Автор: Тюменева Наталья Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 13»
Населённый пункт: г.о. Егорьевск, Московская область
Наименование материала: Конспект
Тема: ООД по художественно-эстетическому развитию на тему « Волшебный батик» (с использованием нетрадиционных техник рисования «батик», «печать листьями») в подготовительной группе
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 13»
Воспитатель: Тюменева Н.Ю.
г.о.Егорьевск
ООД по художественно-эстетическому развитию
на тему « Волшебный батик»
(с использованием нетрадиционных техник
«батик», «печать листьями»)
в подготовительной группе
Цель:
С помощью нетрадиционной техники рисования «батик», «печать листьями» развивать у
детей стойкий интерес к изобразительной деятельности.
Программные задачи:
Образовательные:
- познакомить с новой техникой рисования «батик», отметить особенности росписи по
ткани;
- продолжать учить детей подбирать необходимые цветовые решения (осенняя палитра);
- продолжать работу по освоению техники рисования «отпечатки листьями»;
Развивающие: развивать эстетическое восприятие колорита в природе; продолжать
знакомить детей с работами русских художников; развивать творческую фантазию детей;
Воспитательные: воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту осени; интерес
и положительное отношение к нетрадиционному рисованию; стремление к достижению
результата.
Материал : Белая хлопчатобумажная ткань, клеёнки. листья разных пород деревьев (4-5
видов), наборы гуашевых красок, кисти, стаканчики под кисти, баночки с водой,
салфетки, небольшие мольберты для картин, картины, фото изделий в технике батик, 2
шарфика в технике батик, мольберт для выставки образца; музыкальное сопровождение
П. И. Чайковский цикл «Времена года» «Осень» или Ф.Шопен Осенний вальс».
Детей встречает Осень.
Осень: Здравствуйте, гости дорогие! Я - Золотая Осень, рада вас видеть у себя в гостях!
(Осень встаёт с детьми в круг, держась за руки)
-Давайте за руки возьмемся,
И друг другу улыбнёмся.
-Ребята, день у нас сегодня необычный, Не только вы пришли ко мне в гости. Посмотрите,
сколько у меня гостей! – поздоровайтесь с ними, улыбнитесь им. (Дети приветствуют
гостей)
Дети встают полукругом.
-Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
-Понравилось вам стихотворение? (Да)
А вы знаете стихи об Осени?
(Ребёнок читает стихотворение.)
- Какое красивое стихотворение! Молодец!
Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в свою галерею, полюбоваться красотой осени,
изображённой на картинах русских художников.
(Дети, вслед за Осенью, проходят в картинную галерею. Осень поочерёдно открывает
картины.)
Может кто то знает название и автора этой картины? Исаак Ильич Левитан «Золотая
осень» - какая осень изображена на этой картине? ( яркая, разноцветная, листья
оранжевые, жёлтые, золотые.)
Иван Иванович Шишкин «Золотая осень»- ребята, посмотрите, золотая осень не всегда
бывает яркой, весёлой. Какая она на этой картине?( хмурая, пасмурная, но жёлтые листья
на деревьях видны)
Ефрем Иванович Зверьков «Золотая осень»- что изображено на этой картине? Какими
изобразил их художник? (они светлые и нарядные, их как будто осыпали золотыми
монетками)
Степан Фёдорович Колесников «Осень» а эта картина отличается от предыдущих. Чем?
( своей яркостью). Какие краски использовал художник?
-Что изображено на этих картинах (Осень)
- Какие краски используют художники для написания осеннего пейзажа? (не только
жёлтые, а и красные, багровые, оранжевые, коричневые и даже фиолетовые)
Глядя на картины и наблюдая за природой, вы можете убедиться в том, что осень –
великий художник, ведь я сама придумываю наряды деревьям, кустарникам, всей
природе. Хочется любоваться ими каждый день.
-Люди научились переносить красоту природы на ткань. Росписью по ткани начали
заниматься очень давно, называется эта роспись «батик». Повторите, пожалуйста, как
называется техника росписи по ткани (батик).
Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне. Я приглашаю вас в свою фото галерею. ( дети
встают полукругом перед доской , на которой расположены фотографии с изделиями в
технике Батик.)
-Используя технику батик пишут картины, расписывают абажуры, постельное бельё,
одежду, платки. У меня тоже есть два шарфика расписанные в этой технике. Хотите
посмотреть? Тогда присаживайтесь на стульчики. Я попрошу помочь мне двух девочек…(
Девочки подходят к Осени, она надевает на них шарфики расписанные в технике батик.)
Полюбуемся - какая это красота!
(Выходят одна за другой девочки в шарфах с росписью батик. Проходят перед детьми как
по подиуму, дают потрогать ткань, рассмотреть поближе.)
- Ребята, а теперь я приглашаю вас в хоровод!
Физминутка «Хоровод»
Художником могу быть не только я, но и каждый из вас.
А хотите попробовать сами создать свою осеннюю картину на ткани?(Да)
Тогда проходите в мою творческую мастерскую. Занимайте удобные для вас места.( Дети
садятся за столы)
-Сейчас я научу вас маленьким хитростям в росписи ткани.
- Ткань нужно хорошо смочить водой толстой кисточкой. (Показ рисования)
-Теперь начинаем рисовать «по - мокрому». Такой способ работы позволяет получать
легкие, прозрачные цвета с мягкими переходами.
-Начинаем рисовать фон:
Сверху что? (небо). Какие нам нужны цвета? (синие, голубые), а снизу? (трава)
(зеленые оттенки).
- Набрали краски, чтобы цвет был сочным, и сделали мазки.
- Самое главное – деревья, лес, а в этом нам помогут обычные листья.
На что похож листок? (на маленькое дерево)
Теперь смотрите внимательно, я покажу вам, как нарисовать лес – мы будем
делать печати листьями:
- Нужно взять лист, положить его на клеёнку, с помощью кисточки нанести краску, не
оставляя пустых мест, промыть и убрать кисть в подставку;
- Взять листок за черенок и окрашенной стороной положить на тонированную ткань и
прижать его салфеткой, стараясь не сдвигать с места;
- Взять за черенок и осторожно снять его с ткани, положить на тарелочку;
-А затем прорисовать стволы и ветки деревьев тонкой кистью.
- Не забываем промывать кисти и убирать их в подставку.
Прежде чем приступить к работе мы разогреем свои ручки, чтобы они были гибкими и
ловкими.
Пальчиковая гимнастика
«Листья осенние тихо кружатся»
Листья осенние тихо кружатся,
(плавные движения кистями рук слева направо)
Листья нам под ноги плавно ложатся
(плавно опускаем ручки вниз, наклоняемся )
И под ногами шуршат, шелестят,
(трем ладошки друг о друга)
Будто опять закружиться хотят.
(поднимаем ручки вверх и плавно ими машем).
-А вот теперь настало время превратиться в настоящих художников, чтобы
написать осенний пейзаж.
Самостоятельная деятельность под музыку.
П. И. Чайковского из альбома «Времена года» «Осень» и «Осенний вальс» Ф.Шопен дети
начинают рисовать. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям, поощряет их.
(Показ проводит на своей работе, которую носит на планшете.)
Дети встают вокруг столов на рефлексию.
Вам понравилось расписывать ткань? (Да)
Как называется эта техника рисования? (батик)
Что мы рисовали? (Осенние деревья)
Как бы вы назвали картину, которую изготовили? (осенние деревья, осень)
- У нас с вами получилась чудесный осенний лес с красивыми деревьями. Это листья –
отпечатки, оставив свой след на ткани, помогли нарисовать такие необычные деревья.
-Молодцы, ребята!
-Оставьте, пожалуйста, ваши работы - пусть гости полюбуются. А потом я передам их в
вашу группу. Дома вы сможете вставить их в рамку, повесить картину на стену и
вспоминать Осень.
Ребята, у меня есть ещё один сюрприз для вас. Пойдёмте за мной.
(Дети проходят и встают полукругом.)
-Я очень рада, что вы были у меня в гостях, что нарисовали такие красивые осенние
картины. И За это я хочу вас наградить- угостить яблоками! (Осень раздаёт яблоки)
Ну что ж, нам пора прощаться! До свидания, до новых встреч!