Автор: Ахтямова Елена Николаевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МАДОУ г. Нижневартовска ДС №77 "Эрудит"
Населённый пункт: г. Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Наименование материала: Статья
Тема: Организация взаимодействия педагогов с родителями, воспитыва-ющими детей с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: дошкольное образование
Е.Н. Ахтямова, заведующий МАДОУ города Нижневартовска
ДС №77 «Эрудит», г. Нижневартовск, ХМАО-Югра
Тема: Организация взаимодействия педагогов с родителями, воспи-
тывающими детей с ограниченными возможностями здоровья
Слайд 1. Сегодня в условиях, когда большинство семей озабочено реше-
нием проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась
социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопро-
сов воспитания и личностного развития ребенка. Социально-экономические
проблемы и ухудшение экологической ситуации в России порождают усло-
вия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-пси-
хического здоровья детей, отмечается тенденция к увеличению количества
детей с ограниченными возможностями здоровья, а, следовательно, и семей,
в которых живут эти дети. Родители, не владея в достаточной мере знанием
возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуще-
ствляют воспитание вслепую, интуитивно.
Слайд 2. Наше дошкольное учреждение посещают 245 воспитанников,
среди которых 78 с ограниченными возможностями здоровья, поэтому
проблема поиска оптимальных и эффективных путей взаимодействия педаго-
гов и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями
здоровья в настоящий момент особенно актуальна.
С появлением в семье ребенка с отклонениями в развитии многие функ-
ции семьи (воспитательная функция, производственно-хозяйственная, орга-
низация досуга) наполняются иным содержанием, приобретают коррекцион-
ную направленность.
Слайд 3. Отличительной особенностью родителей, воспитывающих
детей с ОВЗ, в том, что они испытывают эмоциональное напряжение, тре-
вогу, чувство вины, стыда, обиды на жизнь, отвержение ребенка, чувство
горечи и разочарования в том, что их ребенок отличается от своих сверст-
ников, неадекватно ведет себя, плохо думает и говорит, имеет большие
трудности в обучении, родители испытывают невротическую усталость,
опустошенность, раздражительность, высокий уровень тревожности, они
находятся в хроническом стрессовом состоянии и т.д. Некоторые родители
начинают умышленно ограничивать круг общения (как свой, так и ребён-
ка), избегают новых знакомств. Для других родителей единственным
способом самореализации является гиперопека, ограничивающая актив-
ность и самостоятельность ребенка. Есть группа родителей, которые, нао-
борот, занимают неоправданно жесткую позицию в воспитании ребенка.
Эти родители требуют от ребенка неукоснительного выполнения всех зада-
ний, упражнений, распоряжений, не учитывая при этом его двигательных и
речевых возможностей. Нередко при невыполнении ребенком этих требо-
ваний прибегают к наказаниям. Родители могут отстраниться от ребенка и
делать вид, что у него нет никаких проблем. Всё это не способствует при-
нятию родителями себя и своих детей такими, какие они есть. И лишь у ча-
сти детей формируются гармоничные и адекватные отношения с близкими.
Вся работа педагогов с родителями, имеющими особенного ребёнка,
строится в нашем учреждении на сотрудничестве и доверии, проводится
поэтапно.
Слайд 4. На 1 этапе, ещё до поступления детей в образовательное учре-
ждение, психологами осуществляется патронаж семей. Эффективно действу-
ет программа изучения семьи, посредством которой анализируется структура
семьи и психологический климат, социальный статус матери и отца в семье,
основные принципы семейных отношений, стиль и фон семейной жизни, вос-
питательный климат семьи, культурный уровень родителей, трудности.
На 2 этапе помогаем семье выработать правильное отношение к реакции
окружающих на внешние особенности ребёнка, вовлекаем родителей в про-
цесс интеграции детей в общество.
Слайд 5. В рамках второго этапа педагоги дошкольного учреждения
выполняют три основные задачи:
1. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком.
2.
Вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагоги-
ки и психологии развития.
3. Сформировать адекватную самооценку.
Решение обозначенных задач осуществляется через коллективные и ин-
дивидуальные формы организации помощи семье.
Слайд 6. В рамках коллективных форм, таких как общие родительское
собрание, групповые собрания, «Дни открытых дверей» осуществляет ин-
формирование и обсуждение с родителями задач и содержания коррекци-
онно-образовательной работы; решение организационных вопросов; знаком-
ство с ДОУ, направлениями и условиями его работы, информирование роди-
телей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями, в том
числе и социальными службами. В рамках тематических докладов, плановых
консультаций, семинаров происходит знакомство и обучение родителей фор-
мам оказания психолого- педагогической помощи со стороны семьи детям с
проблемами в развитии; ознакомление с задачами и формами подготовки де-
тей к школе.
Родительские лектории, практикумы, тренинги помогают родителям вы-
работать педагогические умения по воспитанию детей, эффективному реше-
нию педагогических ситуаций. Мероприятия тренируют педагогическое
мышление родителей. Тематика данных мероприятий разнообразная, напри-
мер, мастер-класс по обучению дыхательным, артикуляционным упражнени-
ям, речевым играм. Опыт работы в условиях пандемии показал, что подоб-
ные мероприятия успешно проводятся в режиме онлайн, используя програм-
мы для голосовой и видеосвязи через интернет.
Слайд 7. Обмен опытом родителей, осуществляется в рамках работы ро-
дительского клуба или группы взаимопомощи, где на встречах родителями
транслируется опыт по семейному воспитанию и обучению детей с особенно-
стями. Встречи посвящаются определенному узкому вопросу, заранее опре-
деляются выступающие и дается им время на подготовку. Атмосфера встреч
должна быть комфортной и безопасной. Как правило в начале встречи выра-
батываются правила поведения и общения в группе.
Благодаря совместным досуговым мероприятиям, таким как показ
сказки, где роли исполняют дети и родители, концерты художественной
самодеятельности, дни именинника, конкурсы, соревнования:
родители видят своего ребенка в новой роли, получают эстетическое
наслаждение;
их ребенка видят другие родители;
сам ребенок получит возможность социального общения и может себя
показать с лучшей стороны.
Слайд 8. Многие родители детей с особенностями боятся проявления
жалости по отношению к себе и своим детям. Похвала в адрес ребенка вос-
принимается ими как адекватная, только если она исходит от специалистов,
которые могут профессионально оценить результаты его деятельности.
Поэтому на конкурсы и соревнования в качестве членов жюри мы обязатель-
но приглашаем экспертов, значимых в глазах родителей.
Открытые занятия специалистов и воспитателей, создают условия для
объективной оценки родителями успехов своих детей; осуществляется
наглядное обучение родителей методам и формам дополнительной ра-
боты с детьми в домашних условиях. Задания и методы работы подбирают-
ся в форме, доступной для понимания родителями. Участие в таких заняти-
ях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только
содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают но-
вые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители
учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к
нему.
Слайд 9. Индивидуальная работа осуществляется посредством орга-
низации бесед и консультаций, где педагог оказывает индивидуальную по-
мощь родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания.
Педагог рассказывает родителям, как и чему учить ребенка дома:
как проводить занятия, выполнять рекомендации воспитателя, врачей;
научить ребенка игровой деятельности и навыкам общения с детьми;
привить навыки самостоятельности– научить гигиене, привлекать его к
помощи по дому.
Регулярные встречи с родителями снижают их тревожность, дают уве-
ренность в том, что они могут общаться даже в самых непростых ситуациях.
Следующей формой индивидуальной работы педагога с родителями ре-
бенка с ОВЗ является совместное наблюдение за ребенком. Родители вместе
с педагогом наблюдают за деятельностью ребенка. Воспитатели в доступной
форме знакомят с особенностями ребенка, указывают его положительные ка-
чества, объясняют, какие ему необходимы специальные занятия, к каким спе-
циалистам нужно обратиться дополнительно, как заниматься в домашних
условиях. Родители должны оценить возможности ребенка и его успехи, за-
метить прогресс. Им нужно объяснить, что, взрослея, ребенок не научится
всему самостоятельно.
Совместные занятия «ребенок-педагог-родитель» или «Родительский
час» одна из форм индивидуальной работы педагога с родителями воспиты-
вающими детей с ограниченными возможностями здоровья, которая особен-
но популярна среди родительской общественности. В рамках родительского
часа педагог в присутствии родителей демонстрирует педагогические прие-
мы, используемые в коррекционном процессе. Данный опыт позволяет
расширять навыки взаимодействия родителей и детей, закреплять сформиро-
ванный опыт в семье. Цель таких встреч– активное включение родителей в
образовательный процесс. Родители в ходе занятий узнают о требованиях,
которые предъявляют ребенку, видят его успехи и неудачи, ищут совместно
пути выхода.
К индивидуальным формам работы относим и обучающие показы. На
встречах родителям демонстрируют фото - и видеофрагменты занятий,
праздников в детском саду. Специалисты детально разбирают и комментиру-
ют определенные этапы воспитания и обучения. Родители также предостав-
ляют домашнее видео, как отчет о работе с ребенком в домашних условиях.
Вся работа с родителями, воспитывающими детей с ограниченными воз-
можностями здоровья, направлена на преодоление их социальной беспомощ-
ности за счет повышения педагогической компетентности, обучения навыкам
взаимодействия и общения со своим ребенком, а также за счет общения с
другими родителями в рамках групповой работы. Благодаря этому родители
принимают на себя и увереннее несут ответственность за воспитание и разви-
тие своего ребенка.
Слайд 10. Включение родителей в коррекционно-педагогический про-
цесс является важнейшим условием развития ребенка с особыми образова-
тельными потребностями. Учет эмоциональных, социальных, личностных и
других особенностей семьи с «особым» ребенком увеличивает эффектив-
ность использования ее педагогического потенциала, что является одним из
важнейших факторов эффективности работы с детьми с ограниченными воз-
можностями здоровья.
Гармонично организованная работа педагогов образовательных учре-
ждений с семьями, имеющими детей с ОВЗ – гарантия успеха образователь-
ного и воспитательного процесса, адаптации и социализации детей в обще-
стве.