Напоминание

"Развитие навыка чтения с листа"


Автор: Константинова Лиана Владимировна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МУДО "Сланцевская детская музыкальная школа"
Населённый пункт: город Сланцы, Ленинградская область
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: "Развитие навыка чтения с листа"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Константинова Л.В.

Методические рекомендации «Развитие навыка чтения с листа»

1.

Значение хорошего навыка чтения с листа и разбора нотного текста.

2.

Условия формирования беглого чтения с листа музыкального текста:

развитие навыка видения нотного текста на несколько тактов вперед

развитие быстрой ориентировки в фортепианной фактуре

развитие аппликатурной техники

развитие навыка неотрывности взгляда играющего от нотного текста

3.

Охват музыкального произведения целиком

4.

Заключение

1.

Значение хорошего навыка чтения с листа и разбора нотного текста.

Умение читать с листа важное профессиональное качество, которым

обладают немногие музыканты. На сегодняшний день культура чтения нот с

листа практически исчезла. Произошло это главным образом от того, что с легкой

руки знаменитой пианистки Клары Шуман укоренилась традиция играть весь

концертный репертуар наизусть. Однако до конца 19 века чтение нот с листа было

общепринятой практикой, и все музыканты и любители, и профессионалы

довольно успешно музицировали по нотам.

Исполнение с листа требует активного восприятия музыки, благодаря чему

создается

первое

яркое

представление

о

ней,

служащее

«камертоном»,

«путеводной звездой» всей последующей работы.

Механизм процесса чтения (перевод нотной записи во внутренне-слуховую

картину и воплощение ее на клавиатуре с помощью налаженных зрительно-слухо-

клавиатурных связей) может быть выражен так: «вижу – слышу – переживаю –

ищу нужные движения – играю».

Приведенная последовательность не обязательна для каждого пианиста.

Важным фактом, установленным новейшей психологией, является положение

звена «переживаю» в данной цепи. Его местоположение – второе, третье,

четвертое или пятое – позволяет судить об уровне квалификации беглого чтения.

Музыкант, который свободно играет с листа, так же как и хороший стрелок,

видит перед собой только одну цель – художественное исполнение. Некоторые

действия исполняются им как бы неосознанно, автоматически.

2.

Условия формирования беглого чтения с листа музыкального текста.

Одной из главных задач в обучении чтению нот с листа является развитие

способностей и навыков предвидения, а именно, способности видеть несколько

тактов вперед. «Чтение нот с листа в большой степени складывается из

предвидения, в чем можно убедиться, анализируя процесс чтения книг». Одно из

главных

условий

беглого

чтения

заключается

в

мысленном

опережении

читающим того, что в данный момент играется – явлении, охарактеризованном

как «разведка глазами». Видя ноты, исполнитель с помощью внутреннего слуха

трансформирует

их

в

адекватную

звуковую

картину,

пользуясь

соответствующими движениями.

Один из самых

эффективных способов для

развития

этой сложнейшей

способности

– это так

называемый «метод

фотографирования». Он заключается в следующем: ученику показывается на

несколько секунд и тут же закрывается листом бумаги определенный отрывок

нотного текста (мотив, фраза, предложение). Этот отрывок он должен запомнить,

мысленно представить в звучании, а затем сыграть. Но в самый момент

исполнения читается и запоминается уже следующий фрагмент, и так до конца

пьесы. В ходе освоения этого упражнения (сначала оно выполняется на примере

одного такта или даже полутакта, и с небольшими остановками) постепенно

увеличивается скорость восприятия и объем запоминаемых фрагментов.

Другим условием беглого текста является быстрая ориентировка в

фортепианной фактуре. Нужно собрать в зрительной, слуховой и двигательной

памяти необходимый запас типичных для фортепианной музыки оборотов,

овладеть чаще всего используемыми аккордовыми структурами, характерными

модуляционными построениями и т. д. Однако,

чтобы уметь эффективно

пользоваться этим запасом, музыкант должен читать текст не отдельными

«слогами»,

а

комплексно

мотивами,

фразами,

предложениями.

При

необходимости возможно упрощение фактуры, которое в данном случае является

показателем осмысленности чтения.

Выразительное исполнение по нотам опирается на представляемый слухом

звуковой образ «музыкальных слов», возникающий на основе их графического

рисунка. Поэтому на первом этапе обучения игре на фортепиано педагогу-

музыканту необходимо познакомить ребенка со звуками, из которых состоит

язык, элементарными закономерностями построения музыкальной речи.

Самый простой музыкальный текст состоит из следующих элементов:

ритмического рисунка, высоты звука и элементов формы – мотивов, фраз,

предложений. На первых занятиях необходимо отвлечь внимание ученика хотя

бы от одного из этих элементов.

От какого? Наверняка не от элементов

формы.

С самого начала музыкальный текст должен быть прочитан не

отдельными нотами, а группой нот, имеющих определенное значение. Нельзя

также откладывать изучение ритмического рисунка, поскольку ритм – один из

центральных, основополагающих элементов музыки, обусловливающий ту или

иную закономерность в организации звуков во времени. Ознакомление с записью

высоты звука можно пока отложить, поскольку, внутренний музыкальный слух

у детей развивается относительно позже, чем чувство ритма.

Чтобы утвердить и развить первые зрительно-слуховые представления, мы

дополнительно

вводим

слуховые

сигналы.

Это

могут

быть

слоги,

соответствующие отдельным длительностям. Например, «та» – четверть, «ти» –

восьмая, позднее «тири» – шестнадцатая.

Система ритмослогов – надежный

«код» к расшифровке несложной ритмической нотации. Подобные символы уже

использовали в разные времена педагоги Франции, Англии, Германии, Венгрии и

т.д. В наше время эти символы широко используются на сольфеджио и ритмике.

Быстрота и точность двигательной реакции на читаемый текст в огромной

степени зависит от аппликатурной техники, то есть от доведенной до

автоматизма способности быстрого выбора самой удобной в данной ситуации

аппликатуры.

Известно, что аппликатура опирается на определенные общие правила, на

хорошо усвоенные формулы, на поступенное движение пальцев.

Обучение чтению аккордов – важный момент формирования навыка так

называемого релятивного чтения – именно теперь формируется способность

прочтения аккорда, как собранного «нотного образа». Самый нижний звук

выполняет роль «носителя» целого аккорда; находится позиция этого звука на

нотном стане как ноты, остальные звуки читаются относительно рисунку – важно

расстояние между ними, а не положение их на нотном стане.

Следующим этапом обучения являются упражнения, главной целью

которых будет овладение аппликатурными навыками, связанными с чтением

аккордов. Изучая начальные позиции аккордов – трезвучий, секстаккордов,

квартсекстаккордов, септаккордов с обращениями – ученик начинает чувствовать

необходимость использовать дополнительные аппликатурные варианты.

Чтобы помочь ученику в овладении аппликатурой аккордов, мы составим

следующую схему, в которой аккорды представлены в общих формах, независимо

от высоты звуков – как графический символ.

трезвучие

секстаккорд

квартсекстаккорд

септаккорд

пр.р.

лев.р.

пр.р.

лев.р.

пр.р.

лев.р.

пр.р.

лев.р.

5 4

3 2

1 1

1 1

3 2

5 4

5

2

1

1

2

5

5 4

3 2

1 1

1 1

3 2

5 4

5 5

4 3

2 2

1 1

1 1

2 2

3 4

5 5

Отрабатывать быструю реакцию пальцев на разные виды аккордом можно

следующим способом: каждый рисунок аккорда записывается на отдельной

карточке, потом эту карточку показываем ученику и после 2 – 3 секунд забираем

ее. Ученик должен запомнить «знак», представить его в воображении, услышать

его, подумать об аппликатуре и сыграть на инструменте.

Третье существенное условие заключается в требовании неотрывности

взгляда играющего от нотного текста. Только в этом случае возможно плавное,

непрерывное и логичное развертывание звукового «действия». Умение играть не

глядя

на

руки,

или,

как

говорят,

«вслепую»,

обеспечивается

приемами

мысленного опережения, «забегания глазами вперед», «фотографирования»

следующего отрезка текста.

Подчеркну важность опоры в перечисленных навыках на зрительно-

слуховые

связи,

а

также

взаимосвязь

слуховой

сферы

и

двигательных

представлений учащегося.

Работу над способностью ориентирования пальцев и рук на клавиатуре без

помощи зрения необходимо начинать одновременно с формированием слуховых

представлений, до того как ученик встретится впервые с нотной записью.

Невозможно полностью исключить зрительный контроль при чтении нот с

листа. В процессе выполнения упражнений ребенок автоматически получает этот

навык. Во время исполнения гамм и квинтовых дорожек развивается зрительное

восприятие фортепианной клавиатуры: сначала ученик играет гамму в октаву

штрихом non legato, потом разной артикуляцией, не глядя на руки (глаза закрыты

или подняты вверх, всё внимание обращено на звук и артикуляцию). Вначале

необходимо выбирать гаммы с легкой аппликатурой, но обязательно те, которые

имеют черные клавиши (Ми мажор, Си мажор).

Такую же роль выполняют технические упражнения в одной позиции.

Ученик играет их одной аппликатурой, но от разных звуков и разной

артикуляцией. Дети очень любят играть в игру «попал – не попал», с помощью

которой они перестают бояться поднимать руки над клавиатурой.

3.

Охват музыкального произведения целиком

В работе над навыком чтения с листа необходима осознанная тренировка,

ведущая к приспособлению зрения и позволяющая видеть одновременно большое

пространство (обзор). Например, сначала читаем с учеником две последних

строчки нотного текста. Текст находится в центре поля зрения, а клавиатура на

его полях. Это значит, что играющий видит только неотчетливые контуры рук и

клавиш. Но постепенно, в результате упражнений, образ рук и клавиатуры

становится более выраженным. Теперь можно начать читать текст, находящийся в

середине, а потом и наверху страницы.

При чтении с листа исполнитель стремится прежде всего охватить

сочинение в целом, поэтому обращает внимание на самое существенное.

Некоторые же детали — второстепенные голоса, менее значительные звуки в

аккордах, тонкие оттенки могут оставаться вне поля зрения исполнителя. При

чтении с листа надо стремиться сыграть произведение без остановок, в темпе, по

возможности приближающемся к настоящему.

При разборе преследуются иные цели. Предполагается, что исполнитель

уже имеет представление о музыке, и его внимание направляется теперь в

большей мере на уяснение деталей. Вся ткань тщательно рассматривается как бы

под микроскопом. Не пропускается не только ни один звук, но и ни один штрих,

ни одно указание в отношении оттенков исполнения или аппликатуры.

Произведение проигрывается медленно, в том темпе, в котором исполнителю

легко охватить все требуемые детали. Обычно возникает потребность частых

остановок, возвращение к одному и тому же сложному месту, обдумыванию

проигранного.

Для воспитания навыков чтения нот важно приучать предварительно

просматривать новый текст глазами. Надо осознавать размер и ладотональность

(для лучшего закрепления ее в памяти можно предложить перед разбором сыграть

соответствующую гамму). При просматривании текста необходимо одновременно

мысленно прослушивать пьесу. Это не только поможет яснее представить

характер сочинения, но и будет способствовать развитию внутреннего слуха.

Ученику надо посоветовать охватывать возможно больший отрезок нотного

текста. Умение «смотреть вперед» (и слышать!) особенно важно при чтении с

листа, но оно необходимо и при разборе. Помехой этому служит не только

недостаточная ориентировка в тексте, но и боязнь играть, не глядя на клавиатуру.

При разборе нотного текста ученику нелегко распределять внимание на

несколько объектов. Даже при разборе одной мелодии надо сосредоточиться и на

звуковысотной, и на ритмической стороне, и на фразировке, и на характере

звучности, и на аппликатуре. Важно воспитывать комплексное восприятие всех

требуемых элементов в их органическом единстве.

4.

Заключение

Среди многих педагогов бытует мнение, что искусству чтения с листа

невозможно

научить,

что

оно

доступно

лишь

немногим

«избранным»,

обладающим особым природным даром. Однако еще И. Гофман сказал: «Лучший

способ научиться читать – это как можно больше читать». Поэтому, как

свидетельствует практика, любой концертмейстер среднего уровня владеет этим

искусством в достаточной мере, так как ему приходится читать с листа почти

каждый день.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Адамовский Я. Игра с листа на фортепиано. (Gra a vista na fortepianie) тет. 186.

– Варшава, 1982.

2. Брянская Ф. Формирование и развитие навыка чтения нот с листа в первые

годы обучения. тет.166. – Варшава, 1976.

3. Верхолаз Р. А. Вопросы методики чтения нот с листа. – М., 1960.

4. Смирнова Т. Программа. Класс специального фортепиано. Интенсивный курс. –

М., 2002 .



В раздел образования




Яндекс.Метрика