Автор: Патутина Анна Алексеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 3 "Тополек"
Населённый пункт: г. Лебедянь Липецкая область
Наименование материала: Доклад
Тема: «Развиваем воображение: почему детям нравится играть простыми вещами».
Раздел: дошкольное образование
Доклад для воспитателей
на тему: «
Развиваем воображение: почему
детям нравится играть простыми вещами».
Подготовила воспитатель
МБДОУ д/с №3
Патутина Анна Алексеевна
Уважаемые педагоги!
Игра и игрушка, по мнению ученых, - важнейшие составляющие
любой культуры. С помощью игрушки ребенку передаются сама
суть человеческих отношений и сложное мироустроение. Игрушки
являются объектами игр детей и одновременно важным
педагогическим средством их воспитания. Они используются как в
самостоятельной деятельности дошкольников, так и при обучении
их на занятиях.
Но если ребёнку дать пакет с игрушками, то, скорее всего, он
предпочтёт пакет. Эта шутка основана на реальных событиях.
Дети действительно больше любят играть простыми предметами,
чем говорящими алфавитами или интерактивным щенком.
Разбираемся, почему так происходит и что полезно давать детям.
К игрушкам дети быстро привыкают. Даже новомодные машинки и
куклы могут наскучить — ведь они слишком понятные. А дети хотят
экспериментировать, воображать и проявлять самостоятельность.
Домашние предметы, особенно те, с которыми ловко «играют» мама
и папа, — подходят для этого больше. Они — про то, как устроено
всё вокруг.
Играйте вместе, хулиганьте и ломайте привычные шаблоны:
помогите обогатить игровой арсенал. Не запрещайте играть с
ложками, кастрюлями, банками и крышками, крупами, орехами или
пуговицами. Просто следите, чтобы предметы были безопасными и
подходили по возрасту.
Терпением и ловкостью запастись, конечно, придётся. Ведь быстро
и без слёз отнять то, чем играть пока рано, — надо постараться.
…В ракету, робота, тоннель или целый город. Не старайтесь
поскорее избавиться от упаковок, позвольте ребёнку фантазировать.
И вот в городе появится дорога из пузырчатой плёнки, бельевые
прищепки станут солдатиками, а фольга — монетами. Для игр
подойдут губки для мытья посуды, мятая бумага, крупные лоскуты
ткани. Для музыкально-дидактических игр можно использовать
пластиковую бутылочку, в которую можно насыпать горох или
фасоль, чтобы слушать, как это звучит и, конечно, шуметь.
Пластиковые контейнеры, складывающиеся друг в друга,
деревянные ложки и лопатки, кастрюли и крышки… Проверять, как
звучит каждый предмет, подходит ли крышка по размеру и форме,
— огромное удовольствие для ребёнка. Да, это громко и грозит
беспорядком, но широкая улыбка повелителя вещей, который понял,
что тут к чему и очень рад, — того стоит.
Игрушке принадлежит важная роль в развитии дошкольника. От
того, какие игры и игрушки окружают ребенка, во многом зависит
его интеллектуальное и личностное развитие - способностей,
воображения и творчества, эмоциональной сферы, нравственных
ценностей, смыслов и установок.
Маленький ребенок - весь неопределенность, это веер
возможностей, он то, чем мы никогда уже не сможем стать. Он
активно присваивает мир, чтобы его преобразовывать, ощущая себя
Творцом, и игрушка -- необходимое средство процесса творения.
Поэтому, чем шире спектр применения игрушки, тем выше ее
ценность для творчества и тем больше она может развить
творческий потенциал самого ребенка. Отсюда -- самые лучшие
игрушки -- природные: камушки, песок, шишки, палочки, лоскутки
-- они могут быть всем! А чем может быть машинка? Только
машинкой, правда, если это грузовик, то, вероятно, еще и ящиком
для хранения кубиков, кроватью для мишки или каретой для
путешествий кота и пр. А чем может быть электронная игрушка с
четырьмя кнопками? Совершенно очевидна ее монофункциональная
однозначность - нажимай на кнопки и все!
Игрушка всегда выполняла кроме прочих и психотерапевтическую
функцию - помогала ребенку овладеть собственными желаниями,
страхами. Страх темноты, например, можно победить с помощью
деревянного меча - орудия его преодоления. Иногда ребенок сам
находит «игрушки» - предметы-функционеры, отвечающие
определенным, часто неосознанным его потребностям. Какая-
нибудь коряга, камушек, ракушка, гвоздик, тряпочка, птичье перо и
пр. наделяются особыми свойствами, переживаниями и смыслами.
Родители часто обнаруживают подобный «мусор», пытаясь навести
порядок в детском уголке или выворачивая карманы детской
одежды перед стиркой. И всякий раз сталкиваются с протестами и
просьбами ребенка не выбрасывать их. Стоит задуматься: может
быть, все же лучше камушек, чем трансформер, или ракушка, чем
монстр? Игрушка не только сопровождение игры, но и средство
обучения, развлечения и даже лечения. Таковы ли современные
игрушки?
Правильная современная игрушка позволяет ребенку придумывать
различные сюжеты для игр, а значит, и чаще бывает востребована и
не запылится на полке.