Напоминание

Деятельностный подход на уроках русского языка и литературы


Автор: Губанищева Елена Ардальоновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 54 города Кирова
Населённый пункт: Киров
Наименование материала: статья
Тема: Деятельностный подход на уроках русского языка и литературы
Раздел: полное образование





Назад




Деятельностный подход на уроках русского языка и литературы

Что важнее - образование или воспитание? Сегодня уже ни для кого не

секрет, что это равноправные составляющие. В рамках оновлённых ФГОС

среди основных требований к результатам освоения образования на первый

план выходят личностные результаты (портрет выпускника школы). Мы

воспитываем детей не только на классных часах и внеурочной деятельности,

но и на уроках, особенно на уроках литературы через чтение, восприятие

художественного произведения, обсуждения его в классном коллективе.

Русский язык и литература – это предметы, позволяющие на каждом уроке

уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания

обучающихся. Это происходит гармонично и ненавязчиво, если учитель

использует разнообразные методы и технологии, если сам много читает и

любит свою профессию. Для того, чтобы уроки литературы стали уроками

воспитания, уроками где дети размышляют, дискутируют, обогащают себя

духовно, я использую ситуативные задания, как один из элементов кейс-

технологий. Кейс-технология – это интерактивная технология обучения, в

основе которой лежит решение реальных или вымышленных ситуаций

(кейсов) Главная цель – самостоятельно находить проблему и решать её

применяя полученные знания, жизненный опыт и информацию из разных

источников. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на

сотворчество учителя и ученика. Кейс технология совмещает в себе такие

методы как метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и

упражнения, метод проектов, ролевая игра,метод разбора деловой

корреспонденции и многое другое. При решении общей проблемы на уроках

литературы используются личностно- ориентированный и деятельностный

подходы. Ребята выполняют ситуативные задания после самостоятельного

чтения произведения. Они могут по-разному ответить на один вопрос,

каждый может предложить свой вариант решения и аргументировать его. На

уроке им становится интересно высказать своё мнение и послушать

товарищей. Так у детей развивается умение не только читать, но и

воспринимать книгу всей душой. Мнений по поводу какой-либо ситуации

может быть множество, но каждое имеет право на существование.

Ситуативные задания на уроке литературы могут быть связаны с

взаимоотношениями героев произведения, с отношением героя и автора, с

отношением читателя и литературного героя, с составлением маршрута, по

которому передвигается герой произведения, с составлением хронологии

событий произведения.

Воспринимая произведение дома самостоятельно и обсуждая его в классе,

выполняя нестандартные ситуационные задачи, учащиеся обогащают свой

внутренний мир, общаются со своими одноклассниками и начинают по-

новому относиться к книге.

Приведу в пример несколько ситуационных задач, которые использую на

уроках литературы в 9-10 классах.

- Согласны ли вы со словами А. С. Грибоедова о том, что в его комедии

«Горе от ума 25 глупцов на одного здравомыслящего человека» Что

произойдёт с Софьей Фамусовой после истории на балу?

- А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Мог ли Евгений Онегин быть счастлив с

Татьяной Лариной? Евгений Онегин – посредственность или сильная

личность? Можно ли считать Ольгу Ларину отрицательным персонажем?

Может ли девушка первая признаваться молодому человеку в своих

чувствах? «Как вы понимаете строки А.С.Пушкина «Привычка свыше нам

дана, замена счастию она»?

- М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» Григорий Печорин – злодей или

несчастный человек? Есть ли в наше время люди, похожие на Григория

Печорина? В чём секрет привлекательности Печорина?

- А.Н. Островский «Гроза» Согласны ли вы с утверждением

Н.А.Добролюбова, назвавшего Катерину «лучом света в тёмном царстве»?

Как сложится жизнь Тихона Кабанова и его матери после гибели Катерины?

Что вы могли бы посоветовать Катерине? Может ли самоубийство быть

выходом из кризисной ситуации?

- И.А. Гончаров «Обломов» Составьте паспорт И.И.Обломова. Укажите в нём

все паспортные данные.

Можно ли перевоспитывать любимого человека? Была ли Ольга Ильинская

виновна в разрыве их взаимоотношений с И.И. Обломовым? Почему Штольц

тянется к Обломову? Сравните героев Ольгу Ильинскую и Агафью

Пшеницыну. Кто из них вам более симпатичен и почему? Может ли чувство

любви изменить характер человека?

Ситуационные задачи могут применяться при знакомстве с произведениями

современной литературы на уроках внеклассного чтения.

- Какие улицы и здания города Кирова встречаются в произведениях А.А.

Лиханова « Крёстна», «Детская библиотека», «Последние холода»?

«Счастливая страна детства», - можно ли так сказать о героях произведений

А.А. Лиханова? Почему Николай Топоров, герой повести А. А. Лиханова

«Никто», стал преступником? Кто виноват в этом?

- О. Громова «Сахарный ребёнок» (История девочки из прошлого века,

рассказанная Стеллой Нудольской) Объясните смысл названия произведения.

«Рабство – это состояние души. Свободного человека сделать рабом нельзя»,

- так говорила о свободе мама девочки Эли. Подтвердите или опровергните

её утверждение, используя аргументы из текста и жизненного опыта.

- Кому вы можете порекомендовать эту книгу? Почему?

- Е. Габова «В ожидании алых парусов». Легко ли в современном мире

живётся девушкам, похожим на Ассоль? Можно ли по внешности судить о

внутреннем мире человека?

Применение творческих ситуационных задач на уроках литературы

привело к следующим результатам:

- повысился интерес к чтению, подростки стали чаще посещать библиотеку

- выросло качество знаний по литературе

- обучающиеся овладели умениями находить в тексте необходимые

аргументы

- научились находить позицию автора, размышлять, сопереживать героям

произведения, представлять картины, нарисованные автором

- изменилось отношение к своим ошибкам, возросло умение преодолевать

трудности, доводить начатое дело до конца

-появилось умение слушать и слышать своих товарищей, беседовать, вести

дискуссию

Конечно, всё это было бы невозможно без благоприятного психологического

микроклимата на уроке, без ситуации успеха, которую должен создать

учитель для каждого обучающегося и для всего класса в целом. Воспитание –

это целенаправленный, длительный и сложный процесс. Мы старательно

сеем «разумное, доброе, вечное» Если после наших уроков ученики будут

добрее и чище душой, значит мы свою задачу выполнили и уроки наши не

прошли даром.



В раздел образования




Яндекс.Метрика