Напоминание

Использование игровых технологий в логопедических занятиях по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ТНР при подготовке к сюжетно-ролевой игре.


Автор: Ловягина Оксана Юрьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОБУ "Детский сад № 4 "Дюймовочка"
Населённый пункт: г. Минусинск Красноярского края
Наименование материала: статья
Тема: Использование игровых технологий в логопедических занятиях по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ТНР при подготовке к сюжетно-ролевой игре.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование игровых технологий в логопедических занятиях по

формированию лексико-грамматических категорий у детей с ТНР при

подготовке к сюжетно-ролевой игре.

Развитие лексической стороны речи у детей с речевыми нарушениями

— одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания. Лексика,

как важнейшая часть языковой системы, имеет большое значение для

полноценного общения и развития личности ребенка. Решение этой задачи

предполагает

формирование

и

развитие

словаря,

и

грамматически

правильное оформление речевого высказывания, т. е. формирование лексико-

грамматических категорий.

Между сюжетно-ролевой игрой и речью существует двухсторонняя

связь. Речь развивается и активизируется в игре, а сама игра развивается под

влиянием развития речи. Именно в сюжетно-ролевой игре повышается

речевая активность, формируются навыки общения.

Для формирования первичных речевых функций, при подготовке к

сюжетно-ролевой игре, на занятиях по развитию лексико-грамматических

категорий использую игры из социо-игровой педагогики на обогащение и

активизацию

словаря,

развитие

диалогического

общения,

которые

впоследствии помогают детям в обыгрывании игровых действий. Так, для

подготовки к сюжетно-ролевой игре «Автосервис» после предварительной

работы провожу следующие игры: «Волшебная палочка» (в кругу передаем

палочку и называем слова-предметы: виды транспорта, профессии людей,

работающих

в

«Автосервисе»

(автозаправщик,

автомойщик,

шиномонтажник,

эвакуаторщик,

кассир-консультант

и

т.

д.),

инструменты, которые им нужны для работы.

При передаче палочки

смотрим, друг другу в глаза, при необходимости подсказываем, шепчем

слово-подсказку на ушко. Варианты: один ребенок называет предмет –

другой называет признак или действие этого предмета. Для того, чтобы

лучше запомнить названия транспорта, профессий, инструментов, которые

нужны людям, работающим в автосервисе, играем в игру «Лавина», где

ребенок должен повторить все предыдущие слова и назвать свое.

Для

обогащения

и

активизации

глагольного

словаря

по

теме

«Транспорт»,

«Автосервис» использую игру «Тише едешь — дальше

будешь». Делю детей на две команды (по разрезным картинкам транспорта,

по видам транспорта), прошу встать напротив друг друга и предлагаю

сказать, что умеет делать машина, изображенная на картинке? Например,

«Грузовик едет, сигналит, подъезжает, останавливается, разворачивается,

перевозит грузы …». За каждое правильное слово-действие команда делает

шаг вперёд. Побеждает та команда, которая сделала больше шагов, т.е.

больше назвала действий предмета.

Для активизации качественного словаря по теме «Транспорт», развития

ситуативно-деловой формы общения между сверстниками использую игру

«Авторынок».

Дети делятся на 3—4 группы (по разрезным картинкам

транспорта) и выбирают по одной картинке транспортного средства на

группу (можно использовать ту же картинку, по которой делились).

Предлагаю

представить

себя

рекламными

агентами

на

авторынке

и

подобрать как можно больше определений к своей машине (картинка),

рассказать о ней, чтобы её захотелось приобрести. Каждая команда по

очереди называет слово — определение к выбранной ими машине. Повторять

слова нельзя. Выигрывает та команда, которая назовёт большее количество

слов-определений.

В социо-игре «Спрос – переспрос» формирую умение задавать и

отвечать на вопросы, развиваю умение вести диалог. Сначала сама

загадываю любой вид транспорта. Дети задают вопросы о качествах

предмета, на которые можно ответить «ДА» или «НЕТ». Вопросы задаются в

определенной последовательности.

Игроки задают только вопросы о

качествах предмета, сами предметы называть нельзя.

Далее начинается

спрос-переспрос между командами. Для этой же цели применяю игру «Где

мы были, мы не скажем, а что делали - покажем». Дети делятся на

группы. Каждая группа договаривается о том, какое действие она будут

выполнять, самостоятельно продумывает и представляет сюжет, при этом все

действия производятся молча. Другая группа должна догадаться, что им

показали. Затем группы меняются ролями.

Для формирования первичных речевых функций

также использую

традиционные дидактические игры:

«Чудесный мешочек

(инструменты:

гаечный ключ, разводной ключ, домкрат, отвертка, молоток, пассатижи).

Дети на ощупь определяют какой инструмент, достают его и говорят, для

чего он нужен и кому; «Части и целое», в которой кидаю мяч, называя части

машины, ребенок должен сказать какая это машина (колеса, салон,

пассажирские места – легковой автомобиль, колеса, кабина, откидной кузов –

самосвал, колеса, кузов, кабина – грузовик, колеса, кабина, цистерна –

машина для перевозки жидкостей, колеса, салон, пассажиры, табличка с

шашечками – такси), «Один-много» (называю один предмет по заданной

теме, в данном случае «Автосервис, «Транспорт», ребенок называет слово во

мн. числе); «Я знаю пять названий транспорта» (ребенок называет слова

отбивая мяч рукой, после чего возвращает мяч ведущему (например: автобус,

грузовик, велосипед, такси, легковой автомобиль); «Закончи предложение»

(Автомобиль подъехал к станции техобслуживания зачем? Затем, чтобы

подкачать шины, заменить колесо, починить мотор, помыть машину, залить

масло).

Таким

образом,

используя

игры

из

социо-игровой

педагогики,

дидактические речевые игры в работе с детьми с речевыми нарушениями

уточняю, расширяю и закрепляю правильные речевые навыки. Это помогает

детям вступать в диалог друг с другом в сюжетно-ролевой игре, делает игру

более

интересной

и

продолжительной.

У

детей

совершенствуется

разговорная

речь,

грамматический

строй

речи,

закрепляются

навыки

инициативной речи (такой речи, в которой ребенок показывает умение

привлечь

внимание

собеседника,

начать

разговор,

предложить

тему,

заинтересовать

партнера

по

общению,

т.е.

достичь

своей

реальной

коммуникативной цели).



В раздел образования




Яндекс.Метрика