Автор: Альтах Екатерина Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: СП №2 Детского сада №152 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: Проект для детей подготовительной группы
Тема: «Воспитываем маленьких патриотов»
Раздел: дошкольное образование
Проект для детей подготовительной группы ДОУ. Тема:
«Воспитываем маленьких патриотов»
Подготовили:
воспитатели: Альтах Екатерина
Сергеевна
Тип проекта:
Информационно - исследовательский - творческий.
Сроки реализации:
долгосрочный.
Актуальность темы:
Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия,
Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее,
кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей
державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много
знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего
дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с
большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно-
патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он
является ее сыном, значит Россия для него
–
Родина.
Гипотеза:
Любовь к Родине
–
самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство. Чтобы
стать патриотом, человек должен ощутить духовную связь со своим народом,
принять его язык, культуру. Родная культура, как отец и мать, должны стать
неотъемлемой частью души ребенка. помня об этом, мы стремимся воспитать у
детей любовь и уважение к столице Родины, к народным традициям, фольклору, к
природе.
Цель:
Воспитание у детей любви к большой, многонациональной Родине – России.
Создание условий для зарождения гражданственности и патриотических чувств по
отношению к своей Родине.
Задачи:
1. Пополнить, уточнить и закрепить представления детей о стране - Росии,
ее символике, столице, природных богатствах, культуре, народах, традициях,
праздниках.
2. Дать представление о понятии -Малая Родина. Учить любить своих родителей,
дом, город, страну.
3. Воспитывать любовь и уважения к своей национальности, толерантного и
уважительного отношения к представителям других народов населяющих Россию,
способствовать формированию у детей понятия о том, что все мы едины,
несмотря на разрез глаз и цвет кожи, у всех нас одна, неделимая Отчизна.
4. Воспитывать чувство гордости за свою Родину;
5. Способствовать зарождению патриотических чувств.
Участники проекта:
1. Дети подготовительной группы .
2. Воспитатели.
3. Родители.
Ожидаемый результат:
После завершения проекта дети будут знать:
- символику России (флаг, герб, гимн России).
- Природу родных мест, любоваться природой, бережно относиться к ней.
- Четыре – пять народов живущих на Земле, их быт, традиции,
-Климатические и природные условия.
Вопросы, направляющие проект
:
Основополагающий вопрос:
- Что такое Россия?
Проблемные вопросы по теме:
- Какая природа в России?
- Месторасположение России на карте?
- Символика России?
- В России живут люди разных национальностей.
Методы:
1. Метод проблемных вопросов;
2. Метод анализа;
3. Метод игрового моделирования;
4. Метод беседы, и др.
Продукты проекта:
Центр патриотического воспитания в группе,
Лэпбук «Россия – знаем, любим, гордимся!»;
Тематические иллюстрированные альбомы.
Коллекция тематических слайдовых презентаций.
Этапы реализации проекта
1
этап
– Подготовительный
1.
Ввод в игровую ситуацию (приглашение в путешествию по России).
2.
Формирование проблемы: «Что мы знаем о
России?» 3.Подведение к формированию задач:
-знакомство с природными зонами России;
-познакомить с растительным и животным миром средней полосы России;
-познакомить с народными традициями и культурой России;
-узнать об особенностях русского костюма;
-иметь представление о промыслах и основных элементах узоров; народном
фольклоре;
-принять участие в русских народных играх и состязаниях;
-отразить впечатления в продуктах в своей деятельности;
-познакомить с природными богатствами и с главным городом России;
-познакомить с понятием «Малая Родина»
2
этап
- Основной
Организация деятельности детей в соответствии с перспективным
планом реализации проекта;
Совместная работа с родителями;
Оформление в группе центра патриотического воспитания;
Изготовление лэпбука «Россия – знаем, любим, гордимся!».
3 этап
- Заключительный
Презентация проекта.
Награждение благодарственными грамотами, детей и родителей принявших самое
активное участие в работе над проектом.
Релаксация .
Реализация проекта через различные виды деятельности.
Познавательное развитие
Непосредственная образовательная деятельность, беседы с показом слайдовых
презентаций или иллюстраций:
«Наша страна Россия»;
«Москва-столица нашей Родины»;
«История Московского Кремля»;
«Народы России» ;
«День народного Единства»;
«Климатические зоны России»;
«Природа России»;
«Голубые реки России»;
«Государственные символы России: герб, флаг, гимн»;
«День Победы»;
«Наша армия»;
«Магнитогорск - моя малая Родина»;
«Растительный и животный мир средней полосы Росии»;
«Животный мир средней полосы России»;
«Белая береза – символ России».
Дидактические игры:
«Найди флаг России»,
"Узнай наш герб",
«Найди среди гербов разных стран, герб России»,
«Чей костюм»,
«Мир профессии»,
" С какого дерева
листок", "Когда это
бывает".
Речевое развитие
Обучение рассказыванию
«Главный город нашей страны»;
«Города России»;
«Какие народы живут в России»;
«Богатства России»;
«Богатыри земли русской»
«Русские народные промыслы»;
«Моя малая Родина»;
Чтение рассказов, сказок, стихов:
«Что я видел»
Б.Житков;
"Родина"Александрова;
«История России в рассказах для детей» (отдельные главы) А. Ишимова;
«Ёлка»В. Сутеев;
«Две березы» Т.А.Шорыгина;
«Прогулка» С. Михалков;
«Конек горбунек» Ершлов;
«Как аукнется, так и откликнется» р.н.с.;
«Заяц- хваста» р.н.с.;
«Царевна – лягушка» р.н.с.;
«Лисичка сестричка и серый волк» р.н.с.;
«Снегурушка и лиса» р.н.с.;
«Сивка – бурка» р.н.с.;
«Хаврошечка» р.н.с.;
«Колосок» р.н.с.
Заучивание стихов:
«Кремлевские звезды» С.Михалков;
«Лучше нет родного края»П. Воронько;
«Родная земля» Г.Ладоньщиков;
«Родина» В.Семерин;
«Родная земля» П.Синявский
Заучивание пословиц, поговорок, небылиц.
Художественно-эстетическое развитие
Рисование:
Спасская башня Кремля";
«Флаг России»;
«Белоствольная береза»;
«Городецкая роспись»;
«Дымково. Нарядная барышня»;
«Русский национальный костюм»;
«Наша нарядная елка».
«Ветка рябины»;
«Портреты членов семьи»;
«Гжель»;
«Кукла в национальном костюме»;
«Хохлома»;
«Мой дом»;
«Салют Победы».
Лепка:
«Дары русского леса. Корзина с грибами ягодами»;
«Сказочный образ Снегурочки»;
«Животные России»;
«Пограничник с собакой»
«Птицы»
Аппликация и художественный труд.
Открытки для самых близких к праздникам.
Кукла «Кувадка»
«Чудесные превращения шишки»;
«Цветущий сад»;
Слушание песен и музыки:
«Во поле береза стояла»,
«Осенняя песня»,
«Урожайная»,
«Елочка красавица»,
"Зимушка прощальная".
«Гимн России»,
«Русская народная музыка».
Физическое развитие.
Русские народные подвижные игры:
«Гуси – лебеди»,
«Краски»,
«Пятнашки»,
«У медведя во бору»,
«Палочка выручалочка»,
«День – ночь», и др.
Социально коммуникативное развитие.
Экскурсии:
Экскурсия по улицам родного
села; Экскурсия в библиотеку
Экскурсия к памятнику «Тыл-фронту»;
Сюжетно -ролевые игры:
«Семья»;
«Путешествие по стране на автобусе»;
«Улицы города»;
«Профессии» и др.
Инсценировка русских народных сказок:
«Колобок»,
«Три медведя»,
«Гуси – лебеди»,
«Теремок» и т.д.
Взаимодействие с родителями
Консультация для родителей «Проектная деятельность в детском
саду». Помощь в подборке материала к лэпбуку «Наша Родина –
Россия».
Консультация «Роль родителей в формировании патриотических чувств».
Консультация «Какие русские народные сказки читать детям?».
Консультация «Ребёнок и его Родина».
Помощь родителей в подборе мультфильмов и настольных игр о России.
Совместное с детьми чтение книг о России.
Перспективное планирование работы с детьми по проекту в подготовительной
группе
Сентябрь
1. Беседа «Наша Родина-Россия» (приложение №1);
2. Беседа «Главный город нашей страны» (приложение№2);
3. Беседа «Москва-столица России» (приложение№3);
4. Беседа «Природа России» (приложение №4);
5. Чтение стихотворения Александровой «Родина»;
6. НОД «Города России» (приложение №5);
7. Рассматривание иллюстраций «Главный город нашей страны»;
8. Чтение главы из книги Б.Житкова «Что я видел»;
9. Экскурсия по улицам родного села;
10. Рисование «Спасская башня Кремля».
Октябрь
1. Беседа «Государственные символы России: герб, флаг, гимн» (приложение №6);
2. НОД «История Московского Кремля» (приложение №7);
3. Беседа «Ташла - моя малая Родина»;
4. Рассматривание иллюстраций «Природа Оренбургской области»;
5. «Белая береза – символ России» (приложение № 8);
6. Чтение художественной литературы . Чтение Т.А. Шорыгиной «Две березы»;
7. Заучивание стихотворения «Кремлевские звезды» С.Михалков;
8.
Экскурсия в краеведческий музей.
9. Рисование «Флаг России»;
10. Рисование «Белоствольная береза».
Ноябрь
1. НОД «Какие народы живут в России»
2. Праздник «День народного единства» ;
3. Чтение «История России в рассказах для детей» (отдельные главы) А. Ишимова;
4. Чтение русской народной сказки «Заяц- хваста»
5. Знакомство с городецкой росписью. Приемы выполнения элементов
цветочного узора в городецкой росписи;
6. Знакомство с дымковской игрушкой (приложение №10)
7. Декоративное рисование «Нарядная барышня»;
8.
Знакомство со старинными игрушками изготовление куклы «Кувадки»;
9. Рассказывание русской народной сказки «Царевна – лягушка»;
10.
Лепка «Дары русского леса. Корзина с грибами ягодами»;
Декабрь
1. Беседа «Климатические зоны России»
2. Беседа «Русский национальный костюм»
3. Рисование «Русский национальный костюм»;
4. Рассматривание иллюстраций «Голубые реки России»
5. Чтение художественной литературы «Прогулка» С. Михалков;
6. Чтение сказки «Ёлка» В. Сутеев;
7. Познавательная беседа «Новогодние традиции»;
8. Заучивание стихотворения «Лучше нет родного края» П. Воронько;
9. Рисование «Наша нарядная елка»;
10.
Лепка «Сказочный образ Снегурочки»;
Январь
1. Чтение «Народные праздники на Руси»;
2. Беседа «Богатства России»;
3.
Лепка сказочного образа Снегурочки;
4. Животный мир средней полосы России
5. Чтение художественной литературы « История России в рассказах для
детей» (отдельные главы) А. Ишимова;
6. Рассказывание русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк»;
7. Дидактическая игра «Чей костюм?»;
8. Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, Родина моя»;
9. Рисование «Ветка рябины»;
10. Лепка «Животные России».
Февраль
1. Познавательная беседа «Наша армия».;
3. Чтение русской народной сказки «Сивка-бурка»;
4. «Богатыри земли русской»;
5. Заучивание стихотворения «Родная земля» Г.Ладоньщиков;
6. Рисование «Портреты членов семьи»;
7.
Лепка «Пограничник с собакой».
Март
1. НОД «Русские народные промыслы»
2. Беседа «Русские народные инструменты»
3. Народные праздники на Руси: « Масленица»;
4. Чтение художественной литературы: сказка П.Ершова «Конек-горбунок»;
5. Знакомство с искусством гжельской росписи. Декоративное рисование «
Гжельские узоры»
6. Заучивание стихотворения «Родина» В.Семерин;
7. Разучивание стихотворений к маминому празднику;
8.
Лепка «Птицы».
Апрель
1. Беседа «Моя малая Родина»;
2. Беседа «Растительный и животный мир средней полосы России (Приложение
№ 18)»;
3. Заучивание стихотворения «Родная земля» П.Синявский;
4. Чтение художественной литературы. История России в рассказах для
детей» (отдельные главы);А. Ишимова;
5.
Рассказывание русской народной сказки "Хаврошечка";
6. Викторина «Родина моя»;
7. Дидактическая игра «Узнай наш флаг (герб)»;
8. Знакомство с хохломской росписью Декоративное рисование «Золотая
хохлома» (приложение
10. Коллективная аппликация «Цветущий сад».
Май
1. Праздник «9 Мая - День Победы»;
2. Рисование на тему «Спасская башня Кремля»;
3. Беседа «Города- Герои»;
4. Экскурсия к памятникам боевой славы земляков;
5. Чтение художественной литературы;
6.
Чтение русской народной сказки «Колосок».
7. Рисование "Мой дом";
8. Рисование «Салют Победы».
9. Презентация проекта.
Подвижные, дидактические, сюжетно - ролевые игры , инсценировки сказок в течении
года.
Итоги проекта
1. В ходе проекта, ребята стали интересоваться историей своей страны, гордиться
Россией. Ребята познакомились с историей России, образованием государства,
расширились знания детей о народах, проживающих на территории России,
закрепили знания о символике Российской Федерации, её значении. У детей
расширились знания о столице России, памятниках культуры, более детально
изучили Кремль, его башни
–
от чего они получили своё название. Дети с
удовольствием изучали карту России, искали различные города, изучали животных
проживающих на территории Р.Ф, с помощью красной книга России ребята
познакомились с исчезающими видами животных. С удовольствием изучали
гжельскую роспись, хохлому, Дымковскую роспись, расширяли знания о матрёшке.
Продолжили знакомство с устным народным творчеством, русскими народными
инструментами. Закрепили знания о русских народных праздниках и о
государственных праздниках России. Приобщение детей к истории и культуре
русского народа открывает им удивительный, прекрасный мир старины, что
способствует воспитанию у детей патриотических чувств, воспитания уважения к
традициям и культуре своего народа и толерантного отношения к традициям и
культуре других народов. От того, какими глазами ребенок увидел окружающее, от
того, что поразило его воображение, от того, какие уроки извлек он из объяснений о
событиях современности и историческом прошлом страны, зависит и становление
личности гражданина. Вот почему нужно помогать ребенку, открывать историческое
прошлое и настоящее нашей Родины.
Наши ребята приняли участие в районных
мероприятиях. Форум-фестиваль «Молоко 2016»;
Конкурс патриотической песни «Долг! Честь!
Родина!»; Районный «День детства»;
Акция «Вальс Победы»;
Акция «Георгиевская лента»;
Участие в районном параде посвященном Дню Победы.