Автор: Новикова Марина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ С(К) НШ - ДС № 2
Населённый пункт: Саха (Якутия) г.Нерюнгри
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: «Использование здоровьесберегающих образовательных технологий как условие повышения качества дошкольного образования».
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное
учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья специальная (коррекционная) начальная школа –
детский сад № 2 г. Нерюнгри
«Использование здоровьесберегающих
образовательных технологий как условие повышения
качества дошкольного образования».
Автор: Новикова Марина Ивановна
Цель:
Улучшить качество дошкольного образования посредством
использования здоровьесбрегающих технологий.
Задачи:
Укрепление физического здоровья и профилактика заболеваний.
Снижение отрицательного воздействия чрезмерной нагрузки на
психику.
Повышение умственной работоспособности.
Способствовать предотвращению утомляемости детей с ОВЗ.
Развивать у детей активный познавательный интерес к
образовательной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы.
Проблема качества образования является весьма актуальной в
современных условиях реформирования системы образования. В качестве
основных ориентиров, определяющих качество современного дошкольного
образования, выступают следующие: удовлетворение потребности семьи и
ребенка в услугах дошкольного образовательного учреждения; благополучие
ребенка в детском саду; сохранение и необходимая коррекция его здоровья;
выбор учреждением образовательной программы и ее научно-методическое
обеспечение.
Современный уровень развития образовательной системы ставит
вопрос, как обеспечить высококачественное обучение дошкольника и
усвоение им знаний в объеме стандарта образования, не навредив его
здоровью.
Приступая к изучению данной проблемы, был проанализирован
медицинский мониторинг состояния здоровья дошкольников за три года и
получена следующая картина:
ГОД
ЗАБОЛЕВАНИЯ
НАРУШЕНИЯ
Костно-
мышечной
системы
Болезни
нервной
систем
ы
Органов
дыхани
я
ОРВ
Зрение
Осанки
Скалиоз
2010-2011
73,9%
88%
16,3%
65%
25,2%
79%
9%
2011-2012
86,1%
100%
18,8%
78,2%
31,7%
92%
11%
Сравнив результаты мониторинга, отмечена зависимость усвоения
программного материала от состояния здоровья воспитанников.
Полученные выводы побудили искать новые технологии повышения
качества
воспитания
и
обучения,
направленные
на
предотвращение
утомляемости во время образовательной деятельности и сохранения здоровья
воспитанников.
Одним
из
основных
условий
стало
использование
здоровьесберегающих технологий
,
которые позволяют организовать процесс
воспитания и обучения таким образом, чтобы ребенок
мог усваивать
культуру человечества без излишнего для каждого данного возраста
физического и психического напряжения, подрывающего здоровье.
Особенно это важно для детей с ограниченными возможностями
здоровья.
Работа по здоровьесбережению основана на следующих принципах:
«Не
навреди!»,
принцип
систематичности
и
последовательности,
непрерывности здоровьесберегающего процесса; системного чередования
нагрузок и отдыха.
Здоровьесберегающие технологии в непосредственно образовательной
деятельности:
Перед непосредственно образовательной деятельностью, обязательно,
проводится образовательная кинесиология – «гимнастика мозга»
методика П. Дениссона.
«Гимнастика мозга» представляет собой серию быстрых, приятных,
наполненных энергией действий, которые эффективны при подготовке
ребенка к специфическим координированным действиям.
Занятия
проводим с небольшой подгруппой детей или индивидуально.
На речевую и
мыслительную деятельность ребенка неоспоримое
влияние оказывает развитие мелкой моторики. Исходя из этого, в
образовательную деятельность включена пальчиковая гимнастика.
Выполняя различные пальчиковые упражнения, ребенок овладевает
двигательными умениями и навыками, у него развивается координация
движений, совершенствуется деятельность артикуляционных органов.
Использование
пальчиковых
игр
предполагает
системность
и
непрерывность, поэтому, кроме непосредственно образовательной
деятельности работу по развитию движений пальцев и всей кисти мы
проводим в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты, во
время прогулок ( занятия с песком, снегом, природным материалом), в
свободное для игр время детям предлагаются игры с различной крупой,
рисование пальчиками и подручным материалом (бумага, поролон,
различные печати и т.д.).
При первых признаках утомления в образовательной деятельности,
проводятся физкультминутки.
Наша
задача позволить ребенку
сменить позу, задействовать не включавшиеся в процесс деятельности
мышцы, расслабить работавшие. Физкультминутки используем под
стихотворные тексты, которые сочетаются с темой занятия. Такие
паузы
в
образовательном
процессе
помогают
дошкольникам
восстановить внимание и работоспособность, активизировать память,
снять напряжение и расслабиться. Важную роль в образовательной
деятельности имеет гибкость учебного процесса, смена статичного
положения и использование всего пространства групповой комнаты.
В конце непосредственно - образовательной деятельности используем
релаксацию.
Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое
мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического
напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и
произвольной, достигнутой в результате применения специальных
психофизиологических техник.
Существует
множество
различных
упражнений
для
релаксации:
упражнения для снятия телесного напряжения и повышения общего
тонуса, упражнения для расслабления шеи и плечевого пояса.
Упражнения для расслабления рук, ног, и т.д.. Упражнения для
релаксации используются как стихотворной форме, так и в текстовой.
Текстовые упражнения часто используем с музыкотерапией, применяя
для этого звуки природы, произведения И.С. Баха, В. Моцарта, Ф. Гойи
и др.
При
анализе
двух
летнего
опыта
работы
по
реализации
здоровьесберегающих технологий в непосредственно - образовательной
деятельности дошкольников с ОВЗ, были отмечены следующие параметры
результативности:
Уровень познавательной активности повысился;
Снижение заболеваемости (ОРВ, заболевания органов дыхания)
Вывод: наблюдается тенденция снижения числа заболеваний на 15,3%.
Повышение уровня усвоения программного материала:
Использование здоровьесберегающих технологий являются важным
аспектом в укреплении физического здоровья, профилактики заболеваний
и развитии у детей активного познавательного интереса к образовательной
деятельности.