Напоминание

Инновационные педагогические технологии и развивающие методики обучения детей дошкольного возраста»


Автор: Новикова Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: АНО ДО Детский сад №12 "Калинка"
Населённый пункт: Пятигорск
Наименование материала: ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ
Тема: Инновационные педагогические технологии и развивающие методики обучения детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игры с логическими блоками Дьенеша.

Золтан Дьенеш – автор методики Дьенеша, всемирно-известный венгерский

профессор, математик, специалист по психологии, создатель прогрессивной авторской

методики обучения детей - «новая математика», в основе которой лежит обучение данной

науке посредством увлекательных логических игр, песенок и танцевальных движений.

Знаменитые логические блоки Дьенеша вводят такие первичные понятия, как логические

действия, кодировка информации, структура и алгоритмы выполнения действий.

Методика Дьенеша на основе логических блоков постепенно готовит детей к решению

более сложных логических задач, возбуждают у ребенка живой интерес к обучению.

Огромное значение в своей методике профессор Дьенеш уделял играм с

применением логики и созданию несложных математических задач. Благодаря методу

Дьенеша дети учатся рассуждать логически, развивают разные способности, в том числе

аналитические. Малыши учатся так же узнавать предметы, определять цвет и форму

предметов, запоминать все нужные предметы, которые использовались в игре, складывать

одинаковые предметы вместе и многому другому.

Специфика обучения по методу Дьенеша.

В своих занятиях по математике Дьенеш использовал специальные блоки, которые

называл -логические». При помощи них ребенок мог научиться кодировке определенной

информации, определению структуры предметов и выполнение других различных

действий. А главное - занятия и игры с использованием блоков влияли на развитие

детской речи. Ведь во время занятий дети учились не только думать, запоминать и

логически мыслить, но и произносить названия геометрических фигур, отвечать на

вопросы и выражать свои мысли.

Кроме того, в играх и занятиях по методу доктора Дьенеша используются сначала

простые, а затем усложненные грамматические структуры разных видов предложений,

Для этого были использованы методы сравнения разных предметов (отличия по форме,

цвету ит.д.), сочетание одинаковых предметов и определение противоположных

геометрических фигур. Эти блоки рассчитаны на детей с разным уровнем подготовки и

разным возрастам.

Главной целью системы является создание условий, позволяющих детям

гармонично войти в школьную среду.

Основные цели использования блоков Дьенеша как дидактического материала:

научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам.

формировать представление о таких математических понятиях, как кодирование и

декодирование информации, кодирование со знаком отрицания.

развивать мелкую моторику рук у ребенка,

развивать внимание, воображение, зрительную память, способность действовать в

уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах,

пространственную ориентировку, логическое мышление, представление о

множестве, умение задавать вопросы, комбинаторику, аналитические способности,

развивать умение сравнивать предметы по одному-четырем свойствам, понимать

слова: «разные», «одинаковые», анализировать форму предметов,

формировать навыки, необходимые для решения логических задач: умение

выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать

словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно

два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем, свойствам.

Игры с логическими блоками по методике Дьенеша учат ребенка не только думать,

следить за координацией движений, но и говорить, способствуют развитию речи. Дети

начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на

основе сравнений, отрицаний и сочетании однородных предметов, строить высказывания

с союзами "и", "или", частицей "не" и др.

Логические блоки Дьенеша представляют собой игры, составленные на основе

комплекта, который состоит из 48 геометрических фигур четырех форм (круги,

треугольники, квадраты, прямоугольники); трех цветов (красные, синие и желтые); двух

размеров (большие, маленькие); двух объемов (толстые, тонкие). В наборе нет ни одной

одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя

признаками: формой, цветом, размером, толщиной.

В набор блоков Дьенеша входят: 12 кругов - 6 больших (красный толстый, красный

тонкий, синий толстый, синий тонкий, желтый толстый, желтый тонкий) и 6 маленьких

(красный толстый, красный тонкий, синий толстый, синий тонкий, желтый толстый,

желтый тонкий), 12 таких же квадратов, 12 прямоугольников, 12 треугольников.

Вторая составляющая игры – карточки, на которых закодирована информация о

геометрической фигуре и ее признаках. Одни кодовые карточки разделена на две части:

первая указывает на то, какую геометрическую фигуру (логический блок) мы ищем;

вторая содержит информацию о том, какого цвета эта фигура. На следующих карточках к

указанной информации добавляются такие понятия, как величина геометрической фигуры

и ее толщина.

Работу с блоками можно начинать с раннего возраста.

С детьми 3-4 лет уместны простые игры и упражнения, цель которых освоение

свойств, слов "такой же", "не такой" по форме, цвету, размеру, толщине. Сначала

предлагаются самые простые игры.

Варианты игровых упражнений по методике Дьенеша построены на принципе

сравнительного анализа: когда малыш в процесс игры учится различать свойства

предметов по цвету, форме, толщине и размеру.

Для самых маленьких предлагаются простейшие упражнения:

1. выделить все блоки по какому-то одному из признаков (форме, цвету, размеру)

2. выделить все блоки одного цвета, но разной формы или одной формы, но

разного размера, и.т.д.

3. построить длинный паровозик или цепочку в разных вариантах: располагать в

цепи блоки разные по форме, но одинаковые по размеру или цвету; располагать в цепи

блоки разные по форме, толщине и размеру или разные по цвету и толщине и т.д.

4. играть по принципу домино, когда все блоки делятся между участниками

поровну, и каждый делает по очереди ход, и пропускает его, если блок нужной формы у

него отсутствует; ходить можно фигурами разного цвета (размера и формы) или фигурами

одинакового цвета, но разной формы и размера, и т.д.

5. поострить ряды из пяти-семи блоков, сверху над ним поместить фигуры другого

размера (формы или цвета) и т.п.

Затем предлагаются новые игры и упражнения с блоками, где их свойства,

изображены на карточках.

Так цвет обозначается пятном (на данном рисунке цвет пятна определен буквами:

"к" - красный, "ж" - желтый, "с" - синий). Величину - силуэтом домика (большой,

маленький). Форму - соответственно контурами фигур (круглый, квадратный,

прямоугольный, треугольный). Толщину - условным изображением человеческой фигуры

(толстый и тонкий).

Карточки рассматриваются с детьми, уточняется, какие свойства обозначены на

них. Рассматриваются с детьми и сами блоки, пользуясь карточками, называют имя

каждого блока. В словаре детей появляются такие определения: "...это красный, большой,

круглый, толстый блок. На карточке обозначен красный цвет, значит сюда можно

положить красные блоки".

Рекомендуются игры: «Все в ряд», «Заселим домики», «Кто быстрее спрячет»,

«Логические фигуры», «Угощение для медвежат», «Художники», «Магазин».

К данным играм для детей более старшего возраста добавляются более сложные

упражнения на основе карточек с символическим изображением свойств. Когда ребенок,

глядя на карточку, учится читать зашифрованный код и на основе изображений с

картинок строит ряды из фигур.

Игры для старшего дошкольного возраста (5-7 лет): « Логические кубики»,

«Украсим елку бусами», « Архитекторы» (детская площадка), Карточки - символы

свойств, « Логический поезд», «Мозаика цифр», «Логические фигуры».

Например, игра:

«Логический поезд».

Материал:

Три паровоза разного цвета (синий, желтый, красный).

На каждом поезде его номер: 1 2 3 4, 5 6 7 8, 9 10 11 12.

4 вагона

Карточки с символами изменения свойств, карточки с изображением отношений

между числами

Комплекты блоков Дьенеша или логических фигур.

Цель игры:

развитие способности к логическим действиям и операциям

умение декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке

умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной

на карточке

умение действовать последовательно, в строгом соответствии с правилами

Описание игры:

В игре может участвовать вся подгруппа детей 9-12 человек. Педагог, а затем сами

дети раскладывают игровой материал: поезда, вагончики, над каждым вагончиком кладут

карточку с символом изменения свойств (карточка выбирается произвольно), также

раскладываются карточки с числовыми соотношениями. Наш грузовой поезд необычный,

логический. Грузы, которые он везет, перезагружаются из вагона в вагон. В каждом

вагоне с ними происходят изменения в соответствии с правилами, изображенными на

карточке над вагоном.

Последовательность действий.

Распределение команд по поездам. Каждый ребенок берет карточку с числовыми

соотношениями, например, находит число, обозначенное * - это 3 , значит его груз

«поедет» в желтом поезде («3» входит в номер этого поезда 1 2 3 4). Таким образом все

дети распределяются на три команды (везут грузы в желтом, синем и красном поездах)

Перевозка груза Свой груз надо провезти по всем вагонам в соответствии с

правилами (изменение свойств по часовой стрелке). Например, в желтом вагоне едет

логическая фигура: большой красный треугольник, в первом вагоне( от головы поезда он

изменит величину и станет маленьким красным треугольником, во втором вагоне после

изменения цвета, он станет маленьким желтым треугольником, в третьем вагоне

изменится его форма он станет маленьким желтым прямоугольником, в последнем

четвертом вагоне повторное изменение цвета - наш груз маленький синий прямоугольник.

Положить груз, с которым начинаем путешествие слева от поезда, груз,

побывавший во всех вагонах справа от последнего вагона. Таким образом, слева от поезда

мы положим большой красный треугольник, справа от последнего вагона маленький

синий прямоугольник. Все дети команды участвуют вместе с воспитателем в проверке

правильности выполнения задания.

Взять следующий груз, произвести с ним те же действия. Выигрывает команда,

подготовившая к перевозке большее количество груза.

Один из вариантов дальнейшего развития игры: выбор пункта отправки и

назначения груза (постройки объектов и т. д.) Оформление сопроводительных документов

для груза (количество, вид, шифрование свойств). В период освоения игры

первоначальное количество вагонов 1 - 2, затем количество вагонов увеличивается до

четырех. Изменение расположения карточек со свойствами над вагонами позволят

проводить эту игру многократно (при желании и интересе детей).

Блоки Дьенеша - прекрасный материал для замещения любых предметов. Так

маленький красный треугольный блок может легко превратиться в маленькую красную

треугольную рыбку, а большой синий круглый блок может стать прекрасным подарком

блюдом для пирожных для Карлсона. Используя блоки Дьенеша и логические кубики

можно с детьми придумать много сценариев различных игр. Пусть, например, мы решили

поиграть в «Садовников» и посадить красивые цветы на клумбах. Каждый «садовник»

выбирает себе клумбу большой цветной круг и по очереди подбрасывает логические

кубики. На клумбе у него будут расти: 3 больших, красных, не треугольных цветка.

Возможно, клумба будет выглядеть так: большой красный круг, большой красный

квадрат, большой красный прямоугольник. А затем наши цветы могут познакомиться,

рассказать о себе, какие они (по цвету, форме, толщине), как они попали на клумбу, свои

цветочные истории...

Помимо блоков, Дьенеш придумал сказочную страну «Руританию»,

многочисленные игры с полосками, логические игры, и «6 цветочков».

Стадии изучения математики.

Дьенеш создал теорию шести стадий изучения математики. На первой стадии

большинство людей, встречаясь с незнакомой задачей, прибегают к методу проб и

ошибок, т.е. систематическому перебору вариантов предшествуют хаотические попытки

решить задачку. Это стадия свободной игры, по мнению Дьенеша, необходимое начало

обучения: человек знакомится с ситуацией, которую ему предстоит разрешить.

После свободных экспериментов в попытках появляется повторяемость,

«правила». Это означает переход на вторую стадию. Становится понятно, что занятия с

помощью правил можно превратить в игру. У каждой игры есть правила, которые нужно

изучить. Изучение правил – важнейший обучающий трюк. Дети хотят поиграть, но без

правил сделать это невозможно. В них и закодирована самая сложная часть обучения, та

информация, которую необходимо донести до детей.

Третья стадия – стадия сравнения. Как только мы с детьми сыграли в пару

математических игр, наступает момент обсуждения, сравнения игр друг с другом. Надо

учить детей играть в игры со сходными правилами, но разным материалом, обыгрывая

одну задачу на кубиках, на пуговицах, в вырезании снежинок или игре в «классики».

Играющие со временем поймут: то, чем и как играем, не так важно. Гораздо важнее то,

что у игр похожая структура. Понимание этого – непременный шаг на пути к пониманию

абстракций.

На четвертой, репрезентативной стадии человек понимает абстрактное содержание

чисел в разных играх, тут пригодятся диаграммы и таблицы, помогающие понять то

общее, что есть в играх.

Пятую стадию Дьенеш назвал символической: ребенок понимает, что разные

серии шагов приводят к одному результату. Чтобы описать игру, нужен специальный

язык, как правило, символический. Пытаясь экспериментировать с этим языком, можно

создавать новые символические системы.

Шестая стадия – стадия формализации – длится дольше других. На этом этапе

можно предложить несколько вариантов описания карты, определить правила, которые

позволят сделать подобные выводы. В этом случае, мы делаем первые шаги к пониманию

того, что первые описания могут быть аксиомами, а выводы, к которым мы пришли, –

теоремами.



В раздел образования




Яндекс.Метрика