Напоминание

Обогащение словарного запаса младших школьников через работу со словарями


Автор: Никулина Татьяна Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Старокриушанская СОШ
Населённый пункт: ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ, ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ РАЙОН, СТАРАЯ КРИУША
Наименование материала: статья
Тема: Обогащение словарного запаса младших школьников через работу со словарями
Раздел: начальное образование





Назад




Обогащение словарного запаса младших

школьников через работу со словарями

/ по программе ПНШ/

Выполнила

Учитель начальных классов

МКОУ Старокриушанская СОШ

Никулина Татьяна Ивановна

Старая Криуша 2022

1

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.

Введение

3

2.

Глава I. Речевое развитие младших школьников

3

§1. «Перспективная начальная школа»

4

§2. Формированием умений устного и письменного высказывания

5

3.

Глава II.

Работа со словарями

6

§1. Комплекс словарей. Этапы работы.

6

§2. Методика работы со словарями.

8

§3. Межпредметные связи

11

4.

Заключение

12

5.

Список использованной литературы

13

6.

Приложение

14

2

Введение

Тема моей педагогической концепции - Обогащение словарного

запаса у младших школьников через работу со словарями по программе ПНШ.

Эта тема год от года становится только острее и актуальнее, т.к.

современная

школа

находится

в

поисках

модернизации

содержания

образования, адекватного потребностям общества, а главное изменение в

обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования,- ускорение темпов

развития этого общества. Введение Единого государственного экзамена по

русскому языку не является новшеством . С помощью этого экзамена

проверяется не только орфографические и пунктуационные знания, но и

речевое развитие учащихся. При выполнении третьего типа тестовых заданий

– это сочинение - рассуждение (рецензия, эссе, и не только по русскому языку,

но и по литературе, обществознанию, истории), учащимся дается возможность

самостоятельно составить текст, по которому можно судить об уровне его

речевого развития, о его общей культуре, о том, сформировался ли он как

личность, имеет ли личностную позицию и умеет ли ее выразить. Поэтому

подготовку к этому важному этапу в жизни каждого выпускника нужно

начинать уже с первого класса.

Цель моей работы состоит в том, чтобы в процессе обучения

активизировать речемыслительную деятельность учащихся.

Задачи :

Изучить методическую литературу по проблеме, выбрать наиболее

интересные и эффективные формы работы по пополнению лексики

младших школьников.

Расширить и активизировать словарь детей.

Глава I. Речевое развитие младших школьников

§1. УМК «Перспективная начальная школа».

Связная устная речь имеет огромное значение так же, как и

письменная речь (письменная речь наиболее трудна, построение каждой фразы

является предметом специального обдумывания). Поэтому не случайно

основной задачей по развитию связной речи состоит в том, чтобы научить

детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной

форме.

Условием

успешности

является

формирование

ключевых

компетентностей, одна из которых – коммуникативная. Она особенно важна

для учёбы и социальной жизни, так как людям, не владеющим ею, угрожает

социальная изоляция.

1

К сожалению, на уроках в классе, в общении мы встречаемся с ответами,

бедными в лексическом отношении. А бедная лексика сочетается с бедным

1

Андрюхова Л.Л., Шевердина Н.А. Уроки развития речи в начальной школе. Ростов – н/д: Феникс,2003.

3

синтаксисом. Скудный словарный запас младшего школьника нередко мешает

и успешной работе в области орфографии. Всё это усугубляется ещё и тем, что

учащиеся начальных классов мыслят конкретно: многие отвлечённые слова и

понятия они употребляют, зачастую не понимая их значения. Речь наших

учащихся часто бессвязна, логически непоследовательна, содержит много

стилистических ошибок. Неправильную речь или трудно понять, или можно

понять ошибочно. А неправильно поймёшь – неправильно и поступишь. Из-за

небрежного отношения к нашей речи возникает множество недоразумений. Как

раз эти-то ошибки и следует искоренять из речи наших детей.

2

Но что мы видим: дети перестали общаться вообще, либо их уровень

общения сводится к элементарным речевым клеше, или, что еще трагичнее,

общение осуществляется

в социальных сетях, где для выражения своих

мыслей, чувств и переживаний достаточно знаков и символов (разного рода

«смайлики», сокращенные написания слов типа «спс», «ДР» , «норм».

Находкой в плане развития речи младших школьников является

УМК «Перспективная начальная школа».

3

Учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа»

подходит к проблеме развития речи, опираясь на разведение представлений о

языке и о речи: язык как система позволяет одно и то же сообщение выразить

массой способов, а речь ситуативная – это реализация языка в конкретной

ситуации. В связи с этим программой предусматриваются две линии работы:

первая поможет школьникам усвоить важнейшие коммуникативные формулы

устной речи, регулирующие общение детей и взрослых, детей между собой;

вторая линия позволяет освоить основные «жанры» письменной речи,

доступные возрасту: от поздравительной открытки и телеграммы до аннотации

и короткой рецензии на литературное произведение.

В учебно-методическом комплекте, построенном на основе концепции

«Перспективная начальная школа», уроки развития речи со второго класса

проводятся

один

раз

в

неделю,

что

помогает

учителю

и

учащимся

систематизировать работу по формированию связной речи, достичь более

высокого уровня в развитии учащихся.

Начиная с первого класса, дети

осваивают этику общения в

различных жизненных ситуациях и учатся применять свои знания на практике,

анализируя высказывания одноклассников, отстаивая свою точку зрения в

споре. Но если в первом классе их высказывания ограничиваются лишь

односложными ответами и простыми предложениями, то во втором и третьем

классах их объем значительно возрастает за счёт применения предложений

сложных структур и постоянного увеличения словарного запаса. Для этого они

обращаются к различным источникам информации: словарям, справочникам,

энциклопедиям, а также к Интернету, что является необходимым условием

развития речевых умений и применения их на практике.

2

.

Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М., 1968.

3

Чуракова Р.Г.Программы четырехлетней начальной школы. – М., Академкнига, 2004.

4

§2.

. Формированием умений устного и письменного высказывания

Первое знакомство с особенностями устной речи происходит в

период обучения грамоте, которые не подтверждаются письменно (выделение

слова голосом, ударение). Особенности устной речи, которые дублируются

письменно (разница предложений по цели высказывания и по интонации,

выражение этой разницы знаками препинания).

В первом классе на уроках русского языка ученики знакомятся с

«Азбукой вежливости», в которой рассматривается несколько формул речевого

этикета (ситуации встречи, расставания, просьбы, поведение за столом, и др.),

их использование в устной речи при общении со сверстниками и взрослыми.

Дальнейшая работа по развитию речи происходит на уроках

русского языка во 2 классе. На этих уроках учащиеся знакомятся

с

построением текста, выделяют в тексте смысловые части; оформляют записи

следующей части текста с помощью нового абзаца; знакомятся с текстом-

описанием и текстом-повествованием; определяют тему и основную мысль

(основное переживание) в тексте;

составляют план текста; знакомятся с

изложением как жанром письменной речи, использованием плана для

написания сочинения и для устного рассказа; определяют тему и основную

мысль живописного произведения; учатся сравнительному анализу разных

текстов, посвященных одной теме (сравнение основной мысли и переживания);

сравнительному

анализу

разных

текстов,

посвященных

разным

темам

(сравнение

основной

мысли

или

переживания);

второклассники

учатся

сравнивать научно-популярные и художественные тексты (межпредметные

связи с окружающим миром).

«Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого

этикета, адекватных ситуаций речи (в беседе со школьниками или с

взрослыми); освоение жанра письма с точки зрения композиции и выбора

языковых средств в зависимости от адресата и содержания. В первом классе

дети

заполняли

пропуски

в

шаблонах

письма,

а

во

втором

писали

самостоятельно. К концу второго класса учащиеся должны уметь:

-определять тему текста и основную мысль текста, составлять план

текста и использовать его при устном и письменном изложении;

- членить текст на абзацы, оформляя его членение на письме;

- грамотно написать и оформить письмо элементарного содержания;

- владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых

ситуациях (встреча, прощание и др.)

Главная задача развития речи курса второго класса связана с

формированием умений устного и письменного высказывания в рамках

тех жанров, которые определены программой:

а) устное и письменное изложение короткого текста; работа над

изложением предполагает формирование ряда умений: отличать текст от

совокупности предложений; определять тему и основную мысль (основное

переживание), выраженную в тексте; понимать связь название текста с его

5

темой или с основной идеей; давать название тексту по одному или двум

основаниям; понимать смысловое членение текста на части.

Помимо

решения

этих

задач

работа

с

текстом

предполагает

формирование умения различать художественный и научный тексты по

назначению: сообщить какие-то сведения или поделиться впечатлениями и

переживаниями;

различать

текст-описание

и

текст-повествование

по

назначению (помогает детям помочь представить что-то или кого-то или

изложить последовательность событий.)

б) употребление формул вежливости в поздравительной открытке и

письме;

формирование

умения

писать

письмо

и

открытку

является

необходимой частью решения задачи обеспечения содержательной переписки

школьников с учеными клуба по окружающему миру и клуба по литературному

чтению и русскому языку (каждые каникулы школьники получают задания,

требующие ответа в жанре письма).

в) устные ответы на вопросы по произведению живописи; умение

рассматривать произведение живописи (формирование которого начинается в

первом классе в рамках уроков литературного чтения) на уроках русского языка

мотивировано решением задач развития речи, поставленных программами

изучения русского языка и литературного чтения.

Поэтому – помимо общей дидактической задачи формировать

наблюдательность, выделять детали и определять главное – картинная

галерея на уроках русского языка служит изобразительным материалом для

того,

чтобы

школьники

умели

сравнивать

содержание

и

название

живописного произведения, учились определять, связано ли название с темой

или с основным переживанием автора этого произведения; обнаруживать

сходство примеров, которыми пользуются поэты и художники; сходство мира

ценностей авторов литературных и живописных произведений.

4

Существуют и другие условия создания коммуникативных ситуаций,

а именно, организация работы с разными источниками информации: словарями

и справочниками.

Глава II. Работа со словарями

§1. Комплекс словарей. Этапы работы.

Важнейшей

составной

частью

работы

по

формированию

речевой

компетентности

младших

школьников

является

словарная

работа,

направленная на расширение активного словаря детей и на формирование у них

умения использовать в своей речевой практике доступные по их возрасту и

развитию лексические ресурсы родного языка. Работа над словом на начальной

ступени школьного обучения должна быть той первоосновой, на которой

строятся занятия по русскому языку. В своей работе я предлагаю систему

4

Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С., Новоселова Н.Н. Развитие речи: теория и практика обучения, 2-е издание. – М., Линка –

Пресс, 1994.

6

обогащения речи младших школьников лексическими средствами.

В УМК «Перспективная начальная школа» представлен комплекс

словарей:

Толковый словарь.

Фразеологический словарь (словарь устойчивых выражений).

Обратный словарь.

Орфографический словарь (словарь «Пиши правильно»).

Орфоэпический словарь (словарь «Произноси правильно»).

Этимологический словарь (словарь происхождения слов).

Словообразовательный словарь.

Они размещены во 2-ой части комплекта учебников по русскому языку.

В 1-й и 3-й частях предусмотрена система упражнений, которая направлена на

решение следующих задач по работе со словарями:

-для решения орфографических и орфоэпических задач, а также для

задач развития речи;

-целесообразность использования разнообразных словарей обусловлено

тем, что часто в классе обучаются дети с разным уровнем владения русским

языком, с большим количеством логопедических проблем.

-вместе с тем, для начальной школы актуальна задача по привлечению

внимания детей к лексической стороне и к лексическим оттенкам слова,

обогащению словарного запаса, знакомства со словами – синонимами, и

словами – антонимами, явлением многозначности, понятиями «новых» и

«устаревших» слов. В этом помогут словари русского языка, входящие в УМК.

В работе со словарями выделяют три этапа:

1.

Подготовительный

2.

Начальный

3.

Основной.

Подготовительный этап

Основная цель подготовительного этапа состоит в том, чтобы подготовить

каждого ребенка в классе к обращению со словарем как со своим помощником и

советчиком. Эта цель реализуется посредством решения следующих задач:

освоение алфавита как строгой последовательности букв,

освоение словаря как особой специальной книги учебного характера.

Начальный этап

Основная цель – сформировать у детей первоначальные умения

пользоваться словарем.

На начальном этапе продолжается решение задач подготовительного

этапа (освоение алфавита и освоение словаря как учебной книги).

Углубляется представление о словаре как о книге справочного характера.

Формируется первоначальное представление о разных видах языковых

(лингвистических) словарей и о назначении каждого из них.

7

Основной этап

Основной этап связан с обучением детей во 2-4 классах.

5

Главные цели:

сформировать представления о разных видах лингвистических словарей

воспитать умение и привычку обращаться к словарю за помощью и

советом.

Продолжается решение задач предыдущих этапов. Дети приучаются

пользоваться словарями: а) как справочниками, б) как альтернативным

учебным пособием по русскому языку.

В первом случае ребенок научится выбирать из словарей

соответствующую информацию по заданию учителя и в ходе самостоятельного

обращения со словарем. Во втором – обращается к словарям для освоения

любой программной темы.

§2. Методика работы со словарями.

Первоначальное знакомство со словарем во втором классе

осуществляется постепенно на ряде уроков. Осваиваются все стороны книги:

содержательная, структурная, формальная. Дети узнают, что содержание

словаря составляет перечень слов в строго определенном порядке. Обязательно

проводится знакомство с обложкой учебной книги и со всеми ее элементами:

заглавие книги, символика, характерная для всех учебных словарей: А-Я.

Ученики получают представление о странице словаря, о ее структуре.

Первый урок русского языка во 2 классе называется «Главное сокровище

библиотеки Анишит Йокоповны». Это урок знакомства со словарями. Авторы

предопределяют отношение к словарям в самом названии темы. Учащимся

предлагается

задание:

открой

страницу

«Содержание»,

найди

раздел

«Словари». Посмотри, какие словари здесь есть. Как они называются? В ходе

выполнения

заданий

дети

знакомятся

со

словарями

и

их

условными

обозначениями, получают представление о значимости словарей в их жизни.

Первый словарь, с которым знакомятся дети, Толковый словарь

6

«Толковый словарь» помогает объяснить значения трудных слов. Очень

хорошо продумана работа по знакомству со строением словаря.

Каллиграфическая разминка.

Дети записывают заглавную и строчную букву, а затем одно- два

слова, обогащающие словарный запас ребенка. Объясняются значения слов с

помощью толкового словаря.

Например:

Аа: алтарь, аллигатор.

Бб: брошь, бубен.

Вв: Византия, величие.

5

Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной речи учащихся. – М., 1975.

6

Чуракова Н.А Русский язык. 2класс.:Учебник в 3ч. /под редакцией М.Л. Каленчук.- М.: Академкнига/Учебник, 2011

. Ч.1, стр.6

8

Гг: горница, грибница.

Дд: дирижабль, дирижер.

Ее: ермолка, егерь.

Ёё: ёмкость, ёжиться.

Жж: женьшень, жужелица.

Опираясь на знания алфавита, на следующем уроке вводится Обратный

словарь. Дети узнают особенности строения данного словаря. 3-й урок -

знакомство со словарями «Пиши правильно» и «Произноси правильно».

Словарь «Пиши правильно» содержит словарные слова. Все словарные слова

обыгрываются

в

виде

рисунков-ассоциаций,

которые

учеником

легко

запоминаются в тетрадях, а потом эти слова появляются в словаре. 4-й урок -

словарь

происхождения

слов.

Словарь

происхождения

слов

позволяет

посмотреть

на

орфограмму

с

точки

зрения

происхождения.

Словарь

Устойчивых выражений» помогает использовать в речи фразеологические

обороты. Этими словарями пользуются учащиеся на уроках русского языка и

литературного чтения.

В работе со словарями даётся развернутая формулировка заданий

вместе с указанием организационных форм их выполнения (паре, сам - но).

Знакомясь с частями речи, многозначностью слов, прямым и переносным

значением слов учащиеся обращаются к толковому словарю.

Вопросы организуют поисковую деятельность детей. Механизм

возвращения к информации даёт возможность проверить, умеют ли это дети

делать. Для всех ребят важен источник общения, снимается страх, барьер

между письменной и устной речью.

В конце 4 класса в учебниках русского языка даются олимпиадные

задания. Выполняя их, дети показывают, в том числе и свою речь (письменно) и

те навыки, которые у них сформированы.

В учебнике «Русский язык 4кл. Часть 2» представлен биографический

словарь,

где даются биографические сведения об авторе для составления

сообщения о жизни и творчестве писателя или поэта.

С помощью комплекта у детей сформированы общеучебные

навыки, благодаря этому им легче будет учиться в среднем звене.

В течение учебного года задания, выполняемые учениками на каждом

структурном этапе урока, постепенно усложняются. Усложнение заданий со-

провождается увеличением доли участия детей в организации учебного про-

цесса. В УМК «Перспективная начальная школа» само содержание программ и

учебных заданий нацеливает учащихся на самостоятельные умозаключения,

выводы, поиск решений. При таком подходе возникает естественная мотивация

учения,

успешно

развивается

способность

ребёнка

понимать

смысл

поставленной задачи, планировать учебную работу и оценивать её результат.

В работе со словарями даётся развёрнутая формулировка заданий

вместе с указанием организационных форм их выполнения (в группе, паре). Это

позволяет школьникам длительное время заниматься самостоятельно

Например: 2 класс стр. 19, упр. 15

9

- Открой Обратный словарь на букву - Ы. Найди в списке слова, у ко-

торых основа оканчивается на букву Ц, а окончание - Ы. Спиши в тетрадь.

Окончания подчеркни. С тремя из них придумай и запиши словосочетания:

слово-название предмета + слово-название признака. Твой сосед по парте

пусть придумает словосочетания с другими тремя словами.

По ходу выполнения этих заданий, дети в результате самостоятельных

умозаключений делают вывод о правописании гласной после - Ц.

Уже со 2 класса дети работают с орфографическим и этимологиче-

ским словарями (Словари «Пиши правильно» и Происхождения слов).

Так, в учебнике русского языка 2класса

стр.144 упр. 108, есть

задание: -Посмотри, как пишется слово со звёздочкой в словаре «Пиши

правильно». Найди это же слово в Словаре происхождения слов. Какие из слов

- дальних родственников слова ОГ*РОД - могут помочь в написании пропущен-

ной буквы?

Выполняя такие задания, дети расширяют свой словарный запас, у

них формируется грамматическая зоркость. Они овладевают первоначальными

умениями поиска необходимой информации в словарях. Предусмотрена

система взаимных перекрёстных ссылок между учебниками. Каждый из них

имеет специфичные для своей образовательной области словари. Это даёт

каждому школьнику возможность приобрести в процессе учёбы навык работы с

представленными словарями.

4 КЛАСС СТР.73 УПР.68

4 КЛАСС СТР.78 УПР.77

3 КЛАСС СТР. 42 УПР. 36 (есть выбор у ученика)

3 КЛАСС СТР. 43-44 УПР. 38

Знакомясь с частями речи, многозначностью слов, прямым и переносным

значением слов учащиеся обращаются к толковому словарю. Например, в 3

классе.

3 КЛАСС СТР. 26-27 УПР.19

3 КЛАСС СТР. 33 УПР. 25

3 КЛАСС СТР. 37 УПР. 31

3 КЛАСС СТР. 45 УПР. 39

3 КЛАСС СТР. 49 УПР. 43

10

Вопросы организуют поисковую деятельность детей. Механизм возвращения к

информации даёт возможность проверить, умеют ли это дети делать. Для всех

ребят важен источник общения, снимается страх, барьер между письменной и

устной речью.

В конце 4 класса в учебниках русского языка даются олимпиадные задания.

Выполняя их, дети показывают, в том числе и свою речь (письменно) и те

навыки, которые у них сформированы.

А сейчас, я хочу остановить свое внимание на словаре, с которым вы не

встречались в жизни. Обратный словарь.

Как же мы используем “Обратный словарь” на уроках русского языка?

Например,

он

позволяет

работать

с

проблемами

определения

рода

существительных и выяснения родового набора окончаний.

Например, Маша считает, что только слова ж.р. могут оканчиваться на – а.

Открой обратный словарь на букву – А. Найди слова, оканчивающиеся на –

шка. Нет ли среди них слов м. р.? Маша обнаружила 9 таких слов, а ты?

7

Или: Маша сказала, что только у слов м.р. бывают нулевые окончания.

Открой обратный словарь на букву – ь. Найди слова с основой на – ль. Ты

соглашаешься с тем, что у всех этих слов нулевое окончание ? Есть ли среди

них слова ж. р.? Докажи, что у слов нулевые окончания

8

. (Маша и Миша – это

брат и сестра, которые являются сквозными героями всего курса УМК).

Далее: освоение орфограммы парные звонкие – глухие согласные на конце и в

середине слова.

Пример задания.

Открой обратный словарь на букву – А. Найди слова,

оканчивающиеся на – дка. Как ты думаешь, в чём трудность написания этих

слов? Выпиши 10 любых слов не подряд. Пяти из них дай проверку.

Точно также можно работать и со словами, оканчивающиеся на В и Ф, Г и К и

т. д.

9

При определении написания слов мужского и женского рода с шипящими на

конце можно последовательно смотреть слова, основа которых оканчивается на

ч и чь, ш и шь, щ и щь, чтобы выявить закономерность написания слов

мужского и женского рода, основа которых заканчивается на шипящий звук

10

Таким образом , обратный словарь оказывает большую помощь учителю, так

как в него включены те слова и блоки слов, которые позволяют решать

конкретные грамматические задачи.

4 КЛАСС СТР. 86-87 УПР. 86-87

§3. Межпредметные связи

На всех этапах словари используются в качестве средства осуществления

7

Русский язык”, часть 1, стр. 59

8

“ Русский язык”, часть 1, стр. 61 – 62

9

“ Русский язык”, часть 1, стр. 133 – 136; 163

10

“Русский язык”, часть 1, стр. 152

11

межпредметных связей в обучении младших школьников.

Предусмотрена система взаимных перекрестных ссылок между

учебниками. Каждый из них имеет специфичные для своей образовательной

области словари. Это дает каждому ученику возможность приобрести в

процессе учебы навык работы с представленными словарями. Например, на

уроке литературного чтения в 3 классе, дается задание: найди слово БАСНЯ в

словаре происхождения слов. Что интересного тебе удалось узнать?

В хрестоматии по окружающему миру создан «Иллюстрированный

словарик»,

в котором очень ярко, доступно, подробно дается описания

растений, животных познавательного характера. Здесь же дан рисунок.

Словарь, действительно, превращается в друга, у которого узнаешь много

интересного. В словаре в конце учебников 2-4 классах «Наш мир» ребята могут

быстро

и

легко

получить

необходимую

информацию

для

точности

употребления слов: Вселенная, комета, астроном и т.д. А еще на страницах

учебника размещены иллюстрации. Открываем конец учебника и читаем

подписи к ним с подробным описанием.

11

В учебнике «Русский язык 4кл. Часть 2» представлен биографический

словарь,

где даются биографические сведения об авторе для составления

сообщения о жизни и творчестве писателя или поэта.

В учебнике «Математика» представлен словарь математических понятий

и терминов.

12

На примере работы с различными словарями можно проследить

основной прием: создание ситуации новизны.

Работая со словарями в УМК «Перспективная начальная школа» у

обучающихся формируется понимание, а не заучивание, того, как и почему

образуются новые слова, изменяются, сочетаются с другими словами, в чем их

грамматический и коммуникативный смысл.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод о том, что учебно-методический

комплект «Перспективная начальная школа» способствует формированию

устной

и

письменной

речи

-

основы

одной

из

главных

ключевых

компетентностей

-

коммуникативной.

Использование

ситуаций

живого

общения

на

уроках

развивают

не

только

речь,

но

и

формируют

функциональную

грамотность учащихся.

Об

эффективности работы по

формированию

коммуникативной

компетентности

можно

судить

по

следующим проведенным диагностикам.

Если в начале первого класса

коммуникативные умения были сформированы у 58% учащихся, то в начале 4-

ого класса данные показатели возросли до 86%. Дети перестали испытывать

тревожность в учебной деятельности, уменьшилось количество детей с низкой

мотивацией, так же увеличилось

количество учащихся с адекватной

самооценкой. На конец второй четверти по результатам педагогической

11

Федотова О.Н. Окружающий мир :2класс: Хрестоматия/ 2010г.

12

Захарова О.А. Математика в практических заданиях: 2класс.: Тетрадь для самостоятельной работы №3 – М.:Академкнига /учебник,

2012г.

12

диагностики можно видеть значительный скачок в развитии учащихся: если на

начало третьего класса 58% детей владели нормами речевого этикета, то

четвертом классе их число увеличилось до 72% . В первом классе написать

письмо могли только 46% , то в четвертом все учащиеся справились с этой

задачей. В начале обучения только 23% могли находить нужную информацию в

словарях, осознанно работать со словарной статьей, пользоваться различными

словарями. В четвертом классе этот показатель увеличился до 94%: дети

осознанно, быстро и точно находят нужную информацию в словарях.

Остальные пока испытывают затруднения при работе со словарями.

У

учащихся

формируются

умение

пользоваться

различными

источниками информации и применять полученные знания на практике, что

соответствует одному из важнейших требований современного европейского и

российского образования.

Список использованной литературы

1.Андрюхова Л.Л., Шевердина Н.А. Уроки развития речи в начальной школе.

Ростов – н/д: Феникс,2003.

2.Выгодский Л.С. Педагогическая психология. – М.,2000.

3. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М., 1968.

4.Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С., Новоселова Н.Н. Развитие

речи: теория и практика обучения, 2-е издание. – М., Линка – Пресс, 1994.

5.Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной речи учащихся. – М.,

1975.

6. Лосева Л.М. Как строить текст. – М., 1980.

7.Львов М.Р. Тенденции развития речи учащихся. – М., 1978.

8.Чуракова Р.Г.Программы четырехлетней начальной школы. – М.,

Академкнига, 2004.

9. Чуракова Н.А Русский язык. 2класс.:Учебник в 3ч. /под редакцией М.Л.

Каленчук.- М.: Академкнига/Учебник, 2011

10. Захарова О.А. Математика в практических заданиях: 2класс.: Тетрадь для

самостоятельной работы №3 – М.:Академкнига /учебник, 2012г.

11.Федотова О.Н. Окружающий мир :2класс: Хрестоматия/ 2010г.

13



В раздел образования




Яндекс.Метрика