Напоминание

«Использование технологии «Арт–терапия» в коррекции детско-родительских отношений»


Автор: Новикова Марина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ С(К) НШ - ДС № 2
Населённый пункт: Саха (Якутия) г.Нерюнгри
Наименование материала: Программа
Тема: «Использование технологии «Арт–терапия» в коррекции детско-родительских отношений»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Программа «Использование технологии «Арт–терапия» в коррекции детско-

родительских отношений»

Автор: воспитатель Новикова М.И.

Актуальность

Детско-родительские отношения имеют для психического здоровья детей первосте-

пенное значение.

Механизмы интеграции семьи, в частности взаимоотношения между ее членами,

играют огромную роль в воспитательном процессе. Их нарушение влечет за собой

значительные неблагоприятные последствия.

Тот факт, что многие родители не знают эмоциональных потребностей своих детей с

ОВЗ и не обладают необходимыми навыками для эффективного взаимодействия с ними на

эмоциональном уровне, пугает и тревожит. К сожалению, многие родители фактически не

знакомы со своими детьми, потому что они не хотят потратить время на то, чтобы быть с

ними вместе, позволить им быть такими, каковы они на самом деле. И тогда возникают

проблемы, решить которые самостоятельно практически невозможно.

Родители обращаются за помощью по различным причинам: из-за типичных детских

проблем общения, сложностей в детско-родительских отношениях, а также эмоциональ-

ных затруднений у детей. Все это, в конечном итоге, неизбежно приводит к усугублению

эмоциональных проблем ребенка, а также к развитию девиаций.

В связи с возрастающей потребностью в психологической и педагогической

помощи семьям, имеющим проблемы межличностного общения, разработка

мероприятий для реабилитации семьи является актуальной.

Наиболее эффективной формой психолого-коррекционной работы с такими семьями

является организация межсемейных детско-родительских групп.

Работа в подобных группах строится на принципах терапии творчеством,

включающей арт-терапию — игровую терапию, изотерапию, сказкотерапию.

Данный базовый подход в работе детско-родительских групп имеет ряд

преимуществ:

Во-первых, арт-терапия ориентирована преимущественно на невербальное общение,

что делает ее особенно ценной в тех случаях, когда наблюдаются затруднения в словесном

описании эмоциональных переживаний.

Во-вторых, творческая деятельность сама по себе является мощным средством

сближения людей. Это особенно ценно в ситуациях нарушения семейной интеграции —

взаимного отчуждения, затруднений в налаживании контактов.

В-третьих, арт-терапия вызывает у людей положительные эмоции, способствуя

преодолению апатии, подавленности, безынициативности, помогает сформировать более

активную жизненную позицию. Кроме того, арт-терапия дает возможность

социально приемлемого выхода агрессивности и других негативных чувств, позволяет

проанализировать мысли и чувства (которые человек привыкает подавлять) и постепенно

развивать способность к саморегуляции

Процесс использования данной технологии позволяет ребенку и родителю

актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.

В процессе занятий родители становятся более сензитивными к своим детям и

учатся относиться к ним безоценочно, с пониманием, создавая атмосферу принятия, в

которой

ребенок

может

чувствовать

себя

в

достаточной

безопасности.

Ребенок также начинает воспринимать родителей по-новому, как союзников, потому

что играющий с ним родитель все время старается понять его чувства, поступки,

экспрессию, точку зрения. Такое поведение облегчает ребенку принятие собственного «я»

и усиливает его веру в установившиеся отношения. Он получает возможность наиболее

полно выразить свои творческие способности и одновременно испытать чувство

ответственности. Могущество такой свободы — свободы управлять собой, творить,

повелевать, быть глупым, угрюмым, серьезным, просто радоваться полноте жизни, не

боясь быть отвергнутым или наказанным, — это, без сомнения, переживание, в высшей

степени облегчающее и стимулирующее рост ребенка. Ребенок получает у родителя

поддержку,

учится

правильно

оценивать

свои

возможности,

что

способствует

формированию адекватной самооценки.

Цель программы: повышение родительской компетентности посредством Арт-терапии в

коррекции детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей с

ограниченными возможностями здоровь

Задачи программы:

1. Развитие и коррекция эмоциональной сферы ребенка: формирование наиболее адекват-

ной самооценки, приобретение уверенности в себе, обучение приемам саморегуляции пси-

хического состояния.

2. Ориентация родителей на изменение стиля взаимоотношений в семье:

гармонизация стиля воспитания;

расширение осознанности мотивов воспитания в семье;

оптимизация форм родительского воздействия в процессе воспитания детей.

выработка навыков адекватного и равноправного сотрудничества, способности к

предотвращению и разрешению межличностных конфликтов;

устранение дезадаптивных форм поведения и обучение адекватным способам

реагирования в проблемных ситуациях.

3. Установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителей с

ребенком: достижение способности к эмпатии, к пониманию интересов и переживаний

друг друга.

Программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста с

нарушениями поведения (эмоциональная нестабильность, повышенная

впечатлительность, агрессивность, страхи и т.д.) и их родителями, испытывающими

трудности в воспитании детей.

I . Этапы работы в рамках реализации программы

1.

Информационно – аналитический (диагностический) этап

Цель: изучить особенности развития детско-родительских отношений в семьях,

воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Содержание работы: исследование детско-родительских отношений в семьях,

воспитывающих дошкольников с ограниченными возможностями здоровья с помощью

специально подобранных модифицированных методик:

«Тест-опросник родительского отношения к детям» (А.Л. Варга, В.В.

Столина),

методики «Незаконченные предложения» (С.Р. Пантелеев),

«Рисунок семьи» (А.И. Захаров).

Параметры изучения особенностей детско-родительских отношений в семьях,

воспитывающих детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья:

- выявление родительского отношения к детям;

- выявление отношения ребёнка к родителям;

- выявление особенностей внутрисемейных отношений.

2.

Лекционно-консультативный (теоретический) этап

Цель: Повышение уровня педагогической компетентности родителей.

Формы и содержание работы:

Консультации:

- Тема: «Психолого-педагогические особенности ребенка старшего дошкольного

возраста»

- Тема: «Дисциплина. Границы дозволенного»

- Тема: «Искусство общения»

- Тема: «Влияние родительских установок на эмоциональное благополучие ребенка и пути

их коррекции в ходе самовоспитания родителей»

Курс лекций:

- Тема: «Что такое детско-родительские отношения»

- Тема: «Сказкотерапия как средство развития самосознания»

- Тема «Возможности игровой терапии»

3.

Технологичный (Практический) этап

Цель: развитие эмоционально-волевой сферы детей через совместную деятельность с

родителями; формирование умения общаться

Формы работы: Совместные детско-родительские занятия

4. Контрольно-оценочный этап (диагностический) этап

Цель: Анализ взаимоотношений, эмоционального контакта между детьми и их

родителями

Формы работы: Итоговая диагностика

II. Методические рекомендации по реализации программы

1. Организация занятий

Оптимальное количество участников 5-6 пар: 5-6 детей, 5-6 родителей.

Группу могут посещать один или сразу двое родителей, они могут меняться. Это могут

быть бабушка, дедушка, но обязательно тот, кто занимается воспитанием ребенка

непосредственно. В тех случаях, когда конфликт отношений связан с одним из

родителей, рекомендуется посещение группы именно этим родителем.

Предпочтительны разнополые группы.

Цикл включает 10 занятий. Продолжительность занятия 50 минут.

Занятие проводится один раз в неделю в форме путешествия на корабле. Таким

образом, весь курс занятий реализуется за 2,5 месяца.

Возникающее чувство групп и групповой сплоченности – важная харак-

теристика коррекции детско-родительских отношений, поэтому после второго занятия

новые участники к ней не присоединяются, даже если из ее состава кто-то выбыл.

2. Цели и задачи занятий

1. Коррекция отношений родителей и детей:

— установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с

ребенком;

— улучшение понимания родителями собственного ребенка, особенностей и

закономерностей его развития;

— достижение способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояний и интересов

друг друга;

— выработка навыков адекватного и равноправного общения, способности к

предотвращению и разрешению межличностных конфликтов;

— устранение дезадаптивных форм поведения и обучение адекватным способам

реагирования в проблемных и стрессовых ситуациях.

2. Коррекция отношения к «я» (к себе):

— формирование наиболее адекватной самооценки;

— приобретение уверенности в себе, создание и принятие внутреннего «я»;

— укрепление уверенности родителей в собственных воспитательных возможностях;

— обучение приемам саморегуляции психического состояния.

3. Коррекция отношения к реальности (к жизни):

— приобретение навыков выбора и принятия решений, укрепление волевых качеств;

— формирование позитивной установки на отношение к окружающему

Общая структура занятий включает в себя следующие элементы:

3. Структура занятий

Процесс становления группы как психологической общности, нормы и ценности,

лежащие в ее основании, особенности межличностных отношений являются объектом

пристального внимания ведущего. С этой целью на протяжении всего существования

группы развивается и поддерживается групповая динамика.

Этому способствуют:

— общая структура занятия, усвоение и привыкание к которой значительно облегчает

процесс адаптации и работы в группе;

— ритуалы приветствия и прощания;

— разминочные упражнения;

— игры, требующие взаимодействия и сотрудничества, совместного поиска решений;

— домашние задания, позволяющие сохранить ощущение сопричастности к группе в

период между встречами.

Общая структура занятия включает в себя следующие элементы:

Ритуал приветствия — важный момент работы с группой, позволяющий сплачивать

детей и родителей, создавать атмосферу группового доверия и принятия.

Разминка — средство воздействия на эмоциональное состояние участников, уровень

их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую

деятельность.

Разминка проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями

в случае, если возникает необходимость как-то изменить эмоциональное состояние

участников группы.

Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы и

задач предстоящей деятельности.

Основное содержание занятия — состоит из нескольких блоков и представляет собой

совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач

программы.

Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным на развитие

познавательных процессов, формирование социальных навыков, установление

взаимоотношений между родителем и ребенком, динамическое развитие группы.

Последовательность упражнений предполагает чередование деятельностей, смену

психофизического состояния членов группы.

1 блок — обсуждение домашнего задания (в кругу).

2 блок — упражнения, связанные с темой занятия.

3 блок — работа со сказкой. Прослушивание психокоррекционной сказки и ее анализ,

сочинение собственных историй.

4 блок - арт – коррекция. В зависимости от целей и задач программы проводится в паре

«ребенок-родитель» и позволяет добиться большой динамики коррекционного процесса.

Совместное участие в художественной деятельности помогает сделать коммуникацию

более успешной, способствует созданию отношений взаимного принятия.

Важным моментом является то, что рисунки развешиваются в зале, тем самым создавая

удивительную, сказочную атмосферу.

5 блок - игротерапия: игры и упражнения, способствующие установлению контакта

между родителем и ребенком

1-я часть — игры и упражнения на вербальное общение «Поговори со мной на моем

языке».

2-я часть — игры и упражнения на невербальное общение, на тактильный контакт.

В ходе выполнения этих упражнений родители и дети получают обратную связь друг от

друга, обогащают представления о себе, учатся понимать другого, выражать свои чувства,

свою любовь и нежность. Но главное в этих играх — общий язык. Родители невольно и

незаметно передают ребенку свое представление о ценностях. Кроме того, ребенку важно,

что родители заинтересованы его мнением, что принадлежат в эти минуты ему, и только

ему.

6 блок — домашнее задание. На него возложено создание мотивации умения работать

самостоятельно, поддерживать себя в активной форме. В нем участвуют родители и

ребенок. Задание помогает осмыслить то, что происходило на занятиях, и так как

последние проходят мобильно, эмоционально, то при выполнении задания дома

участники имеют возможность более осознано его прочувствовать.

Рефлексия занятия — предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах:

— эмоционально-смысловом (понравилось — не понравилось, было хорошо, было плохо

и почему, что показалось самым важным, полезным);

— эмоционально-оценочном (как себя чувствуют здесь и сейчас, т.е. оценка своего

эмоционального состояния).

Ритуал прощания — способствует завершению занятия и укреплению чувства единства в

группе. Используется упражнение «Колокол».

III. Тематическое планирование

Занятие № 1 «Остров знакомств»

Цель: знакомство, сплочение коллектива, представление занятий.

Занятие № 2 «Остров общения»

Цель: расширение запаса средств общения, развитие навыков социального

взаимодействия.

Занятие № 3 «Загадочный лес».

Цель: улучшение взаимоотношений взрослых и детей, укрепление уверенности детей и

родителей в том, что они любимы; формирование чувства принадлежности к своей семье,

раскрытие мира эмоций и способов их выражения.

Занятие № 4 «Пещера страхов».

Цель: Раскрепощение живой души, снятие страхов, преодоление неуверенности в себе;

повышение самооценки, принятие себя, установление доверия к миру и окружению,

душевного равновесия.

Формирование умения вербально выражать свои чувства.

Занятие № 5-6 «Берег душевной непогоды».

Цель: обучение выражению негативных чувств социально- приемлемыми способами,

выяснение причин конфликтов, обучение конструктивным способам разрешения

конфликта.

Занятие № 7 «Море наших чувств».

Цель: тренировка навыков общения, эмоциональное сближение членов группы,

знакомство с социальными поведенческими стереотипами.

Занятие № 8 -9«Поляна ощущений».

Цель: эмоционально-телесное сближение родителя и ребенка; улучшение самочувствия

при межличностном общении; развитие эмпатии; развитие навыков социального

взаимодействия.

Задание № 10 «Волшебная страна доверия».

Цель: закрепление позитивного отношения к себе и своей семье.

Библиография

1.

Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. – СПб.,

2007.

2.

Андреева Т.В. Семейная психология. – СПб., 2005.

3.

Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников –

Речь, С- Петербург, 2008.

4.

Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. – М., 2001.

5.

Давыдова О.И., Богуславец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ. – М.,

2007.

6.

Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. – М.,

2002.

7.

Жедунова Л.Г., Можаровская И.А., Посысоев Н.Н. и др. Основы психологии семьи

и семейного консультирования. – М., 2004.

8.

Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М., 1986.

9.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб., 2005.

10. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми –Речь С- Петербург, 2006

11.

Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. – М., 2002.

12. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб., 2002

13. Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с

семьей. / Сб. Вестник образования. № 8, 2001.

14. Набойкина Е.Л. Сказки и игры с особым ребенком – СПб., Речь 2006

15. Семейный кодекс Российской Федерации. Новосибирск, 2006.

16. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Т.2 – М., 2000.

17. Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений. – М., 2000.

18. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с родителями, воспитывающими детей с

отклонениями в развитии. – М., 2000.

19. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П. и др. Азбука общения. – СПб.,

2003.

20. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. – Р-н-Д., 2003.

21. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная

психотерапия. – СПб., 2005.

22. Об опыте взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений Санкт-

Петербурга. Сборник / сост. Митрошина Н.П., Овечкина Т.А. – СПб., 2001.

23. Об итогах Всероссийского совещания «Право ребенка жить и воспитываться в семье:

проблемы и пути решения». / Сб. Вестник образования. № 8, 1999.



В раздел образования




Яндекс.Метрика