Напоминание

Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста


Автор: Хохлова Марина Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №70"
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: педагогический опыт
Тема: Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества

закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент,

ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребёнок с

радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для

него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние.

Целью трудового воспитания: формирования положительного отношения к труду.

Задачи:

-

Ознакомление

с трудом взрослых, воспитание уважения к труженику и

результатам его труда, стремление оказывать посильную помощь

-

Обучение трудовым умениям и навыкам, их дальнейшее совершенствование

-

Воспитание интереса к труду, трудолюбия, ответственности, самостоятельности

-

Формирование

взаимоотношений

и

приобретение

социального

опыта

взаимодействия

(воспитание

общественно-

направленных

мотивов

труда,

умений трудиться в коллективе и для коллектива)

На четвёртом году жизни у ребёнка повышаются активность и целенаправленность

действий, разнообразнее и координированнее становятся движения. Дети начинают

овладевать умением действовать, намечая цель, но из-за неустойчивости внимания

быстро отвлекаются и переходят от одного дела к другому.

В младших группах основной задачей является воспитание самостоятельности,

положительного отношения к труду.

Положительная оценка взрослого даже небольших успехов ребёнка вызывает у

малыша удовлетворение, рождает уверенность в своих силах. Особенно это важно

помнить в общении с детьми застенчивыми, робкими. По отношению к ребёнку

избалованному, имеющему склонность к зазнайству, следует поощрение использовать

осторожно.

Особенности организации труда в младшем дошкольном возрасте

В младших группах труд детей организуется в форме поручений. ПОРУЧЕНИЯ - это

задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям,

учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также

воспитательные

задачи.

Выполнения

трудовых

поручений

способствуют

формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело.

Такая организация поручений принимает вид труда рядом: каждый из детей, хотя и

работает одновременно с другими участниками, но не испытывает никакой

зависимости от них.

При руководстве поручениями действующие приёмы:

игровые,

совместная деятельность,

показ, напоминание и поощрение,

а также художественное слово.

Они вызывают у детей положительные эмоции, способствуют более легкому

запоминанию и закреплению нужных действий.

Содержание трудового воспитания и виды труда

Труд детей в детском саду многообразен, это позволяет поддержать у них интерес к

трудовой деятельности осуществить их всестороннее развитие.

Различают четыре основных вида детского труда:

- самообслуживание,

- хозяйственно – бытовой труд,

- труд в природе,

- ручной труд.

В воспитании детей большое значение имеет организация их самостоятельного труда.

Основным его видом в этом возрасте остаётся труд по самообслуживанию.

Самообслуживание направленно на уход за собой (самостоятельно и аккуратно едят,

тщательно

пережевывают пищу с закрытым ртом; пользуются ложкой, без

напоминания салфеткой; моют руки и лицо, засучивая рукава, не разбрызгивая воду,

пользуются мылом, сухо вытираются полотенцем; самостоятельно одеваются и

раздеваются в определенной последовательности, аккуратно складывают и вешают

одежду, и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности

заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной

повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми;

самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

Хорошим стимулом к выполнению трудовых действий по самообслуживанию

является оценка деятельности ребёнка, поощрение его успехов. В четыре года уже

начинает проявляться стремления научить товарища тому, что умеют сами. Это

желательно отмечать; говоря: «Молодец! Помог застегнуть пуговицу, он теперь

выглядит опрятно».

Действующий приём в этом возрасте, это привлечение детей к анализу результатов

труда. Например: «Сейчас мы с Алиной и Катей посмотрим, как дети оделись.

Посмотрите, как быстро и аккуратно оделся Егор» и т.д. Ко всему к этому надо

стараться дать детям больше самостоятельности. Но в то же время помнить, что приём

объяснения и показа способа действий в этом возрасте занимает большое место.

Хозяйственно-бытовой труд в младшей

группе также осуществляется путем

поручений. Они дают возможность привлекать детей всей группы к разной трудовой

деятельности. Воспитатель формирует у детей элементарные хозяйственно-бытовые

навыки: поддержание чистоты, порядка в помещении и на участке, помощь взрослым

при организации режимных процессов (помогать накрывать на стол, приводить в

порядок игрушки, собирать листья на участке, сметать снег со скамеек). Знакомство с

трудом людей,

воспитание интереса к трудовой деятельности взрослых путем

наблюдения за трудом взрослых. Обращать внимание на результат деятельности, на

конкретные

действия,

основные

инструменты,

материалы,

применяемые

при

выполнении той или иной работы.

Но

наряду

с

индивидуальными

поручениями

должны

иметь

место

и коллективные. Необходимо помочь детям распределить работу, своевременно

добиваться результата. В процессе такого труда формируются у детей умение

сосредотачивать внимание на одном занятии, довести с помощью взрослого дело до

конца. Очень важна положительная оценка, похвала. Важно также, чтобы труд

завершался

наглядным

результатом.

Тогда

дети

осознают

его

значимость,

необходимость «Мы все вместе убирали игрушки, навели порядок в нашей группе.

Полюбуйтесь, как стало просторно, светло и уютно».

Особенность хозяйственно-бытового труда - его общественная направленность, т.е.

удовлетворение потребностей других детей и взрослых. Именно этот труд дает

возможность показать ребенку, что он сам может сделать красивым и опрятным то

окружение, в котором живет.

Труд в природе. В младших группах дети с помощью взрослых поливают и моют

комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена, принимают участие в

сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц.

Ребёнка этого возраста больше интересует сам процесс труда, чем его результат,

поэтому надо постоянно показывать и объяснять последовательность выполнения

действий и результат, для чего мы должны всё это выполнять (сколько воды надо дать

растению, как рыхлить землю, чтобы не повредить корни). В процессе труда

привлекается внимание детей на внешний вид растений, поведение животных, учим

наблюдать за ними, чтобы они приучались замечать происходящие изменения.

Труд в природе способствует

развитию наблюдательности, любознательности,

воспитанию бережного, заботливого отношения к растениям и животным, вызывает у

них интерес к объектам природы, к труду человека. В процессе труда формируются:

практические

навыки

ухода

за

растениями

и

животными;

развиваются

интеллектуальные умения: планировать работу, подбирать материалы и инструменты;

ценить труд людей.

Ручной

труд -

развивает

конструктивные

способности

детей,

полезные

практические навыки, формирует интерес к работе. Отдельные элементы ручного и

художественного труда осуществляются в изготовлении

поделок. Особенностью

ручного

труда

является

то,

что

в

результате

приложенных

усилий

дети

незамедлительно получают готовую поделку. Ребёнок имеет возможность видеть

результат, сопоставить с образцом, оценить качество поделки. В процессе ручного

труда дети знакомятся с различными свойствами материалов, бережным отношением к

ним, способами их обработки, соединением их в единое целое, осваивают навыки

работы с инструментами, предметам труда.

Воспитание трудовой деятельности у детей младшего дошкольного возраста – это, на

мой взгляд, один из самых важных результатов работы в детском саду. Именно в этом

возрасте закладывается фундамент по формированию нравственно-трудовых качеств.

Зная особенности организации труда, владея методами и приёмами с детьми младшего

дошкольного возраста, в воспитанниках активно развиваются такие качества

личности, как трудолюбие, гуманность, уважение к труду сверстников и взрослых, к

результатам их труда. Кроме того, у них формируется чувство дружбы, отзывчивость,

самостоятельность, инициативность, сознательность и т.д.



В раздел образования




Яндекс.Метрика