Автор: Никулина Татьяна Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Старокриушанская СОШ
Населённый пункт: ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ, ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ РАЙОН, СТАРАЯ КРИУША
Наименование материала: статья
Тема: Обогащение словарного запаса младших школьников через работу со словарями
Раздел: начальное образование
Обогащение словарного запаса младших
школьников через работу со словарями
/ по программе ПНШ/
Выполнила
Учитель начальных классов
МКОУ Старокриушанская СОШ
Никулина Татьяна Ивановна
Старая Криуша 2022
1
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.
Введение
3
2.
Глава I. Речевое развитие младших школьников
3
§1. «Перспективная начальная школа»
4
§2. Формированием умений устного и письменного высказывания
5
3.
Глава II.
Работа со словарями
6
§1. Комплекс словарей. Этапы работы.
6
§2. Методика работы со словарями.
8
§3. Межпредметные связи
11
4.
Заключение
12
5.
Список использованной литературы
13
6.
Приложение
14
2
Введение
Тема моей педагогической концепции - Обогащение словарного
запаса у младших школьников через работу со словарями по программе ПНШ.
Эта тема год от года становится только острее и актуальнее, т.к.
современная
школа
находится
в
поисках
модернизации
содержания
образования, адекватного потребностям общества, а главное изменение в
обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования,- ускорение темпов
развития этого общества. Введение Единого государственного экзамена по
русскому языку не является новшеством . С помощью этого экзамена
проверяется не только орфографические и пунктуационные знания, но и
речевое развитие учащихся. При выполнении третьего типа тестовых заданий
– это сочинение - рассуждение (рецензия, эссе, и не только по русскому языку,
но и по литературе, обществознанию, истории), учащимся дается возможность
самостоятельно составить текст, по которому можно судить об уровне его
речевого развития, о его общей культуре, о том, сформировался ли он как
личность, имеет ли личностную позицию и умеет ли ее выразить. Поэтому
подготовку к этому важному этапу в жизни каждого выпускника нужно
начинать уже с первого класса.
Цель моей работы состоит в том, чтобы в процессе обучения
активизировать речемыслительную деятельность учащихся.
Задачи :
•
Изучить методическую литературу по проблеме, выбрать наиболее
интересные и эффективные формы работы по пополнению лексики
младших школьников.
•
Расширить и активизировать словарь детей.
Глава I. Речевое развитие младших школьников
§1. УМК «Перспективная начальная школа».
Связная устная речь имеет огромное значение так же, как и
письменная речь (письменная речь наиболее трудна, построение каждой фразы
является предметом специального обдумывания). Поэтому не случайно
основной задачей по развитию связной речи состоит в том, чтобы научить
детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной
форме.
Условием
успешности
является
формирование
ключевых
компетентностей, одна из которых – коммуникативная. Она особенно важна
для учёбы и социальной жизни, так как людям, не владеющим ею, угрожает
социальная изоляция.
1
К сожалению, на уроках в классе, в общении мы встречаемся с ответами,
бедными в лексическом отношении. А бедная лексика сочетается с бедным
1
Андрюхова Л.Л., Шевердина Н.А. Уроки развития речи в начальной школе. Ростов – н/д: Феникс,2003.
3
синтаксисом. Скудный словарный запас младшего школьника нередко мешает
и успешной работе в области орфографии. Всё это усугубляется ещё и тем, что
учащиеся начальных классов мыслят конкретно: многие отвлечённые слова и
понятия они употребляют, зачастую не понимая их значения. Речь наших
учащихся часто бессвязна, логически непоследовательна, содержит много
стилистических ошибок. Неправильную речь или трудно понять, или можно
понять ошибочно. А неправильно поймёшь – неправильно и поступишь. Из-за
небрежного отношения к нашей речи возникает множество недоразумений. Как
раз эти-то ошибки и следует искоренять из речи наших детей.
2
Но что мы видим: дети перестали общаться вообще, либо их уровень
общения сводится к элементарным речевым клеше, или, что еще трагичнее,
общение осуществляется
в социальных сетях, где для выражения своих
мыслей, чувств и переживаний достаточно знаков и символов (разного рода
«смайлики», сокращенные написания слов типа «спс», «ДР» , «норм».
Находкой в плане развития речи младших школьников является
УМК «Перспективная начальная школа».
3
Учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа»
подходит к проблеме развития речи, опираясь на разведение представлений о
языке и о речи: язык как система позволяет одно и то же сообщение выразить
массой способов, а речь ситуативная – это реализация языка в конкретной
ситуации. В связи с этим программой предусматриваются две линии работы:
первая поможет школьникам усвоить важнейшие коммуникативные формулы
устной речи, регулирующие общение детей и взрослых, детей между собой;
вторая линия позволяет освоить основные «жанры» письменной речи,
доступные возрасту: от поздравительной открытки и телеграммы до аннотации
и короткой рецензии на литературное произведение.
В учебно-методическом комплекте, построенном на основе концепции
«Перспективная начальная школа», уроки развития речи со второго класса
проводятся
один
раз
в
неделю,
что
помогает
учителю
и
учащимся
систематизировать работу по формированию связной речи, достичь более
высокого уровня в развитии учащихся.
Начиная с первого класса, дети
осваивают этику общения в
различных жизненных ситуациях и учатся применять свои знания на практике,
анализируя высказывания одноклассников, отстаивая свою точку зрения в
споре. Но если в первом классе их высказывания ограничиваются лишь
односложными ответами и простыми предложениями, то во втором и третьем
классах их объем значительно возрастает за счёт применения предложений
сложных структур и постоянного увеличения словарного запаса. Для этого они
обращаются к различным источникам информации: словарям, справочникам,
энциклопедиям, а также к Интернету, что является необходимым условием
развития речевых умений и применения их на практике.
2
.
Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М., 1968.
3
Чуракова Р.Г.Программы четырехлетней начальной школы. – М., Академкнига, 2004.
4
§2.
. Формированием умений устного и письменного высказывания
Первое знакомство с особенностями устной речи происходит в
период обучения грамоте, которые не подтверждаются письменно (выделение
слова голосом, ударение). Особенности устной речи, которые дублируются
письменно (разница предложений по цели высказывания и по интонации,
выражение этой разницы знаками препинания).
В первом классе на уроках русского языка ученики знакомятся с
«Азбукой вежливости», в которой рассматривается несколько формул речевого
этикета (ситуации встречи, расставания, просьбы, поведение за столом, и др.),
их использование в устной речи при общении со сверстниками и взрослыми.
Дальнейшая работа по развитию речи происходит на уроках
русского языка во 2 классе. На этих уроках учащиеся знакомятся
с
построением текста, выделяют в тексте смысловые части; оформляют записи
следующей части текста с помощью нового абзаца; знакомятся с текстом-
описанием и текстом-повествованием; определяют тему и основную мысль
(основное переживание) в тексте;
составляют план текста; знакомятся с
изложением как жанром письменной речи, использованием плана для
написания сочинения и для устного рассказа; определяют тему и основную
мысль живописного произведения; учатся сравнительному анализу разных
текстов, посвященных одной теме (сравнение основной мысли и переживания);
сравнительному
анализу
разных
текстов,
посвященных
разным
темам
(сравнение
основной
мысли
или
переживания);
второклассники
учатся
сравнивать научно-популярные и художественные тексты (межпредметные
связи с окружающим миром).
«Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого
этикета, адекватных ситуаций речи (в беседе со школьниками или с
взрослыми); освоение жанра письма с точки зрения композиции и выбора
языковых средств в зависимости от адресата и содержания. В первом классе
дети
заполняли
пропуски
в
шаблонах
письма,
а
во
втором
писали
самостоятельно. К концу второго класса учащиеся должны уметь:
-определять тему текста и основную мысль текста, составлять план
текста и использовать его при устном и письменном изложении;
- членить текст на абзацы, оформляя его членение на письме;
- грамотно написать и оформить письмо элементарного содержания;
- владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых
ситуациях (встреча, прощание и др.)
Главная задача развития речи курса второго класса связана с
формированием умений устного и письменного высказывания в рамках
тех жанров, которые определены программой:
а) устное и письменное изложение короткого текста; работа над
изложением предполагает формирование ряда умений: отличать текст от
совокупности предложений; определять тему и основную мысль (основное
переживание), выраженную в тексте; понимать связь название текста с его
5
темой или с основной идеей; давать название тексту по одному или двум
основаниям; понимать смысловое членение текста на части.
Помимо
решения
этих
задач
работа
с
текстом
предполагает
формирование умения различать художественный и научный тексты по
назначению: сообщить какие-то сведения или поделиться впечатлениями и
переживаниями;
различать
текст-описание
и
текст-повествование
по
назначению (помогает детям помочь представить что-то или кого-то или
изложить последовательность событий.)
б) употребление формул вежливости в поздравительной открытке и
письме;
формирование
умения
писать
письмо
и
открытку
является
необходимой частью решения задачи обеспечения содержательной переписки
школьников с учеными клуба по окружающему миру и клуба по литературному
чтению и русскому языку (каждые каникулы школьники получают задания,
требующие ответа в жанре письма).
в) устные ответы на вопросы по произведению живописи; умение
рассматривать произведение живописи (формирование которого начинается в
первом классе в рамках уроков литературного чтения) на уроках русского языка
мотивировано решением задач развития речи, поставленных программами
изучения русского языка и литературного чтения.
Поэтому – помимо общей дидактической задачи формировать
наблюдательность, выделять детали и определять главное – картинная
галерея на уроках русского языка служит изобразительным материалом для
того,
чтобы
школьники
умели
сравнивать
содержание
и
название
живописного произведения, учились определять, связано ли название с темой
или с основным переживанием автора этого произведения; обнаруживать
сходство примеров, которыми пользуются поэты и художники; сходство мира
ценностей авторов литературных и живописных произведений.
4
Существуют и другие условия создания коммуникативных ситуаций,
а именно, организация работы с разными источниками информации: словарями
и справочниками.
Глава II. Работа со словарями
§1. Комплекс словарей. Этапы работы.
Важнейшей
составной
частью
работы
по
формированию
речевой
компетентности
младших
школьников
является
словарная
работа,
направленная на расширение активного словаря детей и на формирование у них
умения использовать в своей речевой практике доступные по их возрасту и
развитию лексические ресурсы родного языка. Работа над словом на начальной
ступени школьного обучения должна быть той первоосновой, на которой
строятся занятия по русскому языку. В своей работе я предлагаю систему
4
Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С., Новоселова Н.Н. Развитие речи: теория и практика обучения, 2-е издание. – М., Линка –
Пресс, 1994.
6
обогащения речи младших школьников лексическими средствами.
В УМК «Перспективная начальная школа» представлен комплекс
словарей:
Толковый словарь.
Фразеологический словарь (словарь устойчивых выражений).
Обратный словарь.
Орфографический словарь (словарь «Пиши правильно»).
Орфоэпический словарь (словарь «Произноси правильно»).
Этимологический словарь (словарь происхождения слов).
Словообразовательный словарь.
Они размещены во 2-ой части комплекта учебников по русскому языку.
В 1-й и 3-й частях предусмотрена система упражнений, которая направлена на
решение следующих задач по работе со словарями:
-для решения орфографических и орфоэпических задач, а также для
задач развития речи;
-целесообразность использования разнообразных словарей обусловлено
тем, что часто в классе обучаются дети с разным уровнем владения русским
языком, с большим количеством логопедических проблем.
-вместе с тем, для начальной школы актуальна задача по привлечению
внимания детей к лексической стороне и к лексическим оттенкам слова,
обогащению словарного запаса, знакомства со словами – синонимами, и
словами – антонимами, явлением многозначности, понятиями «новых» и
«устаревших» слов. В этом помогут словари русского языка, входящие в УМК.
В работе со словарями выделяют три этапа:
1.
Подготовительный
2.
Начальный
3.
Основной.
Подготовительный этап
Основная цель подготовительного этапа состоит в том, чтобы подготовить
каждого ребенка в классе к обращению со словарем как со своим помощником и
советчиком. Эта цель реализуется посредством решения следующих задач:
освоение алфавита как строгой последовательности букв,
освоение словаря как особой специальной книги учебного характера.
Начальный этап
Основная цель – сформировать у детей первоначальные умения
пользоваться словарем.
На начальном этапе продолжается решение задач подготовительного
этапа (освоение алфавита и освоение словаря как учебной книги).
Углубляется представление о словаре как о книге справочного характера.
Формируется первоначальное представление о разных видах языковых
(лингвистических) словарей и о назначении каждого из них.
7
Основной этап
Основной этап связан с обучением детей во 2-4 классах.
5
Главные цели:
сформировать представления о разных видах лингвистических словарей
воспитать умение и привычку обращаться к словарю за помощью и
советом.
Продолжается решение задач предыдущих этапов. Дети приучаются
пользоваться словарями: а) как справочниками, б) как альтернативным
учебным пособием по русскому языку.
В первом случае ребенок научится выбирать из словарей
соответствующую информацию по заданию учителя и в ходе самостоятельного
обращения со словарем. Во втором – обращается к словарям для освоения
любой программной темы.
§2. Методика работы со словарями.
Первоначальное знакомство со словарем во втором классе
осуществляется постепенно на ряде уроков. Осваиваются все стороны книги:
содержательная, структурная, формальная. Дети узнают, что содержание
словаря составляет перечень слов в строго определенном порядке. Обязательно
проводится знакомство с обложкой учебной книги и со всеми ее элементами:
заглавие книги, символика, характерная для всех учебных словарей: А-Я.
Ученики получают представление о странице словаря, о ее структуре.
Первый урок русского языка во 2 классе называется «Главное сокровище
библиотеки Анишит Йокоповны». Это урок знакомства со словарями. Авторы
предопределяют отношение к словарям в самом названии темы. Учащимся
предлагается
задание:
открой
страницу
«Содержание»,
найди
раздел
«Словари». Посмотри, какие словари здесь есть. Как они называются? В ходе
выполнения
заданий
дети
знакомятся
со
словарями
и
их
условными
обозначениями, получают представление о значимости словарей в их жизни.
Первый словарь, с которым знакомятся дети, Толковый словарь
6
«Толковый словарь» помогает объяснить значения трудных слов. Очень
хорошо продумана работа по знакомству со строением словаря.
Каллиграфическая разминка.
Дети записывают заглавную и строчную букву, а затем одно- два
слова, обогащающие словарный запас ребенка. Объясняются значения слов с
помощью толкового словаря.
Например:
Аа: алтарь, аллигатор.
Бб: брошь, бубен.
Вв: Византия, величие.
5
Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной речи учащихся. – М., 1975.
6
Чуракова Н.А Русский язык. 2класс.:Учебник в 3ч. /под редакцией М.Л. Каленчук.- М.: Академкнига/Учебник, 2011
. Ч.1, стр.6
8
Гг: горница, грибница.
Дд: дирижабль, дирижер.
Ее: ермолка, егерь.
Ёё: ёмкость, ёжиться.
Жж: женьшень, жужелица.
Опираясь на знания алфавита, на следующем уроке вводится Обратный
словарь. Дети узнают особенности строения данного словаря. 3-й урок -
знакомство со словарями «Пиши правильно» и «Произноси правильно».
Словарь «Пиши правильно» содержит словарные слова. Все словарные слова
обыгрываются
в
виде
рисунков-ассоциаций,
которые
учеником
легко
запоминаются в тетрадях, а потом эти слова появляются в словаре. 4-й урок -
словарь
происхождения
слов.
Словарь
происхождения
слов
позволяет
посмотреть
на
орфограмму
с
точки
зрения
происхождения.
Словарь
Устойчивых выражений» помогает использовать в речи фразеологические
обороты. Этими словарями пользуются учащиеся на уроках русского языка и
литературного чтения.
В работе со словарями даётся развернутая формулировка заданий
вместе с указанием организационных форм их выполнения (паре, сам - но).
Знакомясь с частями речи, многозначностью слов, прямым и переносным
значением слов учащиеся обращаются к толковому словарю.
Вопросы организуют поисковую деятельность детей. Механизм
возвращения к информации даёт возможность проверить, умеют ли это дети
делать. Для всех ребят важен источник общения, снимается страх, барьер
между письменной и устной речью.
В конце 4 класса в учебниках русского языка даются олимпиадные
задания. Выполняя их, дети показывают, в том числе и свою речь (письменно) и
те навыки, которые у них сформированы.
В учебнике «Русский язык 4кл. Часть 2» представлен биографический
словарь,
где даются биографические сведения об авторе для составления
сообщения о жизни и творчестве писателя или поэта.
С помощью комплекта у детей сформированы общеучебные
навыки, благодаря этому им легче будет учиться в среднем звене.
В течение учебного года задания, выполняемые учениками на каждом
структурном этапе урока, постепенно усложняются. Усложнение заданий со-
провождается увеличением доли участия детей в организации учебного про-
цесса. В УМК «Перспективная начальная школа» само содержание программ и
учебных заданий нацеливает учащихся на самостоятельные умозаключения,
выводы, поиск решений. При таком подходе возникает естественная мотивация
учения,
успешно
развивается
способность
ребёнка
понимать
смысл
поставленной задачи, планировать учебную работу и оценивать её результат.
В работе со словарями даётся развёрнутая формулировка заданий
вместе с указанием организационных форм их выполнения (в группе, паре). Это
позволяет школьникам длительное время заниматься самостоятельно
Например: 2 класс стр. 19, упр. 15
9
- Открой Обратный словарь на букву - Ы. Найди в списке слова, у ко-
торых основа оканчивается на букву Ц, а окончание - Ы. Спиши в тетрадь.
Окончания подчеркни. С тремя из них придумай и запиши словосочетания:
слово-название предмета + слово-название признака. Твой сосед по парте
пусть придумает словосочетания с другими тремя словами.
По ходу выполнения этих заданий, дети в результате самостоятельных
умозаключений делают вывод о правописании гласной после - Ц.
Уже со 2 класса дети работают с орфографическим и этимологиче-
ским словарями (Словари «Пиши правильно» и Происхождения слов).
Так, в учебнике русского языка 2класса
стр.144 упр. 108, есть
задание: -Посмотри, как пишется слово со звёздочкой в словаре «Пиши
правильно». Найди это же слово в Словаре происхождения слов. Какие из слов
- дальних родственников слова ОГ*РОД - могут помочь в написании пропущен-
ной буквы?
Выполняя такие задания, дети расширяют свой словарный запас, у
них формируется грамматическая зоркость. Они овладевают первоначальными
умениями поиска необходимой информации в словарях. Предусмотрена
система взаимных перекрёстных ссылок между учебниками. Каждый из них
имеет специфичные для своей образовательной области словари. Это даёт
каждому школьнику возможность приобрести в процессе учёбы навык работы с
представленными словарями.
4 КЛАСС СТР.73 УПР.68
4 КЛАСС СТР.78 УПР.77
3 КЛАСС СТР. 42 УПР. 36 (есть выбор у ученика)
3 КЛАСС СТР. 43-44 УПР. 38
Знакомясь с частями речи, многозначностью слов, прямым и переносным
значением слов учащиеся обращаются к толковому словарю. Например, в 3
классе.
3 КЛАСС СТР. 26-27 УПР.19
3 КЛАСС СТР. 33 УПР. 25
3 КЛАСС СТР. 37 УПР. 31
3 КЛАСС СТР. 45 УПР. 39
3 КЛАСС СТР. 49 УПР. 43
10
Вопросы организуют поисковую деятельность детей. Механизм возвращения к
информации даёт возможность проверить, умеют ли это дети делать. Для всех
ребят важен источник общения, снимается страх, барьер между письменной и
устной речью.
В конце 4 класса в учебниках русского языка даются олимпиадные задания.
Выполняя их, дети показывают, в том числе и свою речь (письменно) и те
навыки, которые у них сформированы.
А сейчас, я хочу остановить свое внимание на словаре, с которым вы не
встречались в жизни. Обратный словарь.
Как же мы используем “Обратный словарь” на уроках русского языка?
Например,
он
позволяет
работать
с
проблемами
определения
рода
существительных и выяснения родового набора окончаний.
Например, Маша считает, что только слова ж.р. могут оканчиваться на – а.
Открой обратный словарь на букву – А. Найди слова, оканчивающиеся на –
шка. Нет ли среди них слов м. р.? Маша обнаружила 9 таких слов, а ты?
7
Или: Маша сказала, что только у слов м.р. бывают нулевые окончания.
Открой обратный словарь на букву – ь. Найди слова с основой на – ль. Ты
соглашаешься с тем, что у всех этих слов нулевое окончание ? Есть ли среди
них слова ж. р.? Докажи, что у слов нулевые окончания
8
. (Маша и Миша – это
брат и сестра, которые являются сквозными героями всего курса УМК).
Далее: освоение орфограммы парные звонкие – глухие согласные на конце и в
середине слова.
Пример задания.
Открой обратный словарь на букву – А. Найди слова,
оканчивающиеся на – дка. Как ты думаешь, в чём трудность написания этих
слов? Выпиши 10 любых слов не подряд. Пяти из них дай проверку.
Точно также можно работать и со словами, оканчивающиеся на В и Ф, Г и К и
т. д.
9
При определении написания слов мужского и женского рода с шипящими на
конце можно последовательно смотреть слова, основа которых оканчивается на
ч и чь, ш и шь, щ и щь, чтобы выявить закономерность написания слов
мужского и женского рода, основа которых заканчивается на шипящий звук
10
Таким образом , обратный словарь оказывает большую помощь учителю, так
как в него включены те слова и блоки слов, которые позволяют решать
конкретные грамматические задачи.
4 КЛАСС СТР. 86-87 УПР. 86-87
§3. Межпредметные связи
На всех этапах словари используются в качестве средства осуществления
7
“
Русский язык”, часть 1, стр. 59
8
“ Русский язык”, часть 1, стр. 61 – 62
9
“ Русский язык”, часть 1, стр. 133 – 136; 163
10
“Русский язык”, часть 1, стр. 152
11
межпредметных связей в обучении младших школьников.
Предусмотрена система взаимных перекрестных ссылок между
учебниками. Каждый из них имеет специфичные для своей образовательной
области словари. Это дает каждому ученику возможность приобрести в
процессе учебы навык работы с представленными словарями. Например, на
уроке литературного чтения в 3 классе, дается задание: найди слово БАСНЯ в
словаре происхождения слов. Что интересного тебе удалось узнать?
В хрестоматии по окружающему миру создан «Иллюстрированный
словарик»,
в котором очень ярко, доступно, подробно дается описания
растений, животных познавательного характера. Здесь же дан рисунок.
Словарь, действительно, превращается в друга, у которого узнаешь много
интересного. В словаре в конце учебников 2-4 классах «Наш мир» ребята могут
быстро
и
легко
получить
необходимую
информацию
для
точности
употребления слов: Вселенная, комета, астроном и т.д. А еще на страницах
учебника размещены иллюстрации. Открываем конец учебника и читаем
подписи к ним с подробным описанием.
11
В учебнике «Русский язык 4кл. Часть 2» представлен биографический
словарь,
где даются биографические сведения об авторе для составления
сообщения о жизни и творчестве писателя или поэта.
В учебнике «Математика» представлен словарь математических понятий
и терминов.
12
На примере работы с различными словарями можно проследить
основной прием: создание ситуации новизны.
Работая со словарями в УМК «Перспективная начальная школа» у
обучающихся формируется понимание, а не заучивание, того, как и почему
образуются новые слова, изменяются, сочетаются с другими словами, в чем их
грамматический и коммуникативный смысл.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод о том, что учебно-методический
комплект «Перспективная начальная школа» способствует формированию
устной
и
письменной
речи
-
основы
одной
из
главных
ключевых
компетентностей
-
коммуникативной.
Использование
ситуаций
живого
общения
на
уроках
развивают
не
только
речь,
но
и
формируют
функциональную
грамотность учащихся.
Об
эффективности работы по
формированию
коммуникативной
компетентности
можно
судить
по
следующим проведенным диагностикам.
Если в начале первого класса
коммуникативные умения были сформированы у 58% учащихся, то в начале 4-
ого класса данные показатели возросли до 86%. Дети перестали испытывать
тревожность в учебной деятельности, уменьшилось количество детей с низкой
мотивацией, так же увеличилось
количество учащихся с адекватной
самооценкой. На конец второй четверти по результатам педагогической
11
Федотова О.Н. Окружающий мир :2класс: Хрестоматия/ 2010г.
12
Захарова О.А. Математика в практических заданиях: 2класс.: Тетрадь для самостоятельной работы №3 – М.:Академкнига /учебник,
2012г.
12
диагностики можно видеть значительный скачок в развитии учащихся: если на
начало третьего класса 58% детей владели нормами речевого этикета, то
четвертом классе их число увеличилось до 72% . В первом классе написать
письмо могли только 46% , то в четвертом все учащиеся справились с этой
задачей. В начале обучения только 23% могли находить нужную информацию в
словарях, осознанно работать со словарной статьей, пользоваться различными
словарями. В четвертом классе этот показатель увеличился до 94%: дети
осознанно, быстро и точно находят нужную информацию в словарях.
Остальные пока испытывают затруднения при работе со словарями.
У
учащихся
формируются
умение
пользоваться
различными
источниками информации и применять полученные знания на практике, что
соответствует одному из важнейших требований современного европейского и
российского образования.
Список использованной литературы
1.Андрюхова Л.Л., Шевердина Н.А. Уроки развития речи в начальной школе.
Ростов – н/д: Феникс,2003.
2.Выгодский Л.С. Педагогическая психология. – М.,2000.
3. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М., 1968.
4.Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С., Новоселова Н.Н. Развитие
речи: теория и практика обучения, 2-е издание. – М., Линка – Пресс, 1994.
5.Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной речи учащихся. – М.,
1975.
6. Лосева Л.М. Как строить текст. – М., 1980.
7.Львов М.Р. Тенденции развития речи учащихся. – М., 1978.
8.Чуракова Р.Г.Программы четырехлетней начальной школы. – М.,
Академкнига, 2004.
9. Чуракова Н.А Русский язык. 2класс.:Учебник в 3ч. /под редакцией М.Л.
Каленчук.- М.: Академкнига/Учебник, 2011
10. Захарова О.А. Математика в практических заданиях: 2класс.: Тетрадь для
самостоятельной работы №3 – М.:Академкнига /учебник, 2012г.
11.Федотова О.Н. Окружающий мир :2класс: Хрестоматия/ 2010г.
13