Напоминание

Формирование глобальных компетенций в начальной школе


Автор: Балицкая Татьяна Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №62
Населённый пункт: г.Курск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование глобальных компетенций в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование основ глобальных компетенций в начальной школе.

Врач и педагог Николай Иванович Пирогов писал:

«Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего

поколения, надо крепко держать её в руках, если не хочешь выпустить из рук

будущее.

Нельзя не согласится с тем, что начальная школа, это начало пути, в том числе

пути закладывания мысли, как этот путь будет начат, настолько думающих

подростков мы получим, соответственно из этого и сложится наше общее будущее.

Самое молодое направление компетенций российского образования, которое

было включено в ФГОС в 2018 году. Глобальная компетенция – это ценностно-

интегративный компонент функциональной грамотности, имеющий собственное

предметное содержание, ценностную основу и нацеленный на формирование учебных

навыков.

Формирование

глобальных

компетенций

в

современном

образовании

очень актуально.

Оно

определено

осознанием

вызовов

времени,

отбором

компетенций в образовательной среде, связанных с жизнью в глобальном сообществе.

На

данный

отбор

повлияли

некоторые факторы, взаимосвязанные

и

взаимозависимые.

1. Необходимость ориентироваться на будущее всего земного сообщества.

2. Специфика социально-экономического развития современного общества.

3. Возрастание роли комплексов умений общего характера, тесно связанных с

личностными качествами, важных во всякой профессии.

4. Динамизм, ускорение изменений во всех сферах жизни.

5. Необходимость модернизации содержания образования, поиск баланса

между предметным и метапредметным содержанием образования.

6. Поиск новых подходов к социализации школьников.

Модель глобальных компетенций можно представить 4 компонентами:

Компонент знания в

области

глобальных

проблем

и

межкультурных

взаимодействий.

В

работах PISA он

представлен

и

оценивается

комплексным

заданием. Когнитивные

умения

это

главные

аналитическое

и

критическое

мышление. Оценивается также комплексным заданием. Отношения – открытое,

эффективное, уважительное взаимодействие с другими людьми в разных ситуациях.

Общечеловеческие

ценности

ценности,

содержание

которых

не

связано

непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества, но,

наполняется в каждой социокультурной традиции собственным конкретным смыслом.

Если знания и умения можно оценить, то отношения и ценности находятся вне оценки.

Особенности направления глобальных компетенций в рамках функциональной

грамотности.

1.

Отсутствие

предмета

«Глобальные

компетенции»,

метапредметное

содержание включено в предметы география, обществознание, литературное чтение,

окружающий мир, история.

2.

В

процессе

формирования

глобальных

компетенций

достигаются

личностные образовательные результаты («soft skills»)

3. Интегративность, которая проявляется на уровне содержания ряда школьных

предметов, на уровне социально-значимых ценностей, на организационном уровне.

Она

предполагает

командную

работу

и

взаимодействие

всех

участников

образовательного

процесса на уроках и вне уроков

на

предметном,

меж-и

метапредметном уровне, организацию воспитательной работы в школе, деятельность

родителей

(запрос

системы

образования,

мотивация

ребенка,

поддержка,

непосредственная помощь ребенку и учителю)

4. Непосредственная ориентация на «soft skills», связь с воспитательной

работой школы, с воспитанием в семье и самовоспитанием.

5.

Необходимость

создания

комплексных

заданий,

учитывающих

отечественный

опыт

и

особенности

российского

социума,

которые

позволят

формировать глобальные компетенции в российских школах.

Какова же роль школы в формировании глобальных компетенций. В первую очередь

это создание условий: для овладения знаниями о процессе глобализации, его

проявлении во всех сферах и влиянии на все стороны жизни человека и общества; для

того, чтобы школьники осознали собственную культурную идентичность и понимали

культурное многообразие мира; для освоения опыта отношения к различным

культурам, основанного на понимании ценности культурного многообразия; для

формирования аналитического и критического мышления школьников.

В чем смысл глобальной компетентности! Глобальные компетенции не

формируются без видения локальных проблем. Способность «собирать пазл» о

глобальном с малого и есть основная задача начальной школы.

Содержательные аспекты формирования «глобальных компетенций» в

начальной школе.

Знания глобальных проблем:

1.

Причины возникновения и возможности разрешения глобальных проблем

2.

Взаимосвязь глобальных проблем. Проявление глобальных проблем в

локальных ситуациях.

3.

Изменение климата;

4.

Мировой океан, вода;

5.

Здоровьесбережение, питание;

6.

Права человека, образование.

Данные аспекты формируются в основном на уроках окружающего мира.

Знания в области межкультурных взаимодействий

1.

Традиции и обычаи

2.

Передача социального опыта

3.

Воспитание и самовоспитание

4.

Патриотическое образование

5.

Гражданское воспитание

Данные аспекты более актуальны для уроков литературного чтения.

Как именно мы можем формировать глобальные компетенции в рамках урока в

начальной школе?

В

качестве

примера

используются

учебники

УМК

«Школа

России»:

Литературное чтение Л. Ф. Климанова, Окружающий мир А.А. Плешаков, так же

внеурочная деятельность и классные часы.

В первую очередь наша задача - это коммуникация. Чтобы сплотить

коллектив, настроить их на совместную работу, перед началом урока, предлагают

задавать детям такие вопросы, чтобы заинтересовать детей, вопросы, которые выходят

за рамки предмета: -Каковы твои ближайшие цели и шаги?-Какие вопросы в этой

теме тебе наиболее интересны? Что тебе кажется самым важным в этой теме?

Сегодня ученик и учитель выступают в роли двух партнеров. Поэтому учитель

перестает быть оратором и источником информации, как это было раньше. Он

затевает обсуждение, проясняет отдельные вопросы, помогает собрать информацию и

разработать критерии для оценки. А ученик, в свою очередь становится соратником,

коллегой. Он ищет информацию, оценивает результат

Педагоги должны обладать умением "раскручивать" программный материал

в проектную деятельность и организовывать в нетрадиционной форме диспуты,

споры (в спорах рождается истина и умение выслушать оппонента, воспринимать с

уважением иную точку зрения). В начальных классах это можно использовать на

уроках окружающего мира, литературного чтения, внеурочной деятельности и

классных часах. Благоприятная почва подготовленная в начальной школе обязательно

даст свои плоды в среднем и старшем звене.

Примеры заданий по формированию основ глобальных компетенций в

начальной школе можно найти в учебниках УМК «Школа России»:

«Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, «Окружающий мир» А.А. Плешаков

Окружающий мир. Раздел Земля и человечество. Темы: «Мир глазами

эколога», «Сокровища Земли под охраной человечества». Раздел Природа России.

Темы «Моря, озера и реки России», «Лес и человек», Раздел Родной край – часть

большой страны. Темы «Водные богатства нашего края», «Наши подземные

богатства», «Земля – кормилица».

Приемы, упражнения, задания

1. Придумай рисунки-символы для каждой из изученных вами экологических

проблем. Представь свою работу классу. Объясни предложенные тобой рисунки-

символы. Творческая самостоятельная работа

2. Найди в Интернете информацию о работе международных экологических

организаций. Подготовь сообщение. Домашнее задание совместно с родителями.

3. Диспут на тему «Виноват ли человек в загрязнении природы». Первый ряд

отстаивает позицию, что виноват, второй ряд приводит доводы невиновности

человека, третий ряд выступает как жюри.

4. Составьте рассказ про животное, насекомое или рыбу, которая обращается к

людям с призывом беречь природу.

5. Прочитай в книге «Великан на поляне» рассказ «Бутылочная почта».

Проанализируй свое поведение в природе. Были ли поступки, за которые тебе было

стыдно? Поговори на эту тему со своими товарищами.

Так же на уроках окружающего мира ребята окунаются в историю, и здесь то

же можно провести работу по формированию глобальных компетенций.

1.

Проект «Мы помним» приуроченный к 9 мая. Ребятам предлагается

написать о своем родственнике участвующем в Великой Отечественной

войны.

2.

Написать письмо неизвестному солдату, задать в письме интересующие

вопросы.

3. Проект «Города России» в ходе выполнения проекта ребятам предлагается не

только рассказать об определенном городе, но и выразить свое мнение в чем важность

взаимодействия всех городов между собой.

4. Проект «Родословная» позволяет узнать свою историю. Проблемными

вопросами подчеркивается важность помнить историю. Примеры: Подумай, может ли

дерево расти без корня? Как это связано с человеком и его жизнью?

Литературное чтение так же дает простор для мысли, этот учебный предмет

подталкивает к большому количеству размышлений. Приведем несколько примеров.

1.

На примере произведения «Маленький принц» задать вопрос «Почему

взрослые слепы?» Так же множество проблемных вопросов: Какие чувства

у вас вызывает высказывание «Ведут никому не нужные подсчеты звезд,

вместо того что бы любоваться ими? «Почему взрослым нужно чаще

прислушиваться к детям? Почему так важно в жизни любить и нести

ответственность?»

2.

Л.Н.Толстой рассказ «Филипок» так же изучается в начальной школе.

Рассказ про мальчика который так хотел в школу расскрывает важность

образования в жизни каждого человека.Составить тонкие и толстые

вопросы к рассказу один из видов работы над данным рассказом.

Выбрать наиболее удачные вопросы, записать их лепестках:

на красных - тонкие, на желтых - толстые. Тонкие вопросы просто по содержанию,

толстые раскрывают глубину произведения. Примеры вопросов:«Почему так важно

для человека быть образованным» «Почему в глазах учителя этот маленький мальчик

показался таким взрослым?....

3.

На уроках литературного чтения на примерах творчества Пришвина,

Бианки, Чарушина так же раскрывается важность любви к природе и том как

важна ответственность не только перед людьми, но и перед братьями

нашими меньшими.

4.

На примере рассказов «Злая фамилия» «Три подвига» рассматриваем

необходимость растить в себе мужество, отвагу, способность защитить

ближнего.

«Можно ли делать выводы о человеке по внешности, одежде или фамилии?

Нарисуй свои чувства когда читаешь строки о героических поступках? Игра

«6 шляп» так же расширяет представления детей о событиях описанных в

рассказе и способствует более эмоциональному восприятию.

Внеурочная деятельность.

В ходе внеурочной деятельности мы с ребятами

посещали «Планетарий», где ребята ощутили насколько велика вселенная.

Посещали выставку «Девушки в шинелях фронтовых», где ребятам рассказали на

реальных примерах, как сражались на фронте не только мужчины но и женщины, но

наиболее трогательным для обучающихся, было услышать истории о детях –героях и

об их подвигах.

Так же во внеурочной деятельности мы ездили на экскурсию «По старым улочкам

города», где дети не просто прослушали лекцию о родном городе но и сами увидели

разницу между новыми строениями и древней архитектурой. Так же после экскурсии

мы рисовали не просто то что смогли посмотреть, а представили как город будет

выглядеть в будущем.

Во время классных часов проводили «Уроки мира», так же просматривали фильм «

Курск – город нашей великой победы»,еще темой классного часа было «Вежливые

слова» на которой мы с ребятами разыгрывали сценку о том как по разному можно

обращаться к людям и какая будет ответная реакция.

Влияние возрастных особенностей на процесс и результат формирования

глобальной компетентности

1. Возрастные особенности школьников проявляются: в восприятии учащимися

содержательных аспектов «глобальных компетенций», в отношении к изучаемым

проблемам, в особенностях осознания собственной идентичности, в характере

взаимодействия с другими людьми.

2. Усложнение познавательной задачи, естественное с точки зрения возраста и

психологических особенностей учеников, уровня и содержания образования, влечет за

собой возрастание затруднений у обучающихся.

3. Необходимо целенаправленно работать над составляющей «знания»; использовать

потенциал метапредметного подхода в организации познавательной деятельности

учеников.

Формирование глобальной компетентности — это составная часть целостного

образовательного процесса, который отражает объективную необходимость,

связанную с требованиями времени, и субъективный запрос мотивированных

субъектов образовательного процесса - обучающихся, учителей и родителей.

Начальная

школа

закладывает

основу

глобальных

компетенций,

формируется

способность думать, анализировать, от работы педагога и грамотно отобранного

материала зависит захочет ли ребенок докапываться до истины, поразмышлять о том

«Почему?», почитать, что-то дополнительно, мыслить широко.



В раздел образования




Яндекс.Метрика