Напоминание

Организация взаимодействия педагогов с родителями, воспитыва-ющими детей с ограниченными возможностями здоровья


Автор: Ахтямова Елена Николаевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МАДОУ г. Нижневартовска ДС №77 "Эрудит"
Населённый пункт: г. Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Наименование материала: Статья
Тема: Организация взаимодействия педагогов с родителями, воспитыва-ющими детей с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: дошкольное образование





Назад




Е.Н. Ахтямова, заведующий МАДОУ города Нижневартовска

ДС №77 «Эрудит», г. Нижневартовск, ХМАО-Югра

Тема: Организация взаимодействия педагогов с родителями, воспи-

тывающими детей с ограниченными возможностями здоровья

Слайд 1. Сегодня в условиях, когда большинство семей озабочено реше-

нием проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась

социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопро-

сов воспитания и личностного развития ребенка. Социально-экономические

проблемы и ухудшение экологической ситуации в России порождают усло-

вия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-пси-

хического здоровья детей, отмечается тенденция к увеличению количества

детей с ограниченными возможностями здоровья, а, следовательно, и семей,

в которых живут эти дети. Родители, не владея в достаточной мере знанием

возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуще-

ствляют воспитание вслепую, интуитивно.

Слайд 2. Наше дошкольное учреждение посещают 245 воспитанников,

среди которых 78 с ограниченными возможностями здоровья, поэтому

проблема поиска оптимальных и эффективных путей взаимодействия педаго-

гов и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями

здоровья в настоящий момент особенно актуальна.

С появлением в семье ребенка с отклонениями в развитии многие функ-

ции семьи (воспитательная функция, производственно-хозяйственная, орга-

низация досуга) наполняются иным содержанием, приобретают коррекцион-

ную направленность.

Слайд 3. Отличительной особенностью родителей, воспитывающих

детей с ОВЗ, в том, что они испытывают эмоциональное напряжение, тре-

вогу, чувство вины, стыда, обиды на жизнь, отвержение ребенка, чувство

горечи и разочарования в том, что их ребенок отличается от своих сверст-

ников, неадекватно ведет себя, плохо думает и говорит, имеет большие

трудности в обучении, родители испытывают невротическую усталость,

опустошенность, раздражительность, высокий уровень тревожности, они

находятся в хроническом стрессовом состоянии и т.д. Некоторые родители

начинают умышленно ограничивать круг общения (как свой, так и ребён-

ка), избегают новых знакомств. Для других родителей единственным

способом самореализации является гиперопека, ограничивающая актив-

ность и самостоятельность ребенка. Есть группа родителей, которые, нао-

борот, занимают неоправданно жесткую позицию в воспитании ребенка.

Эти родители требуют от ребенка неукоснительного выполнения всех зада-

ний, упражнений, распоряжений, не учитывая при этом его двигательных и

речевых возможностей. Нередко при невыполнении ребенком этих требо-

ваний прибегают к наказаниям. Родители могут отстраниться от ребенка и

делать вид, что у него нет никаких проблем. Всё это не способствует при-

нятию родителями себя и своих детей такими, какие они есть. И лишь у ча-

сти детей формируются гармоничные и адекватные отношения с близкими.

Вся работа педагогов с родителями, имеющими особенного ребёнка,

строится в нашем учреждении на сотрудничестве и доверии, проводится

поэтапно.

Слайд 4. На 1 этапе, ещё до поступления детей в образовательное учре-

ждение, психологами осуществляется патронаж семей. Эффективно действу-

ет программа изучения семьи, посредством которой анализируется структура

семьи и психологический климат, социальный статус матери и отца в семье,

основные принципы семейных отношений, стиль и фон семейной жизни, вос-

питательный климат семьи, культурный уровень родителей, трудности.

На 2 этапе помогаем семье выработать правильное отношение к реакции

окружающих на внешние особенности ребёнка, вовлекаем родителей в про-

цесс интеграции детей в общество.

Слайд 5. В рамках второго этапа педагоги дошкольного учреждения

выполняют три основные задачи:

1. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком.

2.

Вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагоги-

ки и психологии развития.

3. Сформировать адекватную самооценку.

Решение обозначенных задач осуществляется через коллективные и ин-

дивидуальные формы организации помощи семье.

Слайд 6. В рамках коллективных форм, таких как общие родительское

собрание, групповые собрания, «Дни открытых дверей» осуществляет ин-

формирование и обсуждение с родителями задач и содержания коррекци-

онно-образовательной работы; решение организационных вопросов; знаком-

ство с ДОУ, направлениями и условиями его работы, информирование роди-

телей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями, в том

числе и социальными службами. В рамках тематических докладов, плановых

консультаций, семинаров происходит знакомство и обучение родителей фор-

мам оказания психолого- педагогической помощи со стороны семьи детям с

проблемами в развитии; ознакомление с задачами и формами подготовки де-

тей к школе.

Родительские лектории, практикумы, тренинги помогают родителям вы-

работать педагогические умения по воспитанию детей, эффективному реше-

нию педагогических ситуаций. Мероприятия тренируют педагогическое

мышление родителей. Тематика данных мероприятий разнообразная, напри-

мер, мастер-класс по обучению дыхательным, артикуляционным упражнени-

ям, речевым играм. Опыт работы в условиях пандемии показал, что подоб-

ные мероприятия успешно проводятся в режиме онлайн, используя програм-

мы для голосовой и видеосвязи через интернет.

Слайд 7. Обмен опытом родителей, осуществляется в рамках работы ро-

дительского клуба или группы взаимопомощи, где на встречах родителями

транслируется опыт по семейному воспитанию и обучению детей с особенно-

стями. Встречи посвящаются определенному узкому вопросу, заранее опре-

деляются выступающие и дается им время на подготовку. Атмосфера встреч

должна быть комфортной и безопасной. Как правило в начале встречи выра-

батываются правила поведения и общения в группе.

Благодаря совместным досуговым мероприятиям, таким как показ

сказки, где роли исполняют дети и родители, концерты художественной

самодеятельности, дни именинника, конкурсы, соревнования:

родители видят своего ребенка в новой роли, получают эстетическое

наслаждение;

их ребенка видят другие родители;

сам ребенок получит возможность социального общения и может себя

показать с лучшей стороны.

Слайд 8. Многие родители детей с особенностями боятся проявления

жалости по отношению к себе и своим детям. Похвала в адрес ребенка вос-

принимается ими как адекватная, только если она исходит от специалистов,

которые могут профессионально оценить результаты его деятельности.

Поэтому на конкурсы и соревнования в качестве членов жюри мы обязатель-

но приглашаем экспертов, значимых в глазах родителей.

Открытые занятия специалистов и воспитателей, создают условия для

объективной оценки родителями успехов своих детей; осуществляется

наглядное обучение родителей методам и формам дополнительной ра-

боты с детьми в домашних условиях. Задания и методы работы подбирают-

ся в форме, доступной для понимания родителями. Участие в таких заняти-

ях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только

содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают но-

вые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители

учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к

нему.

Слайд 9. Индивидуальная работа осуществляется посредством орга-

низации бесед и консультаций, где педагог оказывает индивидуальную по-

мощь родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания.

Педагог рассказывает родителям, как и чему учить ребенка дома:

как проводить занятия, выполнять рекомендации воспитателя, врачей;

научить ребенка игровой деятельности и навыкам общения с детьми;

привить навыки самостоятельности– научить гигиене, привлекать его к

помощи по дому.

Регулярные встречи с родителями снижают их тревожность, дают уве-

ренность в том, что они могут общаться даже в самых непростых ситуациях.

Следующей формой индивидуальной работы педагога с родителями ре-

бенка с ОВЗ является совместное наблюдение за ребенком. Родители вместе

с педагогом наблюдают за деятельностью ребенка. Воспитатели в доступной

форме знакомят с особенностями ребенка, указывают его положительные ка-

чества, объясняют, какие ему необходимы специальные занятия, к каким спе-

циалистам нужно обратиться дополнительно, как заниматься в домашних

условиях. Родители должны оценить возможности ребенка и его успехи, за-

метить прогресс. Им нужно объяснить, что, взрослея, ребенок не научится

всему самостоятельно.

Совместные занятия «ребенок-педагог-родитель» или «Родительский

час» одна из форм индивидуальной работы педагога с родителями воспиты-

вающими детей с ограниченными возможностями здоровья, которая особен-

но популярна среди родительской общественности. В рамках родительского

часа педагог в присутствии родителей демонстрирует педагогические прие-

мы, используемые в коррекционном процессе. Данный опыт позволяет

расширять навыки взаимодействия родителей и детей, закреплять сформиро-

ванный опыт в семье. Цель таких встреч– активное включение родителей в

образовательный процесс. Родители в ходе занятий узнают о требованиях,

которые предъявляют ребенку, видят его успехи и неудачи, ищут совместно

пути выхода.

К индивидуальным формам работы относим и обучающие показы. На

встречах родителям демонстрируют фото - и видеофрагменты занятий,

праздников в детском саду. Специалисты детально разбирают и комментиру-

ют определенные этапы воспитания и обучения. Родители также предостав-

ляют домашнее видео, как отчет о работе с ребенком в домашних условиях.

Вся работа с родителями, воспитывающими детей с ограниченными воз-

можностями здоровья, направлена на преодоление их социальной беспомощ-

ности за счет повышения педагогической компетентности, обучения навыкам

взаимодействия и общения со своим ребенком, а также за счет общения с

другими родителями в рамках групповой работы. Благодаря этому родители

принимают на себя и увереннее несут ответственность за воспитание и разви-

тие своего ребенка.

Слайд 10. Включение родителей в коррекционно-педагогический про-

цесс является важнейшим условием развития ребенка с особыми образова-

тельными потребностями. Учет эмоциональных, социальных, личностных и

других особенностей семьи с «особым» ребенком увеличивает эффектив-

ность использования ее педагогического потенциала, что является одним из

важнейших факторов эффективности работы с детьми с ограниченными воз-

можностями здоровья.

Гармонично организованная работа педагогов образовательных учре-

ждений с семьями, имеющими детей с ОВЗ – гарантия успеха образователь-

ного и воспитательного процесса, адаптации и социализации детей в обще-

стве.



В раздел образования




Яндекс.Метрика