Автор: Михайлова Ирина Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия " г. Старая Русса структурное подразделение "Детский сад №12 "Ладушки"
Населённый пункт: город Старая Русса, Новгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование интерактивной доски в ДОУ при работе с дошкольниками
Раздел: дошкольное образование
Использование интерактивной доски в ДОУ
при работе с дошкольниками
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) прочно входят
во
все
сферы
нашей
жизни.
Соответственно,
система
образования
предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего
поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не
замене традиционных методов, а расширению их возможностей.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования предусматривает такие компетенции современного педагога как
умение
владеть
информационно-коммуникационными
технологиями
и
способность применять их в воспитательно-образовательном процессе.
Сейчас в дошкольных образовательных учреждениях идет активная практика
внедрения интерактивного
оборудования в
образовательный
процесс,
которое специально адаптировано под занятия с детьми.
Такое оборудование помогает детям раскрепоститься, снять мышечное
напряжение и эмоционально разгрузиться.
Лучшее, что существует из
технических
средств
наглядности,
помогающих
эффективному
взаимодействию воспитателя с воспитанниками -
интерактивная доска.
Увлекательно, оригинально, необычно, неповторимо - именно так можно
организовать образовательный процесс и проводить время, свободное от
занятий, когда у вас есть интерактивные игры для детей.
Использование интерактивной доски в образовательном процессе ДОУ
позволяет
модернизировать
учебно-воспитательный
процесс,
повысить
эффективность,
мотивировать
детей
на
поисковую
деятельность,
дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей.
Сегодня многие дошкольные образовательные учреждения оснащаются
интерактивными досками, не стал исключением и наш детский сад. В нашем
детском
саду
появился
мультимедийный
комплекс,
состоящий
из
интерактивной доски, проектора и ноутбука. Интерактивная доска - это
сенсорный экран, работающий, как часть системы, в которую также входят
компьютер и проектор. Компьютер передает сигнал на проектор. Проектор
высвечивает изображение на интерактивной доске.
Интерактивная доска работает одновременно и как обычный экран, и как
устройство управления компьютером. Достаточно только прикоснуться к
поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Управлять доской
на расстоянии позволяет беспроводная мышь или графический планшет.
Используя доску, можно открывать любые файлы (графические, видео,
аудио), работать с интернетом, писать поверх любых приложений, вебсайтов
и видеоизображений с помощью специальных маркеров. Окончив работу,
можно сохранить все записи для последующего использования.
Смотрим презентации и видеофайлы, играем в компьютерные игры,
рисуем и пишем, как на обычной доске, только теперь в нашем распоряжении
миллионы цветов. И это все? Оказалось, что нет. В программе создаются
слайды по тематике занятия, в которых наглядно, ярко и интересно
отображается теоретическая и практическая часть занятия. Например: для
интерактивной доски Smart Board – программа Smart Notebook. Notebook -
главный инструмент для работы с интерактивной доской, сочетающий в себе
свойства инструментальной среды для разработки собственных учебных
материалов. Эта программа открывает педагогу практически безграничные
возможности.
В нашем дошкольном учреждении, для работы с интерактивной
доской сейчас доступен самый простой способ работы с ней - использование
ее в качестве простого экрана, изображение на который подается с
компьютера.
Мы
используем интерактивную доску в нескольких направлениях
- в
непосредственно - образовательной деятельности, как готовые программные
продукты,
так
и
авторские
программы,
на
педсоветах,
семинарах,
родительских
собраниях,
методических
объединениях,
досуговых
мероприятиях.
Нами создана и постоянно пополняется медиатека, куда
вошли презентации по образовательным областям: «Такие волшебные куклы
- мотанки», «Родная моя Белгородчина», «Правила дорожные детям знать
положено»,
«Дикие
и
домашние
животные»,
дидактические
игры
«Четвертый
лишний», «Мы
-
пожарные», «Найди
звук».
Подборки
наглядного
материала
по
изучаемым
темам
(изображения
предметов
народного промысла, картины художников, иллюстраторов, виртуальные
экскурсии). В совместной деятельности с детьми и в работе с родителями
мы используем презентации для родительских собраний, фото и видео
отчеты, создали и ведем информационно - образовательный сайт группы.
Интерактивная доска значительно расширяет возможности
предоставления
учебной
информации,
позволяет
усилить
мотивацию
ребенка.
Например,
при
изучении
лексической
темы «Домашние
животные» на
занятии
по
ознакомлению
с
окружающим
дети
с
удовольствием составляли на доске семьи домашних животных, играли в
интерактивную игру «Четвёртый лишний», обобщали знания о внешнем
виде домашних животных в игре «Собери картинку» - составляли на доске
из отдельных частей тела домашнего животного. На занятии по развитию
речи с успехом прошла интерактивная игра «Подбери маму и детёныша». В
интерактивной
игре
«Назови
ласково» дети
упражнялись
в
словообразовании. При развитии связной речи составляли
описательный
рассказ о домашних животных, предварительно посмотрев мультимедийную
презентацию. На занятиях по математике соотносили число с количеством
домашних животных, учились находить место числа в числовом ряду,
«соседей» числа и домашних животных, считали домашних животных в
прямом и обратном порядке.
Образовательная деятельность организуется таким образом, что дети
сами работают у доски, выполняя задания. Это позволяет педагогу достичь
наибольшего эффекта, а также формирует у воспитанников дополнительную
мотивацию - им очень нравится работать у доски.
Ещё одно преимущество использования в детском саду – возможность
совершать
виртуальные
путешествия,
проведение интегрированных
занятий.
Известно,
что
у
старших
дошкольников
лучше
развито
непроизвольное
внимание,
которое
становится
особенно
концентрированным, когда детям интересно. У них повышается скорость
приёма и переработки информации, дети лучше её запоминают
.
Использование интерактивной доски на занятиях позволяет перейти от
объяснительно - иллюстрированного способа обучения к деятельностному,
при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным
объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному
усвоению знаний дошкольниками.
Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения. Это
визуальный
ресурс,
который
помогает
воспитателям
излагать
новый
материал очень живо и увлекательно. Она предоставляет информацию с
помощью различных мультимедийных ресурсов
.
Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет
педагогу выделять важные области и привлекать внимание к ней, связывать
общие
идеи
или
показывать
их
отличие
и
демонстрировать
ход
размышления.
Возможность
делать
записи
позволяет
добавлять
информацию, вопросы и идеи к тексту, диаграммам или изображениям на
экране.
Все примечания можно сохранить, еще раз просмотреть или
распечатать. Значительно усиливают подачу материала. На интерактивной
доске также
можно
захватывать видеоизображения
и
отображать
их
статично, чтобы иметь возможность обсуждать и добавлять к нему записи
.
Тест, схему или рисунок на интерактивной доске можно выделить. Это
позволяет воспитателям и детям фокусироваться на отдельных аспектах
темы. Часть экрана можно скрыть и показать его, когда будет нужно.
Программное обеспечение для интерактивной доски включает фигуры,
которые могут помочь дошкольникам сконцентрироваться на определенной
области экрана. Используя инструмент «прожектор» можно выделить
определенные участки экрана и сфокусировать внимание на них. Объекты
можно вырезать и стирать с экрана, копировать и вставлять, действия -
отменять или возвращать. Эти придает детям больше уверенности - они
знают, что всегда могут вернуться на шаг назад или изменить что-нибудь.
Страницы можно листать вперед и назад, демонстрируя определенные
темы занятия или повторяя то, что некоторые из воспитанников не очень
поняли. Их также можно просматривать в любом порядке, а рисунки и
тексты перетаскивать с одной страницы на другую.
Ведение образовательной деятельности с помощью интерактивной
доски имеет свои преимущества: материалы к образовательной деятельности
можно приготовить заранее - это обеспечит хороший темп занятия и
сохранит время на обсуждения.
В логопедической работе интерактивная доска занимает особое место.
Большую пользу приносят задания, сопряженные с рисованием
по клеточкам.
Задача ребенка – увидеть будущий рисунок, имея перед глазами только его
половинку, и закончить его самостоятельно. Такие упражнения развивают у
ребенка произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую
моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость. Рисовать
можно как маркерами, так и линиями (чем удобнее ребенку).
Детям безумно нравятся интерактивные развивающие игры. Будь то
мозаика, головоломка, пазлы, тетрис, шашки или шахматы, азбука - ребятам
всегда будет интересно добраться до сути, когда все так наглядно, ярко и
необычно, ведь все происходит благодаря малейшему движению руки. А с
каким восторгом ребенок примется изучать, например, животных жарких
стран или животных севера, когда географическая карта начнет в буквальном
смысле оживать перед глазами: интерактивная поверхность легко может
перенести в джунгли, пустыню, на самые высокие горы мира или в
Антарктиду. А подвижные детские интерактивные игры! Сколько восторга
вызовет
игра
в
классики,
футбол
или
бадминтон.
Возможность
самостоятельно управлять изображением позволяет ребенку полностью
погрузиться в процесс обучения (игры).
При работе с интерактивной доской необходимо придерживаться
требований СанПиН:
при
использовании интерактивной
доски и
проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее освещение и
отсутствие световых пятен повышенной яркости. Таким образом, местное
освещение для интерактивной доски не используется.
Следует обратить
внимание, что интерактивная доска возможна к применению лишь в качестве
дополнительного
технического
оборудования
для
кратковременного
использования на занятиях и для демонстрации отдельных учебных
материалов и заданий. Поэтому в середине занятия необходимо проводить
гимнастику для глаз.
Подводя итоги, можно сказать, что нашу повседневную жизнь уже
больше невозможно представить себе без информационных технологий.
Работа с интерактивной доской позволила по-новому использовать в
образовательной
деятельности
дидактические
игры
и
упражнения,
коммуникативные
игры,
проблемные
ситуации,
творческие
задания.
Использование интерактивной доски в совместной и самостоятельной
деятельности ребенка является одним из эффективных способов мотивации и
индивидуализации обучения, развития творческих способностей, и создания
благоприятного
эмоционального
фона.
Таким
образом, интерактивная
доска является
универсальным
средством
для
использования
её
в
образовательном процессе и для повышения уровня педагога в области
овладения ИКТ.