Автор: Станская Светлана Павловна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: ГБДОУ№ 83 Центрального района г.Санкт - Петербург
Населённый пункт: г.Санкт - Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Книга это Я"
Раздел: дошкольное образование
Психолого - педагогический проект
для детей старшей речевой группы
«Книга «Это я!»
Составители:
Станская Светлана Павловна педагог - психолог
Васькина Анна Алексеевна - педагог старшей речевой группы
Участники проекта : дети и родители старшей речевой группы
Срок реализации проекта: январь – май 2022г.
"Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты.
Или - как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой.."
Актуальность проекта :
Ребенок 5-6 лет, поступая в детский сад, покидает пределы своей семьи, устанавливает
отношения с более широким миром людей. В этом возрасте в жизнь ребёнка входят
другие дети – сверстники. Опыт первых отношений со сверстниками является тем
фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка. Однако
далеко не всегда первый опыт взаимодействия складывается успешно. У многих детей
уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим.
И такое отношение может иметь весьма печальные отдалённые последствия.
Немаловажным фактором, влияющим на развитие и проявление коммуникативной
деятельности дошкольников, является возраст ребёнка. Так, если в младшем дошкольном
возрасте дети играют рядом, но не вместе, то уже в середине дошкольного возраста они
предпочтут выбрать совместную игру. В 4-5 лет для ребёнка важны его собственные
действия или высказывания. Ему необходима у собственные действия или высказывания.
Ему необходима уверенность в том, что он самый хороший. В дошкольном возрасте
закладываются основы самопознания. Первым объектом для исследования часто
становится сам ребенок и его окружение. Самое интересное и непонятное для ребенка –
это он сам. А сверстник нужен для того, чтобы было с кем себя сравнивать. Но уже к 5 - 6
годам у дошкольников существенно возрастает доброжелательность к сверстникам. Детям
важно, что и как делает другой ребёнок, потому что этот другой становится интересен сам
по себе. Таким образом, к концу дошкольного возраста сверстник является для ребёнка не
только средством самоутверждения и предметом сравнения с собой, не только партнёром
для игр, но и самоценной личностью, важной и интересной. Состав детей этой группы
почти не меняется ежегодно. Для одних детей это положительный момент, т.к они на
протяжении долгого времени являются популярными в группе и прекрасно себя в ней
чувствуют, но есть дети , популярность которых оставляет желать лучшего и есть дети
наоборот, у которых все замечательно в дс и есть трудности в отношениях с родителями,
т.е имеются нарушения детско - родительских отношений.
Для решения этих трудностей нами был разработан и реализован проект:
«Книга « Это я»
Тип проекта:
ценностно-ориентированный, познавательный.
Время проведения: среднесрочный ( января – май 2022 г. )
Участники проекта:
дети старшей речевой группы , педагог , родители детей.
Проблема: ограниченность знаний детей о своей семье, о себе:
Кто я? Какой я? Что я могу делать? , о своих братьях и сестрах.
Цель проекта:
создание условий для формирования у детей социально-психологической готовности к
совместной деятельности, к эффективному взаимодействию друг с другом. Расширение
знаний о себе и своей семье.
1. Пробуждать у детей интерес к изучению себя , других и своей семьи.
2. Формировать у детей положительное отношение к себе и к другим
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
Отрабатывать лексические понятия по теме человек;
уточнять и активизировать словарь (слова, обозначающие родственные связи,
увлечения, занятия)
образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением.
Коррекционно - развивающие:
развивать мыслительные процессы анализа и синтеза, речевой слух, зрительное
восприятие и внимание, общую моторику, обогащение информацией об окружающем
мире;
Коррекционно- воспитательные:
воспитывать заботливое отношение к себе, своим родным, старшим, сверстникам.
Воспитание у детей доброжелательных отношений со взрослыми и детьми.
Коррекционно - психологические :
Повышать самооценку ребенка, знакомить с личностными особенностями
человека.Развитие психических процессов (памяти, восприятия, внимания и т. д.);
установление эмоционального контакта, развитие чувства принадлежности к группе,
объединение детей в коллектив; развитие языка жестов, мимики и пантомимики,
раскрепощение, поднятие настроения детей и снятие эмоционального напряжения;
Основной принцип проекта :
максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в
целях повышения эффективности реализации проекта.
По окончанию реализации проекта предполагаем получить следующие результаты:
дети смогут сделать первые шаги в открытии своего «Я»: узнать, что такое эмоции и
чувства, интересы и склонности;
познакомятся с личными достижениями друг друга в разнообразных видах деятельности;
научатся рассказывать о себе, о своей семье , о своём настроении, увлечениях и слушать
друг друга;
дети научатся с одобрением относиться к сверстникам и поддерживать их, улаживать
конфликты соответствующим образом, проявляя чуткость и такт.
Продукт проекта : книга " Книга « Это я» , которую они заберут себе в семью.
Основной принцип проекта предполагает использование следующих методов :
развивающие игры (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, игры на развитие навыков
общения);
рассматривание рисунков, иллюстраций в книгах, фотографий;
чтение художественных произведений разных жанров;
рассказы воспитателя и детей из личного опыта;
беседы;
ситуативные разговоры;
моделирование и анализ игровых обучающих ситуаций;
рисование страниц книги по темам, отражающим жизнь ребенка.
Этапы реализации проекта :
I этап. Вводный
.Была определена направленность исследования: в беседе с детьми мы обратили
внимание, что каждый ребёнок в группе уникален, нет двух совершенно одинаковых
мальчиков и девочек.Возникли вопросы: дети группы внешне похожи друг на друга? Чем
они отличаются? Каков внутренний мир каждого ребёнка? Как найти себе друзей? Как
научиться не ссориться?
Для решения этой задачи выдвинули следующую гипотезу : в группе много детей. Чтобы
они хорошо себя чувствовали, находили друзей по интересам, узнавали что-то новое от
детей, увлекающихся какой-нибудь деятельностью, необходимо узнать про каждого
ребёнка: про его увлечения, успехи, мысли, привязанности. Самим детям трудно это
сделать, поэтому следует попросить о помощи родителей.
В соответствии с проблемой и гипотезой исследования определили направления работы:
познакомиться с успехами каждого ребёнка;
с привязанностями детей группы;
узнать о каждом ребёнке: его увлечения, мысли о будущем.
II этап. Основной.
Осуществлялся сбор, анализ и систематизация информации о внешних отличиях людей
друг от друга, об увлечениях детей:
игры «Узнай своих друзей по голосу»; «Назови ласково»;
«Мы разные» (рост, цвет волос, глаз, улыбка);
упражнение «Что не так» (изменения в деталях одежды и причёски);
беседа «Что означают наши имена»;
игровые обучающие ситуации «Я умею», «Делай, как я»;
и др.
Нами была составлена система игр, упражнений, творческих заданий, которые
использовались во всех видах детской деятельности.
III этап. Заключительный.
Совместно с педагогом была проведена диагностика полученных результатов, обобщение
комплексной работы и подведение итогов. Третий этап проекта ознаменовался выпуском
и презентацией индивидуальных альбомов - книг.
Каждый альбом – книга включал в себя следующие разделы:
«Рассказ о себе».
«Моя семья».
«Мой любимый детский сад».
«Моя любимая игрушка».
«Моё настроение».
«Мои увлечения».
«Моя мечта».
«Кем быть?».
Итоги работы по проекту :
Таким образом, проанализировав проделанную работу в рамках заявленного
психологического проекта и отследив данные мониторинга динамики формирования
интегративного качества «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия
со взрослыми и сверстниками», можно сделать следующее.
Заключение : реализованный проект способствовал развитию у детей социально-
психологической готовности к совместной деятельности, к эффективному
взаимодействию друг с другом.
Подводя итоги всей проделанной работы, можно отметить, что к концу проекта :
каждый ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что
позволит ему в дальнейшем успешно учиться в школе; у детей развиты творческие
способности, любознательность, память, воображение, умение правильно вести себя в
различных ситуациях.
дети научились совместно развёртывать игру, согласовывая собственный игровой замысел
с замыслами сверстников;
проект помог сформировать у детей стремление активно участвовать в совместной
деятельности, общаться, быть доброжелательными и отзывчивыми; умение считаться с
интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры.Появилось больше
знаний о себе и о своей семье.
Коррекционная направленность проекта выражается в оказании помощи детям быстрее и
легче социализироваться в обществе, не бояться вступать в контакт как со сверстниками,
так и со взрослыми.
Литература:
1. Словарь для начинающего психолога. 2-е изд. / Под ред. И. В. Дубровиной. – СПб.:
Питер, 2009. – 160 с.: ил. – (Серия «Детскому психологу»).
2. Феоктистова В. А. Развитие навыков общения детей. – СПб.: Речь, 2005. – 128 с.: ил.