Автор: Немова Оксана Владимировна
Должность: Учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия 1" Ковылкинского муниципального района
Населённый пункт: Г. Ковылкино Республика Мордовия
Наименование материала: Статья
Тема: Школьный музей как становление гражданской личности
Раздел: среднее образование
«Школьный музей и его роль в гражданском становлении личности»
В соответствии с Историко-культурным стандартом, ФГОС и
Стратегией развития воспитания РФ на период до 2025 г. одной из задач
школьного исторического образования провозглашены «знание истории
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества».
К личностным результатам освоения школьниками истории Стандарт
относит « воспитание российской гражданской идентичности, в том числе за
счет расширения поисковой музейно-краеведческой деятельности
школьника».
В связи с поставленными задачами, важнейшая роль отводится музею,
который не только способствует сохранению культурного и природного
наследия, но и играет большую роль в духовно-нравственном развитии
подрастающего поколения. Занятия в музее учат школьников видеть
историко-культурный контекст вещей, способствуют умению
реконструировать образы соответствующей эпохи на основе общения с
культурным наследием, формируют уважение к другим культурам,
готовность понимать и принимать систему гуманистических ценностей.
Школьный музей призван способствовать формированию у
подрастающего поколения гражданско-патриотических качеств, любви к
Отечеству и уважения к своему народу, чувства ответственности перед
Родиной, за свой край за его прошлое и настоящее.
Большое значение в данном вопросе отводиться проблеме
преемственности поколений, позволяющей сохранить свою национальную
самобытность, культуру и возможность мирного сосуществования
многонационального российского народа.
В своей педагогической деятельности я стараюсь реализовать
поставленные задачи, обращаясь к возможностям музейной педагогики для
создания условий успешной социализации учеников. А для обеспечения
эффективности педагогического процесса считаю, что лучше использовать
взаимосвязь собственного опыта учителя и учащегося.
Важнейшей педагогической целью признается развитие способности
личности к творчеству, к самостоятельному осмыслению нестандартных
ситуаций в своей личной жизни и профессиональной сфере. Обращение к
ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой
культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое
пространство, что создаёт почву для осознания им себя как субъекта
культуры.
В ходе реализации поставленных задач возникла идея создания
школьного музея, который позволит реализовать условия социального
партнёрства и успешной социализации личности. Собрав неравнодушных
ребят, мы начали строить свою работу на основе поисково-краеведческой
деятельности. Экспедиции, встречи с интересными людьми, создание «Книги
памяти о ветеранах В.О.В» и другие интересные формы работы позволили
увлечь ребят, дать возможность формирования и проявления личностных
компетенций. Накопленный материал позволил создать в 2011 году в школе
музей «Боевая Слава».
На основе работы школьного музея, мною было выделено главное
направление деятельности - создание базы социального партнерства,
включение в систему работы музея агентов первичной и вторичной
социализации, цель которых является оказание личностного влияния на
формирование взглядов и представлений молодого поколения.
В качестве агентов первичной социализации выступает семья и род.
Основными направлениями деятельности стало создание проекта
«Класс+» . Цель - создание условий для совместной поисково-
исследовательской деятельности учащихся и их родителей в рамках
деятельности школьного музея и классного коллектива. В рамках этого
проекта была реализована программа «Под крышей дома твоего», «Книга
памяти», акция «Помним».
Уровень вторичной социализации включает в себя совместные проекты
с общественными организациями по реализации общественно-полезной
деятельности.
В настоящее время действует экспозиция музея, которая включает 10
стационарных стендов:
У истоков. Стенд посвящен участнику Октябрьской
социалистической революции и первому директору школы Якову
Федоровичу Федянину. Представлены фотоматериалы.
История нашей школы. Рассказ о организации и деятельности нашей
школы с момента создания до сегодняшнего дня.
Память за собою позови. Материал рассказывает о жителях
микрорайона участвовавших в Великой Отечественной войне. Создана
Книга памяти, содержащая жизненный путь наших ветеранов.
Люди бессмертного подвига
.
Воспоминания участников Великой
Отечественной войны 1941-1945гг. Творческие работы учащихся.
Вспомним всех поимённо.Стенд, посвящённый уроженцам
Ковылкинского района, участникам ВеликойОтечественной войны.
Эвакогоспиталь №1629 .Из истории школы в период военных лет.
Вы героями останетесь навечно. Биографии тружеников тыла
Великой Отечественной войны, ковавшие победу.
Солдат войны не выбирает. На стенде участники горячих точек,
выполнявших воинский долг в Афганистане, Чечне.Пример для
патриотического и гражданского воспитания учащихся.
Судьбу посвящаю армии.Выпускники школы, посвятившие жизнь
армии.
Учитель, пред именем твоим.Творческая деятельность выпускницы
школы и учителя изобразительных работ С.П.Фомичёвой.
Самыми интересными экспонатами считаем: Мемориальная плита
«Эвакогоспиталь №1629»; коллекция наград Великой Отечественной войны
1941-1945гг; книга «Искра» от 1932 года; фотоархив школы 1966 по 2016
год; модели боевой техники периода В.О. войны (полномасштабный макет
ручного пулемёта П-27 (Дегтярёва Пехотный обр. 1927г.)
В ходе реализации проекта увеличилось количество учащихся
охваченных данным видом деятельности. Возрос уровень проектных и
исследовательских работ. Наша деятельность отмечена дипломами и
грамотами на муниципальном, республиканском, всероссийском уровне.
Из активистов нашей школы создана группа экскурсоводов, которые в
течение всего учебного года проводят интересные экскурсии для учащихся
разного возраста. Школьный музей стал центром патриотического
воспитания в школе.
Наш школьный музей осуществляет взаимодействие внутри
образовательного учреждения и связь учреждения с общественными
организациями. Систематически происходит сбор материалов о жителях
микрорайона, участниках боевых действий. Проводятся вечера встреч с
участниками локальных войн совместно с участниками локальных войн
«Боевое братство». В музее реализуется национально-региональный
компонент в рамках курса «История Отечества» – историческое краеведение
по темам:
«
Октябрьская социалистическая революция 1917г.»,
«
Герои
Советского Союза – наши земляки»,
«
Афганская война».
Ежегодно в рамках школьного музея проводятся наиболее интересные
формы. Среди них: экспедиции группы «ПОИСК», участие в научно-
практических конференциях «Культура Мордовии: прошлое, настоящее,
будущее», ведутся совместные проекты с городским музеем и др.
В результате проделанной работы, в 2016году на региональном этапе
школьный музей « Боевая Слава»занял 3 место в общественно-значимом
проекте Приволжского федерального округа «Победа».
В ходе реализации данного проекта были определены наиболее
эффективные технологии в учебной и воспитательной деятельности.
Технология проблемно-деятельностного обучения в рамках музейной
педагогике выявила возможность проявления и оценки нравственных
критериев развития личности, толерантности, гражданственности,
способности к ведению «диалога культур». Также данная технология
выявляет способность к коллективной и индивидуальной деятельности,
возможность построения своей личностной категории развития.
Таким образом, исследуя новые подходы в учебной и вне учебной
работе на основе деятельности школьного музея, мне удалось решить
следующие проблемы:
Мотивация учащихся к познавательной деятельности на уроках и
вне школьной практики;
Повышение гражданской активности учащихся через участие в
социальном проектировании;
Создание системы социального партнерства для самореализации
учащихся.
Немова О.В.