Автор: Ловягина Оксана Юрьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОБУ "Детский сад № 4 "Дюймовочка"
Населённый пункт: г. Минусинск Красноярского края
Наименование материала: статья
Тема: Использование игровых технологий в логопедических занятиях по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ТНР при подготовке к сюжетно-ролевой игре.
Раздел: дошкольное образование
Использование игровых технологий в логопедических занятиях по
формированию лексико-грамматических категорий у детей с ТНР при
подготовке к сюжетно-ролевой игре.
Развитие лексической стороны речи у детей с речевыми нарушениями
— одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания. Лексика,
как важнейшая часть языковой системы, имеет большое значение для
полноценного общения и развития личности ребенка. Решение этой задачи
предполагает
формирование
и
развитие
словаря,
и
грамматически
правильное оформление речевого высказывания, т. е. формирование лексико-
грамматических категорий.
Между сюжетно-ролевой игрой и речью существует двухсторонняя
связь. Речь развивается и активизируется в игре, а сама игра развивается под
влиянием развития речи. Именно в сюжетно-ролевой игре повышается
речевая активность, формируются навыки общения.
Для формирования первичных речевых функций, при подготовке к
сюжетно-ролевой игре, на занятиях по развитию лексико-грамматических
категорий использую игры из социо-игровой педагогики на обогащение и
активизацию
словаря,
развитие
диалогического
общения,
которые
впоследствии помогают детям в обыгрывании игровых действий. Так, для
подготовки к сюжетно-ролевой игре «Автосервис» после предварительной
работы провожу следующие игры: «Волшебная палочка» (в кругу передаем
палочку и называем слова-предметы: виды транспорта, профессии людей,
работающих
в
«Автосервисе»
(автозаправщик,
автомойщик,
шиномонтажник,
эвакуаторщик,
кассир-консультант
и
т.
д.),
инструменты, которые им нужны для работы.
При передаче палочки
смотрим, друг другу в глаза, при необходимости подсказываем, шепчем
слово-подсказку на ушко. Варианты: один ребенок называет предмет –
другой называет признак или действие этого предмета. Для того, чтобы
лучше запомнить названия транспорта, профессий, инструментов, которые
нужны людям, работающим в автосервисе, играем в игру «Лавина», где
ребенок должен повторить все предыдущие слова и назвать свое.
Для
обогащения
и
активизации
глагольного
словаря
по
теме
«Транспорт»,
«Автосервис» использую игру «Тише едешь — дальше
будешь». Делю детей на две команды (по разрезным картинкам транспорта,
по видам транспорта), прошу встать напротив друг друга и предлагаю
сказать, что умеет делать машина, изображенная на картинке? Например,
«Грузовик едет, сигналит, подъезжает, останавливается, разворачивается,
перевозит грузы …». За каждое правильное слово-действие команда делает
шаг вперёд. Побеждает та команда, которая сделала больше шагов, т.е.
больше назвала действий предмета.
Для активизации качественного словаря по теме «Транспорт», развития
ситуативно-деловой формы общения между сверстниками использую игру
«Авторынок».
Дети делятся на 3—4 группы (по разрезным картинкам
транспорта) и выбирают по одной картинке транспортного средства на
группу (можно использовать ту же картинку, по которой делились).
Предлагаю
представить
себя
рекламными
агентами
на
авторынке
и
подобрать как можно больше определений к своей машине (картинка),
рассказать о ней, чтобы её захотелось приобрести. Каждая команда по
очереди называет слово — определение к выбранной ими машине. Повторять
слова нельзя. Выигрывает та команда, которая назовёт большее количество
слов-определений.
В социо-игре «Спрос – переспрос» формирую умение задавать и
отвечать на вопросы, развиваю умение вести диалог. Сначала сама
загадываю любой вид транспорта. Дети задают вопросы о качествах
предмета, на которые можно ответить «ДА» или «НЕТ». Вопросы задаются в
определенной последовательности.
Игроки задают только вопросы о
качествах предмета, сами предметы называть нельзя.
Далее начинается
спрос-переспрос между командами. Для этой же цели применяю игру «Где
мы были, мы не скажем, а что делали - покажем». Дети делятся на
группы. Каждая группа договаривается о том, какое действие она будут
выполнять, самостоятельно продумывает и представляет сюжет, при этом все
действия производятся молча. Другая группа должна догадаться, что им
показали. Затем группы меняются ролями.
Для формирования первичных речевых функций
также использую
традиционные дидактические игры:
«Чудесный мешочек
(инструменты:
гаечный ключ, разводной ключ, домкрат, отвертка, молоток, пассатижи).
Дети на ощупь определяют какой инструмент, достают его и говорят, для
чего он нужен и кому; «Части и целое», в которой кидаю мяч, называя части
машины, ребенок должен сказать какая это машина (колеса, салон,
пассажирские места – легковой автомобиль, колеса, кабина, откидной кузов –
самосвал, колеса, кузов, кабина – грузовик, колеса, кабина, цистерна –
машина для перевозки жидкостей, колеса, салон, пассажиры, табличка с
шашечками – такси), «Один-много» (называю один предмет по заданной
теме, в данном случае «Автосервис, «Транспорт», ребенок называет слово во
мн. числе); «Я знаю пять названий транспорта» (ребенок называет слова
отбивая мяч рукой, после чего возвращает мяч ведущему (например: автобус,
грузовик, велосипед, такси, легковой автомобиль); «Закончи предложение»
(Автомобиль подъехал к станции техобслуживания зачем? Затем, чтобы
подкачать шины, заменить колесо, починить мотор, помыть машину, залить
масло).
Таким
образом,
используя
игры
из
социо-игровой
педагогики,
дидактические речевые игры в работе с детьми с речевыми нарушениями
уточняю, расширяю и закрепляю правильные речевые навыки. Это помогает
детям вступать в диалог друг с другом в сюжетно-ролевой игре, делает игру
более
интересной
и
продолжительной.
У
детей
совершенствуется
разговорная
речь,
грамматический
строй
речи,
закрепляются
навыки
инициативной речи (такой речи, в которой ребенок показывает умение
привлечь
внимание
собеседника,
начать
разговор,
предложить
тему,
заинтересовать
партнера
по
общению,
т.е.
достичь
своей
реальной
коммуникативной цели).