Напоминание

"Опыт развития познавательной активности на уроках английского языка в школе по УМК


Автор: Наталья Михайловна Капленко
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: Школа-интернат № 3 г. Воронеж
Населённый пункт: Воронеж г
Наименование материала: статья
Тема: "Опыт развития познавательной активности на уроках английского языка в школе по УМК
Раздел: среднее образование





Назад




«Английский в фокусе» («Spotlight») - первый российский учебно-

методический

комплекс

(УМК),

одновременно

ориентированный

на

российский Государственный стандарт общего образования по иностранным

языкам и на требования Совета Европы в области обучения иностранным

языкам. Это совместный проект издательства «Просвещение» (Россия) и

издательства «Express Publishing» (Великобритания), который предлагает

новый уникальный подход к изучению английского языка. Учебно-

методический комплект «Spotlight» разработан известными российскими и

зарубежными (британскими) авторами.

Основные особенности УМК данного этапа обучения: Наличие

аутентичных языковых материалов; Использование английского языка как

средства

изучения

других

дисциплин;

Знакомство

учеников

с

рациональными приемами изучения иностранного языка (Study Skills);

Включение материала о странах изучаемого языка (Culture Corner) и России

(Spotlight on Russia);

Большой набор дополнительных интерактивных

учебных пособий входящих в состав УМК, позволяющих создать условия

для личностного ориентированного обучения;

Наличие текстов для

дополнительного чтения (Extensive Reading); Включение материалов для

подготовки к различным формам итоговой аттестации.

Учебно-методические комплекты

строятся на следующих

педагогических

принципах:

социальный

характер

построения

знаний,

подразумевающий

взаимодействие

с

людьми,

природой,

культурой,

цивилизацией; личностная значимость обучения: становление человека,

обретение им себя, своего образа; направленность на ученика как субъекта

учения и жизни: уважение к каждому учащемуся, его языку и культуре,

предоставление возможностей для его индивидуального развития. Четкая

структура всех компонентов УМК, наличие страноведческого материала о

России в каждом уроке, видео и CD - поддержка, хорошая полиграфия и

красочные иллюстрации — основные особенности курса.

Об

обучающих

возможностях

игр

известно

давно.

Многие

выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность

использования игр в процессе обучения. В игре проявляются особенно полно

и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности. Игры

помогут сделать скучную работу более интересной и увлекательной.

Фонетические

игры

предназначаются

для

корректировки

произношения на этапе формирования речевых навыков и умений.

Игры помогут сделать скучную работу более интересной и

увлекательной. При изучении грамматики используется принцип аналогии с

русским языком там, где анализируется сходные явления. Объяснение

строится в занимательной и доступной для детей форме (грамматические

сказки, истории и приключения языка, стихи и т.п.), в тех случаях, когда

изучаются явления, не свойственные русскому языку.

УМК “New Millennium English” разработаны в соответствии с

федеральными требованиями, в рамках совместного проекта Британского

Совета,

Национального

Фонда

Подготовки

Кадров,

при

содействии

британских консультантов, специалистов по разработке учебников по

английскому языку и издательства Титул. Авторы предприняли попытку

сочетать

традиционные

методы

и

новейшие

разработки

в

области

преподавания иностранных языков средним школьникам. Концепция курса

строится

на

принципах

личностно-ориентированного

подхода,

учитывающего индивидуальные, психологические и возрастные особенности

детей.

В

рамках

УМК

последовательно

реализуются

принципы

коммуникативного подхода, нацеленные на формирование коммуникативной

компетенции учащихся.

Для достижения указанных целей в материал учебника было включено

большое количество коммуникативно-направленных заданий: различных игр,

коммуникативных ситуаций, связанных с песнями, рифмовками и историями,

элементов ручной работы и др.

Концепция учебника основывается на

принципе овладения языком вследствие погружения учащихся в языковую

среду. Согласно этому принципу, дети среднего школьного возраста

овладевают новым языком без специальных усилий. С одной стороны, они

постоянно

слышат

иноязычную

речь

учителя,

дикторов

на

аудиоприложениях и окружены примерами письменной речи в учебнике и

наглядных материалах, а с другой стороны, эмоционально вовлечены в

процесс обучения посредством игр, стихов, творческих работ и т.д.

Вот уже более трех десятилетий издательство «Просвещение» выпускает

специальную

серию учебно-методических

комплектов

“Английский

язык” для учащихся школ, лицеев, гимназий с углубленным изучением

иностранного языка. Основатель этой серии - профессор Ирина Николаевна

Верещагина.

В настоящее время вышеназванные УМК имеют два продолжения.

Первое из них создано авторским коллективом под руководством профессора

В.В. Сафоновой. Второе продолжение разработано авторским коллективом

под руководством О.В. Афанасьевой и И.В. Михеевой. В учебниках

значительно расширен и усложнен материал, предназначенный для развития

каждого из видов речевой деятельности. Так, развивая далее у учащихся

навыки чтения на английском языке, авторы включают в учебники тексты

различных

жанров:

художественные,

описательного

характера;

публицистические, в том числе интервью, а также газетные и журнальные

статьи; тексты информационного характера - энциклопедические статьи,

инструкции, рекламу, объявления и т.п. Таким образом, в учебниках

представлены реальные аутентичные тексты, в ряде случаев подвергшиеся

сокращению, которые отражают реалии страны изучаемого языка.

Одним из нововведений в учебнике является наличие специальной

таблицы под заголовком FOCUS. В ней достаточно наглядно представлены

так называемые «узкие» места изучаемого материала. Это те явления языка,

которые, по многолетним наблюдениям авторов, чаще всего вызывают

В учебнике отсутствуют специальные уроки повторения. Возможность

освежить в памяти учащихся материал, пройденный ранее, предоставляется

учителю и ученикам в течение всего учебного года. Специально этому

отводится начальный раздел каждой учебной ситуации — повторение

(REVISION). Заметим, однако, что эта часть каждого урока посвящена не

только повторению, но и ознакомлению с новым материалом, который

дозированно вводится в структуру указанного раздела на протяжении всего

курса. При этом новый материал охватывает чаще всего новую лексику в

рамках изученных тем, расширяя и углубляя ее. В некоторых случаях здесь

же вносятся незначительные коррективы и дополнения к уже пройденным

грамматическим

явлениям,

причем,

по

возможности,

повторение

предлагается в виде анализа, сопоставления уже известных учащимся фактов

языка. Выполняя задания, составленные по принципу оппозиций, учащиеся

производят несложный сравнительный анализ повторяемых и изучаемых

явлений

языка,

с

помощью

учителя,

а

иногда

и

сами

делают

соответствующие выводы лингвистического характера.

В соответствии с программными установками и полагая, что

предыдущие этапы обучения проходили с использованием УМК данной

серии, авторы сконцентрировали внимание на тех грамматических явлениях

повышенной сложности, которые либо только едва затрагивались ранее, либо

не рассматривались вовсе. Основными явлениями грамматики в УМК-VIII,

которые

должны

быть

освоены

учащимися,

являются

особенности

функционирования модальных глаголов и их эквивалентов (can, may, must,

should, ought (to), need, to have (to), to be (to)), сослагательного наклонения,

неличных форм глагола (инфинитив, герундий). Достаточно большое

внимание на этом этапе обучения уделяется такой части речи, как наречие.

Учащиеся

могут

на

специально

разработанных

упражнениях

потренироваться в употреблении этих единиц в речи; при этом специально

предлагаются задания на противопоставление наречий и прилагательных.

Обучение различным видам чтения авторы предлагают вести на

текстах с различной целевой установкой: Reading for country studies, Reading

for information, Reading for discussion. Помимо этого, в канву каждого урока

(Unit) включаются и другие задания, направленные на развитие навыков

чтения.

Все виды текстов в той или иной степени дают учащимся возможность:

- просмотреть предложенный материал, с тем чтобы понять общий

смысл текста (просмотровое чтение);

- извлечь из него конкретную информацию (поисковое чтение);

- внимательно прочесть текст и максимально понять его (детальное

чтение).

Широко

представлены

в

учебнике

художественные

тексты

поэтического и прозаического характера, которые способствуют решению

учебных задач и дают возможность учащимся получить эстетическое

удовольствие и развивают их художественный вкус.

На новом этапе

обучения учащиеся погружаются в реально функционирующий, а не

облегченный язык и постепенно учатся самостоятельно справляться с его

сложностями. Читая текст, ученики выполняют предтекстовое задание,

находят необходимую информацию, абстрагируясь от второстепенных

деталей и максимально используя языковую догадку, сочетаемость слов,

знакомые

словообразовательные

модели,

интернациональную

лексику.

Подчеркивая необходимость обучения поисковому и просмотровому чтению,

авторы тем не менее считают обязательным продолжать работу над

детальным чтением, в том числе и чтением со словарем, которое столь же

важно и приучает к внимательному отношению и к деталям, и к конкретным

особенностям языка, что важно при переходе к старшему этапу обучения.

Что же касается письменных заданий, предусмотренных в нем, то целый ряд

заданий рекомендуется для устной работы в классе и последующего

письменного выполнения дома. Одним из основополагающих моментов в

области обучения иностранным языкам является признание того факта, что

современные школьники должны использовать язык в виде инструмента

общения в диалоге культур современного мира. Принимая во внимание этот

факт,

все

учебники

нового

поколения

по

иностранным

языкам

в

обязательном

порядке

включают

в

свою

структуру

материалы

страноведческого и лингвострановедческого характера.



В раздел образования




Яндекс.Метрика