Напоминание

"Экологическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС"


Автор: Зайцева Анна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ - детский сад № 12
Населённый пункт: город Татарск, Новосибирская область
Наименование материала: статья из опыта работы
Тема: "Экологическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Из

опыта

работы

по

экологическому

воспитанию

дошкольников

Воспитателя

МКДОУ

детский

сад

12

г

.

Татарска

Зайцевой

Анны

Анатольевны

.

Экология

это

наука,

которая

учит

нас

бережно

относиться

к

окружающему миру, к Земле. Мир разноцветный, яркий. «Мир вокруг нас,

Земля – это наш Зеленый дом». Моря и реки, леса и горы, деревни и города…

И вместе с нами в нем живут растения и грибы, насекомые и рыбы,

птицы и звери…

Все ли в порядке в нашем зеленом доме?

В реке загрязнили воду, и от этого погибла рыба. На лугу оборвали все

цветы, и поэтому исчезли бабочки. В воздух попали выхлопные газы машин, и

от этого людям стало тяжело дышать...

Кто виноват в этих нарушениях? К сожалению, сами люди. Не все и не

всегда берегут Землю – наш Зеленый дом. Экологические проблемы носят

глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе

развития

общества

вопрос

экологического

воспитания

приобретает

особую

остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность.

Чтобы мир явился нашим детям красивым и одухотворенным, чтобы

представления о нем были иные мы, взрослые, должны помочь им в этом.

Думаю, что только живое переживание, полученное в детстве и связанное

с представлениями о ценности жизни всего живого вокруг, способного тоже

ощущать боль, может изменить отношение к нашему Зеленому дому. Так как

знания, полученные с первых лет жизни, могут в дальнейшем преобразоваться в

прочные убеждения.

Выдающийся

педагог

В.А.

Сухомлинский

придавал

особое

значение

влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа

лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама

природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней и чтобы

ребенок

научился

понимать

природу,

чувствовать

ее

красоту,

это

качество

нужно прививать с раннего детства.

Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни

ребенка

это

период

его

бурного

роста

и

интенсивного

развития,

начало

становления

личности.

К.Д.

Ушинский

был

за

то,

чтобы

«вести

детей

в

природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для умственного и

словесного

развития.

Я.А.

Каменский

видел

в

природе

источник

знаний,

средство для развития ума, чувств и воли.

Экологическое воспитание, с моей точки зрения, предполагает решение

трёх

взаимосвязанных

задач:

повышение

квалификации

педагогов,

экологическое

воспитание

детей

и

пропаганда

экологических

знаний

для

родителей.

Экологическое воспитание дошкольников должно проходить непрерывно

в процессе образовательной деятельности и в повседневной жизни.

Понятие

«повседневная

жизнь»

предусматривает

процесс

воспитания

детей в разные режимные моменты. С точки зрения экологического воспитания

наибольшее значение имеют утренние часы (до завтрака), когда дети приходят

из дома, - это самое подходящее время для проведения мероприятий в уголке

природы,

промежуток

между

занятиями

и

обедом,

вечернее

время

после

полдника. Два последних периода чаще отводятся под прогулку на участке - они

особенно важны для общения детей с природой ближайшего окружения.

Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула

задачу

формирования

у

детей

ответственного

отношения

к

природе,

формирование

экологического

сознания

и

поведения.

Я

творческий,

эмоциональный человек, с не большим стажем работы по этой теме,

всегда

уделяла

много

внимания

необходимости

формирование

знаний

о

живой

и

неживой

природе,

о

явлениях

природы,

а

также

воспитания

нравственных

чувств.

Изучила много литературы по экологическому воспитанию детей:

С.А. Веретенникова «Ознакомление детей с природой»;

М.М. Марковская «Уголок природы в детском саду»;

Технология Н.Н. Кондратьевой - «Мы»;

Н.А. Рыжова «Наш дом природа»;

Л.Б. Поддубная «Природа вокруг нас»;

З.Ф. Аксенова «Войди в природу другом»;

П.Г.Федосеева «Система работы по экологическому воспитанию».

Познакомилась с программами: А. Вересова «Мы земляне»; Е. Рылеева

«Открой себя»;

Ж.Л. Васякиной - Новиковой

«Паутинка»;

С. Николаевой

«Юный эколог».

За основу в своей работе я взяла программу С. Николаевой «Юный

эколог».

С

учетом

изученного,

начала

применять

на

практике

разнообразные

методы

и

приемы

в

работе.

Особую

роль

отводила

непрерывной

образовательной деятельности и дополнительным образовательным услугам,

так как считаю это важнейшими средствами воспитательно-образовательной

работы с детьми дошкольного возраста.

В работе я следую следующим педагогическим принципам:

системность,

наглядность,

доступность,

учет возрастных и индивидуальных особенностей детей,

сезонность.

Все воспитание и обучение детей строю в личностно-ориентированной

модели. Для меня главное – это необходимость развития каждого ребенка как

личности, для этого создаю все условия, где формируются не только знания,

умения,

навыки,

но

и

самостоятельность,

инициативность,

творческое

отношение к делу, свобода поведения и самооценка.

Считаю, что необходимое условие для первоначального ознакомления

детей

с

природой

это

создание предметно-развивающей

среды

при

сохранении

трех

принципов:

активности,

побуждающей

к

действию;

стабильности – воспитатель стабилен, а среда меняется; комфортности – всем

удобно.

В

нашей

группе

создан

богатый

природный

центр,

с

подобранными

растениями для детей данного возраста.

Имеется

разнообразный

материал

для

экспериментирования

и

опытнической деятельности, дидактические игры, природный материал, много

наглядного материала и художественной литературы.

На протяжении всего учебного года провожу с детьми ежедневный уход

за

обитателями

центра

природы.

Создание

и

поддержание

экологически

необходимых

условий

для

растений

-

это

важнейшее

мероприятие

повседневной

жизни.

В

утренние

часы

вовлекаю

детей

в совместную

деятельность,

которая

в

разных

возрастных

группах

приобретает

разную

форму и организацию.

Правильное

педагогическое

общение

воспитателя

с

детьми

в

этом

мероприятии имеет особо глубокий смысл: дошкольники учатся видеть, какие

условия необходимы тому или другому живому существу, учатся определить,

чего ему не хватает в данный момент, учатся практически выполнять трудовые

действия, впервые овладевают орудиями труда. Мое общение, как педагога,

сводится к доброжелательному пояснению, четкому показу, помощи в каждом

случае, когда ребёнок затрудняется. И обязательно при общении я должна найти

возможность

похвалить

ребёнка,

причём

не

один,

а

несколько

раз

на

протяжении

всего

мероприятия:

в

начале

похвала

вселяет

уверенность

в

ребенка, в середине - это похвала-поддержка, в конце - главная похвала как итог

хорошего поступка, который совершил ребенок. Такое педагогическое общение

в

совместной

деятельности

по

созданию

условий

для

обитателей

центра

природы очень быстро повышает экологическую воспитанность детей.

Циклы наблюдений за обитателями центра природы и участка детского

сада

-

еще

одно

регулярное

мероприятие

повседневной

жизни,

которое

проводится

на

протяжении

учебного

года.

Каждый

содержательный

цикл

включает ряд разных по смыслу наблюдений за одним объектом, их количество

зависит

от

возраста

детей.

Наблюдения

одного

цикла

проводятся

последовательно друг за другом с разрывом в 2 - 3 дня.

Отдельно взятое наблюдение - это короткое (5-12 минут) педагогическое

мероприятие

познавательного

характера,

которое

проводится

с

небольшой

группой (4-7) детей в центре природы или со всей группой на участке. В

зависимости

от

содержания

наблюдения

проводятся

в

разные

режимные

моменты: до и после завтрака, на прогулке, перед обедом и в вечернее время.

Систематически проводятся наблюдения за погодой, - дети ежедневно

рассматривают

небо,

уточняют

характер

осадков,

наличие

ветра

или

его

отсутствие, по одежде определяют степень тепла и холода.

При

правильном

руководстве

наблюдением

за

окружающим

ребенок

начинает понимать, что хорошо, а что плохо, отличать доброе от злого, учится

чувствовать красивое и некрасивое, учится "говорить" с птицей и цветком,

солнцем и ветром и любить их.

Любое

наблюдение

-

это

познавательная

деятельность,

требующая

от

детей

внимания,

сосредоточенности,

умственной

активности,

поэтому

оно

непродолжительно. Педагогическое общение воспитателя с детьми принимает

познавательную

окраску:

педагог

задает

четкие,

конкретные

вопросы,

мобилизующие

детей

на

поиск

информации,

выслушивает

их

ответы,

доброжелательно реагирует на каждое сообщение. И самое главное - хвалит за

правильный

ответ,

похвалой

стимулирует

дальнейший

поиск

информации.

Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с

детьми,

развивает

в

них

наблюдательность,

стойкий

интерес

к

природе,

формируют отчетливые конкретные представления об особенностях растений и

животных и их связи со средой обитания.

Для

установления

причин

явлений,

связей

и

отношений

между

предметами

и

явлениями

мы использовали

опыты.

Опыт

всегда

должен

строиться

на

основе

имеющихся

представлений,

которые

дети

получили

в

процессе

наблюдений

и

труда.

(Опыты

проводятся

чаще

всего

в

старших

группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые

действия). В каждом опыте раскрывалась причина наблюдаемого явления, дети

старались самостоятельно подойти к суждениям, умозаключениям. Уточнялись

их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды,

растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствовали формированию у

детей

познавательного

интереса

к

природе,

развивали

наблюдательность,

мыслительную деятельность.

Заполнение календаря природы - еще одно дело повседневной жизни,

которое

сочетается

с

наблюдениями.

Воспитатель

с

детьми

регулярно

фиксирует погоду и состояние живой природы, когда ведутся наблюдения за

ней. В младших и средних группах взрослый помогает детям после прогулки

отыскать картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице. Вместе

они одевают картонную куклу, так же как дети сами были одеты, "выпускают"

ее погулять. В старших группах воспитатель учит ребят в календаре находить и

закрашивать дни недели, значками обозначать погодные явления, изображать

дерево и покров земли в полном соответствии с их сезонным состоянием на

данный момент.

В

разгар

зимней

подкормки

воспитатель

использует

календарь

наблюдений

за

птицами:

малыши

находят

картинки

с

изображением

птиц,

которых видели на участке, а старшие дети обозначают их значками - галочками

соответствующего цвета.

Еще один вид календаря - это рисунки, отображающие последовательно

рост какого-либо растения. Это могут быть луковица в банке, посаженная в

воду для проращивания зелени; ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу

для наблюдения за распусканием почек, развертыванием молодых листочков;

проращивание семян, рост и развитие какой-либо огородной или цветочной

культуры. Во всех случаях рисунки, сделанные через одинаковый интервал

времени,

отражают

последовательность

роста

и

развития

растения,

его

зависимость от внешних условий жизни.

Заполнение календаря - важная совместная практическая деятельность, в

процессе

которой

воспитатель

обучает

детей

находить

нужные

клеточки,

обозначать

значками

или

рисунками

те

явления

природы,

которые

они

наблюдали, обучает детей умению использовать и понимать символы.

Обучая детей, заполняя с ними тот или иной календарь, воспитатель

осуществляет познавательное общение с дошкольниками, - показывает, где и

что

надо

изобразить,

поясняет,

поправляет,

-

в

общем,

доброжелательно

помогает

им

освоить

это

дело.

Нет

сомнения,

что

такая

совместная

деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в

целом.

Общение

детей

с

природой

-

это

отдельные

взаимосвязанные

мероприятия, позволяющие научить детей духовному контакту с растениями и

животными.

Общение

с

природой

-

не

столько

интеллектуальная,

сколько

этическая

форма

взаимодействия

детей

с

природой,

приносящая

радость,

развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему

живому.

В повседневной жизни с дошкольниками можно проводить обстоятельные

мероприятия,

насыщенные

разными

видами

деятельности

и

имеющими

большое развивающее значение. Полезны и интересны для детей выходы на

природу

в

ближайшее

окружение.

Воспитатель

может

совершать

с

детьми

непродолжительные прогулки, имеющие одну конкретную цель.

Прогулки и экскурсии с детьми в природу дают им ни с чем не сравнимые

живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, травы, осенней листвы,

о разноголосом пении птиц, о причудливой форме белых кучевых облаков, о

сверкающих на солнце изумрудных капельках дождя и т. д.

Прогулки широко используются для экологического воспитания детей. Я

знакомила детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня,

погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках

организовывала

игры

с

природным

материалом

(песок,

вода,

снег,

листья,

плоды).

Для

таких

игр

на

участке

использовала

следующие

оборудования:

песочница,

совочки,

формочки,

печатки.

Именно

на

прогулке

дети

могут

знакомиться со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды.

Кроме этого, использовала разнообразные игровые упражнения " Найди

по описанию", "Что, где растёт?", "Узнай и назови", "Вершки – корешки",

"Чудесный мешочек", "Угадай животное", "Отгадай и нарисуй", "Когда это

бывает?", "Загадки о животных" на узнавание деревьев, кустарников, цветов,

животных (по звукам, следам и т. д.). Детям очень понравилось играть в игры с

игрушками, приводимыми в движение ветром "Султанчики", "Разноцветные

ленточки". Через игры они научились определять силу и направление ветра, его

контрастность.

Немаловажное значение в моей работе имеет

«экологическая тропа». На

территории

ДОУ

имеется

экологическая

тропа

с

описанием

природных

объектов

и

речевым

материалом

к

ним.

Экологическая

тропа

выполняет

познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию.

Создавая тропу, мы использовали как можно больше интересных объектов. В

качестве видовых точек, мы выбрали посаженные нами саженцы деревьев,

кустарников разных пород. Также имеется муравьиные дорожки и их ходы,

скопление "солдатиков" и лягушек. Полянка с различными цветами: бархатцы,

петуния, анютины глазки, георгины и обитающие на ней разные насекомые:

бабочки, божьи коровки, гусеницы, кузнечики.

Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны так,

что

в

течение

сезона

одни

цветы

сменяются

другими.

Ребята

на

клумбе

ухаживали за цветами: рыхлили, поливали, полили, опрыскивали.

Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные

прогулки

с

детьми

для

экологических

занятий

и

одновременно

для

оздоровления детей на свежем воздухе. Одни и те же объекты посещали много

раз, особенно в разные сезоны года.

На тропе мы проводили: наблюдения, игры, театрализованные занятия,

экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропе мы с

детьми

наблюдали,

рассматривали,

обсуждали,

анализировали

и

т.

д.

Свои

впечатления

об

увиденном

они

выражали

на

занятиях

по

музыке,

изобразительной,

театрализованной

деятельности,

в

подвижных

играх.

Маршрут ее определяли вместе с детьми. Сначала просто ходили к разным

объектам и наблюдали, но потом увидели муравьиные тропы, и чтобы их никто

не разорил, мы огородили тропы веточками. Это детям очень нравится, и

каждая прогулка начинается с обхода наших владений, все ли у нас там в

порядке.

Двигательная активность обеспечивает здоровье, энергию, выносливость

ребят,

а

общение

с

природой

развивает

наблюдательность,

познавательные

интересы,

культуру

поведения

и

чувство

красоты,

поднимает

настроение.

Может показаться, что ходить по одной и той же тропе скучно и неинтересно,

но всегда найдется что-то новое и необычное.

Дошкольников

можно

включить

в природоохранительные

акции

-

социально

значимые

мероприятия,

которые

могут

быть

проведены

в

дошкольном учреждении совместно с сотрудниками и детьми, а возможно, и

при участии родителей. Акции, как правило, приурочены к каким-либо датам,

сообщениям, имеющим общественное значение, поэтому они имеют широкий

резонанс,

сильно

воспитательное

воздействие

на

дошкольников,

служат

хорошей экологической пропагандой среди родителей.

Дети старшего дошкольного возраста могут принять участие в таких

акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, жизнедеятельность. К

ним,

относятся,

например,

"Зеленая

елочка

-

живая

иголочка"

-

акция

по

сбережению живого дерева, против бессмысленной массовой их вырубки к

Новому году, акция «Посади дерево».

Одна

из

форм

экологического

воспитания

являются праздники

и

развлечения.

Роль

праздников

и

развлечений

заключается

в

сильнейшем

воздействии на эмоциональную сферу

личности ребенка. Важно в таких

праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений,

стихотворений,

игр,

отгадывание

загадок

на

темы

природы,

сколько

включённость

детей

в

переживание

событий,

в

осознание

экологических

проблем, доступных пониманию детей.

По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода мы

старались вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого

желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.

Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы

вызвать

у

детей

положительный

эмоциональный

отклик

на

природное

содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в

целом, поэтому праздники и досуги следует проводить регулярно, завершая ими

сезон или какой-либо содержательный блок (но не чаще одного раза в 1,5 - 2

месяца). В сценариях этих мероприятий используется тот материал, который

детям хорошо знаком.

В своей работе с детьми придаю большое значение игровым технологиям.

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

В.А. Сухомлинский говорил о ней так: «Без игры нет и не может быть

полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через

которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений,

понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости».

Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению

к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических.

Мной

разработаны

и

изготовлены дидактические

игры,

очень

помогающие мне в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями

природы: «Правила поведения в лесу», «На лесной тропинке», «Развивающее

лото», «Найди и назови птицу»», «Кто лишний», «Когда это бывает», «Кто где

живет»,

«Помоги

найти

маму»,

«Большой–маленький»,

«Где

чей

домик?»,

«Назови, кто я?», «Времена года», «С какого дерева листик», «Оденем куклу на

прогулку» и другие.

Словесные игры: «Узнайте по описанию», «Съедобное – несъедобное»,

«Хорошо – плохо», «Что лишнее?», «Волшебная палочка», «Узнай по голосу»,

«Кто как кричит?», «Это кто к нам пришел?» развивают у детей внимание,

воображение, повышают знания об окружающем мире.

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное

освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей

между предметами и явлениями позволит именно игра. Отражая впечатления от

жизненных

явлений

в

образах

игры,

дети

испытывают

эстетические

и

нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию детей,

расширению их представлений о мире. Чем разнообразнее по содержанию

игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Игровые

приемы

обучения,

как

и

другие

педагогические

приемы,

направлены

на

решение

дидактических

задач

и

связаны

с

организацией

игры

на

занятии.

Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил

игры

как

руководитель

и

как

ее

участник.

Игра

требует

от

ребенка

включенности

в

свои

правила:

он

должен

быть

внимательным

к

развивающемуся

в

совместной

игре

со

сверстниками

сюжету,

он

должен

запомнить

все

обозначения,

должен

быстро

сообразить,

как

поступить

в

неожиданно

возникшей

ситуации,

из

которой

надо

правильно

выйти.

Проведение игр в естественных условиях имеет свои сложности: дети легко

отвлекаются, переключают свое внимание на посторонние предметы, на людей

и

т.

д.

Поэтому

в

таких

играх

целесообразно

применять

наглядный

художественно

оформленный

материал,

придумывать

интересные

игровые

моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи.

С помощью игрушек и картинок я знакомлю детей с домашними и дикими

животными, воспитываю интерес к ним и их детенышам.

Большое внимание я уделяю сказке, ее очарованию поддаются дети всех

возрастов, да и взрослых она не оставляет равнодушными. Поэтому сказка

должна быть одной из обязательных составляющих экологического воспитания

детей, так считает доктор педагогических наук Н.А. Рыжова. Чтение сказок о

животных очень нравится детям, они внимательно слушают, запоминают.

При помощи сказочного героя можно провести любую игру, например

«Грибная полянка», «Осенний лес», «Построй домик животному», «Приготовь

лекарство» и т. д. Игру можно оформить и музыкальным сопровождением.

Детям очень нравятся игры, участвуя в которых они могут выиграть, опираясь

на свои знания.

Большую

роль

в

экологическом

образовании

дошкольников

играет

практическая,

исследовательская

деятельность

в

природных

условиях.

К

сожалению, современные дети, имеют весьма ограниченные возможности для

общения с природой. А ведь экологическое образование должно начинаться с

объектов

ближайшего

окружения,

с

которыми

ребенок

сталкивается

в

повседневной

жизни,

в

том

числе

и

потому,

что

процесс

обучения

будет

неэффективным

без

эмоционального

восприятия

деревьев,

трав,

закатов,

рассветов.

Ч а с т о

н а

з а н я т и я х

и с п о л ь з у ю художественную

литературу.

Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей.

(Нужно использовать литературу, рекомендованную программой детского сада).

Это

произведения

А.

Пушкина,

Ф.

Тютчева,

А.

Фета,

Н.

Некрасова,

К.

Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После

чтения с детьми проводила беседу, задавала вопросы. Было видно в их глазах

сочувствие, сопереживание либо радость, восторг. Очень приятно, когда дети

задавали вопросы, где проявлялась у них забота и любовь о друзьях наших

меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему

никто не помог?». В этих случаях важно донести до детей смысл произведения.

Одной из новых наиболее эффективных инновационных технологий стал

метод

проектов.

Экологический

проект

-

это,

прежде

всего,

решение

определенных

задач

в

процессе

исследования.

Масштаб

задач

может

быть

разным,

он

определяется

сроками

проведения

проекта,

возрастом

и,

соответственно,

возможностями

детей,

содержанием

образовательных

программ

дошкольного

учреждения

(любой

проект

должен

вписываться

в

общее образовательное пространство).

Обычно проект состоит из трех основных этапов:

1-й

-

подготовительный:

постановка

цели

и

задач,

определение

методов

исследования,

подготовительная

работа

с

педагогами

и

дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов.

2-й - собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные

вопросы.

3-й - заключительный: обобщение результатов работы, их анализ,

формулировка выводов.

Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными: их длительность

определяется

педагогическим

коллективом

дошкольного

учреждения

в

зависимости от решаемых задач.

Знания,

полученные

детьми

на

занятиях,

помогают

им

во

время

наблюдений

самостоятельно

понять

происходящие

в

природе

процессы,

явления,

провести

собственные

исследования,

обобщить

материал;

способствуют

формированию

экологически

грамотного,

безопасного

для

природы и здоровья человека поведения.

Методика

работы

с

детьми

в

рамках

экологического

проекта

разрабатывается

на

основе

интегрированного

подхода.

В

ходе

работы

по

проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют,

слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои

сказки и рассказы. По методике экологического проекта может работать любое

дошкольное учреждение, независимо от его вида и специализации. Проект

можно

рассматривать

как

дополнение

к

любым

общеобразовательным,

комплексным

программам

и

парциальным

программам

экологического

направления.

В проекте могут участвовать дети любых групп. Формы и методы работы

я

выбираю

в

зависимости

от

их

возрастных

особенностей.

Дети

среднего

дошкольного возраста, естественно, будут выполнять меньший объем работы,

использовать самые простые методы наблюдений, обобщать результаты своих

исследований,

в

основном

в

виде

рисунков

и

коротеньких

рассказов.

Чем

старше

дети,

тем

меньше

руководящая

роль

педагога,

тем

больше

объем

исследований, которые, как и формы обобщения материала, становятся более

разнообразными. К выполнению проекта привлекаются родители.

Работая с детьми по теме "Экологическое воспитание", я разработала

долгосрочные

проекты

по

экологическому

воспитанию

«Чистый

мир»

«Природу края береги!», краткосрочные проекты «Комнатные растения - наши

друзья», «Наши соседи – насекомые», «Огород на подоконнике».

Для

формирования

основ

экологической

культуры

у

дошкольников

разработала

систему

сотрудничества

и

взаимодействия

ДОУ

с

семьей,

поскольку

именно

семья

дает

первый

опыт

взаимодействия

с

природой,

показывает пример отношения к объектам растительного и животного мира.

Только

опираясь

на

семью,

только

совместными

усилиями

может

решиться главная задача – воспитание человека с большой буквы, человека

экологически

грамотного.

В работе

с

родителями

по

экологическому

воспитанию

детей

мной

использовались

как

традиционные

формы

(родительские

собрания,

консультации,

беседы),

так

и

нетрадиционные

(деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Например, при

организации

родительского

собрания

на

тему

"Задачи

экологического

воспитания", я провела предварительное анкетирование родителей с целью

выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем.

Эффективной

формой

работы

с

родителями

был,

например,

круглый

стол

"Воспитание доброты к природе" с целью побудить

родителей

осознанно

завести для ребенка животное в семье, способствовать близкому общению

детей

с

представителями

природного

мира

и

формированию

заботливого

отношения к ним.

Ещё одна форма работы с семьёй – педагогические ширмы, в которых

родителям необходимо давать чёткие, конкретные, практические советы по

узкой теме. Через ширмы можно знакомить детей и родителей с народными

приметами, но обязательно с заданием: почему так говорят?

А

консультацию

«Совместная

деятельность

родителей

и

детей

по

выращиванию

комнатных

растений»

можно

начать

с

викторины,

задавая

вопросы детям и взрослым. Например:

Отгадай по загадке растение и найди его (по три растения).

Назови растение и расскажи: какого ухода оно требует?

Придумай нежные слова своему растению.

После ухода детей воспитатель:

Рассказывает о видах работ по уходу за комнатными растениями

дома и показывает их.

Дает советы по подбору, содержанию, уходу за растениями дома.

Напоминает родителям о том, что дети должны знать цель труда.

Советует родителям придумать имя своему комнатному растению,

разговаривать с ним как с живым, замечать все изменения, которые

с ним происходят, и зарисовывать их.

Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям,

какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для

формирования основ экологической культуры.

Очень важно привлечь родителей к участию в конкурсах, развлечениях,

выставках.

В

группе

заранее

вывешиваю

яркое,

красочное

сообщение

о

проведении мероприятия. Родители не остаются равнодушными: они собирают

рисунки,

фотографии,

готовят

вместе

с

детьми

поделки

из

природного

и

бросового

материала.

Участие

каждой

семьи

не

остается

без

внимания.

Взрослые

и

дети

награждаются

подарками,

благодарственными

письмами.

Проводятся выставки: «Лучший осенний букет», «Дары осени», «К нам сказка

пришла», «Это поможет природе» «Лучшая кормушка» и другие.

Хорошей традицией может стать забота о зимующих птицах. В этой

работе у меня сложилась определенная система:

1. В экологическом уголке помещаю советы для родителей: как привлечь

внимание детей, используя материал по темам «Помогите синицам», «Птицы и

люди», «Они остались зимовать, мы им будем помогать».

2.

Ежегодно

проводится

экологический

праздник

«День

птиц».

В

программе праздника - конкурс «Лучший домик для птиц», выставки «Корм для

разных

птиц»,

«Птичья

столовая»,

«Чей

корм

вкуснее».

Родители

рисуют

плакаты, приносят корм для птиц, вместе с детьми развешивают на деревьях

сделанные ими домики и кормушки. Дети счастливы, а взрослые, помогая им,

проявляя заинтересованность, поднимают свой авторитет.

3.

Чтобы

выяснить

отношение

родителей

к

проблеме

экологического

воспитания, провожу анкетирование по следующим вопросам:

Что такое экология?

Есть ли у Вас комнатные растения, и какие? Если нет, то почему?

Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?

Посадили ли Вы дерево?

Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?

Читаете ли Вы ребенку книги о природе?

Смотрит

ли

Ваш

ребенок

диафильмы,

слайды,

телепередачи

о

природе?

Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?

Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?

Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т.д.?

Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных

трав, ягод, насекомых, птиц?

Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о

природе?

Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным,

растениям?

Как Вы думаете, получит Ваш ребенок знания о природе в детском

саду?

Ответы

родителей

помогут

выявить

увлечения

взрослых

и

детей,

обозначат проблемы, требующие педагогической помощи.

Постоянно нужно искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь

у нас с ними одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков

человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши

дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.

Заключение

На

этапе

дошкольного

детства

складывается

начальное

ощущение

окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе,

накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот

период

формируются

первоосновы

экологического

мышления,

сознания,

экологической

культуры.

Но

только

при

одном

условии

-

если

взрослые,

воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают

общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают

маленькому

человеку

прекрасный

мир

природы,

помогают

наладить

взаимоотношения с ним.

Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и

ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом

наглядно-действенного

и

наглядно-образного

восприятия

ребенком

окружающего

мира

и

направлены

на

формирование

экологических

знаний

(знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой

природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к

природным явлениям и объектам.

Разработанный

комплекс

мероприятий

по

повышению

уровня

экологической

воспитанности

старших

дошкольников

на

занятиях

и

в

повседневной

жизни

показал

свою

эффективность

в

повышении

уровня

экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы

дошкольников.

Диаграмма уровня сформированности

экологической культуры.

Диаграмма уровня сформированности

экологической культуры.



В раздел образования




Яндекс.Метрика