Напоминание

«Организационно-содержательные аспекты взаимодействия детского сада и семьи в развитии у дошкольников музыкально творческих способностей».


Автор: Шамрук Анна Сергеевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №216
Населённый пункт: город Уфа
Наименование материала: статья
Тема: «Организационно-содержательные аспекты взаимодействия детского сада и семьи в развитии у дошкольников музыкально творческих способностей».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование основ музыкальной культуры начинается в дошкольном

возрасте. Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на

общее

развитие:

формируется

эмоциональная

среда,

совершенствуется

мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

Дошкольный возраст является наиболее подходящим для развития музыкально-

творческих способностей. Этот возраст, по мнению психологов (Б.М.Теплов,

А.В.Запорожец), обладает типичными для детства особенностями: эмоциональной

отзывчивостью, интересом к увлекательно-творческим заданиям, интенсивностью

мышления, поэтому нужно учить детей активному восприятию, переживанию

музыкальных произведений, которые пробуждают в них творческие силы,

внутреннюю активность. Музыка, благодаря своим свойствам, может активно

воздействовать на развитие воображения, которое составляет основу творческой

способности. Проявление творческих способностей ребенка помогает ему

выявить свое понимание окружающего, отношение к нему, раскрыть внутренний

мир. Педагоги оценивают проявление творческих способностей в пении, ритмике,

игре на музыкальных инструментах.

Успех музыкального развития зависит от всего педагогического коллектива

дошкольного учреждения и от родителей, так как вне музыкальных занятий

имеются иные возможности обогащения детей музыкальными впечатлениями.

Привлечение родителей к участию в жизни детского сада позволяет

объединить

усилия

для

развития

и

воспитания

детей

и

осуществлять

взаимопомощь при решении возникающих проблем. Родителям при этом полнее

открывается жизнь ребенка в детском саду, а сотрудники ДОУ стремятся вовлечь

их

в

педагогический

процесс

и

сделать

участниками

всех

проводимых

мероприятий.

Дошкольное

учреждение

располагает

профессиональными

знаниями, чтобы помочь семье воспитывать и развивать ребенка, поддерживать и

укреплять родственные связи, приобщать к общечеловеческим ценностям. От

того, насколько образовательные услуги ориентированы на интересы семьи, во

многом зависит эффективность педагогической работы. Задача коллектива -

увеличить помощь семье и одновременно усилить ее ответственность за

воспитание подрастающего поколения.

В нашем детском саду используются такие формы работы с семьей (беседы

и консультации (видео и аудио в том числе), на которых родители получают

общие знания основ музыкального воспитания и развития ребенка, а на собраниях

знакомятся с возрастными особенностями, уровнем развития и задачами

воспитания на данном этапе). Родители как бы переходят из группы в группу

вместе со своими детьми. На консультациях, в личных беседах, в доступной

форме рассказываем о том, какое значение имеет музыкальное искусство в

умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании детей.

Слушание музыки дома убеждает родителей в том, что необходим уголок для

ребенка, где бы он мог играть и заниматься. Ненавязчиво даются советы, как

лучше наладить быт, как устроить уголок, создать домашнюю фонотеку, какие

покупать музыкальные игрушки, инструменты и как преподнести их ребенку.

Отмечается, какое значение для развития детей имеют телепередачи, проводится

разъяснение, как надо их слушать и смотреть, какие детские спектакли,

музыкальные фильмы доступны для восприятия ребенка дошкольного возраста.

Приходится говорить о том, какое влияние оказывает музыка на моральные

качества и принципы поведения человека, что воздействие музыки подчас бывает

более сильным, чем другие средства воспитания. В процессе работы выясняется,

что многих родителей интересует, что такое музыкальные способности, есть ли

они у ребенка, как он занимается, надо ли учит музыке. Родители узнают о

влиянии музыки на физическое развитие детей и о музыкально – ритмических

движениях как одном из видов деятельности.

Организуем тематические выставки для родителей, информация в них

дается очень кратко, конкретно и наглядно, работают выставки в течение

продолжительного времени.

Праздники особая любимая часть общей жизнедеятельности. Родители

полноправные участники таких действ - от идеи до воплощения:

обмен идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;

подготовка отдельных номеров;

помощь в оформлении помещения;

помощь в изготовлении сюрпризов, подарков;

пошив праздничных костюмов, подготовка реквизита;

Так мама Попова Кирилла играла курочку на детском утреннике. Родители

на праздниках исполняют песни, традиционным в ДОУ стало исполнение песен

родителей совместно с детьми на выпускных утренниках и конкурсах, а так же

родители танцуют вместе со своими детьми, играют в игры, эстафеты.

Родителем Кондрашовым Сергеем Владимировичем были изготовлены :

афиша для циркового развлечения, новогодние сани для сюрпризного момента,

(появления снегурочки), в изготовлении этих атрибутов родитель проявил свои

творческие возможности, и когда его дочка Анечка увидела изготовленные папой

атрибуты она была очень горда им.

Родители начинают принимать участие в утренниках уже с ясельной

группы. Так совместно с родителями прошли «Праздник молочка», «Магазин

игрушек», «Весеннее настроение».

Такой подход побуждает

к творческому сотрудничеству родителей,

родителей и детей, родителей и педагогов, родителей, детей и педагогов,

устраняет отчуждённость, вселяет уверенность. Решает многие проблемы.

Проходят в детском саду и конкурсы: “А ну-ка мамы”, где мамы

принимали участие в конкурсах вместе со своими детьми; «Мама , папа, я –

дружная семья» . В этом конкурсе участвовали все члены семьи. Родители

показали свои театральные возможности: семья Кулушевых инсценировала песню

«Лисы Алисы и кот Базилио», семья Архиповых «Жили у бабуси два веселых

гуся» Когда родители на глазах у детей демонстрируют свое умение петь,

танцевать, инсценировать, соревноваться, это полезно детям, так как создает

хороший эмоциональный настрой. С успехом прошли конкурсы на лучший

театральный костюм, театральную игрушку, «Сладости понарошку» (таким

образом, пополняется костюмами наша костюмерная).

Музыкальный салон. Одна из форм эстетического развития, духовного

общения педагогов, детей и родителей, сохранения лучших народных традиций и

обычаев.

В рамках этого педагогического проекта ребята и родители познакомились с

творчеством великих композиторов Камиля-Сен-Санса, П.И. Чайковского.

Ещё один вид работы это «Музыкальные встречи». Очень интересными,

полезными и радостными являются встречи с артистами театра, композиторами и

певцами. К каждой встрече готовимся заранее. Родители и дети готовят самые

интересующие их вопросы о творчестве, жизни музыканта, который должен быть

на встрече. Гость в свою очередь готовит небольшой рассказ о своей жизни, как

он стал музыкантов, или артистом. Исполняет свои произведения (если он

композитор), а если исполнитель, то показывает свой репертуар. Так на одну из

встреч к ребятам мы приглашали родителя одной из групп Сафиуллина Рима

Николаевича, который пришёл со своими учениками, они играли на башкирском

музыкальном инструменте кубыз. Ребята пополняли свои знания о народных

музыкальных инструментах, слушали их звучание, приобщились к народной

национальной

культуре.

Частый

гость

в

детском

саду

человек

оркестр

Миндигафур Миндиахметович Зайнетдинов, а также артисты Башкирской

Государственной филармонии.

Также в садике частые гости артисты театральной труппы «Лукоморье»,

«Дуслык» (в труппе работают наши бывшие родители).

В ДОУ работает свой семейный театр.

Семейный театр - форма

взаимодействия ДОУ с родителями, объединяющая всех членов семьи в целях

повышения уровня их ответственности за воспитание ребенка при поддержке

педагогов. Семейный театр, приобщая взрослых и детей к театральному

искусству,

повышает

уровень

эстетического

развития

детей

и

взрослых

(родителей и педагогов), пробуждает интерес к истории и культуре малой

Родины.

Наш опыт показывает: в процессе театральной деятельности (участие в

изготовлении костюмов, ширм, подготовка к театральным представлениям и т.д.)

устанавливаются тесные отношения между родителями и педагогами, что

является хорошим примером для детей. Для взрослых театральная деятельность -

источник

новых

знаний,

эмоциональных

переживаний.

Она

способствует

развитию адекватного восприятия действий ребенка, дает опыт совместных

переживаний, способствует осознанию своего места в системе ролевых, деловых,

межличностных связей, изменяет характер поведения, намерений, действий.

Привлекая родителей и подчеркивая успехи их детей, мы ненавязчиво

способствуем возрождению давней традиции устройства домашнего театра. Мы

хотим помочь родителям в организации семейных театральных представлений.

Развивая опыт «артистической и театральной» деятельности детей в дошкольном

учреждении и таким образом, повышая уровень самоуважения ребенка, который

начинает осознавать свою значимость в семье, умелость, эрудицию, что

благотворно сказывается на его развитии в целом.

Конечно, педагоги нашего детского являются руководителями семейного

театра, но мы не подавляем своим авторитетом участников процесса, а

поддерживаем их стремление к творчеству.

Сегодня в нашем детском саду с успехом прошли спектакли семейных

театров по сказке «Кошкин дом» (семьи Васильевых, Сайгиных, Макаровых,

Середа,

Красновых),

«Теремок»

(семьи

Апсатыевых,

Шайхуллиных,

Галимзяновых), «Заюшкина избушка» (семьи Бычхоз, Юсуповых). Ежегодно

проводятся «Театральные недели» с показом кукольных, теневых театров.

Мы надеемся, что наступит время, когда семьи будут самостоятельно

реализовать собственные творческие проекты, как в детском саду, так и дома.

В процессе нашей работы мы пришли к единому мнению, что театр - это

благодатная почва для воспитания и развития творческих способностей,

интеллекта, нравственных качеств личности ребенка. Театр создает хорошее

настроение, обогащает детей впечатлениями, вызывает у них разнообразные

эмоции, способствует их общему развитию и эстетическому воспитанию.

Наша театральная студия - театр «Фантазия» - это творческое

содружество детей и взрослых.

Семейные праздники. Мы хотим , чтобы жизнь детей в детском саду

была нарядной и яркой. Поэтому сами придумываем замечательные праздники.

«День матери», «День бабушек и дедушек»,игровые семейные конкурсы-

«Спортивная семья», «Музыкальная семья».»Семейное увлечение». Они создают

удивительную

атмосферу

духовного

единения

членов

семьи,

позволяют

естественно передавать младшему поколению семейные традиции, способствуют

установлению взаимопонимания между взрослыми (родителями, педагогами) и

детьми.

Такое взаимодействие способствует развитию способности проникать во

внутренний мир близкого человека, учат понимать состояние и настроение

партнера по общению (ребенок или взрослый), помогают взрослым лучше узнать

и понять мир детей.

Лектории. На занятиях лектория родители узнают, что, прежде всего

необходимо подготовить почву для воспитания музыкального интереса своим

вниманием к музыкальным занятиям и успехам детей, уместными советами и

собственным участием в этих занятиях. Беседы с родителями строим так, чтобы

они могли вызвать у слушателей уважение к музыке, понимание того, что музыка

не только развлечение, а величайшая сила, которая может заставить человека

любить и ненавидеть. Музыка поднимает человека, облагораживает его,

укрепляет его достоинство, веру

в свои внутренние силы, в своё большое

призвание. Прошли лектории на тему: «Музыкально ритмические движения с

детьми», «Музыкальные игры со словами».

С удовольствием принимают родители участие в комплексных занятиях.

В

рамках

городского

семинара

для

старших

воспитателей

на

тему

«Лингвистическое воспитание в ДОУ» прошел «Экологический ринг», где

соревновались дети и родители. Родители и дети отвечали на вопросы,

разгадывали кроссворды, пели песни, водили хороводы. Получился большой и

красивый праздник, где взрослые и дети получили удовлетворение от общения и

обмена информации.

Проводимая работа позволяет значительно повысить активность родителей

в вопросах музыкального воспитания. Они проявляют интерес к тому, каковы

успехи ребенка в детском саду, как организовать его досуг дома, использовать с

этой целью технические средства. Совместно с семьей удается сформировать

устойчивый

интерес

к

музыкальной

деятельности

у

большинства

детей,

повышается уровень музыкального развития. Сложившаяся система работы

создает

предпосылки

для

дальнейшего

совершенствования

музыкального

воспитания детей.

«Организационно-содержательные аспекты взаимодействия

детского сада и семьи в развитии у дошкольников

музыкально творческих способностей».

Подготовила музыкальный руководитель

Шамрук А.С.



В раздел образования




Яндекс.Метрика