Напоминание

"Книга это Я"


Автор: Станская Светлана Павловна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: ГБДОУ№ 83 Центрального района г.Санкт - Петербург
Населённый пункт: г.Санкт - Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Книга это Я"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Психолого - педагогический проект

для детей старшей речевой группы

«Книга «Это я!»

Составители:

Станская Светлана Павловна педагог - психолог

Васькина Анна Алексеевна - педагог старшей речевой группы

Участники проекта : дети и родители старшей речевой группы

Срок реализации проекта: январь – май 2022г.

"Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты.

Или - как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой.."

Актуальность проекта :

Ребенок 5-6 лет, поступая в детский сад, покидает пределы своей семьи, устанавливает

отношения с более широким миром людей. В этом возрасте в жизнь ребёнка входят

другие дети – сверстники. Опыт первых отношений со сверстниками является тем

фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка. Однако

далеко не всегда первый опыт взаимодействия складывается успешно. У многих детей

уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим.

И такое отношение может иметь весьма печальные отдалённые последствия.

Немаловажным фактором, влияющим на развитие и проявление коммуникативной

деятельности дошкольников, является возраст ребёнка. Так, если в младшем дошкольном

возрасте дети играют рядом, но не вместе, то уже в середине дошкольного возраста они

предпочтут выбрать совместную игру. В 4-5 лет для ребёнка важны его собственные

действия или высказывания. Ему необходима у собственные действия или высказывания.

Ему необходима уверенность в том, что он самый хороший. В дошкольном возрасте

закладываются основы самопознания. Первым объектом для исследования часто

становится сам ребенок и его окружение. Самое интересное и непонятное для ребенка –

это он сам. А сверстник нужен для того, чтобы было с кем себя сравнивать. Но уже к 5 - 6

годам у дошкольников существенно возрастает доброжелательность к сверстникам. Детям

важно, что и как делает другой ребёнок, потому что этот другой становится интересен сам

по себе. Таким образом, к концу дошкольного возраста сверстник является для ребёнка не

только средством самоутверждения и предметом сравнения с собой, не только партнёром

для игр, но и самоценной личностью, важной и интересной. Состав детей этой группы

почти не меняется ежегодно. Для одних детей это положительный момент, т.к они на

протяжении долгого времени являются популярными в группе и прекрасно себя в ней

чувствуют, но есть дети , популярность которых оставляет желать лучшего и есть дети

наоборот, у которых все замечательно в дс и есть трудности в отношениях с родителями,

т.е имеются нарушения детско - родительских отношений.

Для решения этих трудностей нами был разработан и реализован проект:

«Книга « Это я»

Тип проекта:

ценностно-ориентированный, познавательный.

Время проведения: среднесрочный ( января – май 2022 г. )

Участники проекта:

дети старшей речевой группы , педагог , родители детей.

Проблема: ограниченность знаний детей о своей семье, о себе:

Кто я? Какой я? Что я могу делать? , о своих братьях и сестрах.

Цель проекта:

создание условий для формирования у детей социально-психологической готовности к

совместной деятельности, к эффективному взаимодействию друг с другом. Расширение

знаний о себе и своей семье.

1. Пробуждать у детей интерес к изучению себя , других и своей семьи.

2. Формировать у детей положительное отношение к себе и к другим

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

Отрабатывать лексические понятия по теме человек;

уточнять и активизировать словарь (слова, обозначающие родственные связи,

увлечения, занятия)

образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением.

Коррекционно - развивающие:

развивать мыслительные процессы анализа и синтеза, речевой слух, зрительное

восприятие и внимание, общую моторику, обогащение информацией об окружающем

мире;

Коррекционно- воспитательные:

воспитывать заботливое отношение к себе, своим родным, старшим, сверстникам.

Воспитание у детей доброжелательных отношений со взрослыми и детьми.

Коррекционно - психологические :

Повышать самооценку ребенка, знакомить с личностными особенностями

человека.Развитие психических процессов (памяти, восприятия, внимания и т. д.);

установление эмоционального контакта, развитие чувства принадлежности к группе,

объединение детей в коллектив; развитие языка жестов, мимики и пантомимики,

раскрепощение, поднятие настроения детей и снятие эмоционального напряжения;

Основной принцип проекта :

максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в

целях повышения эффективности реализации проекта.

По окончанию реализации проекта предполагаем получить следующие результаты:

дети смогут сделать первые шаги в открытии своего «Я»: узнать, что такое эмоции и

чувства, интересы и склонности;

познакомятся с личными достижениями друг друга в разнообразных видах деятельности;

научатся рассказывать о себе, о своей семье , о своём настроении, увлечениях и слушать

друг друга;

дети научатся с одобрением относиться к сверстникам и поддерживать их, улаживать

конфликты соответствующим образом, проявляя чуткость и такт.

Продукт проекта : книга " Книга « Это я» , которую они заберут себе в семью.

Основной принцип проекта предполагает использование следующих методов :

развивающие игры (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, игры на развитие навыков

общения);

рассматривание рисунков, иллюстраций в книгах, фотографий;

чтение художественных произведений разных жанров;

рассказы воспитателя и детей из личного опыта;

беседы;

ситуативные разговоры;

моделирование и анализ игровых обучающих ситуаций;

рисование страниц книги по темам, отражающим жизнь ребенка.

Этапы реализации проекта :

I этап. Вводный

.Была определена направленность исследования: в беседе с детьми мы обратили

внимание, что каждый ребёнок в группе уникален, нет двух совершенно одинаковых

мальчиков и девочек.Возникли вопросы: дети группы внешне похожи друг на друга? Чем

они отличаются? Каков внутренний мир каждого ребёнка? Как найти себе друзей? Как

научиться не ссориться?

Для решения этой задачи выдвинули следующую гипотезу : в группе много детей. Чтобы

они хорошо себя чувствовали, находили друзей по интересам, узнавали что-то новое от

детей, увлекающихся какой-нибудь деятельностью, необходимо узнать про каждого

ребёнка: про его увлечения, успехи, мысли, привязанности. Самим детям трудно это

сделать, поэтому следует попросить о помощи родителей.

В соответствии с проблемой и гипотезой исследования определили направления работы:

познакомиться с успехами каждого ребёнка;

с привязанностями детей группы;

узнать о каждом ребёнке: его увлечения, мысли о будущем.

II этап. Основной.

Осуществлялся сбор, анализ и систематизация информации о внешних отличиях людей

друг от друга, об увлечениях детей:

игры «Узнай своих друзей по голосу»; «Назови ласково»;

«Мы разные» (рост, цвет волос, глаз, улыбка);

упражнение «Что не так» (изменения в деталях одежды и причёски);

беседа «Что означают наши имена»;

игровые обучающие ситуации «Я умею», «Делай, как я»;

и др.

Нами была составлена система игр, упражнений, творческих заданий, которые

использовались во всех видах детской деятельности.

III этап. Заключительный.

Совместно с педагогом была проведена диагностика полученных результатов, обобщение

комплексной работы и подведение итогов. Третий этап проекта ознаменовался выпуском

и презентацией индивидуальных альбомов - книг.

Каждый альбом – книга включал в себя следующие разделы:

«Рассказ о себе».

«Моя семья».

«Мой любимый детский сад».

«Моя любимая игрушка».

«Моё настроение».

«Мои увлечения».

«Моя мечта».

«Кем быть?».

Итоги работы по проекту :

Таким образом, проанализировав проделанную работу в рамках заявленного

психологического проекта и отследив данные мониторинга динамики формирования

интегративного качества «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия

со взрослыми и сверстниками», можно сделать следующее.

Заключение : реализованный проект способствовал развитию у детей социально-

психологической готовности к совместной деятельности, к эффективному

взаимодействию друг с другом.

Подводя итоги всей проделанной работы, можно отметить, что к концу проекта :

каждый ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что

позволит ему в дальнейшем успешно учиться в школе; у детей развиты творческие

способности, любознательность, память, воображение, умение правильно вести себя в

различных ситуациях.

дети научились совместно развёртывать игру, согласовывая собственный игровой замысел

с замыслами сверстников;

проект помог сформировать у детей стремление активно участвовать в совместной

деятельности, общаться, быть доброжелательными и отзывчивыми; умение считаться с

интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры.Появилось больше

знаний о себе и о своей семье.

Коррекционная направленность проекта выражается в оказании помощи детям быстрее и

легче социализироваться в обществе, не бояться вступать в контакт как со сверстниками,

так и со взрослыми.

Литература:

1. Словарь для начинающего психолога. 2-е изд. / Под ред. И. В. Дубровиной. – СПб.:

Питер, 2009. – 160 с.: ил. – (Серия «Детскому психологу»).

2. Феоктистова В. А. Развитие навыков общения детей. – СПб.: Речь, 2005. – 128 с.: ил.



В раздел образования




Яндекс.Метрика