Напоминание

Школьный музей как становление гражданской личности


Автор: Немова Оксана Владимировна
Должность: Учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия 1" Ковылкинского муниципального района
Населённый пункт: Г. Ковылкино Республика Мордовия
Наименование материала: Статья
Тема: Школьный музей как становление гражданской личности
Раздел: среднее образование





Назад




«Школьный музей и его роль в гражданском становлении личности»

В соответствии с Историко-культурным стандартом, ФГОС и

Стратегией развития воспитания РФ на период до 2025 г. одной из задач

школьного исторического образования провозглашены «знание истории

культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов

России и человечества».

К личностным результатам освоения школьниками истории Стандарт

относит « воспитание российской гражданской идентичности, в том числе за

счет расширения поисковой музейно-краеведческой деятельности

школьника».

В связи с поставленными задачами, важнейшая роль отводится музею,

который не только способствует сохранению культурного и природного

наследия, но и играет большую роль в духовно-нравственном развитии

подрастающего поколения. Занятия в музее учат школьников видеть

историко-культурный контекст вещей, способствуют умению

реконструировать образы соответствующей эпохи на основе общения с

культурным наследием, формируют уважение к другим культурам,

готовность понимать и принимать систему гуманистических ценностей.

Школьный музей призван способствовать формированию у

подрастающего поколения гражданско-патриотических качеств, любви к

Отечеству и уважения к своему народу, чувства ответственности перед

Родиной, за свой край за его прошлое и настоящее.

Большое значение в данном вопросе отводиться проблеме

преемственности поколений, позволяющей сохранить свою национальную

самобытность, культуру и возможность мирного сосуществования

многонационального российского народа.

В своей педагогической деятельности я стараюсь реализовать

поставленные задачи, обращаясь к возможностям музейной педагогики для

создания условий успешной социализации учеников. А для обеспечения

эффективности педагогического процесса считаю, что лучше использовать

взаимосвязь собственного опыта учителя и учащегося.

Важнейшей педагогической целью признается развитие способности

личности к творчеству, к самостоятельному осмыслению нестандартных

ситуаций в своей личной жизни и профессиональной сфере. Обращение к

ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой

культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое

пространство, что создаёт почву для осознания им себя как субъекта

культуры.

В ходе реализации поставленных задач возникла идея создания

школьного музея, который позволит реализовать условия социального

партнёрства и успешной социализации личности. Собрав неравнодушных

ребят, мы начали строить свою работу на основе поисково-краеведческой

деятельности. Экспедиции, встречи с интересными людьми, создание «Книги

памяти о ветеранах В.О.В» и другие интересные формы работы позволили

увлечь ребят, дать возможность формирования и проявления личностных

компетенций. Накопленный материал позволил создать в 2011 году в школе

музей «Боевая Слава».

На основе работы школьного музея, мною было выделено главное

направление деятельности - создание базы социального партнерства,

включение в систему работы музея агентов первичной и вторичной

социализации, цель которых является оказание личностного влияния на

формирование взглядов и представлений молодого поколения.

В качестве агентов первичной социализации выступает семья и род.

Основными направлениями деятельности стало создание проекта

«Класс+» . Цель - создание условий для совместной поисково-

исследовательской деятельности учащихся и их родителей в рамках

деятельности школьного музея и классного коллектива. В рамках этого

проекта была реализована программа «Под крышей дома твоего», «Книга

памяти», акция «Помним».

Уровень вторичной социализации включает в себя совместные проекты

с общественными организациями по реализации общественно-полезной

деятельности.

В настоящее время действует экспозиция музея, которая включает 10

стационарных стендов:

У истоков. Стенд посвящен участнику Октябрьской

социалистической революции и первому директору школы Якову

Федоровичу Федянину. Представлены фотоматериалы.

История нашей школы. Рассказ о организации и деятельности нашей

школы с момента создания до сегодняшнего дня.

Память за собою позови. Материал рассказывает о жителях

микрорайона участвовавших в Великой Отечественной войне. Создана

Книга памяти, содержащая жизненный путь наших ветеранов.

Люди бессмертного подвига

.

Воспоминания участников Великой

Отечественной войны 1941-1945гг. Творческие работы учащихся.

Вспомним всех поимённо.Стенд, посвящённый уроженцам

Ковылкинского района, участникам ВеликойОтечественной войны.

Эвакогоспиталь №1629 .Из истории школы в период военных лет.

Вы героями останетесь навечно. Биографии тружеников тыла

Великой Отечественной войны, ковавшие победу.

Солдат войны не выбирает. На стенде участники горячих точек,

выполнявших воинский долг в Афганистане, Чечне.Пример для

патриотического и гражданского воспитания учащихся.

Судьбу посвящаю армии.Выпускники школы, посвятившие жизнь

армии.

Учитель, пред именем твоим.Творческая деятельность выпускницы

школы и учителя изобразительных работ С.П.Фомичёвой.

Самыми интересными экспонатами считаем: Мемориальная плита

«Эвакогоспиталь №1629»; коллекция наград Великой Отечественной войны

1941-1945гг; книга «Искра» от 1932 года; фотоархив школы 1966 по 2016

год; модели боевой техники периода В.О. войны (полномасштабный макет

ручного пулемёта П-27 (Дегтярёва Пехотный обр. 1927г.)

В ходе реализации проекта увеличилось количество учащихся

охваченных данным видом деятельности. Возрос уровень проектных и

исследовательских работ. Наша деятельность отмечена дипломами и

грамотами на муниципальном, республиканском, всероссийском уровне.

Из активистов нашей школы создана группа экскурсоводов, которые в

течение всего учебного года проводят интересные экскурсии для учащихся

разного возраста. Школьный музей стал центром патриотического

воспитания в школе.

Наш школьный музей осуществляет взаимодействие внутри

образовательного учреждения и связь учреждения с общественными

организациями. Систематически происходит сбор материалов о жителях

микрорайона, участниках боевых действий. Проводятся вечера встреч с

участниками локальных войн совместно с участниками локальных войн

«Боевое братство». В музее реализуется национально-региональный

компонент в рамках курса «История Отечества» – историческое краеведение

по темам:

«

Октябрьская социалистическая революция 1917г.»,

«

Герои

Советского Союза – наши земляки»,

«

Афганская война».

Ежегодно в рамках школьного музея проводятся наиболее интересные

формы. Среди них: экспедиции группы «ПОИСК», участие в научно-

практических конференциях «Культура Мордовии: прошлое, настоящее,

будущее», ведутся совместные проекты с городским музеем и др.

В результате проделанной работы, в 2016году на региональном этапе

школьный музей « Боевая Слава»занял 3 место в общественно-значимом

проекте Приволжского федерального округа «Победа».

В ходе реализации данного проекта были определены наиболее

эффективные технологии в учебной и воспитательной деятельности.

Технология проблемно-деятельностного обучения в рамках музейной

педагогике выявила возможность проявления и оценки нравственных

критериев развития личности, толерантности, гражданственности,

способности к ведению «диалога культур». Также данная технология

выявляет способность к коллективной и индивидуальной деятельности,

возможность построения своей личностной категории развития.

Таким образом, исследуя новые подходы в учебной и вне учебной

работе на основе деятельности школьного музея, мне удалось решить

следующие проблемы:

Мотивация учащихся к познавательной деятельности на уроках и

вне школьной практики;

Повышение гражданской активности учащихся через участие в

социальном проектировании;

Создание системы социального партнерства для самореализации

учащихся.

Немова О.В.



В раздел образования




Яндекс.Метрика