Авторы: Губанищева Елена Ардальоновна, Елена Ардальоновна Губанищева
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 54 города Кирова
Населённый пункт: Киров
Наименование материала: методическая статья
Тема: Деятельностный подход на уроках русского языка и литературы
Раздел: полное образование
Деятельностный подход на уроках русского языка и литературы
Что важнее - образование или воспитание? Сегодня уже ни для кого не
секрет, что это равноправные составляющие. В рамках оновлённых ФГОС
среди основных требований к результатам освоения образования на первый
план выходят личностные результаты (портрет выпускника школы). Мы
воспитываем детей не только на классных часах и внеурочной деятельности,
но и на уроках, особенно на уроках литературы через чтение, восприятие
художественного произведения, обсуждения его в классном коллективе.
Русский язык и литература – это предметы, позволяющие на каждом уроке
уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания
обучающихся. Это происходит гармонично и ненавязчиво, если учитель
использует разнообразные методы и технологии, если сам много читает и
любит свою профессию. Для того, чтобы уроки литературы стали уроками
воспитания, уроками где дети размышляют, дискутируют, обогащают себя
духовно, я использую ситуативные задания, как один из элементов кейс-
технологий. Кейс-технология – это интерактивная технология обучения, в
основе которой лежит решение реальных или вымышленных ситуаций
(кейсов) Главная цель – самостоятельно находить проблему и решать её
применяя полученные знания, жизненный опыт и информацию из разных
источников. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на
сотворчество учителя и ученика. Кейс технология совмещает в себе такие
методы как метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и
упражнения, метод проектов, ролевая игра,метод разбора деловой
корреспонденции и многое другое. При решении общей проблемы на уроках
литературы используются личностно- ориентированный и деятельностный
подходы. Ребята выполняют ситуативные задания после самостоятельного
чтения произведения. Они могут по-разному ответить на один вопрос,
каждый может предложить свой вариант решения и аргументировать его. На
уроке им становится интересно высказать своё мнение и послушать
товарищей. Так у детей развивается умение не только читать, но и
воспринимать книгу всей душой. Мнений по поводу какой-либо ситуации
может быть множество, но каждое имеет право на существование.
Ситуативные задания на уроке литературы могут быть связаны с
взаимоотношениями героев произведения, с отношением героя и автора, с
отношением читателя и литературного героя, с составлением маршрута, по
которому передвигается герой произведения, с составлением хронологии
событий произведения.
Воспринимая произведение дома самостоятельно и обсуждая его в классе,
выполняя нестандартные ситуационные задачи, учащиеся обогащают свой
внутренний мир, общаются со своими одноклассниками и начинают по-
новому относиться к книге.
Приведу в пример несколько ситуационных задач, которые использую на
уроках литературы в 9-10 классах.
- Согласны ли вы со словами А. С. Грибоедова о том, что в его комедии
«Горе от ума 25 глупцов на одного здравомыслящего человека» Что
произойдёт с Софьей Фамусовой после истории на балу?
- А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Мог ли Евгений Онегин быть счастлив с
Татьяной Лариной? Евгений Онегин – посредственность или сильная
личность? Можно ли считать Ольгу Ларину отрицательным персонажем?
Может ли девушка первая признаваться молодому человеку в своих
чувствах? «Как вы понимаете строки А.С.Пушкина «Привычка свыше нам
дана, замена счастию она»?
- М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» Григорий Печорин – злодей или
несчастный человек? Есть ли в наше время люди, похожие на Григория
Печорина? В чём секрет привлекательности Печорина?
- А.Н. Островский «Гроза» Согласны ли вы с утверждением
Н.А.Добролюбова, назвавшего Катерину «лучом света в тёмном царстве»?
Как сложится жизнь Тихона Кабанова и его матери после гибели Катерины?
Что вы могли бы посоветовать Катерине? Может ли самоубийство быть
выходом из кризисной ситуации?
- И.А. Гончаров «Обломов» Составьте паспорт И.И.Обломова. Укажите в нём
все паспортные данные.
Можно ли перевоспитывать любимого человека? Была ли Ольга Ильинская
виновна в разрыве их взаимоотношений с И.И. Обломовым? Почему Штольц
тянется к Обломову? Сравните героев Ольгу Ильинскую и Агафью
Пшеницыну. Кто из них вам более симпатичен и почему? Может ли чувство
любви изменить характер человека?
Ситуационные задачи могут применяться при знакомстве с произведениями
современной литературы на уроках внеклассного чтения.
- Какие улицы и здания города Кирова встречаются в произведениях А.А.
Лиханова « Крёстна», «Детская библиотека», «Последние холода»?
«Счастливая страна детства», - можно ли так сказать о героях произведений
А.А. Лиханова? Почему Николай Топоров, герой повести А. А. Лиханова
«Никто», стал преступником? Кто виноват в этом?
- О. Громова «Сахарный ребёнок» (История девочки из прошлого века,
рассказанная Стеллой Нудольской) Объясните смысл названия произведения.
«Рабство – это состояние души. Свободного человека сделать рабом нельзя»,
- так говорила о свободе мама девочки Эли. Подтвердите или опровергните
её утверждение, используя аргументы из текста и жизненного опыта.
- Кому вы можете порекомендовать эту книгу? Почему?
- Е. Габова «В ожидании алых парусов». Легко ли в современном мире
живётся девушкам, похожим на Ассоль? Можно ли по внешности судить о
внутреннем мире человека?
Применение творческих ситуационных задач на уроках литературы
привело к следующим результатам:
- повысился интерес к чтению, подростки стали чаще посещать библиотеку
- выросло качество знаний по литературе
- обучающиеся овладели умениями находить в тексте необходимые
аргументы
- научились находить позицию автора, размышлять, сопереживать героям
произведения, представлять картины, нарисованные автором
- изменилось отношение к своим ошибкам, возросло умение преодолевать
трудности, доводить начатое дело до конца
-появилось умение слушать и слышать своих товарищей, беседовать, вести
дискуссию
Конечно, всё это было бы невозможно без благоприятного психологического
микроклимата на уроке, без ситуации успеха, которую должен создать
учитель для каждого обучающегося и для всего класса в целом. Воспитание –
это целенаправленный, длительный и сложный процесс. Мы старательно
сеем «разумное, доброе, вечное» Если после наших уроков ученики будут
добрее и чище душой, значит мы свою задачу выполнили и уроки наши не
прошли даром.