Напоминание

"Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая рабочая образовательная программа по исправлению фонетического недоразвития учащихся 1-4 классов на 2016 – 2017 учебный год"


Автор: Мищенко Ольга Алексеевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: КГОБУ Гражданская КШИ
Населённый пункт: Приморский край Анучинский район с. Гражданка
Наименование материала: Программа
Тема: "Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая рабочая образовательная программа по исправлению фонетического недоразвития учащихся 1-4 классов на 2016 – 2017 учебный год"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Краевое государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Гражданская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» Индивидуально-ориентированная коррекционно- развивающая рабочая образовательная программа по исправлению фонетического недоразвития учащихся 1-4 классов на 2016 – 2017 учебный год
Учитель – логопед:
Мищенко Ольга Алексеевна
Учитель начальных классов:
Ивасик Наталья Григорьевна

1.

Пояснительная записка
«Рабочая программа» адаптирована для учащихся младших классов специальной коррекционной школы 8 вида на основе принципов и содержания программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей».- М.: «Просвещение», 2008, допущенной Министерством образования РФ.
Цель программы:
сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и первоначальные навыки звукового анализа, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных речевых ситуациях, обучить детей изменять просодические характеристики высказывания в зависимости от речевых намерений. Формирование звуковой стороны речи рассматривается не как самоцель, а как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры в целом, развитие связной речи и подготовки к успешному овладению письменной формой речи. Логопедическая работа, предусмотренная в программе, строится на основе теоретических положений о роли полноценных фонематических процессов в развитии речи и становлении письма и чтения (Н.И. Жинкин, Р.Е. Левина, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.)
Задачи программы:
 Развитие артикуляционной и мелкой моторики, просодических компонентов. • Развитие речевого дыхания. • Постановка звуков и ввод их в речь. • Развитие и совершенствование фонематических процессов: анализа, синтеза, восприятия и представлений. • Создание предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку в школе, профилактика психологических трудностей, связанных с осознанием речевого дефекта. • Уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем. • Развитие лексико-грамматического строя, совершенствование связного высказывания в процессе работы над фонетико-фонематической стороной речи. • Профилактика нарушений письменной речи. • Развитие психических функций: слухового внимания, зрительного внимания, слуховой памяти, зрительной памяти, логического мышления, пространственной ориентировки в системе коррекционной работы, направленной на
устранение фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста.
Содержание программы
разделено на 2 блока:
Блок I. Коррекция звукопроизношения.

Блок II. Коррекция фонематического недоразвития речи.
Эти
два блока
учитель-логопед
использует параллельно
. Очередность изложения материала в блоках определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения и фонематического восприятия у детей в норме. Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению.
Блок I «Коррекция звукопроизношения».
Учитывая специфику нарушений устной речи, планирование работы делится на следующие этапы:
I этап – Подготовительный (3-6 часов).
Задача подготовительного этапа — развитие подвижности артикуляционного аппарата посредством общей артикуляционной гимнастики. Осуществление тщательной и всесторонней подготовки ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе: а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них; б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях; в) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановкизвуков (общая и специальная артикуляционная гимнастика); г) развитие мелкой моторики; д) развитие физиологического и речевого дыхания; е) укрепление физического здоровья (консультации врачей — узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж, кислородный коктейль).
II этап. . Формирование произносительных умений и навыков(6-36 часов)
Задачи: - устранение дефектного звукопроизношения и формирование правильной артикуляции звука; - формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью. На этом этапе осуществляется: 1. Знакомство с артикуляцией звука; 2. Постановка звука; 3. Коррекция звука; 4. Автоматизация поставленного звука. Постановка звуков: 1. Свистящие [c], [з], [ц], [с`], [з`]. 2. Шипящий [ш]. 3. Соноры [л], [л`]. 4. Шипящий [ж]. 5. Соноры [р], [р`]. 6. Аффрикаты [ч], [ц].
7. Шипящий [щ] Однако возможны изменения в порядке постановки звуков, обусловленные индивидуальными особенностями отдельных детей. Автоматизация поставленного звука осуществляется: - в слогах; - в словах; - во фразе; - в предложении; - в тексте; - в пословицах, поговорках, стихах; - в скороговорках; - в собственном связном высказывании.
Блок II «Коррекция фонематического недоразвития речи».
Ведется работа над совершенствованием следующих операций: - активизация слухового внимания; - выделение звука на фоне других звуков; - выделение звука на фоне слога; - выделение звука на фоне слова; - вычленение звука; - определение места звука в слове; - определение положения звука по отношению к другим звукам; - определение последовательности звуков в слове; - определение порядка следования звуков в слове; - определение количества звуков в слове; - составление слов из заданной последовательности звуков (фонематический синтез); - операции фонематических представлений. При работе над дифференциацией звуков одновременно подключается не более пары звуков, если для работы необходимо большее количество звуков одной артикуляторной группы, их все равно объединяют попарно. Рекомендуемая последовательность дифференциации звуков: [С-3], [С-С'], [С-Ц], [С-Ш]; [Ж-3], [Ж-Ш]; [Ч-С], [Ч-Т'], [Ч-Щ]; [Щ-С'], [Щ- Т'], [Щ-Ч], [Щ-Ш]; [Р-Л], [Р-Р'], [Р'-Л'], [Р'-Й], [Л'-Л].
УМК обучающегося:
 «Л:Р:С:Ш:К сасёсемпе .=лемеллизаданисен картотеки» (автор:Л.В.Смирнова),  «Логопедические карточки» (авторы:И.И.Волкова,О.Г.Волков)
А д р е с а т

п р о г р а м м ы :
учащие ся 1-4 классов , имеющие н а р у ш е н и я :1) звукопроизношения; 2) фонематического слуха.
Форма организации обучения –
индивидуальная.
Продолжительность занятий –
15 - 20 минут, перерывы между занятиями 5 минут.

Периодичность занятий –
1 раз в неделю. Порядок изучения звуков, количество занятий может меняться в зависимости от степени тяжести нарушения по усмотрению учителя-логопеда.
Практическая деятельность – какие виды деятельности предусмотрены для

практической деятельности:
 анализ и оценка функционального состояния артикуляционного аппарата;  работа по логопедическим карточкам;  организация и проведение занятий в игровой форме.
Ведущая технология, ее цели и задачи, ожидаемые результаты:
используется технология индивидуально-ориентированного коррекционно-развивающего обучения, целью которой является: научить детей использовать полученные знания в самостоятельной речи.
Основные методы работы:
 игровые;  наглядно-демонстрационные;  словесные.
Принципы логопедической работы:
 наглядность;  доступность;  системность;  комплексность;  принцип развития.
Срок

реализации

программы
обусловлена индивидуальными особенностями ребенка, определяющими интенсивность использования блоков. Блок «Коррекция звукопроизношения» разработан из расчёта 2 -3 академических часа в неделю на протяжении времени, которое необходимо для коррекции звукопроизношения, исходя из индивидуальных особенностей ребёнка и структуры его дефекта (9 – 42 занятий). Блок «Коррекция фонематического недоразвития речи» рассчитан на 20-42 занятие от 2-3 академических часа в неделю.
В итоге логопедической работы дети должны:
 правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях и формах речи;  четко дифференцировать все изученные звуки;  находить в предложениях слова с заданным звуком, определять место звука в слове;  различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;  овладеть интонационными средствами выразительной речи в сюжетно-ролевой игре, пересказе, чтении стихов.

2. Календарно – тематический план
Блок I. «Коррекция звукопроизношения» Направление коррекционной работы Содержание коррекционной работы Кол-во часов
I этап. Подготовительный.
1. Общая артикуляционная гимнастика. 2. Специальный комплекс артикуляционных упражнений. - Развитие мелкой моторики. - Развитие физиологического и речевого дыхания. - Выработка плавного и длительного выдоха. - Работа над силой выдоха. - Активизация познавательных процессов. - Развитие слухового внимания, памяти. - Развитие фонематического восприятия ( см. блокII) 3-6
II этап. . Формирование произносительных умений и навыков

1. Знакомство с артикуляцией звука. 2. Коррекция звука. 3.Автоматизация поставленного звука: - в слогах; - в словах; - во фразе; - в предложении; - в тексте; - в пословицах, поговорках, стихах; - в скороговорках; - в спонтанной речи - Развитие пространственной ориентировки. - Развитие мелкой моторики. - Развитие тактильного восприятия. - Развитие зрительного внимания. - Развитие зрительного восприятия. - Развитие зрительной памяти. - Развитие слухового внимания. - Развитие фонематического восприятия ( см. блокII). - Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова. - Развитие фонематических процессов (анализа, синтеза, представлений - см. блокII) - Развитие слухоречевой памяти. - Развитие логического мышления. - Активизация словарного запаса. - Развитие навыков словообразования. - Развитие навыков словоизменения. - Развитие связной речи. - Формирование языкового чутья. - Развитие навыков самоконтроля 6 - 36 Итого: 9 - 42
Блок II. «Коррекция фонематического недоразвития речи».

Темы Коли- чество часов Содержание работы
Формирование и развитие фонематического восприятия и представлений
1. Активация слухового внимания 1 Игра «Найди игрушку»(со звучащими игрушками), «Узнай по голосу»(узнать с завязанными глазами голос знакомого ребенка), узнавание музыкальных инструментов по их звучанию, «Угадай слово» (в котором не достает звука) и т.п. 2. Выделение звука из ряда других звуков 1-2 Совершенствование слухового внимания путем реагирования дошкольниками лишь на заданный педагогом звук. Реакциями детей могут быть разнообразные действия: подъем руки, хлопок в ладоши, указание на соответствующую букву и т.д. 3. Выделение звука на фоне слога 1-2 Совершенствование слухового внимания путем реагирования детьми лишь на заданный педагогом звук. Реакциями детей могут быть разнообразные действия: подъем руки, хлопок в ладоши, указание на соответствующую букву и т.д.Особое внимание следует уделить смешиваемым звукам 4. Выделение звука на фоне слова 1-3 Совершенствование слухового внимания путем реагирования дошкольниками лишь на заданный педагогом звук. Реакциями детей могут быть разнообразные действия: подъем руки, хлопок в ладоши, указание на соответствующую букву и т.д.Сложным и особо значимым в данном случае вариантом операции является анализ ряда слов со смешиваемыми звуками 5. Вычленение звука 1-3 Детям предлагается слово, в котором они должны назвать последний и/или первый звук слова. Особое внимание уделяется словам, которые в своем составе содержат 2 или большее число смешиваемых звуков, а также рядам слов-квазиомонимов. Например, при смешении звуков (ш)-(т): шут, шест, тушь; грош, грот; марш, март и т.д. 6. Определение места звука в слове 1-3 Педагог выделяет какой-либо звук, дети определяют, где он находиться в слове: 1) в его абсолютном начале, 2) абсолютном конце или 3) в середине. Легкий вариант заданий – выделенный звук встречается в слове 1 раз, трудный – звук встречается несколько раз. Трудным является и вариант, когда в слове одновременно находятся два и более смешиваемых звука
7.Определение положения звука по отношению к другим звукам 2-4 Педагог произносит слово, выделяет в нем звук, ребенок должен назвать, какой или какие звуки находятся
перед
и
после
выделенного звука 8 . О п р е д е л е н и е последовательности звуков в слове. 2-4 Логопед произносит слово, ребенок последовательно произносит все звуки в слове. На первых этапах работы, чтобы не создавать у детей дополнительных трудностей, им нужно предлагать слова без редуцированных звуков. Следует придерживаться полного стиля их произношения. Для заданий подбираются слова со сме6шиваемыми звуками 9 . О п р е д е л е н и е п о р я д к а следования звуков в слове 2-4 Педагог произносит слово, выделяет в нем звук, ребенку нужно определить, каковым по порядку следования является этот звук: первым, третьим и т.д. Другой вариант операции: педагог произносит слово и просит дошкольника назвать в слове определенный по счету звук 10.Определение количе ства звуков в слове 2-4 Педагог произносит слово, ребенок определяет количество составляющих его звуков. На первых этапах работы подаются слова без редуцированных звуков и с полным стилем произношения 11. Со ст авление слов и з заданной последовательности звуков (фонематический синтез) 2-4 Педагог в должной последовательности раздельно произносит звуки, ребенок составляет из них слова. Условия формирования этой операции могут иметь разную сложность. Легкие, - когда звуки подаются с минимальной паузой, трудные, - когда паузы между подаваемыми звуками продолжительные или звуки перемежают ся индифферентными с л о в а м и - раздражителями. В начале формирования этой операции, как и многих других, следует подавать слова без редуцированных звуков 12.Операции фонематических представлений 4-8
Собственно дифференциация фонем
- выделение звука на фоне слова; - различение слов квазиомонимов при их слуховом восприятии и назывании (обозначении) явления действительности; - называние пар картинок, включающих в свои названия трудные для различения звуки, для
формирования различения звуков в экспрессивной речи
Формирование фонематических обобщений
- раскладывание картинок на группы (2, 3 и более – в зависимости от педагогических целей), названия которых включает дифференцируемые звуки; - придумывание детьми слов, включающих тот или иной звук (звуки): 1) «свободное» придумывание вне зависимости от положения звуков в слове и последовательности слов в этом задании; 2) «связанное», «ограниченное» придумывание, т.е. ограниченное каким-то жестким условием, например, придумать (произнести) слова по аналогии: шайка – сайка, шутки – сутки и т.п. - определение «лишнего» звука в ряду других звуков (например, (р) (р) (л) (р); - замена звуков в словах с последующим объяснением их значений; - разные варианты речевого лото (например, на игровом поле закрываются сектора, где изображены предметы, названия, которых включают звонкие звуки); - выбор должного слова с опорой на контекст Итого 20-42
Примечание:
Календарно-тематическое планирование учителя - логопеда составлено на основании учебного графика к раевого государственного общеобразовательного бюджетного учреждения «Гражданская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат». Продолжительность учебного года в группах учащихся начальных классов составляет 34 недели (с 01.09.2016г. по 31.05.2017г), из них: - две недели в начале учебного года (с 01.09.2016г по 14.09.2016г.) отводится на логопедическое обследование детей младшего школьного возраста и формирование групп; - две недели в конце учебного года (с 16.05.2017г. по 31.05.2017г.) отводится на логопедическое обследование младших школьников, мониторинг результатов обследования.

Список литературы.
1. Л.И.Белякова., Гончарова Н.Н., Методика речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. – М.: «Книголюб» 2004 2. Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей. — С-Пб.: Библиополис, 1994.
3. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей.- Методическое пособие. М.: «Сфера» 2007. 4. Борисова Е.А.. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2008 5. Гадасина Л.Я. Ивановская О.Г. Воспитание звуком. – С-Пб.: 2003. 6. Зяблицева М.А. Развитие памяти и воображения у детей. Игры и упражнения. Ростов – на – Дону «Феникс» 2005. 7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-групповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов. – М.: «Гном-Пресс», «Новая школа», 1998. 8. Ковшиков В.А.Исправление нарушений различения звуков. – СПб.:1995 9. Корнев А. Н. Нарушение чтения и письма у детей. – СПб.: 1995. 10. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников.- М.: 1983 11. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 12. Османова Г.А Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики : картотека пальчиковых игр. СПб.: КАРО 2010. 13. Парамонова Л.Г., Головнева Н.Я. Подготовка к школе. – СПб.: Дельта, 1998. 14. Парамонова Л.Г. С возрастом не пройдет! – СПб, 1994 15. Пожиленко Е.А Методические рекомендации по постановке у детей звуков. Пособие для логопедов. –СПб.: КАРО, 2009 16. Рогов Е.И.Настольная книга практического психолога: Учеб.пособие: В 2 кн.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998. 17.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программыдошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.- М.: «Просвещение», 2008г.


В раздел образования




Яндекс.Метрика