Автор: Новикова Марина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ С(К) НШ - ДС № 2
Населённый пункт: Саха (Якутия) г.Нерюнгри
Наименование материала: Программа
Тема: «Использование технологии «Арт–терапия» в коррекции детско-родительских отношений»
Раздел: дошкольное образование
Программа «Использование технологии «Арт–терапия» в коррекции детско-
родительских отношений»
Автор: воспитатель Новикова М.И.
Актуальность
Детско-родительские отношения имеют для психического здоровья детей первосте-
пенное значение.
Механизмы интеграции семьи, в частности взаимоотношения между ее членами,
играют огромную роль в воспитательном процессе. Их нарушение влечет за собой
значительные неблагоприятные последствия.
Тот факт, что многие родители не знают эмоциональных потребностей своих детей с
ОВЗ и не обладают необходимыми навыками для эффективного взаимодействия с ними на
эмоциональном уровне, пугает и тревожит. К сожалению, многие родители фактически не
знакомы со своими детьми, потому что они не хотят потратить время на то, чтобы быть с
ними вместе, позволить им быть такими, каковы они на самом деле. И тогда возникают
проблемы, решить которые самостоятельно практически невозможно.
Родители обращаются за помощью по различным причинам: из-за типичных детских
проблем общения, сложностей в детско-родительских отношениях, а также эмоциональ-
ных затруднений у детей. Все это, в конечном итоге, неизбежно приводит к усугублению
эмоциональных проблем ребенка, а также к развитию девиаций.
В связи с возрастающей потребностью в психологической и педагогической
помощи семьям, имеющим проблемы межличностного общения, разработка
мероприятий для реабилитации семьи является актуальной.
Наиболее эффективной формой психолого-коррекционной работы с такими семьями
является организация межсемейных детско-родительских групп.
Работа в подобных группах строится на принципах терапии творчеством,
включающей арт-терапию — игровую терапию, изотерапию, сказкотерапию.
Данный базовый подход в работе детско-родительских групп имеет ряд
преимуществ:
Во-первых, арт-терапия ориентирована преимущественно на невербальное общение,
что делает ее особенно ценной в тех случаях, когда наблюдаются затруднения в словесном
описании эмоциональных переживаний.
Во-вторых, творческая деятельность сама по себе является мощным средством
сближения людей. Это особенно ценно в ситуациях нарушения семейной интеграции —
взаимного отчуждения, затруднений в налаживании контактов.
В-третьих, арт-терапия вызывает у людей положительные эмоции, способствуя
преодолению апатии, подавленности, безынициативности, помогает сформировать более
активную жизненную позицию. Кроме того, арт-терапия дает возможность
социально приемлемого выхода агрессивности и других негативных чувств, позволяет
проанализировать мысли и чувства (которые человек привыкает подавлять) и постепенно
развивать способность к саморегуляции
Процесс использования данной технологии позволяет ребенку и родителю
актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.
В процессе занятий родители становятся более сензитивными к своим детям и
учатся относиться к ним безоценочно, с пониманием, создавая атмосферу принятия, в
которой
ребенок
может
чувствовать
себя
в
достаточной
безопасности.
Ребенок также начинает воспринимать родителей по-новому, как союзников, потому
что играющий с ним родитель все время старается понять его чувства, поступки,
экспрессию, точку зрения. Такое поведение облегчает ребенку принятие собственного «я»
и усиливает его веру в установившиеся отношения. Он получает возможность наиболее
полно выразить свои творческие способности и одновременно испытать чувство
ответственности. Могущество такой свободы — свободы управлять собой, творить,
повелевать, быть глупым, угрюмым, серьезным, просто радоваться полноте жизни, не
боясь быть отвергнутым или наказанным, — это, без сомнения, переживание, в высшей
степени облегчающее и стимулирующее рост ребенка. Ребенок получает у родителя
поддержку,
учится
правильно
оценивать
свои
возможности,
что
способствует
формированию адекватной самооценки.
Цель программы: повышение родительской компетентности посредством Арт-терапии в
коррекции детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей с
ограниченными возможностями здоровь
Задачи программы:
1. Развитие и коррекция эмоциональной сферы ребенка: формирование наиболее адекват-
ной самооценки, приобретение уверенности в себе, обучение приемам саморегуляции пси-
хического состояния.
2. Ориентация родителей на изменение стиля взаимоотношений в семье:
гармонизация стиля воспитания;
расширение осознанности мотивов воспитания в семье;
оптимизация форм родительского воздействия в процессе воспитания детей.
выработка навыков адекватного и равноправного сотрудничества, способности к
предотвращению и разрешению межличностных конфликтов;
устранение дезадаптивных форм поведения и обучение адекватным способам
реагирования в проблемных ситуациях.
3. Установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителей с
ребенком: достижение способности к эмпатии, к пониманию интересов и переживаний
друг друга.
Программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста с
нарушениями поведения (эмоциональная нестабильность, повышенная
впечатлительность, агрессивность, страхи и т.д.) и их родителями, испытывающими
трудности в воспитании детей.
I . Этапы работы в рамках реализации программы
1.
Информационно – аналитический (диагностический) этап
Цель: изучить особенности развития детско-родительских отношений в семьях,
воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
Содержание работы: исследование детско-родительских отношений в семьях,
воспитывающих дошкольников с ограниченными возможностями здоровья с помощью
специально подобранных модифицированных методик:
«Тест-опросник родительского отношения к детям» (А.Л. Варга, В.В.
Столина),
методики «Незаконченные предложения» (С.Р. Пантелеев),
«Рисунок семьи» (А.И. Захаров).
Параметры изучения особенностей детско-родительских отношений в семьях,
воспитывающих детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья:
- выявление родительского отношения к детям;
- выявление отношения ребёнка к родителям;
- выявление особенностей внутрисемейных отношений.
2.
Лекционно-консультативный (теоретический) этап
Цель: Повышение уровня педагогической компетентности родителей.
Формы и содержание работы:
Консультации:
- Тема: «Психолого-педагогические особенности ребенка старшего дошкольного
возраста»
- Тема: «Дисциплина. Границы дозволенного»
- Тема: «Искусство общения»
- Тема: «Влияние родительских установок на эмоциональное благополучие ребенка и пути
их коррекции в ходе самовоспитания родителей»
Курс лекций:
- Тема: «Что такое детско-родительские отношения»
- Тема: «Сказкотерапия как средство развития самосознания»
- Тема «Возможности игровой терапии»
3.
Технологичный (Практический) этап
Цель: развитие эмоционально-волевой сферы детей через совместную деятельность с
родителями; формирование умения общаться
Формы работы: Совместные детско-родительские занятия
4. Контрольно-оценочный этап (диагностический) этап
Цель: Анализ взаимоотношений, эмоционального контакта между детьми и их
родителями
Формы работы: Итоговая диагностика
II. Методические рекомендации по реализации программы
1. Организация занятий
Оптимальное количество участников 5-6 пар: 5-6 детей, 5-6 родителей.
Группу могут посещать один или сразу двое родителей, они могут меняться. Это могут
быть бабушка, дедушка, но обязательно тот, кто занимается воспитанием ребенка
непосредственно. В тех случаях, когда конфликт отношений связан с одним из
родителей, рекомендуется посещение группы именно этим родителем.
Предпочтительны разнополые группы.
Цикл включает 10 занятий. Продолжительность занятия 50 минут.
Занятие проводится один раз в неделю в форме путешествия на корабле. Таким
образом, весь курс занятий реализуется за 2,5 месяца.
Возникающее чувство групп и групповой сплоченности – важная харак-
теристика коррекции детско-родительских отношений, поэтому после второго занятия
новые участники к ней не присоединяются, даже если из ее состава кто-то выбыл.
2. Цели и задачи занятий
1. Коррекция отношений родителей и детей:
— установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с
ребенком;
— улучшение понимания родителями собственного ребенка, особенностей и
закономерностей его развития;
— достижение способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояний и интересов
друг друга;
— выработка навыков адекватного и равноправного общения, способности к
предотвращению и разрешению межличностных конфликтов;
— устранение дезадаптивных форм поведения и обучение адекватным способам
реагирования в проблемных и стрессовых ситуациях.
2. Коррекция отношения к «я» (к себе):
— формирование наиболее адекватной самооценки;
— приобретение уверенности в себе, создание и принятие внутреннего «я»;
— укрепление уверенности родителей в собственных воспитательных возможностях;
— обучение приемам саморегуляции психического состояния.
3. Коррекция отношения к реальности (к жизни):
— приобретение навыков выбора и принятия решений, укрепление волевых качеств;
— формирование позитивной установки на отношение к окружающему
Общая структура занятий включает в себя следующие элементы:
3. Структура занятий
Процесс становления группы как психологической общности, нормы и ценности,
лежащие в ее основании, особенности межличностных отношений являются объектом
пристального внимания ведущего. С этой целью на протяжении всего существования
группы развивается и поддерживается групповая динамика.
Этому способствуют:
— общая структура занятия, усвоение и привыкание к которой значительно облегчает
процесс адаптации и работы в группе;
— ритуалы приветствия и прощания;
— разминочные упражнения;
— игры, требующие взаимодействия и сотрудничества, совместного поиска решений;
— домашние задания, позволяющие сохранить ощущение сопричастности к группе в
период между встречами.
Общая структура занятия включает в себя следующие элементы:
Ритуал приветствия — важный момент работы с группой, позволяющий сплачивать
детей и родителей, создавать атмосферу группового доверия и принятия.
Разминка — средство воздействия на эмоциональное состояние участников, уровень
их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую
деятельность.
Разминка проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями
в случае, если возникает необходимость как-то изменить эмоциональное состояние
участников группы.
Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы и
задач предстоящей деятельности.
Основное содержание занятия — состоит из нескольких блоков и представляет собой
совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач
программы.
Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным на развитие
познавательных процессов, формирование социальных навыков, установление
взаимоотношений между родителем и ребенком, динамическое развитие группы.
Последовательность упражнений предполагает чередование деятельностей, смену
психофизического состояния членов группы.
1 блок — обсуждение домашнего задания (в кругу).
2 блок — упражнения, связанные с темой занятия.
3 блок — работа со сказкой. Прослушивание психокоррекционной сказки и ее анализ,
сочинение собственных историй.
4 блок - арт – коррекция. В зависимости от целей и задач программы проводится в паре
«ребенок-родитель» и позволяет добиться большой динамики коррекционного процесса.
Совместное участие в художественной деятельности помогает сделать коммуникацию
более успешной, способствует созданию отношений взаимного принятия.
Важным моментом является то, что рисунки развешиваются в зале, тем самым создавая
удивительную, сказочную атмосферу.
5 блок - игротерапия: игры и упражнения, способствующие установлению контакта
между родителем и ребенком
1-я часть — игры и упражнения на вербальное общение «Поговори со мной на моем
языке».
2-я часть — игры и упражнения на невербальное общение, на тактильный контакт.
В ходе выполнения этих упражнений родители и дети получают обратную связь друг от
друга, обогащают представления о себе, учатся понимать другого, выражать свои чувства,
свою любовь и нежность. Но главное в этих играх — общий язык. Родители невольно и
незаметно передают ребенку свое представление о ценностях. Кроме того, ребенку важно,
что родители заинтересованы его мнением, что принадлежат в эти минуты ему, и только
ему.
6 блок — домашнее задание. На него возложено создание мотивации умения работать
самостоятельно, поддерживать себя в активной форме. В нем участвуют родители и
ребенок. Задание помогает осмыслить то, что происходило на занятиях, и так как
последние проходят мобильно, эмоционально, то при выполнении задания дома
участники имеют возможность более осознано его прочувствовать.
Рефлексия занятия — предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах:
— эмоционально-смысловом (понравилось — не понравилось, было хорошо, было плохо
и почему, что показалось самым важным, полезным);
— эмоционально-оценочном (как себя чувствуют здесь и сейчас, т.е. оценка своего
эмоционального состояния).
Ритуал прощания — способствует завершению занятия и укреплению чувства единства в
группе. Используется упражнение «Колокол».
III. Тематическое планирование
Занятие № 1 «Остров знакомств»
Цель: знакомство, сплочение коллектива, представление занятий.
Занятие № 2 «Остров общения»
Цель: расширение запаса средств общения, развитие навыков социального
взаимодействия.
Занятие № 3 «Загадочный лес».
Цель: улучшение взаимоотношений взрослых и детей, укрепление уверенности детей и
родителей в том, что они любимы; формирование чувства принадлежности к своей семье,
раскрытие мира эмоций и способов их выражения.
Занятие № 4 «Пещера страхов».
Цель: Раскрепощение живой души, снятие страхов, преодоление неуверенности в себе;
повышение самооценки, принятие себя, установление доверия к миру и окружению,
душевного равновесия.
Формирование умения вербально выражать свои чувства.
Занятие № 5-6 «Берег душевной непогоды».
Цель: обучение выражению негативных чувств социально- приемлемыми способами,
выяснение причин конфликтов, обучение конструктивным способам разрешения
конфликта.
Занятие № 7 «Море наших чувств».
Цель: тренировка навыков общения, эмоциональное сближение членов группы,
знакомство с социальными поведенческими стереотипами.
Занятие № 8 -9«Поляна ощущений».
Цель: эмоционально-телесное сближение родителя и ребенка; улучшение самочувствия
при межличностном общении; развитие эмпатии; развитие навыков социального
взаимодействия.
Задание № 10 «Волшебная страна доверия».
Цель: закрепление позитивного отношения к себе и своей семье.
Библиография
1.
Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. – СПб.,
2007.
2.
Андреева Т.В. Семейная психология. – СПб., 2005.
3.
Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников –
Речь, С- Петербург, 2008.
4.
Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. – М., 2001.
5.
Давыдова О.И., Богуславец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ. – М.,
2007.
6.
Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. – М.,
2002.
7.
Жедунова Л.Г., Можаровская И.А., Посысоев Н.Н. и др. Основы психологии семьи
и семейного консультирования. – М., 2004.
8.
Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М., 1986.
9.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб., 2005.
10. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми –Речь С- Петербург, 2006
11.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. – М., 2002.
12. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб., 2002
13. Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с
семьей. / Сб. Вестник образования. № 8, 2001.
14. Набойкина Е.Л. Сказки и игры с особым ребенком – СПб., Речь 2006
15. Семейный кодекс Российской Федерации. Новосибирск, 2006.
16. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Т.2 – М., 2000.
17. Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений. – М., 2000.
18. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с родителями, воспитывающими детей с
отклонениями в развитии. – М., 2000.
19. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П. и др. Азбука общения. – СПб.,
2003.
20. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. – Р-н-Д., 2003.
21. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная
психотерапия. – СПб., 2005.
22. Об опыте взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений Санкт-
Петербурга. Сборник / сост. Митрошина Н.П., Овечкина Т.А. – СПб., 2001.
23. Об итогах Всероссийского совещания «Право ребенка жить и воспитываться в семье:
проблемы и пути решения». / Сб. Вестник образования. № 8, 1999.