Автор: Янчурина Юлия Рамилевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад комбинированного вида № 10"
Населённый пункт: город Салават, Республика Башкортостан
Наименование материала: Презентация
Тема: "Игровая деятельность ребёнка на этапе предшкольного образования"
Раздел: дошкольное образование
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РЕБЁНКА НА ЭТАПЕ
ПРЕДШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Подготовила: Янчурина Ю.Р.
На ступени предшкольного образования
предпосылки для формирования
универсальных учебных действий у
ребёнка закладываются в игровой
деятельности.
Большую часть своего времени дети проводят в
игре. Игра - это ведущий вид деятельности
старшего дошкольника. В силу этого ей присущи
черты, характерные для всякой деятельности:
наличие цели, мотивов, средств реализации,
планомерных действий, результата. Игра
протекает как деятельность осмысленная и
целенаправленная. В процессе игры ребенок
активно действует, говорит, использует свои
знания.
Жизнь ребенка – это игра, в
которой он познает мир, учится,
развивается, растет. В процессе
игры закрепление полученных
знаний проходит
эффективнее. Поэтому игровая
деятельность занимает
важнейшее место в жизни
ребёнка.
Она расширяет представление
дошкольников об окружающем
мире, развивают умение
наблюдать и выделять
характерные признаки
предметов (величину, форму,
цвет), различать их, а также
устанавливать простейшие
взаимосвязи.
ПРАВИЛЬНО ОРГАНИЗОВАННАЯ ИГРА
СПОСОБНА ТВОРИТЬ ЧУДЕСА
:
Ребенка можно воспитать,
перевоспитать, обучить,
подготовить к школе,
развить в нем
сообразительность,
находчивость, инициативу
или усовершенствовать
навыки.
Через игру и в игре
постепенно готовится
сознание ребенка к
предстоящим изменениям
условий жизни, отношений со
сверстниками и со взрослыми,
формируются качества
личности, необходимые
будущему школьнику
В игре формируются
такие качества, как
самостоятельность,
инициативность,
организованность,
развиваются творческие
способности, умение
работать коллективно.
Кроме того, ребенок
развивается физически
и учится преодолевать
трудности
.
Все это
необходимо будущему
первокласснику.
Дошкольное и начальное общее образование -
единый развивающийся мир. Поэтому вопросы
реализации принципа преемственности в
непрерывном образовании детей дошкольного и
младшего школьного возраста приобретают особую
значимость.
На предшкольном этапе жизни ребенка игра как
ведущая деятельность постепенно сменяется
учебной деятельностью. Учебная деятельность не
дается ребенку в готовой форме и потому должны
быть сформированы ее предпосылки в старшем
дошкольном возрасте.
Особое внимание уделяется развитию таких компонентов игры,
которые выступают предпосылками учебной деятельности:
принятие и удерживание учебной задачи, самостоятельный
выбор средств для достижения результата, точное выполнение
правила игры.
Один из главных элементов игровой деятельности –
творческое начало: ребенок сам распоряжается
взятой на себя ролью, устанавливает правила игры и
взаимоотношения с партнерами, развертывает сюжет
игры и заканчивает ее по своему решению. Отсюда и
необходимость использования в обучении ролевой
игры. Именно эта игра способствует развитию
воображения, творческого мышления,
коммуникативных умений ребенка. Игры
устанавливают преемственность между ведущими
деятельностями смежных периодов возрастного
развития.
ВОЗНИКАЕТ ВОПРОС: КАКОЙ ВКЛАД ВНОСИТ
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА В РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?
Игры с правилами имеют учебную задачу, которую нужно ре
шить.
В процессе этих игр ребенок усваивает систему эталонов -
сенсорных, этических, практических и других, уточняет знания
об окружающем мире, учится их применять в разных
ситуациях.
Объединяет игру с учением и одинаковый способ действия,
который использует шестилетний ребенок, например,
классификация, анализ, сравнение и др.
Игра с правилами, также как и учебная деятельность,
обязательно дает результат, развивает самоконтроль и
самооценку.
Компоненты учебной деятельности во многом совпадают с
компонентами дидактической игры с правилами.
Одним из показателей подготовке детей к школе является
сформированность универсальных учебных действий ( УУД) -
совокупность способов действий, позволяющих ребенку
самостоятельно усваивать новые знания и способы
деятельности):
- Умение работать по инструкции взрослого;
- Умение работать по образцу;
- Умение видеть ошибки и исправлять их;
- Умение ориентироваться в учебной книге;
- Умение оценить свою работу;
-Умение работать в паре (взаимодействие).
Формы игровой деятельности
на занятиях старшего
дошкольного возраста:
Дидактически
е игры и
упражнения
Проблемные
игровые
ситуации
Подвижные
игры
Сценарии занятий для детей старшего
дошкольного возраста разрабатываются в
игровой форме
Тема: «Число 6»
Интегрированные задачи:
-
образовательные:
формировать представление о
составе числа 6 из двух меньших, тренировать умение
сравнивать числа в пределах 6 с помощью определения
порядка их следования в числовом ряду; уточнить
представление о числовом отрезке, тренировать умение
присчитывать и отсчитывать единицу с помощью числового
отрезка; закрепить представление о смысле действий
сложения и вычитания, их записи, взаимосвязи части и
целого; сформировать опыт работы в команде,
самопроверке по образцу;
-
развивающие:
развивать внимание, память,
воображение, логическое мышление, речь;
-
воспитательные:
воспитывать сосредоточенность,
коммуникативные качества, самостоятельность.
Ход занятия.
1. Игровая ситуация.
Воспитатель собирает возле себя детей и спрашивает, есть
ли у кого-нибудь огород, и какие фрукты и овощи растут у них
на огороде? Выслушиваются все ответы детей, после чего
воспитатель рассказывает, что в этом году в деревне у
бабушки Тани и Вани был хороший урожай слив: сами
наелись, соседей угостили, а все равно много осталось.
Затем спрашивает: «Что делать с оставшимися сливами?
После ответов детей воспитатель говорит, что бабушка
предлагает детям вместе с ней закатать на зиму сливовый
компот.
- Хотите закатать компот?
2. Игра «Подбери ключ».
Воспитатель рассказывает, что для того, чтобы попасть в кладовку, в
которой хранятся сливы, надо найти ключ. Кладовку может открыть
только ключ, который составлен из 6 геометрических фигур (карточки
с изображением ключей находятся на столе).
3. Игра «Компот».
Дети командами по 5 человек садятся за столы, на которых
находятся вырезанные из альбомных листов банки (на каждого
ребенка по 1 банке). На середине стола находятся вырезанные из
картона 15 синих и 15 желтых овалов – сливы, лежащие
вперемежку.
Воспитатель говорит, что бабушка просила сначала положить в
банку желтые сливы, но так, чтобы в каждой банке было разно
количество слив. В результате за одним столом в банках должно
быть по 1, 2, 3, 4 и 5 слив.
Воспитатель говорит, что компот получится вкусным, если в
каждой банке будет по 6 слив. Дети добавляют синие сливы.
4. Игра «Рецепт».
Воспитатель предлагает записать рецепт компота,
для того, чтобы не забыть и на следующий год
закатать такой же вкусный компот.
- Из каких частей состоит все содержимое банки?
(Одна часть – это желтые сливы, другая часть –
синие сливы
.
После выполнения задания всеми детьми
воспитатель вывешивает листы в таком порядке:
1+5
2+4
3+3
4+2
5+1
-
Чему равно значение выражения в каждом
случае? (Оно равно 6.)
1+5=6
2+4=6
И т.д.
Вывод: число 6 можно составить из двух чисел по-
разному.
5. Игра «Камешки».
После работы по закатке компота можно отдохнуть и поиграть
в камешки. У каждого в руках по 6 камешков. На одной ладони
все камешки не помещаются. Тогда детям предлагается
разделить камешки на две части. После этого дети прячут
камешки на одной ладони (сжимают кулачок). Если от целого
(6) отнять одну часть (2), то останется другая часть.
6. Игра «Считай дальше».
Игра проходит в кругу с мячом. Перед началом игры следует
договориться, в каком порядке (прямом или обратном) дети
будут считать.
3
7
6
5
4
7. Игра «Числовой отрезок».
Воспитатель предлагает детям рассмотреть числовой
отрезок и ответить на вопросы:
-
Какому числу соответствует наш числовой отрезок?
-
Сколько одинаковых отрезков надо дорисовать, чтобы
он соответствовал числу 6?
-
На сколько 6 больше предыдущего числа?
8. Работа в тетради.
Обведи целое и
подчеркни части
8. Работа в тетради.
Обведи целое и
подчеркни части
8. Работа в тетради.
Обведи целое и
подчеркни части
В конце занятия на дочку
помещается домик с составом числа
6
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!