Авторы: Лучина Наталья Валерьевна, Китова Ольга Александровна
Должность: воспитатели группы ранней коррекции
Учебное заведение: МБДОУ № 201 "Детский сад компенсирующего вида"
Населённый пункт: г.Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование игровых приёмов в организации совместной деятельности с детьми раннего возраста, способствующих их лёгкой адаптации
Раздел: дошкольное образование
Использование игровых приёмов в организации совместной деятельности
с детьми раннего возраста, способствующих их лёгкой адаптации
Дети
по-разному
ведут
себя
при
поступлении
в
дошкольное
образовательное
учреждение.
Задача воспитателя: выяснить причины этих различий, понять интересы каждого
малыша, «проникнуть в духовный мир ребенка» (В.А.Сухомлинский).
Решив
эти
задачи,
воспитателю
будет
понятно
как
организовать
совместную
деятельность, способствующую легкой адаптации детей.
Критериями
успешной
адаптации
является
внешний
комфорт
(эмоциональная
стабильность
ребенка)
и
внутренняя
адекватность
поведения
(способность
выполнять
требования
воспитателя).
Для
того,
чтобы
ребенок
мог
выполнять
эти
требования,
они
(требования) должны быть понятными для малыша и многократно повторяющимися.
Адаптация – это не только привыкание ребенка к ДОУ, но и выработка умений и
навыков в повседневной жизни (формирование культурно - гигиенических навыков). Это
проявляется
в
соблюдении
алгоритма
действий
в
режимных
и
игровых
моментах,
так
называемые правила поведения в группе (моем руки перед едой; задвигаем стульчик каждый
раз, как встаём из-за стола; книжку читаем на диване, мозаикой занимаемся за столом,
машинку катаем по полу и пр.).
Обеспечивая
индивидуальный
подход
к
ребенку,
воспитателями
организуется
безопасная и доступная предметно-развивающая среда с учетом потребностей детей:
1.
Наличие знакомых вещей и игрушек (обучение детей игровым действиям),
2.
Использование
игрушек
–
забав,
звуковых
книжек,
погремушек,
каталок,
инерционных и заводных игрушек, молоточков и пр.,
3.
Учёт привычек и интересов детей (выясняются в ходе бесед с родителями,
наблюдением за ребёнком в течение дня). Например, уголки «Позвони маме»,
«Парикмахерская», «Шиномонтаж».
Успешной
организации
совместной
деятельности
способствует
использование
музыкальных
минуток,
аудиозаписи
знакомых
песенок,
в
том
числе
из
популярных
мультфильмов, которые позже сопровождают режимные моменты (утренняя гимнастика,
дневной сон, танцевальные и физические упражнения).
Побуждают ребёнка к общению со сверстниками совместные игры – упражнения с
воспитателем («Пузырь», «Паровозик», «Хоровод», и т.д.), игры – занятия («Чаепитие»,
«Уложим куклу спать» и т.д.), имитационные игры («Зайка серенький» прыгаем как зайка,
"Воробушки" полетаем как птички), игры с телесным взаимодействием («Лошадка», «Ехали
медведи»,
«Сорока»
и
пр.),
использование
фольклора
(потешки,
прибаутки),
включение
элементов театрализованной деятельности (произведения А.Барто, сказкотерапия и др.), игры
рядом
–
подвижные
игры
(«У
медведя
во
бору»,
«Огуречик-огуречик»
«Гуси»
и
др.),
пальчиковые игры («Строим дом», «Птички», «Мы пирог лепили», «Замок» и пр.).
Вовлекая
детей
в
продуктивную
деятельность
интересны
сюрпризные
моменты,
игровые ситуации «Чудесный мешочек», «Найди, что назову», «Бегите ко мне» и др.
На
этапе
адаптации
используются
обучающие
игры,
направленные
на
развитие
тактильно
–
кинестетической
чувствительности. «Акваметод»
снижает
стресс
в
период
адаптации, способствует снятию психоэмоционального и физического напряжения (игры и
упражнения по экспериментальной деятельности, например, «Тонет - не тонет»,
«Достань
камешек», «Тёплый – холодный» и т.д.).
Еще одним эффективным методом является песочная терапия, ведь известно, что
песок
-
прекрасное
психопрофилактическое
средство,
стабилизирующее
эмоциональное
состояние детей раннего возраста.
Немаловажным фактором для успешной адаптации является и сам педагог, а именно
его спокойствие, улыбчивость, доброта при встрече ребенка; эмоциональность, смена тона и
громкости (возможно загадочность) речи; яркость внешнего вида (при необходимости) в
течение дня, в целом, увлеченность педагога работой с детьми.
Чётко
спланированная
и
грамотно
реализованная
организация
совместной
деятельности с детьми раннего возраста даст положительные результаты в период адаптации
детей к условиям ДОУ.
Воспитатели группы ранней коррекции:
Лучина Н.В.,
Китова О.А.