Автор: Еремчева Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №20"
Населённый пункт: г. Иваново, Ивановская область
Наименование материала: Урок + презентация
Тема: Конспект урока русского языка в 3 классе "Правописание предлогов и приставок"
Раздел: начальное образование
Урок русского языка в 3 классе по теме
«Правописание предлогов и приставок».
Цель урока: способствовать развитию умений распознавать приставки и
предлоги, находить их в тексте, правильно употреблять их в речи и писать.
Задачи:
Образовательные:
1.
ознакомление с отличительными признаками приставок и предлогов;
2.
формирование навыков правильного написания предлогов и приставок;
3.
формирование коммуникативных умений учащихся (включение в
беседу, умение слушать и слышать друг друга)
Развивающие:
1.
развитие логического мышления;
2.
развитие зрительного внимания;
3.
развитие умения ориентироваться в пространстве
Воспитательные:
1.
учить взаимопомощи в трудных ситуациях;
2.
воспитывать дисциплинированность, аккуратность , активность.
Ход урока.
1.
Мотивация к учебной деятельности.
- Мне очень приятно видеть, что в ваших глазах зажглись лучики
любознательности, и вы готовы меня слушать и сшышать.
- А начнем мы урок с этих строк.
Слайд 1. На уроке будь старательным,
Будь спокойным и
внимательным.
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все понятно.
Если хочешь отвечать ,
Надо руку поднимать.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
А помочь захочешь другу –
Подними спокойно руку.
- А девиз нашего урока:
Слайд 2. Узнавай новое.
Пиши без ошибок.
2.
Актуализация знаний. Определение темы.
Слайд 3. (С)крыши (с)бросили снег.
-Прочитайте предложение. Нужно записать его правильно.
-Чем являются данные в скобках записи?
( приставками и предлогами)
Где приставка? Где предлог?
Кто бы нам понять помог?
3.
Постановка темы урока.
- Чему будем учиться на уроке?
(распознавать предлоги и приставки, правильно их писать)
-Если есть одинаковые предлоги и приставки, то как их различать?
-Давайте искать ответы на этот вопрос.
4.
Открытие нового знания. ( Составление алгоритма отличия
предлога и приставки)
Слайд 4. Отвечаем на вопросы.
1.
Что такое приставка?
2.
Что такое предлог?
3.
Чем различаются приставка и предлог?
Приставка
Предлог
1.Часть слова
2.Стоит перед корнем
3.Пишется со словами слитно
4.Служит для образования новых
слов
5.Часто употребляется с глаголами
1.Часть речи
2.Пишется со словами раздельно
3.Служит для связи слов в
предложении
4.Не употребляется с глаголами
- Ну а теперь вернемся к нашему предложению.
-Найдите слово с приставкой.
-Как найти приставку в слове?
(надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой)
-С какой частью речи дружит приставка?
( с глаголом)
-Докажите. Задайте вопрос.
( что сделали? Сбросили –это глагол)
Вывод: значит с – это приставка и пишется слитно.
Часто употребляется с глаголами. ( поставить табличку в плакат)
-Найдите слово с предлогом
( с крыши)
-Может кто-нибудь из вас доказать всем что это предлог?
(между предлогом и словом можно поставить вопрос или слово)
Н: с (какой?) крыши
с (железной) крыши
Вывод: если можно поставить вопрос или слово, значит с – это
предлог и пишется раздельно.
-С какой частью речи употребляется предлог? ( с именем существительным
или местоимением. Никогда не употребляется с глаголами)
Давайте проверим:
С крыши –что? Крыша – сущ, значит с – это предлог.
-Вы уже самостоятельно сделали два вывода. Давайте проверим
правильность своих выводов.
-Откройте учебник на с.145. Прочитайте правила.
5. Первичное закрепление нового знания. Работа с учебником.
- упр.341
6. Физкультминутка.
-Давайте проверим, все ли вы усвоили. Я называю слова. Если в слове есть
приставка – хлопаете в ладоши 1 раз, если слово с предлогом – нужно
подпрыгнуть на месте.
Нарисовать, на берег, по траве, посвистел, подбежал, про
кота, слетел, с дерева, забежал, на листке.
-Молодцы
7. Работа в парах.
-У вас на столах лежат конверты № 1. В них находится карточка с заданием.
Слайд 5
. (За)горой, (с)крыши, (на)резать, (под)сосной,
(за)бежать, (на)конверте, (в)летел, (над)рекой, (под)бежал,
(до)ехал
.
-Прочитайте внимательно задание.
-Что вы будете делать? Расскажите.
(Распределять слова в два столбика: приставка и предлог. Приставку нужно
выделить, а предлог подчеркнуть)
-Эту работу вы должны выполнить совместно с товарищем по парте.
-На это задание вам дается 5 минут.
-Приступили к работе.
-Проверим вашу работу. (Вызываю по одному ученику с объяснением)
Слайд 6. Приставка Предлог
Нарезать за горой
Забежать с крыши
Влетел под сосной
Подбежал на конверте
доехал над рекой
Вопрос к 1 ученику.
-Каким правилом ты воспользовался, чтобы найти слова с приставками?
Вопрос 2 ученику.
-Каким правилом воспользовался ты, чтобы найти слово с предлогом?
8.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
-Возьмите, пожалуйста, конверт № 2. В нем лежит карточка с текстом.
Слайд 7.
Зимой море (за)мерзло. Рыбаки (со)брались ловить рыбу.
Они взяли сети и (по)ехали (на)санях (по)льду. (На)делали (во)льду
дырок и (за)пустили сети.
-Прочитайте внимательно задание.
-Что нужно сделать?
(Списать текст, раскрыв скобки. Приставки выделить, предлоги
подчеркнуть)
-На эту работу я вам даю 5 минут.
-Проверьте правильность выполнения задания.
Слайд 8.
Зимой море замерзло. Рыбаки взяли сети и поехали на санях по
льду. Наделали во льду дырок и запустили сети.
-Назовите слова с приставками.
-Назовите слова с предлогами.
9. Домашнее задание.
-Вот и подошёл к концу наш урок. Вы узнали много нового, но,
чтобы ничего не забыть, надо поработать дома. Предлагаю вам
выполнить упр…
10. Рефлексия.
-Чему научились на уроке?
-За что можете себя похвалить?
Идет выставление оценок.
-Урок я хотела бы закончить таким стихотворением
Слайд 9. Спасибо за урок.