Автор: Пряхина Елена Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Радищевской детской школы искусств
Населённый пункт: р.п Радищево
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Развитие вокально-технических навыков учащихся класса сольного пения »
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
« Радищевская детская школа искусств»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
на тему:
«Развитие вокально-технических навыков учащихся класса
сольного пения в ДШИ»
Выполнила Пряхина Елена Владимировна
преподаватель первой категории
Стр.
1.
Введение…………………………………………………………………….2
2.
Развитие вокально-технических навыков…………………………….......4
1.
Вокально-технические навыки……………………………………..4
2.
Строение голосового аппарата и физиология процессов пения.…6
3.
Детский голос и особенности его развития………………………..7
4.
Упражнения для развития вокально-технических навыков…….11
1.
Дыхательные упражнения……………………………………..12
2.
Артикуляционные упражнения………………………………..14
3.
Вокальные упражнения………………………………………...16
3.
Заключение………………………………………………………………..22
4.
Список используемой литературы………………………………………23
5.
Приложение……………………………………………………………….25
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Введение
Единственное, что может быть
лучше пения - это еще больше пения.
Элла Джейн Фицджеральд.
В России сложилась уникальная система дополнительного
образования детей. Решение проблемы художественно-эстетического
воспитания учащихся является традиционно одним из приоритетных целевых
ориентиров дополнительного образования: Дворцов творчества детей и
молодежи, клубов и студий, а также музыкальных школ и школ искусств.
Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый
ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и
потребностям. Обучение вокалу – одно из самых популярных направлений в
дополнительном образовании.
Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос
помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое
отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат –
необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство
красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек
начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового
аппарата. Среди широкого круга задач музыкального воспитания детей
наиболее важной является: специфика формирования первоначальных
вокальных навыков в процессе занятий вокалом. Решение данной задачи
актуально и способствует формированию эстетического отношения к музыке,
что позволяет учащимся не только ориентироваться в огромном потоке
музыкальных произведений, но и способствует раскрытию внутреннего
потенциала и духовному обогащению.
Объектом данной работы является развитие вокально-технических
навыков.
Цель работы: описать процесс развития вокально-технических навыков.
Задачи:
1) Охарактеризовать детский голос и особенности его развития.
2) Рассмотреть физиологию процессов, происходящих во время пения.
3) Рассмотреть наиболее эффективные упражнения для развития вокально-
технических навыков.
Выработка вокально-технических навыков сложный, длительный
процесс, требующий от педагога высокого профессионализма в понимании
происходящих процессов, терпения, изобретательности, чуткости к
физическому состоянию ученика. Главный постулат для автора данной
работы – «не навреди» - заставляет постоянно искать наиболее эффективные
и безопасные для детского голоса способы развития вокально-технических
навыков.
Физиолог И. Сеченов утверждал, что любая деятельность человека –
это результат мышечных движений. Это утверждение относится и к
вокально-техническим навыкам, так как они тоже являются двигательными
навыками. А двигательные навыки – это условные рефлексы, которые нужно
выработать и закрепить.
Не смотря на то, что многое в деле выработки и закрепления
вокально-технических навыков зависит от ученика (вокальные данные,
работоспособность, приспособляемость к данному виду деятельности,
физические данные и т.д.), решающая роль все же принадлежит
преподавателю, который объясняет, корректирует, приводит примеры
верного звучания.
Но первое, что нужно учителю для плодотворной деятельности – это
знать физиологию совершающихся процессов во время пения, особенности
строения и развития детского голосового аппарата.
Спецификой формирования вокальных навыков в классе сольного
пения в ДМШ И ДШИ является то, что на протяжении всех лет обучения
вокалу ставятся одни и те же цели и задачи с постепенным их усложнением,
варьированием.
Обучая вокалу, очень важно научить ребенка контролировать и
анализировать свои ощущения во время пения – мышечные, слуховые,
вибрационные. Ощущения певца связаны с наблюдением, вниманием,
памятью.
Преподаватель сольного пения должен уделять особое,
целенаправленное внимание развитию голоса учащихся и их вокально-
технических навыков, использовать все возможные способы и методы,
начиная с методичного выстраивания этапов урока. Первый этап - это
настрой на урок, организационный момент: создание психологического
комфорта для учащихся, налаживание доброжелательного контакта,
мотивация к приобретению и закреплению полученных и получаемых
знаний, умений и навыков. Второй этап – распевание. Третий этап – работа
над вокальными произведениями.
Данная работа является обобщением личного опыта работы
преподавателя и представляет собой собрание всех, часто используемых в
практике форм, методов и приёмов работы по развитию вокально-
технических навыков учащихся класса сольного пения.
2.
Развитие вокально-технических навыков.
1.
Вокально-технические навыки.
Прежде всего, нужно разобраться, что такое вокально-технические
навыки, что к ним относится и какую роль они играют в вокальном
воспитании и становлении.
Основными вокальными навыками принято считать певческое
дыхание, певческое звукообразование и певческая дикция. Именно эти
элементы, три кита, являются основывой вокального искусства.
Певческое дыхание
Певческое дыхание – основа всех основ. Без правильно
поставленного дыхания любой, самый красивый тембр, потеряет очень много
важных качеств: силу, полетность, резонаторная наполненность, звонкость и
т.д.
Качество, правильность певческого дыхания зависит, прежде всего, от
правильности вдоха, который должен быть глубоким, быстрым и
бесшумным, с расширением нижних ребер и без поднимания ребер. Вдох в
пении делается одновременно через нос и через рот.
Принципы певческого дыхания в основном у детей те же, что и у взрослых.
Необходимость учета возрастных особенностей детей прежде всего
сказывается в том, что нельзя предлагать обучающимся много сложных и
непонятных для него в начале приемов и терминов, не следует вдаваться в
физиологические и анатомические объяснения.
Следует отметить, что на первых порах наглядность, показ
правильного и неправильного дыхания является наиболее доступным
приемом обучения. В дальнейшем, в возрасте 11-13 лет, объяснения,
усвоение понятий приобретают большое значение и место. Наблюдаемое
часто у детей в младшем школьном возрасте поверхностное дыхание
является следствием слабого развития диафрагмы, а так же межреберных и
грудных мышц.
Певческое звукообразование.
Неразрывно с певческим дыханием связан певческий звук,
возникающий вследствие смыкания и размыкания голосовых связок.
Основное требование художественного вокального исполнения -
правильный, красивый певческий звук. Глотка, рот и нос образуют головное
звучание. Одно из основных условий вокального воспитания - сглаживание
регистров и выработка микстового (смешанного) звучания.
Успех работы в этом направлении обеспечивает воспитание голоса
с примарных звуков, т.е. с той части диапазона, которая звучит наиболее
естественно, свободно, удобно.
Действительно, основу звукообразования у детей (особенно
младшего возраста) представляет высокое головное звучание, ибо низкие
детские голоса встречаются значительно реже. У низких голосов,
естественно, свободно звучащим регистром является именно грудной
регистр, от которого следует исходить при воспитании этих голосов.
Единственно правильным методом воспитания детского голоса является
воспитание с середины диапазона. Такими звуками, как неоднократно
подтвердила практика, являются у высоких голосов ЛЯ- ДО , у низких
голосов Ре-Фа. (1 октавы). Таким образом, наиболее подходящим и удобны в
начале обучения те песни, которые имеют диапазон Ре-До.
При подборе музыкального материала упражнений в начале
обучения рекомендуются попевки, построенные на нисходящих движениях
мелодии в диапазоне Ре-До. Это дает возможность перенесения головного,
более легкого звучания голоса на звуки относительно более низкие.
Певческая дикция.
Любой звук в пении всегда соответственно оформлен артикуляционно.
Поэтому вопрос певческого звукообразования теснейшим образом связан с
вопросом произношения, дикции.
Пение характерно протяжностью гласных звуков. Петь - значит тянуть звук, а
протяжность звучания возможна только благодаря гласным звукам.
Вокальная дикция требует повышенной активности
артикуляционного аппарата. Вялость артикуляции обычно является одной из
основных причин плохой дикции в пении, когда гласные и согласные не
имеют активность не только передней части артикуляционного аппарата, но
и заднего его отдела – глотки, непосредственно связанной с гортанью
(активность мягкого неба и корня языка). Однако эта активность не должна
приводить к перенапряжению, форсированию работы глотки, ибо это поведет
к искажению гласных, и чрезмерному их "затемнению".
Важное значение в работе над дикцией имеет применение слогов,
состоящих из различных сочетаний гласных и согласных, ибо согласный звук
придает большую ясность, четкость, четкость артикуляционной
оформленности гласного. Сочетание гласных у, о с согласными,
произносящимися с участием заднего отдела артикуляционного аппарата,
дает наибольший эффект в борьбе с "белым", "плоским", "открытым"
звучанием (например, слоги ку, гу). При выработке же звонкого светлого
звука у поющих глухим звуком наибольший эффект достигается с
применением гласных и, е с согласными, произносящимся с участием
переднего отдела артикуляционного аппарата(например, слоги ди, зи).
Ясность в этом вопросе помогает правильно использовать определенные
слоги, а также гласные и согласные для вокальных упражнений.
Активность артикуляционного аппарата, о чем говорилось выше, в
основном зависит от энергичного, четкого произношения согласных звуков:
чем более произносятся согласные, тем ярче звучат гласные.
2.2. Строение голосового аппарата и физиология процессов пения.
Каждый преподаватель сольного пения обязан знать, как устроен
голосовой аппарат и как происходит процесс фонации. Приведу основные
сведения (см. приложение №1).
1. Лёгкие человека находятся в герметически изолированной от
атмосферного воздуха грудной полости и основанием своим покоятся на
диафрагме. Ткань лёгких состоит главным образом из сотен миллионов
пузырьков полушаровидной формы – альвеол, в которых через тонкие стенки
происходит обмен газами между кровью и воздухом, заключённым в лёгких.
Пузырьки-альвеолы своими отверстиями открываются в очень узкие ходы,
называемые альвеолярными; последние, сливаясь, образуют более широкие
ходы - бронхиоли; бронхи, постепенно увеличиваясь в диаметре, в виде двух
главных бронхов вливаются в дыхательное горло или трахею.
Трахея, как и крупные бронхи, состоит из хрящевых полуколец, концы
которых могут сближаться под действием гладкой мускулатуры и таким
образом суживать просвет трахеи и бронхов, поддерживая тем самым
давление под голосовыми связками на известном уровне.
Длина трахеи у 10-летнего ребёнка – 7 см, ширина – 1 см. Над трахеей
(по передней линии шеи) расположена гортань – важная часть голосового
аппарата.
2. Гортань человека – хрупкий, легкоранимый при неправильном
функционировании орган, состоящий из сложной системы хрящей и тонко
управляемый нервно-мышечной системой.
Наиболее высокое положение гортань занимает при глотании,
наиболее низкое при зевке.
По форме гортань напоминает конусообразную трубку, остов которой
состоит из хрящей, соединённых связками и мышцами.
В среднем отделе полость гортани сужена, кверху и книзу расширена.
Основной хрящ гортани, служащий как бы фундаментом для неё, наиболее
устойчивый, так как соединён плотными связками с верхними концами
трахеи. Этот хрящ называется перстневидным.
Самый большой хрящ гортани – щитовидный (он, как щит,
предохраняет гортань от травм). Состоит из двух боковых четырёхугольных
пластинок, соединённых между собой под углом (его называют также
кадык).
На верхнем крае печатки перстневидного хряща помещаются два
небольших хряща, называемых черпаловидными. Они легко двигаются во все
стороны. У основания черпа имеются по два отростка.
Передние концы голосовых связок прикреплены к внутренней
поверхности щитовидного хряща. Внутренние мышцы (мышцы-смыкатели)
гортани приводят в движение голосовые складки, сближают их и тем самым
закрывают голосовую щель. Обратное действие совершают задние мышцы –
размыкатели.
Самыми важными мышцами, принимающими участие в
голосообразовании, являются вокальные, или щито-черпаловидные,
осуществляющие внутреннее натяжение голосовых связок.
Голосовые мышцы отличаются от всех других мышц нашего тела
направлением волокон: в то время как во всех мышцах волокна
располагаются параллельно и идут вдоль, здесь они расположены вдоль,
поперёк и вкось. Такая структура делает их более сильными, а при
сокращении отдельных пучков могут колебаться (звучать) отдельные части
голосовых связок.
Внутренняя поверхность гортани выстлана слизистой оболочкой. Во время
дыхания и пения надгортанник занимает более отвесное положение.
3. Верхние резонаторы, артикуляционный аппарат (глотка, рот, носовая
полость, лобные пазухи, черепной свод) – здесь усиливаются основной
частичные тоны (обертоны).
Весьма подвижны стенки полости рта, что даёт им возможность
принимать всевозможные формы, то есть образовывать и гласные и
согласные звуки. Верхней стенкой полости рта в передней части является
твёрдое небо, а в задней части – мягкое. Мягкое нёбо обладает
подвижностью; поднимаясь, оно увеличивает резонаторную.
Итак, голоса детей по звучанию весьма отличаются от голосов
взрослых. Основная их физиологическая особенность заключается в
хрупкости, непрерывном развитии. Возрастные изменения в детских голосах
связаны с физиологическим становлением всего организма. Однако этот
процесс проходит по-разному. Многое зависит от состояния организма,
степени музыкальности ребёнка, музыкальной среды.
2.3. Детский голос и особенности его развития.
Голосовой аппарат человека представляет собой сложную систему.
Её основными частями являются органы дыхания – лёгкие с дыхательными
путями и дыхательными мышцами, гортань с голосовыми складками, где
зарождается звук, артикуляционный аппарат, совокупность резонаторов. Все
части голосового аппарата находятся в непосредственной взаимосвязи и
взаимозависимости между собой.
Во время певческого процесса все части голосового аппарата работают
как единое целое. Деятельность голосового аппарата подчинена
регулирующему влиянию коры головного мозга, центральной нервной
системы.
Детский голосовой аппарат (7 – 13 лет) отличается от взрослого
прежде всего величиной и формой. Он находится в состоянии непрерывного
роста, развития.
Детский голос проходит несколько этапов своего развития:
1) 6-5 – 9-10 лет: младший домутационный возраст;
2) 9-10 – 12-13 лет: старший домутационный возраст;
3) 12-13 – 15-16 лет: период мутации, в котором приобретаются свойства
голоса взрослого человека.
Следует сделать оговорку, что в развитии детского и юношеского
организма большую роль играют индивидуальные различия, поэтому
возрастные грани могут смещаться.
Развитие гортани с трёх до двенадцати лет, то есть до периода
мутации, происходит постепенно. Во время мутации рост её становится
более интенсивным. У мальчиков гортань в мутационный период
увеличивается на две трети, а у девочек – наполовину.
Учащиеся 6-7 лет. К началу обучения в общеобразовательной школе у ребёнка
в 6-7-летнем возрасте гортань расположена выше, чем у взрослых. Грудное
резонирование практически отсутствует. Поэтому певческий звук
характеризуется особой лёгкостью, нежностью, небольшой силой, высоким
резонированием. Голосовая мышца находится, как правило, ещё в зачаточном
состоянии и не способна в должной мере регулировать работу голосовых
связок, которые при пении колеблются в основном краями. Связки смыкаются
неполно, между ними остаётся небольшая щель во всю их длину.
У необученных младших школьников чаще всего отсутствует
дифференциация между работой мышц дыхания и голосообразования.
Поэтому можно наблюдать, как при пении учащиеся делают вдох, поднимая
плечи. От этой привычки их следует постепенно отучать. В процессе
возрастного развития дыхание делается более глубоким и равномерным.
Этому же способствует рациональное и физиологически оправданное
певческое воспитание.
Рабочий диапазон голоса детей 6-7 лет сравнительно невелик и
колеблется между ре первой и ре второй октавы. С приближением к верхнему
и нижнему отрезкам диапазона заметно ухудшается дикция, что связано с
особенностями звукоизвлечения в этом возрасте. Следует с осторожностью
использовать крайние звуки рабочего диапазона голоса детей этой возрастной
категории.
Вместе с тем известен опыт работы, когда педагог специально
разрабатывает крайние звуки певческого диапазона младших школьников,
всемерно развивая у них голосовую мышцу (Ф. Лысек, Г. Перельштейнас). В
опытных руках подобная работа приносит вполне положительные результаты.
Учащиеся 9-11 лет. Переход на эту стадию развития детского голоса
происходит плавно, без заметных скачков и срывов. Голоса детей в процессе
становления приобретают чуть большую громкость, звонкость, серебристость.
Повышается упругость верхних резонаторов (область мягкого нёба,
надгортанные полости). Идёт интенсивное развитие голосовой мышцы,
особенно у детей, обладающих низкими голосами. У альтов и вторых сопрано
при пении включается в работу средняя часть голосовых связок, звук
становится глубже, сочнее, приобретает смешанный (микстовый) характер. В
этот возрастной период у ребёнка появляется реальная возможность увеличить
силу звучания голоса. Однако в принципе этим не следует увлекаться, ибо
именно в возрасте 10-11 лет существует опасность перетрудить самую
развитую часть голосовых связок – её середину. В результате у школьников
наблюдается появление певческих «узелков», неровностей на краях связок.
Рабочий диапазон певческого голоса в этом возрасте колеблется в зоне между
си малой и до-ре второй октавы.
Учащиеся 12-13 лет. Это – младшие подростки, в подавляющем большинстве
обладающие более или менее сформировавшейся голосовой мышцей, что
создаёт для преподавателя дополнительные возможности в исполнительской
деятельности. Вместе с тем и в этот период в голосе ребёнка при пении
преобладает включение в основном краёв связок, что требует мягкой атаки
звука, ненапряженного, негромкого звучания.
Развитие голоса проходит скачкообразно. И это естественно, так как в
рассматриваемый период приближается время «глобальных» возрастных
изменений в голосе – мутации.
Перечислю признаки наступающей мутации: появление нестойкой
хрипоты, сипоты, покраснение голосовых связок, обнаруживающееся при
фониатрическом осмотре, желание откашляться. По наблюдениям
специалистов, у девочек отмечается рост гортани в ширину, несмыкание
связок, усталость голоса, тусклый звук. У мальчиков-подростков весьма
заметна диспропорция в развитии отдельных частей организма.
Девочки, у которых уже появилась менструация, должны каждый раз
прекращать пение в первые 2-3 дня (такие дни автор работы посвящает
просмотру выступлений известных певцов, просмотру оперных спектаклей).
Этот режим надо строго выполнять. Пение требует упругости голосовых
связок, равномерности их колебания, эластичного смыкания и сопротивления
напору выдыхаемого воздуха. Это возможно выполнить только при
нормальном состоянии гортани, а она, как и вся нервно-мышечная система в
эти дни, ослаблена, её легко повредить. Иногда девочки и девушки уверяют,
что в это время им петь легче, что голос у них звучит лучше. Такие ощущения
возможны: у некоторых подростков развитие идёт более спокойно,
гармонично, их силы быстро уравновешиваются и небольших изменений они
не замечают. Но дело ведь не только в собственных ощущениях. Усталость и
болезненное состояние голоса обычно появляются не сразу, и учащиеся не
обращают на них внимания. К сожалению, о голосовом режиме и гигиене
голоса с учащимися говорят не часто.
Учащиеся 13-16 лет. Это старший подростковый возраст. В данной возрастной
зоне физическое развитие организма продолжает протекать весьма
неравномерно. У одних перестройка происходит быстрее, у других медленнее.
Весьма индивидуально протекает их мутация.
Такая неравномерность в развитии подростков создаёт для
преподавателя определённые трудности, которые заключаются в
необходимости использовать все имеющиеся педагогические средства для
индивидуального учёта голосовых изменений ученика, своевременно
советовать подростку воздерживаться от пения или петь в щадящем режиме –
не брать высоких звуков, осторожно использовать динамические оттенки в
зоне forte, особо бережно относиться к своему голосу.
В рассматриваемый возрастной период мутация наступает и у девочек.
Н. Д. Орлова пишет: «Вопрос о том, есть ли мутация у девочек, решается
утвердительно… Слабая выраженность мутационных изменений в растущем
голосовом аппарате у девочек (плавно проходящая мутация) не может
служить для учителя поводом к игнорированию этих изменений при обучении
пению»*.
Кроме того, период мутации нельзя рассматривать узко, как только
перемену голоса вследствие роста голосового аппарата в период созревания.
Это широкое понятие роста детского организма, со всем
комплексом
__________________________________________________________________
___________
*Орлова Н.Д. Развитие голоса девочек. (О возрастных изменениях). - М.: Издательство
АПН РСФСР, 1960.
происходящих в нём изменений, влияющих на голос, наиболее интенсивно
проявляющихся в период формирования пола».
Голоса мальчиков постепенно становятся мужскими, а голоса девочек
– женскими. Мутация человеческого голоса проходит три стадии.
1) Голос несколько понижается, одновременно уменьшается его рабочий
диапазон. Звук делается хриплым, грубоватым. Вместо хорошо звучащих
«верхов» лучше начинают проявляться звуки нижнего отрезка диапазона.
2) Своеобразный «перелом» в голосе: звукоизвлечение при этом даётся со
значительным трудом, голос теряет послушность, гибкость. Не случайно
дореволюционный методист-хоровик А. Никольский как-то назвал процесс
мутации «линькой голоса».
3) Начинается с того момента, когда новое его звучание только что
установилось. Поющие юноши и девушки приучаются использовать его
возможности в пении и речи. При этом явные изменения в голосах юношей
(понижение на октаву) заставляют педагога уделять им особое внимание.
Диапазоны голосов в этот период весьма индивидуальны, и можно наметить
лишь их примерные границы.
Сопрано: до первой – соль второй октавы; меццо-сопрано: ля малой – ми
второй октавы; юношеские голоса (по Д. Л. Локшину) – теноры: до малой – ми
первой октавы; басы: си большой – до первой октавы.
Учащиеся 16 – 17 лет. Их голоса уже обладают элементами взрослого
звучания. В пении выявляются индивидуальные тембровые особенности,
своеобразие певческой манеры. При щадящем и рациональном певческом
режиме пения в предмутационный и мутационный период голоса юношей и
девушек развиваются плавно, постепенно, умения и навыки владения
«взрослым» голосом приобретаются быстрее, становятся прочными. В этот
период проявляются большие возможности в использовании грудного
резонирования. Это насыщает звучание голоса, делает его полнее, ярче.
В заключение замечу, что у юношей и девушек 16-17 лет по сути ещё
нет взрослого голоса. Исследования показывают, что сила мышц в этом
возрасте лишь начинает приближаться к норме взрослого. Это ещё раз
обязывает преподавателя учитывать специфику юношеских голосов и не
требовать от певцов чрезмерных усилий.
Таковы особенности детских, подростковых и юношеских голосов в
их возрастной динамике.
2.4. Упражнения для развития вокально-технических навыков.
Упражнения для развития вокально-технических навыков
подразделяются на «до певческие» и, непосредственно вокальные.
«До певческие» упражнения направлены в основном на постановку
правильного певческого дыхания.
2.4.1. Дыхательные упражнения.
1) Надуй шарик. «Надувая шарик» широко развести руки в стороны и сделать
глубокий вдох, затем медленно сводить руки, соединяя ладони перед грудью
и выдувая воздух – «ссс». Для правильного вдоха рекомендуются сравнения:
«Вдохни так, чтобы воздух дошел до пояса», «вдохни глубоко, с
удовольствием, как будто нюхаешь душистый красивый цветок». Взяв
дыхание, не следует сразу выдыхать воздух. Необходима небольшая
задержка дыхания, затем очень экономный, продолжительный выдох.
Цель – развитие навыка продолжительного певческого дыхания.
2) Сдуй шарик.
Упражнение выполняется последовательно на буквы – с, ц, ч,
ш, щ, ф, х на одном дыхании.
Цель упражнения – тренировка диафрагмы и правильное распределение
дыхания.
Буквы произносятся коротко, обращаем внимание на движение воздуха из
живота.
С начинающими, дошкольниками автор работы делает на первом этапе
первую треть упражнения. После его усвоения подключаем вторую треть,
затем упражнение делается полностью. В этом упражнении, кроме уже
озвученных целей, есть элемент работы и над дикцией.
3) «Полёт ракеты на луну». Не мелодическое упражнение в форме игры,
способствующее «разогреву, тренировке» голосовых связок,
называемое «Полёт ракеты на луну». Упражнение выполняется стоя. Руки -
по швам. Медленно поднимать прямые руки вверх, одновременно с этим,
скользить голосом (глиссандо - на гласном звуке А) от лёгкой хрипотцы, с
самого низкого звука, который может воспроизвести учащийся своим
голосом, до самого высокого звука, до писка. «Замерев» на самом высоком
звуке («приземлившись на луне»), начать движение рук вниз с
одновременным скольжением голоса от писка до хрипотцы, и, закончить
упражнение («вернувшись на землю»). Делать это упражнение можно
несколько раз подряд. В это время происходит так называемая тренировка
голосовых связок по их максимально возможному диапазону, совершенно,
без какого-либо напряжения. Учащимся это упражнение предлагается в
качестве игры, они с удовольствием его выполняют.
4) «Большой маятник». Это упражнение из дыхательной гимнастики А.
Стрельниковой. Оно представляет собой чередование упражнений «Насос» и
«Обними плечи». На одном выдохе нужно обнять себя за плечи, на другом –
наклониться вперед. Выполнять «Большой маятник» можно как стоя, так и
сидя. «Насос». Чтобы выполнить данное упражнение, нужно встать ровно,
руки выпрямить параллельно туловищу. Затем опустив голову и округлив
спину, медленно склониться к полу под углом не более 90 градусов. В
конечной точке наклона нужно сделать быстрый вдох воздуха и вернуться в
исходное положение, до конца не выпрямляясь. «Обними плечи». Во время
выполнения этого упражнения нужно встать прямо, выпрямить спину, руки
согнуть в локтях и поднять их выше груди, как будто вы сидите за партой. Во
время вдоха нужно правой рукой обхватить левое плечо, а левой рукой –
правое плечо. Сделать это нужно так, чтобы локти сошлись в одной точке.
Это упражнение не нужно делать детям с сердечными заболеваниями.
Методические игровые приёмы «Сова» и «Кукушка» для активизации
дыхания и естественного формирования академической манеры
голосообразования.
5) Суть игрового приёма «Сова»: просьба к учащемуся изобразить голосом
звуки, издаваемые совой. Во время игры, с каждым новым разом
неоднократных воспроизведений звуков совы, предлагается придавать голосу
определённый характерный оттенок.
Слова учителя: «Сейчас, мы с тобой поиграем. Будем изображать голосом
звуки, издаваемые совой. Этим звукам надо будет придавать различные
характерные оттенки, которые расскажут о настроении «нашей»
воображаемой совы, о её действиях». К примеру, сова разговаривает, что-то
рассказывает; сова ругает кого-то; сова восхищается чем-то, сова удивляется
чему-либо; сова смеётся, хохочет; сова поёт мелодию и т.д.
В основу игрового приёма «Сова» берётся гласный звук «У». Этот гласный
звук «У» должен воспроизводиться как будто бы голосом взрослой совы –
округло, объёмно, активно, упруго. При изображении возгласов совы, в
зависимости от характера, гласный звук «У» должен воспроизводиться
иногда так широко, что на слух будет восприниматься как гласный звук «О»,
или как гласная «А» в академической манере пения, прикрыто, культурно и,
можно так сказать, благородно.
«Совиные звуки», исполняются, в основном, на стаккато и нон-легато – это
виды звуковедения, которые способствуют активизации дыхания.
Воспроизведение этих характерных возгласов воображаемой совы
предполагает использование разной атаки звука: придыхательной, твёрдой,
мягкой. Так же предполагается внесение в исполнение штрихов: глиссандо,
тенуто, и, можно разнообразить звуки «совы» динамическими оттенками.
«Поющая сова» - исполнение последовательности звуков разной высоты со
скачками и поступенно - это такое упражнение, где нужно применять,
чередуя, все виды звуковедения: стаккато, нон-легато и легато. При
исполнении «совиного» легато, обязательно сохранять объёмность,
упругость «голоса взрослой совы». Гласные звуки «У, О, А» должны
воспроизводиться прикрыто и округло. Подача дыхания, как и при
исполнении стаккато, должна быть активной и упругой.
6) Суть игрового приёма «Кукушка»: просьба к учащемуся изобразить
голосом кукушку, находящуюся далеко в лесу. Предварительно пояснить,
что согласный звук «К» чаще всего не прослушивается. Слышны, обычно,
только гласные «У-у». При выполнении этой игры-упражнения, надо
попытаться своим голосом выполнить эффект эха при воспроизведении
каждого звука «У». Воспроизведение звуков и слушание качества звучания
собственного голоса ведёт к развитию у учащихся самоконтроля,
способствует развитию вокального слуха, что также относится к вокально-
техническим навыкам.
С помощью игр «Сова» и «Кукушка» происходит активизация дыхания и,
ненавязчиво, естественно, формируется академическая манера
голосообразования. Игры в «Сову» и «Кукушку», желательно, выполнять и в
качестве домашнего задания.
Все вышеперечисленные упражнения не даются одномоментно, а
вводятся постепенно, одно взамен другого, в зависимости от поставленных
целей.
2.4.2. Артикуляционные упражнения.
Цель - активизировать артикуляционный аппарат.
Артикуляционная гимнастика:
- губы «дудочкой» поворачиваем по кругу по часовой, а затем против
часовой стрелки;
- щелкать языком;
- цокать языком.
Скороговорки:
1. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа – для губ;
2. Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон. Как в
капюшоне он смешон! – для основания языка, обращаем внимание на букву
«ю» в слове «капюшон»;
3. От топота копыт пыль по полю летит - для кончика языка;
4. У Сони и Сани в сетях сом с усами. Сом с усами в сетях у Сони и Сани –
Все скороговорки проговариваются по 3 раза на одном дыхании – это цель, к
которой мы стремимся с ребятами с самого первого урока.
Декламация.
Скакалка. Прыгайте через воображаемую скакалку, делая руками
соответствующие движения и сопровождайте прыжки таким текстом:
сО скакАлкой Я скачУ,
НАучИться ЯхочУ
ТАк владЕть дыхАньем, чтОбы
ЗвУк держАть онО моглО бы,
ГлУбокО, ртмИчно бЫло
ИменЯнепОдводИло.
Я скачУ без пЕредЫшки
И не чУвствуЮ одЫшки,
ГОлос звУчен. льЕтся рОвно,
И не прЫгаЮя слОвно.
РАз-два! РАз-два! РАз-два! РАз!.. ( раз-два – проговариваются как восьмые
МОжно прЫгать цЕлый чАс... длительности)
Кончил прыгать, вижу я:
Речь легко звучит моя.
В этом тексте 48 ударных слогов, которые совпадают с таким же
количеством прыжков. Избежать одышки поможет навык «сбрасывания»
дыхания. Не задерживайте дыхание! «Подлаивайте» ударные. Затем можно
произносить стихи без скандировки, естественно. Обязательно прочтите
после проделанного упражнения какое-нибудь лирическое стихотворение
Затем берите другой текст, произносите его уже не скандируя, прыгая со
скакалкой настоящей, а не воображаемой. Меняйте темп прыжков и речи.
Тренируйте голосовые навыки еще в ряде упражнении, целевая установка
которых та же - научиться "сбрасывать" не использованный в фонации
воздух, что вызывает рефлекторный вдох - пополнение легких воздухом без
видимых движений вдоха. Воздух сам "втекает" в легкие, потому что
плотность внешнего воздуха оказывается больше, чем воздуха в легких.
Контроль: наличие или отсутствие одышки. Координируя речь с
движениями, сохранять качественное звучание голоса. Не забывать о приеме
«подлаивания», обеспечивающим опору звука.
«Зарядка»
.
Все слова сопровождаем действиями. Цель – отсутствие одышки.
Чтобы голос был в порядке,
Проведу сейчас зарядку.
Влево — вправо поворот.
А теперь наоборот.
Приседаю, поднимаюсь.
Пригибаюсь, наклоняюсь,
Пол руками достаю,
Но свободно говорю!
А теперь прыжки на месте.
Прыгну хоть сто раз, хоть двести
И двумя ногами сразу,
И на левой, и на правой,
На одной и на другой -
Нет одышки никакой!
2.4.3. Вокальные упражнения
1) Упражнение «Машинка» для диафрагмального дыхания, ровности и
контроля выдоха. Звук «бр» - условно – как звук, воспроизводимый при
катании игрушечной машинки по полу.
Затем в том же диапазоне, но на октаву выше.
2) Для отработки осознанного выдоха «из живота», на «стоне». Буква «м»
помогает сформировать правильное представление о головном
резонировании.
3) Формирование высокой позиции звука, округлости гласной, острого
интонирования терцового тона, опорного дыхания. Вокальное упражнение,
направленное на приобретение навыка ощущения «маски», на приобретение
высокой певческой позиции.
Это упражнение состоит всего из трёх соседних нот, интервалы между
которыми равны одному тону, к примеру, МИ – РЕ – ДО. Упражнение нужно
сначала петь закрытым звуком (мычать) в медленном темпе, плавно скользя
голосом с ноты МИ на РЕ, с РЕ на ноту ДО. Затем можно петь на слоги.
Звук (мычание) направлять, как бы «выдувать» в переносицу и ощущать его
в области лба, в области «театральной маски». При этом мысленно
представлять то, что каждый последующий звук будет исполняться не ниже,
а, наоборот, на ступень выше, т. е. нужно петь с чувством постоянного
стремления, тяготения звука вверх, даже в то время, когда звук длительное
время удерживается на одной ноте. Это развивает навык «удерживания»
высокой певческой позиции. Есть ещё один плюс данного упражнения,
заключённого в том, что постоянное мысленное стремление к ноте, которая
выше исполняемого звука на тон (или на полтона, например, в вокальных
произведениях), способствует развитию у учащегося навыка чистого
интонирования. Исполнять упражнение многократно, начиная каждый
очередной раз на полтона выше. Доведя пение упражнения до высоких нот,
продолжать, спускаясь также по полутонам, насколько позволит диапазон
учащегося, до самых низких звуков.
Работу над этим упражнением можно, даже желательнее, начинать сразу с
верхнего регистра, с верхних звуков, поскольку на них «легче» ощутить
область «маски».
4) Данное упражнение также используем для формирования высокой
позиции звука на среднем этапе обучения. Гласная «и» хорошо смыкает
связки, гласная «о» округляет звук.
5) «Упражнение для одного звука». В старших и средних классах усилия
учащихся направляются на приобретение тембра, на поиск и использование
резонаторов звука. Для этого применяется «Упражнение для одного звука» -
методический приём, когда работа ведётся всего лишь на одной ноте - пение
на одной ноте звуков «Ммм-ууу-ооо-ааа…».
При пении какого-либо упражнения, дойдя до верхних нот, чаще всего до нот
МИ, ФА, ФА-диез второй октавы, надо остановить внимание учащегося на
качестве звучания его голоса, который в это время, чаще всего, звучит тускло
и плоско. Начать пение одной из этих «некрасивых» нот снова, но только
закрытым звуком таким образом, чтобы ощутить пронизывающий звон в
голове и, в данный момент представить, что внутри головы пещера, и, в ней
разносится эхо от любого звука своего собственного голоса (позже
сообщается, что это головной резонатор). После этого следует попросить
учащегося постепенно опускать, оттягивать нижнюю челюсть книзу, что
повлечёт естественное раскрытие губ. Звук будет звучать уже как гласная
«У». Всё ниже оттягиваемая нижняя челюсть ещё больше приоткроет звук и,
уже будет слышна (воспроизведена) гласная «О», переходящая в более
широкую гласную «А». То есть гласная «У» плавно «перетечёт», как бы
«превратится» в более широкие гласные. Следует напоминать о «пещере» и о
«раздающимся» в ней эхе собственного голоса при воспроизведении любого
звука. Необходимо требовать от учащегося, чтобы он непрестанно сохранял
первоначальную позицию закрытого «звенящего» звука. Важность этого в
том, что учащийся должен будет всё время держать в памяти звучание того
закрытого звука, той одной ноты, которая была взята за основу упражнения в
начале. Тем самым учащийся сохранит при пении высокую певческую
позицию, поднятое нёбо, особенно, при «переходе» на гласные, а так же
закрепит чувство головного резонатора, и, практически ощутит собственный
резонирующий звук.
При пении гласных этого упражнения «У-О- А», также следует ещё одна
просьба к учащемуся: представить себе «пещеру» и в области груди, куда
также направляются, «льются» гласные звуки и там обретают своё эхо
(грудной резонатор). Учащиеся, при работе над этим упражнением, должны
прочувствовать и запомнить то, как звучит их голос, попадая одновременно в
головной и грудной резонаторы, должны закрепить в мышечной памяти то,
как при этом звук приобретает звонкость, яркость, «полётность» и, вместе с
тем, объём. Работая над этим упражнением по поиску и использованию
резонаторов звука, обязательно и настоятельно просить ученика петь гласные
звуки с поднятым нёбо, в высокой певческой позиции и на ощущении зевка
так, чтобы услышать всю полноту, весь объём, все краски своего голоса,
собственно, найти свой тембр.
В помощь по приобретению тембра можно использовать ещё один приём -
приём сравнения с надувающимся предметом. При пении какого либо
гласного звука, полость рта и глотки сравнить с воздушным шаром, который
«надуваем звуком» так, как если бы надували обычный воздушный шарик
обычным воздухом, постепенно и равномерно расширяя «стеночки» шарика
(а у человека – «стеночки-мышцы» всей полости рта) во все стороны. Этот
приём тоже помогает добиться объёма голоса, способствует обретению
тембра и «окультуриванию» звука.
На формирование данных навыков большое влияние оказывает
анатомия строения голосового аппарата и отношение ученика к обучению –
способности, желание, интерес, настойчивость и работоспособность.
Любые движения, в том числе и движения голосового аппарата,
анализируются и синтезируются корой головного мозга. Головной мозг
управляет голосовым аппаратом с помощью нервных импульсов. Нервные
импульсы корректируют мышечные движения голосового аппарата. То есть,
формирование вокально-технических навыков имеет физиологическую
основу и во многом зависит от нервной системы и ее деятельности, от
развития взаимосвязей между слуховыми и мышечными ощущениями
голосового аппарата.
5) Упражнение на приобретение полноты звукового объёма и красоты
певческого голоса - тембра.
При работе над каким-либо вокальным упражнением можно воспользоваться
довольно эффективным приёмом вокальной работы по приобретению
полноты звукового объёма и красоты звучания голоса - тембра. Методика
работы над этим приёмом заключается в следующем: при пении упражнения,
на одном из звуков, где учащийся чувствует свободу, т.е. не испытывает ни
малейшего напряжения в мышцах, участвующих в звукоизвлечении, следует
длительная остановка. То есть, последующая работа ведётся на одной ноте.
Этот звук можно непрерывно удерживать в течение нескольких минут.
Дыхание, точнее вдох, при этом «добирается» произвольно, по мере его
расходования. Для этого приёма работы заострять внимание на дыхании не
требуется, поскольку оно и без того явно активизируется.
Исполняя этот долго звучащий звук, учащийся ведёт поиск красоты и
полноты звучания голоса, концентрируя своё внимание то на удержании
высокой певческой позиции, то на артикуляции гласного звука, то на
направлении звука в головной и грудной резонаторы. И, слушая себя, свой
голос, переключая своё внимание с одного критерия звучания голоса на
другой, неоднократно возвращаясь от одного к другому в различной
последовательности, не прерывая пения паузами для вдоха (дыхание
«добирается» быстро, коротко, незаметно), контролирует звучание голоса,
добиваясь объёма, красоты и культуры звука. Далее, когда уже найдены все
«краски» и объём звука, когда голос уже зазвучал ярко, звонко и свободно,
приобретя свой тембр, можно продолжить работу над этим приёмом в виде
игры, предложив учащемуся исполнять этот долгий звук, подчиняясь
дирижёрским жестам преподавателя. Преподаватель жестами вносит в
исполнение динамическую нюансировку: крещендо и диминуэндо.
Добившись желаемого звучания голоса на одном звуке, учащемуся
необходимо закрепить найденные при работе над этим приёмом мышечные
ощущения и слуховое восприятие собственного пения. Приобретённый
таким образом навык «полнозвучного голоса» учащийся перенесёт затем на
исполнение всех вокальных упражнений и произведений.
6) Выравнивание гласных – это пение вокальной партии произведения только
на гласных звуках, без произношения согласных (по фразам, по
предложениям и полностью). К примеру, первая фраза романса А. Варламова
«Белеет парус одинокий»: «Бе-ле-ет па-рус о-ди-но-кий» петь гласными «Е-
Е-Е-А-У-О-И-О-ИЙ», думая о согласных в этих словах, но, не произнося их
(согласные произносятся мысленно). Концентрировать внимание на плавном
«перетекании» звука от одной гласной к последующей. Петь легато в нужном
ритме и темпе. Петь со стремлением к кульминации в этой фразе, т.е. к
началу слова «парус», к слогу «па». Точнее, к гласной «А» выполнить
крещендо.
Такая работа, когда, сосредоточиваясь не на словах, а именно на
голосе и звуке, позволяет учащимся добиться кантилены, плавно текущего
звука (на протяжении целой фразы, предложения, периода), хорошей
артикуляции, правильного оформления гласных. Определение кульминаций
внутри фраз и стремление к ним требует выполнения динамических
оттенков. Пение приёмом выравнивания гласных ведёт к лучшему результату
достижения красивого, правильного звуковедения с динамичным развитием
мелодии.
Когда мелодический отрезок уже отработан данным способом,
нужно спеть его с включением согласных, т.е. со словами, и удерживать
внимание на том, что петь надо, так же как и при выравнивании гласных, т.е.
сохранять оформление гласных звуков, их связность и динамическое
развитие. Согласные при этом обязательно произносить коротко и отчётливо.
Таким же образом можно работать и над видами звуковедения нон-легато,
стаккато, маркато.
При пении любых упражнений следует думать и о последнем,
завершающем звуке мелодии, который должен быть допетым, а не
брошенным без внимания. Это поспособствует удержанию опоры голоса,
удержанию дыхания и не позволит звуку «сползать» позиционно. Так же, в
процессе всех занятий с учащимся, необходимо постоянно добиваться
красивого полного звучания голоса на опоре, следить за правильным
певческим дыханием, за свободой голосового аппарата, за высокой певческой
позицией и за направлением звука в резонаторы, стремиться к обретению
тембра, т.е. одновременно и непрерывно совершенствовать все вокально-
технические навыки.
В заключение, к вышеизложенным формам, методам и приёмам
можно добавить ещё одну рекомендацию по работе над вокально-
техническими навыками учащихся - это включение в работу вокальных
упражнений на развитие подвижности и гибкости голоса учащихся.
Как правило, в таких вокальных упражнениях присутствуют широкие
интервалы между звуками мелодии, скачки, сложные ритмические рисунки;
чередуются различные способы звуковедения, имеются динамические
нюансы и предполагаются быстрые темпы исполнения. Такая работа над
упражнениями, сложными в техническом плане, будет направлена на
закрепление уже приобретённых вокально-технических навыков, и на
дальнейшее развитие и усовершенствование вокальных качеств голоса и его
возможностей, а также, поспособствует появлению большего интереса у
учащихся к приобретению вокального мастерства, к профессиональному
росту.
Как мы знаем, у детей – начинающих исполнителей – развито
непроизвольное внимание – они часто отвлекаются и занимаются тем, что им
интересно. Выработать же произвольное внимание – задача преподавателя.
Развивать внимание нужно постоянно, последовательно приучать учеников
быть внимательными при выполнении небольшого и конкретного задания.
Внимание более активно утром, после ночного сна и отдыха. Есть выражение
«Лучший отдых – смена вида деятельности». Это выражение нужно взять на
вооружение и в процессе обучения применять различные формы работы,
чтобы переключать внимание.
Занимаясь вокалом, приходится запоминать большое количество текстов. В
основе запоминания лежит повторение. Но нужно избегать неосознанного
повторения. При выучивании текстов следует подключить логику и
образность. И тогда мы выработаем хорошую память, а именно, будем
быстро запоминать, долго сохранять и точно воспроизводить выученный
материал. В процессе занятий музыкой, в частности вокалом, развивается
зрительная, слуховая, логическая, музыкальная память.
В работе вокалиста большое значение играет эмоциональное состояние. В
удрученном состоянии не может быть качественной работы – и память, и
мышление отказываются работать в этом состоянии. И поэтому на занятиях
должна царить атмосфера доброжелательности и оптимизма.
3.
Заключение
Тема развития вокально-технических навыков не может быть
полностью раскрыта в рамках данной работы из-за ее огромности,
необъятности, всеобъемленности, большого количества наработанного за
долгие годы работы материала. Но некоторые выводы из данной работы все
же озвучу.
Ведя кропотливую работу по приобретению и закреплению
вокально-технических навыков, преподавателю необходимо давать ученикам
посильные задания и определять конкретную задачу, которую должен
выполнить ученик.
Для выработки вокально-технических навыков важно понимание
предпринимаемых действий и осознанное отношение к учебному процессу.
А для положительного результата важно стремление, воля и желание
познавать новое. И все это – труд, без которого не может быть творчества.
Вокальное же творчество предполагает необходимость овладения вокально-
техническими навыками и применение их на практике. Но, даже овладев
этими навыками, у каждого исполнителя будет свой результат, потому что
большое значение имеют природные данные и особенности деятельности
нервной системы, которые характеризуют такое понятие, как «талант» — то
есть комплекс развитых способностей, без которых невозможна творческая
деятельность.
Процесс формирования певческих навыков не происходит
стихийно, он подчиняется общим закономерностям. Вокальные навыки не
могут быть до конца автоматизированными, так как управляются сознанием.
Основное условие правильной постановки вокального воспитания
— подготовленность руководителя для занятий с учащимися. Идеальным
вариантом становится тот случай, когда педагог обладает красивым голосом.
Тогда вся работа строится на показах, проводимых самим руководителем. Но
и другие формы работы позволяют успешно решать вопросы вокального
воспитания. В таких случаях педагог часто использует показ с помощью
детей. Путем сравнения выбираются лучшие образцы для показа.
Пению, как любому искусству, необходимо учиться, учиться
терпеливо и настойчиво. Многолетней практикой доказано, что пение в
детском возрасте не только не вредно, но и полезно. Речь идет о пении,
правильном в вокальном отношении, что возможно при соблюдении знаний
гигиены голоса. Пение также способствует развитию голосовых связок,
дыхательного и артикуляционного аппаратов. Таким образом, пение
укрепляет здоровье детей.
5. Список использованной литературы
1.
Алиев Ю. Б. Настольная книга учителя-музыканта. - М.: Просвещение,
2000.- 235 с.
2.
Апраксина О. А. Музыкально воспитание в школе. Вып.12. - М., 1977. - 304
3.
Апраксина О. А., Орлова Н. Д. Выявление неверно поющих детей и методы
занятий с ними // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 1 – М.: Музыка,
1961. С. 17.
4.
Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. - М., Музыка, 1982. -
5.
Баранов Б.В. Курс хороведения. - М, 1991. 267 с.
6.
Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. П., Музыка, 2000. 378
7.
Венгрус Л.А. Пение и «фундамент музыкальности». Великий Новгород,
2000.
8.
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского А.В. - М.:
Просвещение, 1973. - С. 66-97.
9.
Гладкая С. О формировании 14.М., 1989. 187 с.
10.
Детский голос. / Под ред. В.Н. Шацкой. М.: Педагогика, 1970. 336 с.
11.
Дмитриев Л.Б.
Основы вокальной методики. Музыка, 1968г.
12.
Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания
в школе. М.: Просвещение, 1989. 367 с.
13.
Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого
голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки.
Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1991. 165 с.
14.
Заринская М. От детского хора до народного коллектива // Могучее
средство воспитания. Сост. П. П. Левандо: Музыка. – Ленинград, 1978.
15.
Кудряшова О.А. Формирование личности ребенка в процессе обучения
учреждении дополнительного образования детей. Научная конференция /2014 /
Саратовская область.
16.
Малышева Н.М. О пении.- М.: Сов. Композитор, 1988. - 134с.
17.
Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению.- М.: Просвещение,
1987.
18.
Михальков Н. Песня начинается здесь. М., 2007.
19.
Менабени А. Вокальные упражнения в работе с детьми // Музыкальное
воспитание в школе. Вып. 13: Сборник статей / Сост. О. Апраксина. – М.:
Музыка, 1978.
20.
Огороднов Д.Е. Методика комплексного музыкально-певческого
воспитания и программа как Методика воспитания вокально-речевой и
эмоционально-двигательной культуры человека, Методическое пособие, - М.,
1994
21.
Орлова Н.Д. Развитие голоса девочек.(О возрастных изменениях). - М.:
Издательство АПН РСФСР, 1960.
22.
Попков Н. Постановка голоса. Москва – РАМ им. Гнесиных, 2007.
23.
Роганова И.В. Работа с младшим хором/Методическое пособие.
Композитор. С-П. 2014
24.
Томсинская Э. Некоторые вопросы охраны здоровья участников детских
хоров // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 6. – М., 1967. С. 29-30.
25. Урбанович Г. Певческий голос учителя музыки // Музыкальное воспитание
в школе. Сборник статей. Сост. О. Апраксина. Вып. 12. – М.: Музыка, 1977.
26.Формирование певческих навыков на уроках музыки в начальных классах. /
Музыкальное воспитание в школе. С. О. Гладкая. Выпуск 14,1988. 13. 21.
27.Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального
воспитания: Учеб. Пособие. – М.: Музыка, 1989. – 175 с.