравственные качества разовьются у дошкольника, зависит, прежде всего, от
родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его
воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Духовно-нравственное
и
патриотическое
воспитание
процесс
долговременный,
предполагающий
внутреннее
изменение
каждого
участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в
дошкольном
детстве,
а
гораздо
позднее,
что
затрудняет
оценку
эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости
работы воспитателей. Воспитание чувства духовности у детей – процесс
сложный, длительный, требующий от родителей и педагогов большой
личной убежденности и вдохновения.
Именно поэтому в настоящее время крайне важно создавать
функционирующую систему духовно-нравственного и патриотического
воспитания в дошкольном учреждении; систему, построенную на ценностях
традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития
личности
ребенка
и
направленную
на
развитие
телесно,
душевно
(психически) и духовно здорового человека.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в
процессе
воспитания
не
соблюдается
историческая
преемственность
поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в
прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто
пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь,
подавая нам яркий пример. Предпринятые на сегодняшний день попытки
воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым,
местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто
неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение
социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе
подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую
очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и
духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители
ответственны за воспитание детей.
В нашем детском саду мы стараемся создать все необходимые условия
для осуществления работы в данном направлении, повысить духовно-
нравственный потенциал педагогов и профессиональную компетентность в
вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, заинтересовать
родителей к духовной жизни ребенка. Родители включаются в деятельность
детского сада, направленную на духовно-нравственное развитие детей.
Свою работу по духовно-нравственному воспитанию мы начинаем с
воспитания любви ребенка к своим близким, а затем ко всем людям, поэтому
строим ее в следующей последовательности:
- анкетирование по выявлению форсированности знаний детей о маме и
отношения к ней, к своей семье, анализа вместе с детьми их ответов;
- чтение сказок, в которых наиболее ярко показана сила материнской
любви, ее мудрость, жертвенность ради своего ребенка, которые учат детей
пониманию значимости своей помощи маме, внимательному отношению к
ней: «Кукушка» ненецкая сказка, «Айога» нанайская сказка, «Хлеб да соль»
Алексея Логунова, «Материнская любовь» корейская сказка.
- беседы: «Нет милее дружка, чем родная матушка», «Расскажи о своей
маме»
- заучивания стихов о маме, изготовление подарков для мам, бабушек;
- творческие работы – портреты мам или всей семьи из разных
материалов;
- совместные семейные мероприятия.
В ходе такой работы ребята все отчетливее понимают связь своего
поведения и настроения родных и близких им людей.
Так же одной из форм работы с воспитанниками по познанию самого
себя в мире людей являются «Уроки доброты».
Это беседы на нравственные темы: «Жил-был я». «Уважай отца и мать
– будет в жизни благодать», «Где добрые люди, там беды не будет», «Доброе
дело делай смело», «Что мы Родиной зовем?», «Дом, в котором мы живем»,
включающие в себя чтение и обсуждение с детьми подобранного в соот-
ветствии с темой занятия небольшого литературного произведения, игры,
ситуативные задачи, рассматривание дидактического материала. И почти
каждое занятие предполагает использование в практической части различных
видов художественной деятельности рисования, аппликации, лепки. Про-
дуктивная деятельность развивает мелкую моторику рук, способствует
формированию эстетического вкуса, расширяет представления детей об
окружающем мире и его свойствах.
Развиваясь,
ребенок не может «самоутверждаться вообще». Он
утверждает себя обязательно на основе каких-то впечатляющих его
примеров, так русская культурная традиция свято хранит образы героев -
защитников Отечества, православных святых. Детское сознание срастается с
ними легко и естественно, т.к. это реальные исторические личности, многие
черты
характера,
поступки
и
даже
высказывания
которых
бережно
сохранены народной памятью и письменной историей.
В течение года с ребятами обязательно ведётся работа о народных и
православных праздниках, с которыми мы их знакомим - Рождество,
Масленица, Пасха, Троица.
В нашем детском саду дошколята живут в уютном мире тепла и
доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт
формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и
окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-
нравственные достижения человека.
Список использованной литературы:
1. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М., 2004
2. Киркос Р.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников. -
С-Пт., 2005
3. Куломзина С. Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание
людей в современном мире. - М., 2008
4. Петрова В.И. Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. -
М., Мозаика-Синтез, 2008
5. Шишова Т.П. Как воспитать в ребёнке послушание? - М., 2010
6. Шишова Т.П. Как воспитать в ребёнке ответственность? -М., 2010