Автор: Хохлова Марина Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №70"
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: педагогический опыт
Тема: Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества
закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент,
ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребёнок с
радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для
него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние.
Целью трудового воспитания: формирования положительного отношения к труду.
Задачи:
-
Ознакомление
с трудом взрослых, воспитание уважения к труженику и
результатам его труда, стремление оказывать посильную помощь
-
Обучение трудовым умениям и навыкам, их дальнейшее совершенствование
-
Воспитание интереса к труду, трудолюбия, ответственности, самостоятельности
-
Формирование
взаимоотношений
и
приобретение
социального
опыта
взаимодействия
(воспитание
общественно-
направленных
мотивов
труда,
умений трудиться в коллективе и для коллектива)
На четвёртом году жизни у ребёнка повышаются активность и целенаправленность
действий, разнообразнее и координированнее становятся движения. Дети начинают
овладевать умением действовать, намечая цель, но из-за неустойчивости внимания
быстро отвлекаются и переходят от одного дела к другому.
В младших группах основной задачей является воспитание самостоятельности,
положительного отношения к труду.
Положительная оценка взрослого даже небольших успехов ребёнка вызывает у
малыша удовлетворение, рождает уверенность в своих силах. Особенно это важно
помнить в общении с детьми застенчивыми, робкими. По отношению к ребёнку
избалованному, имеющему склонность к зазнайству, следует поощрение использовать
осторожно.
Особенности организации труда в младшем дошкольном возрасте
В младших группах труд детей организуется в форме поручений. ПОРУЧЕНИЯ - это
задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям,
учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также
воспитательные
задачи.
Выполнения
трудовых
поручений
способствуют
формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело.
Такая организация поручений принимает вид труда рядом: каждый из детей, хотя и
работает одновременно с другими участниками, но не испытывает никакой
зависимости от них.
При руководстве поручениями действующие приёмы:
игровые,
совместная деятельность,
показ, напоминание и поощрение,
а также художественное слово.
Они вызывают у детей положительные эмоции, способствуют более легкому
запоминанию и закреплению нужных действий.
Содержание трудового воспитания и виды труда
Труд детей в детском саду многообразен, это позволяет поддержать у них интерес к
трудовой деятельности осуществить их всестороннее развитие.
Различают четыре основных вида детского труда:
- самообслуживание,
- хозяйственно – бытовой труд,
- труд в природе,
- ручной труд.
В воспитании детей большое значение имеет организация их самостоятельного труда.
Основным его видом в этом возрасте остаётся труд по самообслуживанию.
Самообслуживание направленно на уход за собой (самостоятельно и аккуратно едят,
тщательно
пережевывают пищу с закрытым ртом; пользуются ложкой, без
напоминания салфеткой; моют руки и лицо, засучивая рукава, не разбрызгивая воду,
пользуются мылом, сухо вытираются полотенцем; самостоятельно одеваются и
раздеваются в определенной последовательности, аккуратно складывают и вешают
одежду, и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности
заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной
повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми;
самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.
Хорошим стимулом к выполнению трудовых действий по самообслуживанию
является оценка деятельности ребёнка, поощрение его успехов. В четыре года уже
начинает проявляться стремления научить товарища тому, что умеют сами. Это
желательно отмечать; говоря: «Молодец! Помог застегнуть пуговицу, он теперь
выглядит опрятно».
Действующий приём в этом возрасте, это привлечение детей к анализу результатов
труда. Например: «Сейчас мы с Алиной и Катей посмотрим, как дети оделись.
Посмотрите, как быстро и аккуратно оделся Егор» и т.д. Ко всему к этому надо
стараться дать детям больше самостоятельности. Но в то же время помнить, что приём
объяснения и показа способа действий в этом возрасте занимает большое место.
Хозяйственно-бытовой труд в младшей
группе также осуществляется путем
поручений. Они дают возможность привлекать детей всей группы к разной трудовой
деятельности. Воспитатель формирует у детей элементарные хозяйственно-бытовые
навыки: поддержание чистоты, порядка в помещении и на участке, помощь взрослым
при организации режимных процессов (помогать накрывать на стол, приводить в
порядок игрушки, собирать листья на участке, сметать снег со скамеек). Знакомство с
трудом людей,
воспитание интереса к трудовой деятельности взрослых путем
наблюдения за трудом взрослых. Обращать внимание на результат деятельности, на
конкретные
действия,
основные
инструменты,
материалы,
применяемые
при
выполнении той или иной работы.
Но
наряду
с
индивидуальными
поручениями
должны
иметь
место
и коллективные. Необходимо помочь детям распределить работу, своевременно
добиваться результата. В процессе такого труда формируются у детей умение
сосредотачивать внимание на одном занятии, довести с помощью взрослого дело до
конца. Очень важна положительная оценка, похвала. Важно также, чтобы труд
завершался
наглядным
результатом.
Тогда
дети
осознают
его
значимость,
необходимость «Мы все вместе убирали игрушки, навели порядок в нашей группе.
Полюбуйтесь, как стало просторно, светло и уютно».
Особенность хозяйственно-бытового труда - его общественная направленность, т.е.
удовлетворение потребностей других детей и взрослых. Именно этот труд дает
возможность показать ребенку, что он сам может сделать красивым и опрятным то
окружение, в котором живет.
Труд в природе. В младших группах дети с помощью взрослых поливают и моют
комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена, принимают участие в
сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц.
Ребёнка этого возраста больше интересует сам процесс труда, чем его результат,
поэтому надо постоянно показывать и объяснять последовательность выполнения
действий и результат, для чего мы должны всё это выполнять (сколько воды надо дать
растению, как рыхлить землю, чтобы не повредить корни). В процессе труда
привлекается внимание детей на внешний вид растений, поведение животных, учим
наблюдать за ними, чтобы они приучались замечать происходящие изменения.
Труд в природе способствует
развитию наблюдательности, любознательности,
воспитанию бережного, заботливого отношения к растениям и животным, вызывает у
них интерес к объектам природы, к труду человека. В процессе труда формируются:
практические
навыки
ухода
за
растениями
и
животными;
развиваются
интеллектуальные умения: планировать работу, подбирать материалы и инструменты;
ценить труд людей.
Ручной
труд -
развивает
конструктивные
способности
детей,
полезные
практические навыки, формирует интерес к работе. Отдельные элементы ручного и
художественного труда осуществляются в изготовлении
поделок. Особенностью
ручного
труда
является
то,
что
в
результате
приложенных
усилий
дети
незамедлительно получают готовую поделку. Ребёнок имеет возможность видеть
результат, сопоставить с образцом, оценить качество поделки. В процессе ручного
труда дети знакомятся с различными свойствами материалов, бережным отношением к
ним, способами их обработки, соединением их в единое целое, осваивают навыки
работы с инструментами, предметам труда.
Воспитание трудовой деятельности у детей младшего дошкольного возраста – это, на
мой взгляд, один из самых важных результатов работы в детском саду. Именно в этом
возрасте закладывается фундамент по формированию нравственно-трудовых качеств.
Зная особенности организации труда, владея методами и приёмами с детьми младшего
дошкольного возраста, в воспитанниках активно развиваются такие качества
личности, как трудолюбие, гуманность, уважение к труду сверстников и взрослых, к
результатам их труда. Кроме того, у них формируется чувство дружбы, отзывчивость,
самостоятельность, инициативность, сознательность и т.д.