Напоминание

«Использование здоровьесберегающих образовательных технологий как условие повышения качества дошкольного образования».


Автор: Новикова Марина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ С(К) НШ - ДС № 2
Населённый пункт: Саха (Якутия) г.Нерюнгри
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: «Использование здоровьесберегающих образовательных технологий как условие повышения качества дошкольного образования».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное

учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными

возможностями здоровья специальная (коррекционная) начальная школа –

детский сад № 2 г. Нерюнгри

«Использование здоровьесберегающих

образовательных технологий как условие повышения

качества дошкольного образования».

Автор: Новикова Марина Ивановна

Цель:

Улучшить качество дошкольного образования посредством

использования здоровьесбрегающих технологий.

Задачи:

Укрепление физического здоровья и профилактика заболеваний.

Снижение отрицательного воздействия чрезмерной нагрузки на

психику.

Повышение умственной работоспособности.

Способствовать предотвращению утомляемости детей с ОВЗ.

Развивать у детей активный познавательный интерес к

образовательной деятельности.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы.

Проблема качества образования является весьма актуальной в

современных условиях реформирования системы образования. В качестве

основных ориентиров, определяющих качество современного дошкольного

образования, выступают следующие: удовлетворение потребности семьи и

ребенка в услугах дошкольного образовательного учреждения; благополучие

ребенка в детском саду; сохранение и необходимая коррекция его здоровья;

выбор учреждением образовательной программы и ее научно-методическое

обеспечение.

Современный уровень развития образовательной системы ставит

вопрос, как обеспечить высококачественное обучение дошкольника и

усвоение им знаний в объеме стандарта образования, не навредив его

здоровью.

Приступая к изучению данной проблемы, был проанализирован

медицинский мониторинг состояния здоровья дошкольников за три года и

получена следующая картина:

ГОД

ЗАБОЛЕВАНИЯ

НАРУШЕНИЯ

Костно-

мышечной

системы

Болезни

нервной

систем

ы

Органов

дыхани

я

ОРВ

Зрение

Осанки

Скалиоз

2010-2011

73,9%

88%

16,3%

65%

25,2%

79%

9%

2011-2012

86,1%

100%

18,8%

78,2%

31,7%

92%

11%

Сравнив результаты мониторинга, отмечена зависимость усвоения

программного материала от состояния здоровья воспитанников.

Полученные выводы побудили искать новые технологии повышения

качества

воспитания

и

обучения,

направленные

на

предотвращение

утомляемости во время образовательной деятельности и сохранения здоровья

воспитанников.

Одним

из

основных

условий

стало

использование

здоровьесберегающих технологий

,

которые позволяют организовать процесс

воспитания и обучения таким образом, чтобы ребенок

мог усваивать

культуру человечества без излишнего для каждого данного возраста

физического и психического напряжения, подрывающего здоровье.

Особенно это важно для детей с ограниченными возможностями

здоровья.

Работа по здоровьесбережению основана на следующих принципах:

«Не

навреди!»,

принцип

систематичности

и

последовательности,

непрерывности здоровьесберегающего процесса; системного чередования

нагрузок и отдыха.

Здоровьесберегающие технологии в непосредственно образовательной

деятельности:

Перед непосредственно образовательной деятельностью, обязательно,

проводится образовательная кинесиология – «гимнастика мозга»

методика П. Дениссона.

«Гимнастика мозга» представляет собой серию быстрых, приятных,

наполненных энергией действий, которые эффективны при подготовке

ребенка к специфическим координированным действиям.

Занятия

проводим с небольшой подгруппой детей или индивидуально.

На речевую и

мыслительную деятельность ребенка неоспоримое

влияние оказывает развитие мелкой моторики. Исходя из этого, в

образовательную деятельность включена пальчиковая гимнастика.

Выполняя различные пальчиковые упражнения, ребенок овладевает

двигательными умениями и навыками, у него развивается координация

движений, совершенствуется деятельность артикуляционных органов.

Использование

пальчиковых

игр

предполагает

системность

и

непрерывность, поэтому, кроме непосредственно образовательной

деятельности работу по развитию движений пальцев и всей кисти мы

проводим в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты, во

время прогулок ( занятия с песком, снегом, природным материалом), в

свободное для игр время детям предлагаются игры с различной крупой,

рисование пальчиками и подручным материалом (бумага, поролон,

различные печати и т.д.).

При первых признаках утомления в образовательной деятельности,

проводятся физкультминутки.

Наша

задача позволить ребенку

сменить позу, задействовать не включавшиеся в процесс деятельности

мышцы, расслабить работавшие. Физкультминутки используем под

стихотворные тексты, которые сочетаются с темой занятия. Такие

паузы

в

образовательном

процессе

помогают

дошкольникам

восстановить внимание и работоспособность, активизировать память,

снять напряжение и расслабиться. Важную роль в образовательной

деятельности имеет гибкость учебного процесса, смена статичного

положения и использование всего пространства групповой комнаты.

В конце непосредственно - образовательной деятельности используем

релаксацию.

Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое

мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического

напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и

произвольной, достигнутой в результате применения специальных

психофизиологических техник.

Существует

множество

различных

упражнений

для

релаксации:

упражнения для снятия телесного напряжения и повышения общего

тонуса, упражнения для расслабления шеи и плечевого пояса.

Упражнения для расслабления рук, ног, и т.д.. Упражнения для

релаксации используются как стихотворной форме, так и в текстовой.

Текстовые упражнения часто используем с музыкотерапией, применяя

для этого звуки природы, произведения И.С. Баха, В. Моцарта, Ф. Гойи

и др.

При

анализе

двух

летнего

опыта

работы

по

реализации

здоровьесберегающих технологий в непосредственно - образовательной

деятельности дошкольников с ОВЗ, были отмечены следующие параметры

результативности:

Уровень познавательной активности повысился;

Снижение заболеваемости (ОРВ, заболевания органов дыхания)

Вывод: наблюдается тенденция снижения числа заболеваний на 15,3%.

Повышение уровня усвоения программного материала:

Использование здоровьесберегающих технологий являются важным

аспектом в укреплении физического здоровья, профилактики заболеваний

и развитии у детей активного познавательного интереса к образовательной

деятельности.



В раздел образования




Яндекс.Метрика