Автор: Балицкая Татьяна Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №62
Населённый пункт: г.Курск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование глобальных компетенций в начальной школе
Раздел: начальное образование
Формирование основ глобальных компетенций в начальной школе.
Врач и педагог Николай Иванович Пирогов писал:
«Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего
поколения, надо крепко держать её в руках, если не хочешь выпустить из рук
будущее.
Нельзя не согласится с тем, что начальная школа, это начало пути, в том числе
пути закладывания мысли, как этот путь будет начат, настолько думающих
подростков мы получим, соответственно из этого и сложится наше общее будущее.
Самое молодое направление компетенций российского образования, которое
было включено в ФГОС в 2018 году. Глобальная компетенция – это ценностно-
интегративный компонент функциональной грамотности, имеющий собственное
предметное содержание, ценностную основу и нацеленный на формирование учебных
навыков.
Формирование
глобальных
компетенций
в
современном
образовании
очень актуально.
Оно
определено
осознанием
вызовов
времени,
отбором
компетенций в образовательной среде, связанных с жизнью в глобальном сообществе.
На
данный
отбор
повлияли
некоторые факторы, взаимосвязанные
и
взаимозависимые.
1. Необходимость ориентироваться на будущее всего земного сообщества.
2. Специфика социально-экономического развития современного общества.
3. Возрастание роли комплексов умений общего характера, тесно связанных с
личностными качествами, важных во всякой профессии.
4. Динамизм, ускорение изменений во всех сферах жизни.
5. Необходимость модернизации содержания образования, поиск баланса
между предметным и метапредметным содержанием образования.
6. Поиск новых подходов к социализации школьников.
Модель глобальных компетенций можно представить 4 компонентами:
Компонент знания в
области
глобальных
проблем
и
межкультурных
взаимодействий.
В
работах PISA он
представлен
и
оценивается
комплексным
заданием. Когнитивные
умения –
это
главные
аналитическое
и
критическое
мышление. Оценивается также комплексным заданием. Отношения – открытое,
эффективное, уважительное взаимодействие с другими людьми в разных ситуациях.
Общечеловеческие
ценности –
ценности,
содержание
которых
не
связано
непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества, но,
наполняется в каждой социокультурной традиции собственным конкретным смыслом.
Если знания и умения можно оценить, то отношения и ценности находятся вне оценки.
Особенности направления глобальных компетенций в рамках функциональной
грамотности.
1.
Отсутствие
предмета
«Глобальные
компетенции»,
метапредметное
содержание включено в предметы география, обществознание, литературное чтение,
окружающий мир, история.
2.
В
процессе
формирования
глобальных
компетенций
достигаются
личностные образовательные результаты («soft skills»)
3. Интегративность, которая проявляется на уровне содержания ряда школьных
предметов, на уровне социально-значимых ценностей, на организационном уровне.
Она
предполагает
командную
работу
и
взаимодействие
всех
участников
образовательного
процесса на уроках и вне уроков
на
предметном,
меж-и
метапредметном уровне, организацию воспитательной работы в школе, деятельность
родителей
(запрос
системы
образования,
мотивация
ребенка,
поддержка,
непосредственная помощь ребенку и учителю)
4. Непосредственная ориентация на «soft skills», связь с воспитательной
работой школы, с воспитанием в семье и самовоспитанием.
5.
Необходимость
создания
комплексных
заданий,
учитывающих
отечественный
опыт
и
особенности
российского
социума,
которые
позволят
формировать глобальные компетенции в российских школах.
Какова же роль школы в формировании глобальных компетенций. В первую очередь
это создание условий: для овладения знаниями о процессе глобализации, его
проявлении во всех сферах и влиянии на все стороны жизни человека и общества; для
того, чтобы школьники осознали собственную культурную идентичность и понимали
культурное многообразие мира; для освоения опыта отношения к различным
культурам, основанного на понимании ценности культурного многообразия; для
формирования аналитического и критического мышления школьников.
В чем смысл глобальной компетентности! Глобальные компетенции не
формируются без видения локальных проблем. Способность «собирать пазл» о
глобальном с малого и есть основная задача начальной школы.
Содержательные аспекты формирования «глобальных компетенций» в
начальной школе.
Знания глобальных проблем:
1.
Причины возникновения и возможности разрешения глобальных проблем
2.
Взаимосвязь глобальных проблем. Проявление глобальных проблем в
локальных ситуациях.
3.
Изменение климата;
4.
Мировой океан, вода;
5.
Здоровьесбережение, питание;
6.
Права человека, образование.
Данные аспекты формируются в основном на уроках окружающего мира.
Знания в области межкультурных взаимодействий
1.
Традиции и обычаи
2.
Передача социального опыта
3.
Воспитание и самовоспитание
4.
Патриотическое образование
5.
Гражданское воспитание
Данные аспекты более актуальны для уроков литературного чтения.
Как именно мы можем формировать глобальные компетенции в рамках урока в
начальной школе?
В
качестве
примера
используются
учебники
УМК
«Школа
России»:
Литературное чтение Л. Ф. Климанова, Окружающий мир А.А. Плешаков, так же
внеурочная деятельность и классные часы.
В первую очередь наша задача - это коммуникация. Чтобы сплотить
коллектив, настроить их на совместную работу, перед началом урока, предлагают
задавать детям такие вопросы, чтобы заинтересовать детей, вопросы, которые выходят
за рамки предмета: -Каковы твои ближайшие цели и шаги?-Какие вопросы в этой
теме тебе наиболее интересны? Что тебе кажется самым важным в этой теме?
Сегодня ученик и учитель выступают в роли двух партнеров. Поэтому учитель
перестает быть оратором и источником информации, как это было раньше. Он
затевает обсуждение, проясняет отдельные вопросы, помогает собрать информацию и
разработать критерии для оценки. А ученик, в свою очередь становится соратником,
коллегой. Он ищет информацию, оценивает результат
Педагоги должны обладать умением "раскручивать" программный материал
в проектную деятельность и организовывать в нетрадиционной форме диспуты,
споры (в спорах рождается истина и умение выслушать оппонента, воспринимать с
уважением иную точку зрения). В начальных классах это можно использовать на
уроках окружающего мира, литературного чтения, внеурочной деятельности и
классных часах. Благоприятная почва подготовленная в начальной школе обязательно
даст свои плоды в среднем и старшем звене.
Примеры заданий по формированию основ глобальных компетенций в
начальной школе можно найти в учебниках УМК «Школа России»:
«Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, «Окружающий мир» А.А. Плешаков
Окружающий мир. Раздел Земля и человечество. Темы: «Мир глазами
эколога», «Сокровища Земли под охраной человечества». Раздел Природа России.
Темы «Моря, озера и реки России», «Лес и человек», Раздел Родной край – часть
большой страны. Темы «Водные богатства нашего края», «Наши подземные
богатства», «Земля – кормилица».
Приемы, упражнения, задания
1. Придумай рисунки-символы для каждой из изученных вами экологических
проблем. Представь свою работу классу. Объясни предложенные тобой рисунки-
символы. Творческая самостоятельная работа
2. Найди в Интернете информацию о работе международных экологических
организаций. Подготовь сообщение. Домашнее задание совместно с родителями.
3. Диспут на тему «Виноват ли человек в загрязнении природы». Первый ряд
отстаивает позицию, что виноват, второй ряд приводит доводы невиновности
человека, третий ряд выступает как жюри.
4. Составьте рассказ про животное, насекомое или рыбу, которая обращается к
людям с призывом беречь природу.
5. Прочитай в книге «Великан на поляне» рассказ «Бутылочная почта».
Проанализируй свое поведение в природе. Были ли поступки, за которые тебе было
стыдно? Поговори на эту тему со своими товарищами.
Так же на уроках окружающего мира ребята окунаются в историю, и здесь то
же можно провести работу по формированию глобальных компетенций.
1.
Проект «Мы помним» приуроченный к 9 мая. Ребятам предлагается
написать о своем родственнике участвующем в Великой Отечественной
войны.
2.
Написать письмо неизвестному солдату, задать в письме интересующие
вопросы.
3. Проект «Города России» в ходе выполнения проекта ребятам предлагается не
только рассказать об определенном городе, но и выразить свое мнение в чем важность
взаимодействия всех городов между собой.
4. Проект «Родословная» позволяет узнать свою историю. Проблемными
вопросами подчеркивается важность помнить историю. Примеры: Подумай, может ли
дерево расти без корня? Как это связано с человеком и его жизнью?
Литературное чтение так же дает простор для мысли, этот учебный предмет
подталкивает к большому количеству размышлений. Приведем несколько примеров.
1.
На примере произведения «Маленький принц» задать вопрос «Почему
взрослые слепы?» Так же множество проблемных вопросов: Какие чувства
у вас вызывает высказывание «Ведут никому не нужные подсчеты звезд,
вместо того что бы любоваться ими? «Почему взрослым нужно чаще
прислушиваться к детям? Почему так важно в жизни любить и нести
ответственность?»
2.
Л.Н.Толстой рассказ «Филипок» так же изучается в начальной школе.
Рассказ про мальчика который так хотел в школу расскрывает важность
образования в жизни каждого человека.Составить тонкие и толстые
вопросы к рассказу один из видов работы над данным рассказом.
Выбрать наиболее удачные вопросы, записать их лепестках:
на красных - тонкие, на желтых - толстые. Тонкие вопросы просто по содержанию,
толстые раскрывают глубину произведения. Примеры вопросов:«Почему так важно
для человека быть образованным» «Почему в глазах учителя этот маленький мальчик
показался таким взрослым?....
3.
На уроках литературного чтения на примерах творчества Пришвина,
Бианки, Чарушина так же раскрывается важность любви к природе и том как
важна ответственность не только перед людьми, но и перед братьями
нашими меньшими.
4.
На примере рассказов «Злая фамилия» «Три подвига» рассматриваем
необходимость растить в себе мужество, отвагу, способность защитить
ближнего.
«Можно ли делать выводы о человеке по внешности, одежде или фамилии?
Нарисуй свои чувства когда читаешь строки о героических поступках? Игра
«6 шляп» так же расширяет представления детей о событиях описанных в
рассказе и способствует более эмоциональному восприятию.
Внеурочная деятельность.
В ходе внеурочной деятельности мы с ребятами
посещали «Планетарий», где ребята ощутили насколько велика вселенная.
Посещали выставку «Девушки в шинелях фронтовых», где ребятам рассказали на
реальных примерах, как сражались на фронте не только мужчины но и женщины, но
наиболее трогательным для обучающихся, было услышать истории о детях –героях и
об их подвигах.
Так же во внеурочной деятельности мы ездили на экскурсию «По старым улочкам
города», где дети не просто прослушали лекцию о родном городе но и сами увидели
разницу между новыми строениями и древней архитектурой. Так же после экскурсии
мы рисовали не просто то что смогли посмотреть, а представили как город будет
выглядеть в будущем.
Во время классных часов проводили «Уроки мира», так же просматривали фильм «
Курск – город нашей великой победы»,еще темой классного часа было «Вежливые
слова» на которой мы с ребятами разыгрывали сценку о том как по разному можно
обращаться к людям и какая будет ответная реакция.
Влияние возрастных особенностей на процесс и результат формирования
глобальной компетентности
1. Возрастные особенности школьников проявляются: в восприятии учащимися
содержательных аспектов «глобальных компетенций», в отношении к изучаемым
проблемам, в особенностях осознания собственной идентичности, в характере
взаимодействия с другими людьми.
2. Усложнение познавательной задачи, естественное с точки зрения возраста и
психологических особенностей учеников, уровня и содержания образования, влечет за
собой возрастание затруднений у обучающихся.
3. Необходимо целенаправленно работать над составляющей «знания»; использовать
потенциал метапредметного подхода в организации познавательной деятельности
учеников.
Формирование глобальной компетентности — это составная часть целостного
образовательного процесса, который отражает объективную необходимость,
связанную с требованиями времени, и субъективный запрос мотивированных
субъектов образовательного процесса - обучающихся, учителей и родителей.
Начальная
школа
закладывает
основу
глобальных
компетенций,
формируется
способность думать, анализировать, от работы педагога и грамотно отобранного
материала зависит захочет ли ребенок докапываться до истины, поразмышлять о том
«Почему?», почитать, что-то дополнительно, мыслить широко.