Авторы: Ветрова Елена Юрьевна, Субботина Елена Валерьевна
Должность: старший воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 69
Населённый пункт: г. Кострома, Костромская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Квест «По заповедным местам Костромы «В поисках Снегурочки»»
Раздел: дошкольное образование
Квест «По заповедным местам Костромы «В поисках Снегурочки»»
Цель: Организация деятельности, направленная на получение и
расширение знаний детей о заповедных местах Костромы и ее
достопримечательностях.
Задачи:
Обучающие:
Расширять представления о родном городе.
Формировать основы безопасного поведения на улице.
Закрепить навыки ориентировки в пространстве, умение определять
направление маршрута.
Закрепить у детей знания о культуре поведения в общественных
местах.
Содействовать приобретению двигательного опыта детей,
повышению уровня ежедневной двигательной активности,
становлению целенаправленности и саморегуляции в двигательной
сфере.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес к истории города,
любознательность и познавательную мотивацию детей.
Совершенствовать устную речь детей в различных видах
деятельности. Развивать наблюдательность, внимание, память,
мышление в решении возникающих задач;
Стимулировать желание демонстрировать свои знания и умения.
Воспитательные:
Воспитывать у детей чувства патриотизма, умения работать в
коллективе, взаимопомощь.
Предварительная работа:
Просмотр мультфильма «Снегурочка»
Беседы про заповедные места, улицы скульптуры города Костромы.
Дидактические игры «Найди два одинаковых дома», «Где твой дом»,
«Кто, где живет»;
Чтение художественной литературы: Стихи о Костроме, сказка
Жуковского "О царе Берендее".
Игровые упражнения на смекалку, разгадывание ребусов.
Просмотр открыток, презентации с достопримечательностями
нашего города.
Набережная Волги
Воспитатель: Дети, где мы с вами сейчас находимся?
Ответы детей: На набережной реки Волга
Воспитатель: Правильно молодцы. Кострома ˗ древний и красивый
город, основанный князем Юрием Долгоруким. Нашему городу уже
870 лет. Он входит в состав туристического маршрута Золотое
кольцо России, славится гончарным, берестяным, ткацким,
ювелирным промыслами, а также историей с царской семьей
Романовых. В нём есть старинные храмы и монастыри, усадьбы и
исторические памятники.
А видели ли вы, когда ехали на автобусе, что у нас в Костроме
почти все дома каменные, но есть и старинные деревянные дома .
Раньше люди жили в деревянных домах, они были с резными
окошками и были похожи на сказочные.
Дети, а где вы еще видели такие дома?
Ответы детей: В Музее деревянного зодчества, в Берендеевке.
Воспитатель: А знаете ли вы, почему Берендеевка называется
Берендеевкой?
Потому что там жил царь Берендей, он жил и правил своим
царством.
Берендеевка – это достопримечательность нашего города Костромы.
Дети, посмотрите вокруг, какие достопримечательности можно
увидеть с набережной реки?
Ответы детей: Беседка Островского
Воспитатель: Правильно, дети! Кто такой Островский?
Ответы детей: Писатель
Воспитатель: А какую сказку он написал
Ответы детей: «Снегурочка»
Воспитатель: Именно на костромской земле великий русский
драматург Александр Николаевич Островский задумал и написал
свою весеннюю сказку. Легенду о Костроме и Купале считают
основой сказкой о Снегурочке, а потому можно говорить, что в
нашем городе Костроме и родилась Снегурочка и жила она, в
Берендеевом царстве..
Я вам предлагаю сейчас подняться в беседку Островского и
посмотреть сверху на нашу Волгу!
Беседка Островского
Дети поднимаются в беседку Островского и встречают там
царя Берендея.
Берендей: Здравствуйте дети! Я царь Берендей. Зачем Вы
пожаловали сюда? Вот и я пришел посмотреть сверху на наш город,
дело в том, что пропала из моего царства Снегурочка. Не видели ли
вы ее?
Ответы детей
Вот и я присмотрелся , но не увидел ее!
Догадываюсь я, кто украл Снегурочку. Одному мне не справиться,
вы мне поможете ребята?
Сегодня я голубиной почтой получил послание загадочное.
(Вынимает конверт, в нем пазл)
Берендей: Ребятушки мои, не понимаю я, что за картинки тут мне
прислали! Не могу понять, что это такое, и что с этим делать надо.
Может быть, вы знаете? Помогите мне, пожалуйста.
Дети: Это пазл! (Дети собирают пазл со скульптурой Снегурочки ,
который находится на Сусанинской площади)
Воспитатель: Молодцы ребята, это памятник Снегурочке. Автор
арт-объекта — скульптор Александр Еремин, а изготовлена
Снегурочка из бронзы. А кто нибудь знает, где она находится?
Ответы детей: В центре нашего города, на Сусанинской площади,
напротив Красных рядов
Берендей: Ой, ребятушки мои! Какие вы молодцы, отправляйтесь-
ка, побыстрее, в путь дорогу на поиски Снегурочки, а я за вами
следом поеду.
Сусанинская площадь
Дети находят скульптуру Снегурочки, там стоит Баба Яга.
Баба Яга: И кто это забрел сюда, какие-то детишки вкусненькие да
сладенькие. Я как раз проголодалась.
Воспитатель: Здравствуй бабушка! Нас попросил помочь царь
Берендей, Снегурочку найти, пропала она. Не ты ли ее украла?
Баба Яга: Конечно я! Я украла, да и заколдовала ее! Завидно мне,
вон она какая, красивая да добрая. Вот я ее в камень и превратила!
Воспитатель: Обманываешь ты нас Бабушка, мы с ребятами знаем
кто сделал эту скульптуру, а сделал ее - скульптор Александр
Еремин, а не ты заколдовала!
Мы с ребятами уверены, что ты тоже добрая и хорошая бываешь, так
помоги же нам в наших поисках! Пожалуйста!
Баба Яга: Эх, разжалобили вы меня своими словами. Добрая я
сегодня! Ладно, вот отгадаете мои загадки, тогда и помогу вам! А
если не отгадаете, тогда я вас съем!
Загадка:
Он живет в народных сказках
И с прохожими неласков.
Огнем дышит, как дракон,
И летать умеет он. (Змей Горыныч)
Загадка:
Боится солнечных лучей:
От них краса ее бледней.
Зато, зимой она сияет,
Блеск снежных покрывал
Своей красою затмевает. (Снегурочка)
Баба Яга: Ишь, какие хитрые да умные. Вот опять я осталась без
обеда. Ладно, уговорили, скажу вам куда идти - ступайте в
Берендеево царство, да поищите там.
Восптитатель: Баба Яга, Берендеевка большая, подскажи, где искать
Баба Яга: Загадаю вам загадку, отгадаете - поймете где искать
Загадка:
Весь он чёрный и мохнатый,
Его лапы крючковаты.
Мастер ткать из нитки длинной
Свою сетку паутину!
Сети он плетёт без рук!
А зовут его…(Паук)
Баба Яга: ищите в Берендеевом царстве, где паук свою паутину
плетет.
Дети говорят спасибо и прощаются с Бабой Ягой.
Берендеевка
Дети прибывают в парк Берендеевка и ищут скульптуру паука.
К пауку веревкой привязаны подружки Снегурочки.
Воспитатель обращается к подружкам: Здравствуйте, а вы кто и кто
вас привязал?
Подружки Снегурочки: Здравствуйте, люди добрые! Мы
подружки Снегурочки, пошли мы все в лес гулять, через костер
прыгать, да в прятки играть, а когда вернулись, Снегурочка пропала.
Наказал нас царь Берендей за то, что Снегурочку не уберегли и
приказал пауку сетями своими запутать. А вы что здесь ищете?
Воспитатель: Так мы Снегурочку ищем, царь Берендей к нам за
помощью обратился, чтоб мы нашли ее.
Подружки: Помогите нам освободится, вместе будем искать.
Дети помогают подружкам распутаться.
Подружки Снегурочки: Спасибо, добрые люди, спасли вы нас! А за
это мы вам поможем, а волшебный клубочек нам дорожку к
Снегурочке покажет, только ему надо волшебные слова сказать, чтоб
он путь дорогу показал:
Ты катись, катись клубок,
Через запад на восток.
Покажи нам все дорожки,
Где прошли бы наши ножки.
Ты, клубочек поспеши, нам подсказочку найди».
Дети повторяют слова.
Подружки Снегурочки бросают клубок к дереву, воспитатель
предлагает детям внимательно осмотреться. На дереве висит сундук.
В сундуке карточки со слогами, на обратной стороне цифры, детям
нужно составить 2 слова. (Терем Снегурочки)
Дети делятся на две команды и составляют слова.
Подружки: В путь дорогу собирайтесь, да скорее верните нам нашу
Снегурочку.
Дети прощаются с подружками Снегурочки.
На выходе ребят ждет Берендей
Берендей: Ох ребятушки, не нашел я Снегурочку, а может вы что
нибудь про нее узнали?
Ответы детей
Резиденция Снегурочки
Снегурочка: Здравствуйте, мои дорогие ребята! Здравствуй, царь
Берендей!
Дети здороваются со Снегурочкой
Берендей: Здравствуй, Снегурочка! Куда же ты пропала, я тебя по
всей Костроме искал да не нашел, спасибо ребятушкам, помогли
тебя найти!
Снегурочка: Разве ты не знал Берендей, что построили для меня
люди костромские терем - ставенки резные, окна расписные. Теперь
здесь всех гостей встречаю, да вас поджидаю! Наконец то и вы ко
мне в гости пожаловали.
Воспитатель: Снегурочка, пока мы тебя искали, мы побывали во
многих интересных местах нашего родного города.
Снегурочка: Где же вы бывали? Что же вы видали?
Ответы детей
Снегурочка: Есть у меня альбом волшебный, где собраны все
достопримечательности нашего города.
Откройте альбом и покажите мне, где же вы были, да что вы там
видели?
Дети показывают, где они были и что видели
Очень интересное получилось у вас путешествие.
Вижу что вы все умные, а вот ловкие ли вы, смелые и быстрые,
давайте проверим.
Помоги мне, пожалуйста, Берендей!
Эстафеты:
Прохождение болота
Правила игры: Дети делятся на две команды
Каждой команде выдается 2 обруча. С их помощью надо преодолеть
"болото". Группы из 2-х человек. По сигналу один из участников
первой группы бросает обруч на землю, оба игрока запрыгивают в
него. Второй обруч они бросают на такое расстояние от первого,
чтобы можно было в него перепрыгнуть, а потом, не покидая
пространства второго обруча, дотянуться рукой до первого. Так,
совершая прыжки и перекидывая обручи, группа добирается до
поворотной отметки. Назад к линии старта можно вернуться по
"мостику", т.е. просто катить обручи по земле. А на линии старта
обручи передаются следующей двойке. Категорически запрещается
ступать ногой за пределы обруча – можно "утонуть".
«Гонка мячей»
Играющие делятся на две, три или четыре команды и становятся в
колонны по одному. У детей стоящих впереди, по мячу. По сигналу
руководителя начинается передача мяча над головой назад. Когда
мяч дойдет до стоящего сзади, он бежит с мячом в голову колонны,
становится первым и начинает передачу мяча назад и т. д. Игра
продолжается до тех пор, пока каждый из игроков команды не
побывает первым. Надо следить за там, чтобы мяч передавался с
прямыми руками с наклоном назад, а дистанция в колоннах была бы
не менее шага.
Снегурочка: Ура, победила дружба! А на память о нашей встрече,
я вам подарю подарки! Я была рада встретиться с вами. Приходите
еще ко мне в гости!
Берендей: До свидания
Дети прощаются со Снегурочкой и отправляются в Детский сад.