Автор: Дмитриева Любовь Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ д. Перёдки
Населённый пункт: Боровичского района Новгородской области
Наименование материала: учебная программа
Тема: Рабочая программа по предмету литературное чтение для 2 класса
Раздел: начальное образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа д.Перёдки»
Рабочая программа
по предмету литературное чтение
для 2 класса
на 2022/2023 учебный год
Составитель программы:
Дмитриева Любовь Николаевна
Высшая квалификационная категория
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса разработана на основе авторской программы Л. Ф.
Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение»,
Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России.
«Литературное чтение» — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует обще-
учебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и
способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Курс «Литературное чтение» (авт. Л. Ф. Климановой и др.) направлен на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования
младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с
разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и
приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении
художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное
произведение;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование
нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к
отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
«Литературное чтение» как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не
только
обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и
эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию
личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на
моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения
культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой
деятельности. Учащиеся овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся
ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются
умения составлять диалог, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей,
работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить
информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику
осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего
самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и
приёмами работы с текстом, понимает прочитанные и прослушанные произведения, знает книги, умеет их
самостоятельно выбрать и оценить.
Курс «Литературное чтение» пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений, работа с
которыми не ограничивается рассмотрением сюжетно-информационной стороны текста. Внимание начинающего
читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и
окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать
красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Курс «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего
школьника к успешному обучению в средней школе.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
«Литературное чтение» (авт. Л. Ф. Климановой и др.) как систематический курс начинается с 1 класса сразу после
обучения грамоте.
Основными задачами курса являются:
-
развивать
у
учащихся
способность
воспринимать
художественное
произведение,
сопереживать
героям,
эмоционально
откликаться на прочитанное;
- учить школьников чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства
языка, развивать образное мышление;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и
воссоздающее воображение учащихся и особенно ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать
художественный вкус;
- формировать нравственные представления, суждения и оценки через анализ произведения, осмысление мотивов
поступков героев, идентификацию себя с героями литературных произведений;
- обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
-формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к чтению художественной литературы;
- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к самостоятельному литературному
творчеству;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений,
формировать читательскую самостоятельность;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике,
обогащать
нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
- обеспечивать развитие речи школьников, формировать навык чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов, в том числе научно-познавательным.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных
стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других
стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки,
стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Изучая материал раздела, учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги
пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, Родине. В
процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, который формирует у
школьников читательскую самостоятельность.
Программа курса предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и
формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской
деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на
формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков.
Навык чтения. На протяжении четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт
освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами);
далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения, увеличивается скорость чтения
(беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся
постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и
интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное,
ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого чтения ведётся целенаправленная работа по развитию навыка
осознанного чтения, умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают
приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению.
Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого
высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения.
Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения.
Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных
(фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на
авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный
словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного
произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного
чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают
художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием
текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части,
озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации
текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные
представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах
литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка,
пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного
искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и
музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина).
Сравнивая
художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные
интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и
осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и
чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям
почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и
выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя,
составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают
духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут
учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности.
При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и
активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать
словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие
литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся
выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации,
выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют
стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений
словесного искусства.
ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА, КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс «Литературное чтение» во 2 классе рассчитан на 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели)
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА
«Литературное чтение» как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не
только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с высоконравственными художественными
произведениями, которые способствуют духовно-нравственному воспитанию и
развитию учащихся начальных классов.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего
народа и народов других стран, способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и
общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается совершенствование техники чтения, дети начинают осмысленно
воспринимать текст. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над базовыми ценностями: добром,
справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения. Система
духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока. литературного чтения, формирует
личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, Родине.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО:
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и
демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии
природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта
слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения
терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации в школе к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование
личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных
нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, возможность сравнивать поступки героев литературных
произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям,
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её
осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно
действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и
интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения
речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной
формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа,
синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей,
построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою,
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) формирование умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, определение общей
цели и
путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи
нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях,
окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности;
выработка потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого
развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-
познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно
воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и
обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для
понимания
и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и
определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить
средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и
художественных
произведений.
На
практическом
уровне
овладеть
некоторыми
видами
письменной
речи
(повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание —
характеристика героев; умение написать отзыв на прочитанное произведение);
8)
развитие
художественно-творческих
способностей,
умение
создавать
собственный
текст
на
основе
художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, личного опыта.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Тема
Всего часов
1.
Самое великое чудо на свете
1
2.
Устное народное творчество
15
3.
Люблю природу русскую. Осень
8
4.
Русские писатели
14
5.
О братьях наших меньших
12
6.
Из детских журналов
9
7.
Люблю природу русскую. Зима
9
8.
Писатели – детям
17
9.
Я и мои друзья
10
10.
Люблю природу русскую. Весна
9
11.
И в шутку и всерьез
14
12.
Литература зарубежных стран
14
ИТОГО:
136
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч)
Самое великое чудо на свете (4 ч)
Читателю. Р. Сеф.
Устное народное творчество (15 ч)
Русские народные песни, потешки и прибаутки, считалки, небылицы и перевертыши, загадки, пословицы и поговорки.
Сказки о животных, бытовые и волшебные («Сказка по лесу идет...» Ю. Мориц, «Петушок и бобовое зернышко», «У
страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди»).
Люблю природу русскую. Осень (8 ч)
Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», К. Бальмонт. «Поспевает брусника», А. Плещеев. «Осень наступила...»,
А. Фет. «Ласточки пропали...», А. Толстой. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...», С. Есенин. «Закружилась
листва золотая...», В. Брюсов. «Сухие листья», И. Токмакова. «Опустел скворечник...», В. Берестов. «Хитрые грибы»,
«Грибы» (из энциклопедии), М. Пришвин. «Осеннее утро».
Русские писатели (14 ч)
А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...», «Вот север тучи нагоняя», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...», «Сказка о
рыбаке и рыбке».
И. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей».
Л. Толстой. «Старый дед и внучек».
О братьях наших меньших (12 ч)
Б. Заходер. «Плачет киска в коридоре...», И. Пивоварова. «Жила-была собака...», В. Берестов. «Кошкин дом», М.
Пришвин. «Ребята и утята», Е. Чарушин. «Страшный рассказ», Б. Житков. «Храбрый утенок».
Из детских журналов (9 ч)
Д. Хармс. «Игра», «Вы знаете?..»; Д. Хармс, С. Маршак. «Веселые чижи»; Д. Хармс. «Что это было?»; Н. Гернет, Д.
Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»; Ю. Владимиров. «Чудаки»; А. Введенский. «Ученый Петя».
Люблю природу русскую. Зима (9 ч)
И. Бунин. «Зимним холодом...», К. Бальмонт. «Светло-пушистая...», Я. Аким. «Утром кот...», Ф. Тютчев. «Чародейкою
Зимою...», С. Есенин. «Поет зима – аукает...», «Береза».
Писатели – детям (17 ч)
Произведения о детях, о природе, написанные К. И. Чуковским («Путаница», «Радость»), С. Я. Маршаком («Кот и
лодыри»), С. В. Михалковым («Мой секрет», «Сила воли». «Мой щенок»), А. Л. Барто («Веревочка», «Мы не
заметили жука...», «В школу», «Вовка – добрая душа»), Н. Н. Носовым («Затейники», «Живая шляпа»).
Я и мои друзья (10 ч)
В. Берестов. «За игрой», Э. Мошковская. «Я ушел в свою обиду...», В. Берестов. «Гляжу с высоты...», В. Лунин. «Я и
Вовка», Н. Булгаков. «Анна, не грусти!», Ю. Ермолаев. «Два пирожных», В. Осеева. «Хорошее».
Люблю природу русскую. Весна (9 ч)
Ф. Тютчев. «Зима недаром злится», «Весенние воды»; А. Плещеев. «Весна», «Сельская песенка»; А. Блок. «На лугу»;
С. Маршак. «Снег теперь уже не тот»; И. Бунин. «Матери»; А. Плещеев. «В бурю»; Е. Благинина. «Посидим в
тишине»; Э. Мошковская. «Я маму мою обидел».
И в шутку и всерьез (14 ч)
Б. Заходер. «Товарищам детям», «Что красивей всего?», «Песенки Винни Пуха»; Э. Успенский. «Чебурашка», «Если
был бы я девчонкой...», «Над нашей квартирой», «Память»; В. Берестов. «Знакомый», «Путешественники»,
«Кисточка»; И. Токмакова. «Плим», «В чудной стране»; Г. Остер. «Будем знакомы».
Литература зарубежных стран (14 ч)
Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков («Бульдог по кличке
Дог», «Перчатки», «Храбрецы», «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети»). Сказки Ш. Перро («Кот в сапогах»,
«Красная Шапочка»), Г. X. Андерсена («Принцесса на горошине»), Э. Хогарт («Мафин и паук»).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.
Ф. Климанова, В.Г. Горецкий Литературное чтение. Учебник 2 кл. Москва « Просвещение» 2013 год
2.
Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы.
Авторы Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина Издательство «Просвещение», 2014 год
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПДАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
2 класс (136 ч)
№
п/п
Тема урока
Кол-
во
часов
Характеристика
деятельности
учащихся
Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч)
1.
Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных
обозначений. Содержание учебника. Словарь.
1
Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.
Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с
содержанием текста в учебнике.
Знать и применять систему условных обозначений при
выполнении заданий.
Находить нужную главу и нужное произведение в
содержании учебника.
Предполагать на основе названия содержание главы.
Пользоваться словарём в конце учебника
Самое великое чудо на свете (4 ч)
2.
Знакомство с разделом «Самое великое чудо на свете». Прогнозирование
содержания раздела. Выставка книг по теме. Книги, прочитанные летом.
Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя, талант
читателя.
1
Прогнозировать содержание раздела.
Планировать работу с произведением на уроке.
Представлять выставку книг, прочитанных летом.
Представлять любимую книгу и любимых героев.
Ориентироваться в пространстве школьной библиотеки.
Находить нужную и интересную книгу по тематическому
каталогу в библиотеке. Рассказывать о прочитанной книге
по плану, разработанному коллективно.
Составлять список прочитанных книг.
Составлять рекомендательный список по темам (например, о
книге). Участвовать в коллективном проекте «О чём может
рассказать школьная библиотека».
Находить нужную информацию о библиотеке в различных
источниках информации.
Готовить выступление на заданную тему.
Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.
Размышлять над прочитанным.
Находить информацию о старинных книгах из учебника.
Подготовить сообщение о старинных книгах для
одноклассников и учеников 1 класса.
Обсуждать в паре и группе высказывания великих людей о
книге и чтении.
Сравнивать высказывания великих людей о книге и чтении:
находить сходство и различия
3.
Проект «О чём может рассказать школьная библиотека». Старинные и
современные книги. Сравнение книг. Подготовка сообщения на темы
«Старинные книги Древней Руси», «О чём
может рассказать старинная
книга».
1
4.
Высказывание о книгах К. Ушинского, М. Горького, Л. Толстого.
Классификация высказываний. Напутствие читателю Р. Сефа.
Выразительное чтение напутствия.
1
5.
Поиск необходимой книги в библиотеке. Подготовка сообщения о книге-
справочнике, научно-познавательной книге.
1
Устное народное творчество (15 ч)
6.
Знакомство с разделом «Самое великое чудо на свете». Прогнозирование
содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по
освоению содержания раздела.
1
Прогнозировать содержание раздела.
Планировать работу с произведением в соответствии с
условными обозначениями видов деятельности.
Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.
Читать, выражая настроение произведения.
Читать с выражением, опираясь на ритм произведения.
Объяснять смысл пословиц.
Соотносить пословицы с содержанием книг и жизненным
7.
Малые и большие жанры устного народного творчества. Пословицы и
поговорки. Пословицы русского народа. В. Даль — собиратель пословиц
русского народа. Сочинение по пословице.
1
8.
Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях.
Рифма. Выразительное чтение русских песен.
1
9.
Потешки и прибаутки — малые жанры устного народного творчества.
Отличие прибаутки от потешки. Слово как средство создания образа.
1
10.
Считалки и небылицы — малые жанры устного народного творчества.
Ритм — основа считалки. Сравнение считалки и небылицы.
1
11.
Загадки — малые жанры устного народного творчества. Распределение
загадок по тематическим группам
1
12.
Сказки. Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».
Соотнесение смысла пословицы со сказочным текстом.
1
13.
Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко». Рассказывание
сказки по рисункам.
1
14.
Русская народная сказка «У страха глаза велики». Использование приёма
звукописи при создании кумулятивной сказки.
1
15.
Русская народная сказка «Лиса и тетерев». Герои сказок. Характеристика
героев сказки на основе представленных качеств характера.
1
16.
Русская народная сказка «Лиса и журавль». Герои сказок.
Характеристика героев сказки на основе представленных качеств
характера.
1
17.
Русская народная сказка «Каша из топора». Рассказывание сказки по
плану.
1
18.
Русская народная сказка «Гусилебеди». Герои сказок. Характеристика
героев сказки на основе представленных качеств характера.
1
19.
Русская народная сказка «Гусилебеди». Соотнесение смысла пословицы
со сказочным текстом. Рассказывание сказки по плану.
1
20.
Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество» Оценка
достижений
1
Люблю природу русскую. Осень (8 ч)
21.
Знакомство с разделом «Люблю природу русскую. Осень».
Прогнозирование содержания раздела.
Картины осенней природы.
1
Прогнозировать содержание раздела.
Читать стихотворения, передавая с помощью интонации
настроение поэта, сравнивать стихи разных поэтов на одну
тему, выбирать понравившиеся, объяснять свой выбор.
Различать стихотворный и прозаический тексты. Сравнивать
их.
Сравнивать художественный и научно- познавательный
тексты.
Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.
Объяснять интересные выражения в лирическом тексте.
Придумывать собственные сравнения.
Слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте,
сравнивать звуки, описанные в художественном тексте, с
музыкальным произведением, подбирать музыкальное со-
провождение к стихотворному тексту.
Представлять картины осенней природы.
Составлять палитру прочитанного стихотворения с
помощью красок.
Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста.
Находить средства художественной выразительности,
подбирать свои слова; создавать с помощью слова
собственные картины.
Оценивать свой ответ.
Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении.
Контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно
оценивать свои достижения
22.
Осенние загадки. Образ осени в загадках. Соотнесение загадки и
отгадки.
1
23.
Лирические стихотворения.
Ф. Тютчев «Есть в осени
первоначальной…», К. Бальмонт «Поспевает брусника…» Интонация
стихотворения. Осенние картины природы. Выразительное чтение
стихотворений.
1
24.
Лирическое стихотворение А. Плещеева « Осень наступила…»
Средства художественной выразительности.
1
25.
Лирическое стихотворение А Фета «Ласточки пропали…».
Приём
звукописи как средство выразительности
1
26.
Лирические стихотворения. А. Толстой «Осень…».С. Есенин
«Закружилась листва золотая…».И. Токмакова «Опустел скворечник».
Сравнение. Выразительное чтение стихотворений.
1
27.
В. Берестов «Хитрые грибы».
Сравнение художественного и научно-
популярного текстов.
1
28.
М. Пришвин «Осеннее утро» И. Бунин «Сегодня так светло кругом…»
Сравнение лирического поэтического и прозаического текстов. Оценка
достижений
1
Русские писатели (14 ч)
29.
Знакомство с разделом «Русские писатели». Прогнозирование
1
Прогнозировать содержание раздела.
содержания раздела.
Читать произведения вслух с постепенным переходом на
чтение про себя, называть волшебные события и предметы в
сказках.
Сравнивать авторские и народные произведения.
Отличать басню от стихотворения и рассказа.
Знать особенности басенного текста.
Соотносить смысл пословицы со смыслом басни.
Характеризовать героев басни с опорой на текст.
Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.
Определять в тексте красочные яркие определения
(эпитеты).
Придумывать свои собственные эпитеты, создавать на их
основе собственные небольшие тексты-описания, тексты-
повествования.
Находить авторские сравнения и подбирать свои сравнения.
Составлять устно текст-описание героя и текст-рассуждение
(при сравнении героев) по сказке.
Определять действия, которые помогают представить
неживые предметы как живые.
Объяснять интересные словесные выражения в лирическом
тексте.
Слушать звуки, переданные в лирическом тексте.
Представлять картины природы.
Воспринимать на слух художественные произведения.
Соотносить смысл пословицы со смыслом прозаического
текста.
Пересказывать текст подробно, выборочно.
Характеризовать героев рассказа и сказки на основе анализа
их поступков, авторского отношения к ним, собственных
впечатлений о герое.
Оценивать свой ответ.
Планировать возможный вариант исправления допущенных
ошибок.
30.
А. Пушкин — великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и
Людмила». Сказочные чудеса.
1
31.
А. Пушкин. Лирические стихотворения. Картины природы. Настроение
стихотворения.
1
32.
А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и
народной сказки.
1
33.
А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Картины моря в сказке.
1
34.
А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Характеристика героев
произведения.
1
35.
И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука».
Нравственный смысл басен И.
Крылова. Структура басни, модель басни
1
36.
И. Крылов «Стрекоза и Муравей». Герой басенного текста.
Характеристика героев басни.
Соотнесение смысла басни со смыслом
пословицы.
1
37.
Л. Толстой «Старый дед и внучек». Нравственный смысл басен.
Соотнесение смысла басни с пословицей.
1
38.
Л. Толстой «Филиппок». Герои произведений. Характеристика героев на
основе анализа их поступков.
1
39.
Л.Толстой «Филиппок». Подробный пересказ.
1
40.
Л.Толстой «Правда всего дороже». Герои произведений. Характеристика
1
героев на основе анализа их поступков.
41.
Л.Толстой «Котёнок». Герои произведений. Характеристика героев на
основе анализа их поступков. Подробный пересказ.
1
42.
Обобщающий урок по теме «Русские писатели». Оценка достижений
1
О братьях наших меньших (12 ч)
43.
Знакомство с разделом «О братьях наших меньших». Прогнозирование
содержания раздела.
1
Прогнозировать содержание раздела.
Планировать работу с произведением, выбирать виды
деятельности на уроке.
Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.
Воспринимать на слух прочитанное.
Сравнивать художественный и научно-познавательный
тексты.
Сравнивать сказки и рассказы о животных.
Определять последовательность событий. Составлять план.
Пересказывать подробно по плану произведение.
Видеть красоту природы, изображённую в художественных
произведениях.
Определять героев произведения, характеризовать их,
выражать своё собственное отношение к героям, давать
нравственную оценку поступкам.
Оценивать свой ответ.
Планировать возможный вариант исправления допущенных
ошибок.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои
достижения на основе диагностической работы,
представленной в учебнике.
Выбирать книги по темам и по авторам.
44.
Научно-популярный текст Н. Сладкова «Они и мы»
1
45.
А. Шибаев «Кто кем станет» Заголовок стихотворения.
1
46.
Б. Заходер «Плачет киска в коридоре…». Настроение стихотворения.
1
47.
И. Пивоварова «Жила-была собака…». Приёмы сказочного текста в
стихотворении.
1
48.
В. Берестов «Кошкин щенок». Герои рассказа. Герой стихотворения.
Характер героев. Рифма.
1
49.
М. Пришвин «Ребята и утята». Герои рассказа. Нравственный смысл
поступка
1
50.
Е. Чарушин «Страшный рассказ». Характеристика героев.
1
51.
Б. Житков «Храбрый утёнок». Характеристика героев.
1
52.
В. Бианки "Музыкант" Выборочный пересказ.
1
53.
В. Бианки «Сова». Выборочный пересказ.
1
54.
Обобщение и оценка достижений по разделу «О братьях наших
меньших».
1
Из детских журналов (9 ч)
55.
Знакомство с разделом «Из детских журналов». Прогнозирование
содержания раздела.
1
Прогнозировать содержание раздела.
Планировать работу на уроке.
Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с
необычными вопросами из детских журналов.
Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной
мыслью.
Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.
Воспринимать на слух прочитанное.
Отличать журнал от книги.
Ориентироваться в журнале.
Находить интересные и нужные статьи в журнале.
Находить нужную информацию по заданной теме.
Участвовать в работе пары и группы.
Участвовать в проекте «Мой любимый детский журнал»,
распределять роли, находить и обрабатывать информацию в
соответствии с заявленной темой.
Создавать собственный журнал, придумывать его
оформление.
Придумывать необычные вопросы для детского журнала и
ответы к ним.
56.
Придумывание своих вопросов по содержанию, сравнение их с
необычными вопросами из детских журналов.
1
57.
Произведения из детских журналов. Д. Хармс «Игра». Заголовок.
1
58.
Д. Хармс «Вы знаете?..» Подбор заголовка в соответствии с
содержанием, главной мыслью.
1
59.
Д. Хармс, С. Маршак «Весёлые чижи». Ритм стихотворного текста.
1
60.
Д. Хармс «Что это было?»
Выразительное чтение. Н. Гернет, Д. Хармс
«Очень-очень вкусный пирог» Ритм стихотворного текста.
1
61.
Ю. Владимиров «Чудаки». «Учёный Петя» Характеристика героев
рассказа.
1
62.
Ю. Владимиров «Чудаки». Характеристика героев рассказа.
1
63.
Проект «Мой любимый детский журнал». Оценка своих достижений
1
Люблю природу русскую. Зима (9 ч)
64.
Знакомство с названием раздела «Люблю природу русскую. Зима».
Прогнозирование содержания раздела. Зимние загадки. Соотнесение
загадки с отгадкой.
1
Прогнозировать содержание раздела.
Рассматривать сборники стихов, определять их содержание
по названию сборника.
Соотносить загадки и отгадки.
Читать выразительно, отражая настроение стихотворения.
Воспринимать на слух художественный текст.
Соотносить пословицы с главной мыслью произведения.
Сравнивать произведения разных поэтов на одну тему.
Рисовать словесные картины зимней природы с опорой на
текст стихотворения.
Подбирать музыкальное сопровождение к текстам,
придумывать свою музыку.
Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.
Чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихи
наизусть.
Понимать особенности были и сказочного текста.
Сравнивать и характеризовать героев произведения на
основе их поступков, использовать слова-антонимы для их
характеристики.
Планировать возможный вариант исправления допущенных
65.
Лирическое стихотворение И. Бунина «Первый снег». Настроение
стихотворения.
1
66.
Лирическое стихотворение К. Бальмонта «Светло – пушистая….». Слова,
которые помогают представить зимние картины.
1
67.
Лирическое стихотворение Я. Акима «Утром кот принёс на лапах….».
Слова, которые помогают представить зимние картины.
1
68.
Лирическое стихотворение Ф. Тютчева «Чародейкою Зимою……»
Авторское отношение к зиме.
1
69.
Лирические стихотворения С. Есенина «Поёт зима аукает…», «Берёза».
Авторское отношение к зиме.
1
70.
Русская народная сказка. «Два Мороза». Главная мысль произведения.
Соотнесение пословицы с главной мыслью произведения. Герой
произведения. Характеристика героев.
1
71.
Новогодняя быль. С. Михалков. Особенности данного жанра. Чтение по
ролям. Весёлые стихи о зиме А. Барто, А. Прокофьева. Оценка
достижений
1
72.
Весёлые стихи о зиме А. Барто, А. Прокофьева. Оценка достижений
1
Писатели — детям (17 ч)
73.
Знакомство с названием раздела «Писатели — детям». Прогнозирование
содержания раздела.
1
Прогнозировать содержание раздела.
Читать выразительно, отражая настроение стихотворения.
Воспринимать на слух художественный текст.
Определять смысл произведения.
Соотносить смысл пословицы с содержанием произведения.
Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе
словаря учебника и толкового словаря.
Определять особенности юмористического произведения,
характеризовать героя, используя слова-антонимы.
Находить слова, которые с помощью звука помогают
представить образ героя произведения.
Рассказывать о героях, отражая собственное отношение к
ним, выразительно читать юмористические эпизоды из
произведения.
Составлять план произведения, пересказывать текст
подробно на основе плана.
Пересказывать текст подробно на основе картинного плана,
высказывать своё мнение.
Планировать возможный вариант исправления допущенных
ошибок.
Читать тексты в паре, организовать взаимоконтроль,
оценивать своё чтение.
74.
К. Чуковский. Сказки. «Путаница». Настроение стихотворения. Рифма.
1
75.
К. Чуковский «Радость». Приём звукописи как средство создания
образа. Авторское отношение к изображаемому.
1
76.
К. Чуковский. «Федорино горе». Авторское отношение к
изображаемому. Чтение по ролям.
1
77.
С. Маршак. Герои произведений С. Маршака. «Кот и лодыри».
Соотнесение смысла пословицы с содержанием стихотворения.
1
78.
С. Михалков. «Мой секрет». Заголовок.
1
79.
С. Михалков. « Сила воли». Содержание произведения. Деление текста
на части. Герой стихотворения. Характеристика героя произведения с
опорой на его поступки.
1
80.
С. Михалков. «Мой щенок». Герой стихотворения. Характеристика героя
произведения с опорой на его поступки.
1
81.
А. Барто. Стихи. «Верёвочка» Заголовок стихотворения. Настроение
стихотворения. Звукопись как средство создания образа. Выразительное
чтение стихотворения.
1
82.
А. Барто «Мы не заметили щенка», «В школу» Заголовок
стихотворения. Настроение стихотворения.
1
83.
А. Барто «Вовка – добрая душа» Звукопись как средство создания
образа. Выразительное чтение стихотворения.
1
84.
Н. Носов. Юмористические рассказы для детей. «Затейники» Герои
юмористического рассказа. Авторское отношение к ним.
1
85.
Н. Носов. «Затейники» Составление плана текста.
1
86.
Н. Носов. «Живая шляпа» Герои юмористического рассказа. Авторское
отношение к ним.
1
87.
Н. Носов. «Живая шляпа» Составление плана текста.
1
88.
Н. Носов. «На горке» Герои юмористического рассказа. Авторское
отношение к ним.
1
89.
Н. Носов. «На горке» Составление плана текста. Подробный пересказ на
основе картинного плана. Оценка достижений
1
Я и мои друзья (10 ч)
90.
Знакомство с названием раздела «Я и мои друзья». Прогнозирование
содержания раздела. Стихи о дружбе и друзьях В. Берестова, Э.
Мошковской, В. Лунина.
1
Прогнозировать содержание раздела.
Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя,
увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при
повторном чтении текста.
91.
Рассказ Н. Булгакова «Анна, не грусти». Смысл названия рассказа.
Соотнесение названия рассказа с пословицей.
1
Воспринимать на слух художественное произведение.
Определять последовательность событий в произведении.
Придумывать продолжение рассказа.
Соотносить основную мысль рассказа, стихотворения с
пословицей.
Объяснять нравственный смысл рассказов.
Объяснять и понимать поступки героев.
Понимать авторское отношение к героям и их поступкам,
выразительно читать по ролям.
Составлять план рассказа, пересказывать по плану.
Оценивать свой ответ в соответствии с образцом.
Планировать возможный вариант исправления допущенных
ошибок.
Составлять короткий рассказ на предложенную тему
92.
Н. Булгаков «Анна, не грусти». Составление плана рассказа.
1
93.
Ю. Ермолаев « Два пирожных» Смысл названия рассказа.
1
94.
В. Осеева «Волшебное слово» Смысл названия рассказа.
1
95.
В. Осеева «Волшебное слово» Выборочный пересказ рассказа па
заданию учителя.
1
96.
В. Осеева «Хорошее» Смысл названия рассказа. Соотнесение названия
рассказа с пословицей.
1
97.
В. Осеева «Почему» Смысл названия рассказа. Составление плана
рассказа.
1
98.
В. Осеева «Почему» Выборочный пересказ рассказа па заданию учителя.
1
99.
Устные рассказы о дружбе, взаимовыручке. Оценка достижений.
1
Люблю природу русскую. Весна (9 ч)
100.
Знакомство с названием раздела «Люблю природу русскую. Весна».
Весенние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Сочинение весенних
загадок.
1
Прогнозировать содержание раздела.
Читать стихотворения и загадки с выражением, передавать
настроение с помощью интонации, темпа чтения, силы
голоса.
Наблюдать за жизнью слова.
Отгадывать загадки. Соотносить отгадки с загадками.
Сочинять собственные загадки на основе опорных слов
прочитанных загадок.
Представлять картины весенней природы.
Находить слова в стихотворении, которые помогают
представить героев.
Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.
Сравнивать стихотворения о весне разных поэтов.
Придумывать самостоятельно вопросы к стихотворению.
Оценивать свой ответ.
Планировать возможный вариант исправления допущенных
ошибок.
Контролировать и оценивать своё чтение.
Участвовать в подготовке проекта
101.
Лирические стихотворения Ф. Тютчева «Зима недаром злится..»,
«Весенние воды». Настроение стихотворения. Приём контраста в
создании картин зимы и весны.
1
102.
Лирические стихотворения А. Плещеева «Весна», «Сельская песенка»
Слово как средство создания весенней картины природы. Звукопись.
1
103.
А. Блок «На лугу». Слово как средство создания весенней картины
природы. Звукопись
1
104.
И. Бунин «Матери». Настроение стихотворения.
1
105.
А. Плещеев «В бурю» Настроение стихотворения.
1
106.
Е. Благинина «Посидим в тишине», Э Мошковская «Я маму мою
обидел…» Настроение стихотворения. Звукопись.
1
107.
С Васильева «Белая берёза» Настроение стихотворения. Звукопись.
1
108.
1
Проект «Создание газеты: 9 мая — День Победы», «Подготовка
экскурсии к памятнику славы.
1
И в шутку и всерьёз (14 ч)
109.
Знакомство с названием раздела «И в шутку и всерьёз».
Прогнозирование содержания раздела. Весёлые стихи Б. Заходера
«Товарищам детям».
Заголовок — «входная дверь» в текст. Авторское
отношение к читателю. Герой авторского стихотворения.
1
Прогнозировать содержание раздела.
Планировать виды работ с текстом.
Читать произведение вслух с постепенным увеличением
темпа чтения и переходом на чтение про себя.
Понимать особенности юмористического произведения.
Анализировать заголовок произведения.
Сравнивать героев произведения, характеризовать их
110.
Весёлые стихи Б. Заходера «Что красивей всего?». Заголовок —
1
«входная дверь» в текст. Авторское отношение к читателю. Герой
авторского стихотворения.
111.
Весёлые стихи Б. Заходера «Песенки Винни – Пуха» Сравнение героев
стихотворения. Ритм стихотворения. Выразительное чтение.
Инсценирование стихотворения.
1
112.
Весёлые рассказы для детей Э. Успенского « Чебурашка» Герои
юмористических рассказов. Особое отношение к героям
юмористического текста.
1
113.
Весёлые стихи Э. Успенского «Если был бы девчонкой…» Герой
авторского стихотворения. Выразительное чтение.
1
114.
Весёлые стихи Э. Успенского «Над нашей квартирой…», «Память»
Герой авторского стихотворения. Ритм стихотворения. Выразительное
чтение.
1
115.
Весёлые стихи В. Берестова «Знакомый», «Путешественники»,
«Кисточка». Герой авторского стихотворения. Ритм стихотворения.
Выразительное чтение.
1
116.
Весёлые стихи И. Токмаковой «Плим», «В чудной стране» Герой
авторского стихотворения. Ритм стихотворения. Выразительное чтение.
1
117.
Весёлые стихи И. Токмаковой «В чудной стране» Герой авторского
стихотворения. Ритм стихотворения. Выразительное чтение.
1
118.
Весёлые рассказы для детей Г. Остера «Будем знакомы» Особое
отношение к героям юмористического текста.
1
119.
Весёлые рассказы для детей Г. Остера. «Будем знакомы»
Восстановление последовательности текста на основе вопросов.
1
Составление плана. Пересказ текста на основе вопросов.
120.
Весёлые рассказы для детей В. Драгунского « Тайное становится
явным». Герои юмористических рассказов. Особое отношение к героям
юмористического текста.
1
121.
Весёлые рассказы для детей В. Драгунского « Тайное становится
явным». Восстановление последовательности текста на основе вопросов.
Составление плана. Пересказ текста на основе вопросов
1
122.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «И в шутку и
всерьёз».
1
Литература зарубежных стран (12ч + 2 ч — резервные)
123.
Знакомство с названием раздела «Литература зарубежных стран».
1
Прогнозировать содержание раздела.
Прогнозирование содержания раздела. Выставки книг.
Выбирать книгу для самостоятельного чтения.
Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.
Воспринимать на слух художественное произведение.
Сравнивать песенки разных народов с русскими песенками,
находить сходство и различия.
Объяснять значение незнакомых слов.
Определять героев произведений.
Сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских
сказок, находить общее и различия.
Давать характеристику героев произведения.
Придумывать окончание сказок.
Сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран.
Составлять план сказки, определять последовательность
событий.
Пересказывать подробно сказку на основе составленного
плана, называть волшебные
события и предметы в сказке.
Участвовать в проектной деятельности.
Создавать свои собственные проекты.
Инсценировать литературные сказки зарубежных писателей.
Находить книги зарубежных сказочников в школьной и
домашней библиотеках, составлять списки книг для чтения
летом (с учителем).
Оценивать свой ответ.
Планировать возможный вариант исправления допущенных
ошибок.
Проверять
себя, сверяя свой ответ с текстом, и
самостоятельно оценивать свои достижения.
Участвовать в подготовке и презентации проекта
124.
Американская народная песенка « Бульдог по кличке Дог» в переводе
Л. Яхнина.
1
125.
Английские народные песенки « Перчатки», «Храбрецы» в переводе С.
Маршака.
Сравнение русских и зарубежных песенок.
1
126.
Французская народная песенка « Сюзон и мотылёк» в переводе Н.
Гернета и С.Гиппиуса.
Сравнение русских и зарубежных песенок.
1
127.
Немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети» в переводе В.
Викторова.
Сравнение русских и зарубежных песенок.
1
128.
Шарль Перро. «Кот в сапогах» Герои зарубежных сказок. Сравнение
героев зарубежных и русских сказок.
1
129.
Шарль Перро. «Красная Шапочка». Герои зарубежных сказок.
Сравнение героев зарубежных и русских сказок.
1
130.
Г.-Х. Андерсен. «Принцесса на горошине». Герои зарубежных сказок.
1
131.
Г.-Х. Андерсен. «Принцесса на горошине». Сравнение героев
зарубежных и русских сказок.
1
132.
Эни Хогарт. «Мафин и паук». Герои сказок.
1
133.
Эни Хогарт. «Мафин и паук» Выборочный пересказ
эпизода сказки по заданию учителя. Соотнесение смысла сказки
с русской пословицей.
1
134.
Проект «Подготовка выставки книг «Мой любимый писатель
1
сказочник».
135.
1
Проект «Создание справочника «Зарубежные писатели — детям».
1
136.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Литература
зарубежных стран»
1
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КУРСУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
2 класс
Учащиеся научатся:
на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и
уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире.
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых
текстах, в том числе пословицах и поговорках;
с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о
Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;
самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать; создавать собственные высказывания
и произведения о Родине.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с содержанием материала урока в процессе его изучения;
формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу
урока;
читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);
коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;
коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;
контролировать выполнение действий в соответствии с планом;
оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;
оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям; выделять из темы урока
известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре.
фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с
помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать позитивное отношение к своим успехам,
проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;
анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме
по собственному желанию;
осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на
уроке, проговаривая во внутренней речи.
Учащиеся получат возможность научиться:
формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока,
периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с
группой (парой) план изучения темы урока;
выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре)
критерии оценивания результатов;
оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным
формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);
определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме?
Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;
фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с
помощью шкал, значков «+» и «−», «?»);
анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?»);
фиксировать причины неудач в устной форме в группе предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на
уроке, проговаривая во внешней речи.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для
передачи информации;
отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;
понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с
помощью родителей, справочных материалов;
сравнивать лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку;
сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения,
репродукцией
картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;
создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений;
понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова;
проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок,
небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;
определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника и рабочей тетради;
понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц
или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры текста и пр.).
Учащиеся получат возможность научиться:
определять информацию на основе различных художественных объектов, например литературного произведения,
иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль
произведения;
сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в
зависимости от мотива;
находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;
самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;
понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы
(Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.);
понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;
проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен,
в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;
определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и
выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;
создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8 предложений;
сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и
различия;
соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения,
репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин
художника или фрагменты музыкальных произведений.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;
создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме;
оформлять 1—2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы,
запоминать их, приводить свои;
не конфликтовать, использовать вежливые слова;
в случае спорной ситуации проявлять терпение, идти на компромиссы, предлагать варианты и способы разрешения
конфликтов;
употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры использования вежливых слов
и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;
оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо,
достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.),
высказывая свою точку зрения;
принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении
функций и ролей в совместной деятельности;
определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать
достижения сверстников по выработанным критериям;
оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим
поведением в различных ситуациях;
находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники,
энциклопедии для детей, через Интернет;
готовить небольшую презентацию (5—6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме
проекта, озвучивать её с опорой на слайды.
Учащиеся получат возможность научиться:
высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять
активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
понимать цель своего высказывания;
пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя
основные положения устного высказывания;
проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы
примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;
объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;
формулировать цель работы группы, принимать и сохранять её на протяжении всей работы в группе, соотносить с
планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;
определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать
достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;
определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных
норм;
руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного
поведения;
объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить
примеры похожих ситуаций из литературных произведений;
находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники,
энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);
готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений.
использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические
схемы, модели и пр.);
озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.
Предметные
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
понимать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, пользоваться (под руководством учителя) в
читательской практике приёмами чтения (комментированное чтение, чтение диалога, выборочное чтение);
читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать
настроение автора;
ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в книге художественной;
просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная
литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради»;
осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их
нравственный смысл с изучаемыми произведениями;
распределять загадки по тематическим группам, составлять собственные загадки на основе предложенного в
учебнике алгоритма;
соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему
так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков.
Учащиеся получат возможность научиться:
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя
при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осуществлять
подготовку к праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни
семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями;
употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «некрасиво», употреблять данные понятия и их смысловые
оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и
нравственных дилемм;
пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя;
осуществлять переход от событийного восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную
мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает
автор, находить этому доказательства в тексте;
задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из
прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством
учителя план;
осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели
чтения;
находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.);
при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями
о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях;
пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке;
составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное
произведение по образцу.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов с помощью учи теля;
составлять собственные высказывания на основе произведений, высказывая собственное отношение к
прочитанному.
Учащиеся получат возможность научиться:
сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми
особенностями и индивидуальной задумкой;
творчески пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для
русского народа;
находить различия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста,
указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу
различий;
использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки,
потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами;
находить в произведении средства художественной выразительности;
понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательство этому в тексте.