Автор: Ожогова Жанна Викторовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ №42
Населённый пункт: Кемеровская область, г. Ленинск–Кузнецкий
Наименование материала: Статья
Тема: Взаимодействие детского сада и семьи в музыкально-эстетическом воспитании и развитии дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Взаимодействие детского сада и семьи в музыкально-эстетическом
воспитании и развитии дошкольников
Дошкольный возраст - время активного вхождения ребёнка в широкий
социальный
мир,
установления
разнообразных
взаимоотношений
с
взрослыми и сверстниками, пробуждения гуманных и эстетических чувств.
Одной из главных задач дошкольного воспитания является социальное
развитие детей.
Социальное развитие - это процесс, во время которого ребёнок
усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит
жить. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, он учится
жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в
обществе.
До семи лет дети особенно восприимчивы. Первые яркие, радостные
впечатления откладываются в них на всю жизнь, во многом определяя
дальнейшее развитие. От того, как и какую музыку будет преимущественно
слушать ребенок в этом возрасте и какие педагогические условия будут
созданы для его музыкально - эстетического развития, зависит в будущем
развитие
его
музыкальных
способностей,
музыкальных
интересов,
отношение к музыке, к конкретным музыкальным произведениям, а,
следовательно, и развитие его личности в целом.
Посмотрим, что говорили по этому поводу гении человечества и
великие педагоги. «Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек
улучшается... От красивых образов мы перейдём к красивым мыслям. От
красивых мыслей к красивой жизни» (Платон). «Через красоту – к
человечности» (В.А. Сухомлинский). «Нравственность должна выступать в
форме красоты» (Гегель).
Современные исследователи (М.И.Лисина, Р.С.Буре, А.А. Леонтьев, А.
В.Запорожец,
Л.И.Божович
и
др.)
подчёркивают
неразрывную
связь
эмоционального
развития детей
и
освоения детьми
нравственных
и
эстетических ценностей. Только нравственные и эстетические чувства могут
стать фактором полноценного развития личности.
Приобщение
детей
к
музыкальному
искусству
может
успешно
осуществляться лишь при условии тесного контакта педагогов дошкольного
учреждения с семьей.
Семья и детский сад – два воспитательных института, каждый из
которых даёт ребёнку определённый социальный опыт. Но зачастую им не
всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять
друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью
ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только
питанием
ребенка,
считают,
что
детский
сад
–
место,
где
только
присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень
часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой
причине.
Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс
возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят
воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают,
зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь
дошкольного учреждения. Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как
нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и
красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять, вместе
творить. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в
совместной работе? Как создать единое пространство музыкального развития
ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного
процесса?
Закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не
только
равноправными,
но
и
равноответственными
участниками
образовательного процесса!
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем
экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция
самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и
личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере
знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка,
порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило,
не приносит позитивных результатов.
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители
являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы
физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка
в раннем возрасте».
Опыт работы показал, что успех художественного воспитания и, в
частности, музыкального, осуществляемого в дошкольных учреждениях, во
многом зависит от постановки воспитания в семье. Именно в семье, в ее
традициях кроются истоки музыкального дарования ребенка, которые еще не
пробудились, но ждут чуткого своевременного прикосновения к ним.
Благотворность влияния семьи на развитие интереса к музыке и творческих
способностей ребёнка подтверждают биографии многих музыкантов.
Педагог и родители как партнеры должны дополнять друг друга, а для
этого мы должны вооружать семью знаниями и умениями по музыкально-
эстетическому развитию детей.
С
целью
изучения
отношения
семьи
к
музыке,
к
вопросам
музыкального
развития
ребенка,
для
согласования
воспитательных
воздействий на ребенка, предлагаем Вам, уважаемые родители, заполнить
анкенту«Музыкальное развитие ребенка в семье». Эта информация позволит
проанализировать специфику семьи и семейного воспитания дошкольника,
имеющиеся условия для развития его музыкальных способностей дома
каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Уважаемые родители! Вы – самые дорогие и близкие люди для своих
детей! Дети гордятся Вами, им хочется вместе с Вами и танцевать, и петь
песни, и играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на
праздниках в детском саду, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло
общения, радость сопереживания.