Напоминание

Организация коррекционной работы с детьми с ЗПР средствами физического воспитания


Автор: Колесников Иван Сергеевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОУ "С(К)ОШИ №4"
Населённый пункт: Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: Особенности воспитания стрессоустойчивости у младших школьников с задержкой психического развития
Тема: Организация коррекционной работы с детьми с ЗПР средствами физического воспитания
Раздел: среднее образование





Назад




Администрация города Магнитогорска

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 4»

города Магнитогорска

455026, Челябинская обл., г. Магнитогорск, ул. Суворова, 110

Тел/факс: (3519) 20-25-85; e-mail: internat

4

shunin

@

mail

.

ru

; http

://74203

s

037.

edusite

.

ru

«Организация коррекционной работы с детьми с ЗПР

средствами физического воспитания»

Учитель физической культуры:

Колесников И. С.

Физическое воспитание представляет собой довольно сложный процесс, но все же

при его реализации не следует идти по пути упрощения. Это можно объяснить, с одной

стороны, его значимостью, так как физическое здоровье закладывается в большей степени

под влиянием экзогенных факторов, каковыми являются физические упражнения. С

другой стороны, современные педагогические тенденции четко связывают результат

обучения с уровнем физического здоровья ребенка, которое также напрямую связано с

уровнем физической подготовленности и физического развития.

Процесс обучения подразумевает комплексный подход к развитию ребенка, то есть

его умственное, психическое и физическое воспитание в процессе обучения. И эта

тенденция начинает проявляться при обучении детей различных групп здоровья. Законом

Российской Федерации «Об образованиив Российской Федерации» (2012) предусмотрено

внедрение в практику работы общеобразовательных учреждений комплекса мер,

направленных на дифференциацию обучения,

действенный учет индивидуальных

особенностей обучающихся.

Особую социальную и педагогическую значимость приобретает внедрение в

образовательный процесс форм активной педагогической помощи наиболее трудной в

воспитательном отношении категории детей - детям «группы риска».

При работе с этой категорией детей педагоги сталкиваются с целым рядом

проблем. Во-первых, это вопросы диагностики и структурного анализа расстройств,

выявление симптомов, связанных с болезнью; во-вторых, это вопросы комплектования

(отбор детей с отклонениями в развитии, не имеющих резко выраженной клинико-

патологической характеристики); в-третьих, один из основных аспектов педагогической

работы - это вопросы подготовки (переподготовки) педагогов для работы с этой

категорией детей.

К «группе риска» специалисты относят детей, которые в силу различных причин

генетического,

биологического и социального свойства,

уже приходят в школу

психически и соматически ослабленными, социально запущенными, с риском школьной и

социальной дезадаптации. Значительно худшее, чем у других сверстников качество

адаптационных механизмов делает их уязвимыми по отношению к несбалансированным

воздействиям внешней среды, обусловливает предрасположенность этих детей к

патологическим реакциям на перегрузки и социально – психологическим срывам.

Экологическое, демографическое, социальное неблагополучие в обществе привело к

резкому увеличению таких детей. В настоящее время к их числу на этапе поступления в

школу может быть отнесен практически каждый пятый ребенок. Именно эти дети, уже с

первого

класса

испытывают

систематические

трудности

в

учебе,

становятся

неуспевающими, а начальное отставание в учебе ведет к педагогической запущенности

трудновоспитуемости, школьной дезадаптации.

Всевозрастающая общественная тревога за судьбу детей «группы риска»,

осознание необходимости усиления роли педагогики и педагогов в охране их физического

и

нравственного

здоровья

обеспечение

полноценного

образования

диктуют

необходимость изменения сложившейся ситуации.

В

школьной

практике

все

большее

распространение

получают

классы

компенсирующего обучения и коррекционные классы VII вида.

Организация работы классов компенсирующего обучения рассматривается как

одна из форм педагогической помощи детям «группы риска». Относительно однородный,

с учетом специфики и уровня психического развития, школьной зрелости, состав

учащихся в классах ЗПР даст возможность учителю учесть этот уровень в обучении и тем

самым обеспечить большую эффективность учебного процесса.

Положение о классах компенсирующего обучения определяет основные формы и

содержание коррекционной работы с детьми, испытывающими трудности при обучении в

общеобразовательных учреждениях.

Программы по общеобразовательным предметам в компенсирующих классах

разрабатываются

на

базе

основных

общеобразовательных

программ

с

учетом

особенностей обучающихся. Составной частью программы в компенсирующих классах

является программа компенсирующе-развивающей работы, которая реализуется в

процессе учебных, так и внеучебных занятий с обучающимися.

В классы компенсирующего обучения принимаются или переводятся дети «группы

риска», не имеющие выраженных отклонений в развитии (задержки психического

развития

церебрально-органического

генеза,

умственной

отсталости,

выраженных

нарушений речи, слуха зрения двигательной сферы). При нормальном интеллектуальном

развитии дети «группы риска» на начальных этапах обучения испытывают трудности в

усвоении учебных занятий и умений из-за низкой работоспособности вследствие

соматической ослабленности, частичных отставаний в развитии высших психических

функций

или

педагогической

запущенности,

возникающей

в

неблагоприятных

микросоциальных условиях воспитания и обучения. У этих детей не обнаруживается

нарушение памяти перцептивных и мыслительных процессов, вместе с тем им характерен

низкий уровень выполнения учебных и внеучебных занятий, обусловленный снижением

учебной мотивацией и отсутствием познавательных интересов.При этом наблюдается

недостаточный самоконтроль, неустойчивость, слабая целенаправленность деятельности,

повышенная отвлекаемость, импульсивность, гиперактивность.

В

целях

соблюдения

щадящего

и

охранительного

режима

и

избегания

психофизиологических

перегрузок

у

детей

предусмотрено

проведение

психодинамических перемен после 2-го и 3-го уроков. Динамические перемены проводят

учителя физической культуры и музыки на школьном дворе (в теплое время года), в

рекреациях и физкультурном зале- классные руководители и учащиеся педагогических

классов.

Психокоррекционные паузы на уроках и коррекционно-развивающих занятиях,

проводимые в виде небольших занятий, игр, соревнованиях, направленных на развитие

функций

внимания,

мышления,

повышения

работоспособности,

а

также

виды

кратковременных

аутогенных

тренингов,

направленных

на

восстановление

сил,

способствуют развитию психических процессов и эмоционально- психологической

разрядке учащихся.

По результатам исследований Тимошиной И.Н.уроки ритмики, проводимые со 2 по

6 класс, и такие обязательные элементы урока, как ритмико-гимнастические упражнения у

опоры и без опоры, упражнения с проговариванием, элементы современных, бальных и

народных танцев позволяют корректировать осанку, развивать различные группы мышц,

активизировать внимание и организованность, автоматизировать навыки правильного

дыхания и ритмичной речи, улучшать память и речь.

Однако ведущее место в системе коррекционно-развивающей работы отводится

уроку физической культуры, оздоровительная значимость которого усиливается благодаря

следующим факторам:

- увеличение количества часов, отводимых на физическую культуру;

- разделение учащихся на уроках физической культуры по половому признаку,

начиная с 1 класса;

- включение элементов гимнастики, подвижных или спортивных игр;

- обучение детей самостоятельному контролю за частотой сердечных сокращений.

Уроки физической культуры проводятся одновременно отдельно с мальчиками и

девочками одной параллели классов. Такое нововведение позволяет с одной стороны,

обогащать содержание занятий упражнениями видами деятельности, отвечающими

физиологическим особенностям детей, использовать индивидуальный подход, учитывая

их возрастные и индивидуально - типологические особенности, развивать двигательные

личностные качества каждого ребенка, а с другой, менять отношения учащихся (особенно

слабо подготовленных или имеющих те или иные физиологические недостатки) к урокам,

прививать любовь к систематическим занятиям физическими упражнениями в урочное и

внеурочное время.

Планирование

уроков

физической

культуры

через

день,

отвечающий

физиологическим особенностям восстановления организма после длительной нагрузки,

значительно снижает утомляемость, нормализует работоспособность детей в течение

учебной недели.

Включение в каждый урок на протяжении всего учебного года элементов

гимнастики, умело подобранных подвижных или спортивных игр способствует развитию

гибкости, ловкости, силовых качеств учащихся, укрепляет их здоровье.

Оптимальная

двигательная

плотность

урока

обеспечивается

благодаря

разработанной ЗотовойФ.Р. системы организации учебной деятельности учащихся на

уроках физической культуры в условиях коррекционно-развивающей направленности

образования. Стержнем системы является комплексный урок, проводимый методом

«круговой тренировки». Комплексная структура урока позволяет в течение 45 минут

максимально использовать возможности двух спортивных залов. Как правило, одна

половина учебного времени на уроке отводится обучению умениям и навыкам, а вторая –

развитию физических учащихся, то есть практически на каждом уроке учащимся

предоставляется возможность приобретать навыки в спортивных играх, гимнастике, а

также развивать такие двигательные качества, как ловкость, быстрота, сила, гибкость.

Обязательным элементом урока является дыхательная гимнастика, упражнения на осанку,

координацию движений, развитие пространственной ориентации. В урок также искусно

вплетаются освоенные учащимися упражнения по различным видам заболеваний.

Простота, доступность, безопасность, оптимальное чередование нагрузки и отдыха.

Правильное дозирование нагрузки – обязательное условие каждого урока физической

культуры. Предлагаемые учащимся комплексы составляются с учетом возраста, включают

доступные упражнения. Упражнения подбираются таким образом, чтобы они влияли на

комплексное развитие физических качеств путем последовательного воздействия на

различные группы мышц. Физическая нагрузка дозируется за счет изменения числа

повторений, темпа выполнения каждого упражнения.

При проведении уроков обращается внимание на музыкальное сопровождение. Под

современную, динамичную музыку дети работают с большим интересом и отдачей,

меньше устают. В заключительной части урока, как правило, используется спокойная,

мелодичная музыка, способствующая более полному восстановлению работоспособности

организма ребенка.

Для того чтобы каждый ученик получил физическую нагрузку, близкую к

оптимальной, и работал в течение урока с хорошим тренировочным эффектом, учителя

физической культуры, дозируют нагрузку, тщательно подбирая упражнения, определяют

интенсивность и длительность их выполнения и интервалы и отдыха, следят за

индивидуальными реакциями каждого ученика на нагрузку.

Уроки физической культуры проводятся на диагностической основе. В течение

всего учебного ведется наблюдение за состоянием здоровья и физическим развитием

ребенка.

Задержка психического развития – это нарушение нормального темпа развития,

при котором дети, достигшие школьного возраста, продолжают оставаться в кругу

дошкольных игровых интересов. Понятие задержка подчеркивает временный характер

отставания, который с возрастом преодолевается, если создаются адекватные условия

обучения и развития детей данной категории.

Попов С.Н. отмечает отставание в развитии познавательной деятельности и личной

сферы у детей, который замедляет процесс формирование учебных навыков, приводит к

возникновению пробелов в знаниях.

Дети с задержкой психического развития остро реагируют на неудачи, отличаются

неустойчивым настроением. Занятия в классах с задержкой психического развития

требует коррекционных воздействий с целью компенсации дефектов развития.

Организация обучения в таких классах осуществляется в системе коррекционно-

развивающего

образования,

которая

представляет

собой

форму

дифференциации

образования, позволяющую решать задачи современной активной помощи детям со

стойкими трудностями в обучении.

Правильная организация урока оказывает большое влияние на функциональное

состояние организма детей и как следствие на работоспособность. Поэтому большое

значение

имеет

правильное

построение

урока,

подразумевающее

оптимальное

чередование различных видов занятий, неодинаковых по продолжительности, сложности

и утомляемости (продолжительность урока до 35 минут, учебного дня и учебной недели,

организация самого урока, расписание уроков, перемены).

Практика показывает, что в 1 классе уже к началу четвертого урока скорость и

точность работы значительно снижаются по сравнению с началом первого урока. Падение

работоспособности к четвертому особенно заметно к концу недели.

Сохранить

высокую

работоспособность

на

уроке

помогает

рациональное

чередование различных видов деятельности. Чем однообразнее, монотоннее урок, тем

быстрее развивается утомление. Сохранению высокой работоспособности на протяжении

учебного дня и учебной недели способствует правильное составление расписания уроков.

Совершенно недопустимо, чтобы при составлении расписания уроков вопросы охраны

здоровья детей отодвигались на второй план.

При анализе недельной динамики работоспособности детей установлено, что

самым малопродуктивным днем является понедельник, а наиболее продуктивными днями

- вторник и среда.Таким образом, при составлении расписания уроков необходимо

учитывать дневную и недельную динамику работоспособности.

По мнению Черник Е.С. важную роль в сохранении работоспособности играют

динамические паузы. Они необходимы на каждом уроке. Паузы целесообразно проводить

в

периоды

утомления

детей

это

на

10-15-й

и

25

30-й

минутах.

Средняя

продолжительность пауз 30-60 секунд.

Физические упражнения являются небольшой паузой в процессе обучения и

положительно влияют на умственную работоспособность детей, поэтому их проведение

необходимо.

Вопросы физического воспитания категории детей группы риска и детей с

задержкой психического развития требуют особого подхода.

Воспитание

двигательных

качеств

обеспечивается

подбором

необходимых

упражнений и рациональной методикой занятий. На развитие физических качеств

оказывают существенное влияние повседневные занятия физическими упражнениями

(зарядка, гимнастика до занятий, физкультминутки, уроки физкультуры, игры на

переменах).

Таким образом, занятия физической культурой в режиме учебного дня повышают

функциональные возможности организма, умственную и физическую работоспособность

детей. Обеспечивая нормальный рост и всестороннее развитие важнейших систем и

функций организма, формирование жизненно необходимых двигательных навыков и

качеств, физическое воспитание связано со всеми другими сторонами воспитания.

Физическое воспитание активно содействует формированию таких социально ценных

морально-волевых качеств личности, как коллективизм, целеустремленность, стойкость,

смелость, решительность. Расширяя диапазон творческих возможностей человека,

физическая культура играет важную роль в трудовом воспитании, в подготовке к труду.

Накопление детьми двигательных навыков, совершенствование физических качеств и

укрепление здоровья помогают им успешнее овладевать трудовыми действиями.

Исследования Новицкого П.И., Рубцова А.В. двигательной деятельности детей с

ЗПР говорят о значительном отставании их от нормально развивающихся сверстников по

всем показателям физического развития. Наибольшее отставание наблюдается в развитии

координационных способностей.

Двигательные

способности

детей

являются

частью

общих

способностей,

существуют во взаимосвязи и взаимодействии с другими сторонами развития ребёнка, что

определяет необходимость коррекционной работы по преодолению двигательных

нарушений у детей с ЗПР. Однако до настоящего времени государственные программы по

физической культуре для специальных (коррекционных) образовательных учреждений

недостаточно учитывают психофизические особенности детей с ЗПР. Недостаточно

разработанными остаются вопросы, связанные с содержанием, формами, средствами и

методами коррекционной работы, направленной на развитие двигательных способностей

детей с ЗПР в процессе их физического воспитания.

Младший школьный возраст наиболее благоприятен для развития многих

физических способностей. В данном возрасте интенсивно развиваются практически все

двигательные качества, происходит интенсивное развитие двигательной функции. Среди

физических

способностей

наиболее

интенсивно

развиваются

в

данном

возрасте

скоростные и координационные способности, способность овладевать технически

сложными формами движений.

По результатам исследований Строговой Н.А., Шапковой Л.В.и др. сенситивными

периодами

развития

координационных

способностей

являются:

для

простых

двигательных координаций - 7-9 лет у мальчиков и девочек; 13-14 лет у девочек и 14-15

лет у 17 мальчиков; для сложных координаций - 9-10 лет у девочек; 10-11 лет у

мальчиков; 13-14 лет у девочек; 14-15 лет у мальчиков. Способность к равновесию

наиболее интенсивно развивается в 7-10 лет и 11-12 лет у девочек; у мальчиков 8-9 лет и

14-15 лет. Сенситивный период развития точности движений - 8-9 лет у мальчиков и

девочек; 12-13 лет у девочек, у мальчиков - 14-15 лет. Для способности дифференциация

пространственных и временных характеристик сенситивными периодами являются - 6-7

лет у мальчиков и девочек, затем - 10-11 лет у мальчиков и 9-10 лет у девочек.

Способность реагировать на слуховые и зрительные сигналы наиболее интенсивно

развивается у мальчиков - 8-11 лет; у девочек 8-10 лет; способность ориентировки в

пространстве у мальчиков в 11-14 лет, у девочек в 11-13 лет. Для развития способности

выполнять движения в максимальном темпе благоприятными являются периоды - 7-9 лет

и 10-11 лет у девочек и 7-9 лет у мальчиков; для уменьшения времени двигательной

реакции - 10-11 лет у девочек и 11-12 лет у мальчиков; для развития гибкости - 7-10 лет у

девочек и 11-12 лет у мальчиков; для развития выносливости - 8-10 лет у мальчиков, 7-9

лет у девочек. К 11-12 летнему возрасту, в основном, завершается развитие двигательной

функции. Уровень развития координационных способностей в младшем школьном

возрасте достигает примерно 75% от общего прироста результатов за весь школьный

период.

Улучшение с возрастом результатов двигательных действий обеспечивается

повышением точности сенсомоторной координации и программирования моторных актов.

Возрастные периоды характеризуются разными темпами развития сенсомоторных

функций. В 7-8 и 11-12 лет у мальчиков интенсивно улучшается регуляция точности

моторных актов типа слежение управления, достигают оптимального уровня временные

показатели простой двигательной реакции, уменьшается скрытый период сложных

реакций.

В настоящее время, в условиях постоянно ухудшающейся экологии, снижение

двигательной активности приводит к значительному ухудшению физического развития и

к различным заболеваниям. Особенно это сказывается на детях и молодёжи.

В младшем школьном возрасте человек обучается основным двигательным умениям и

навыкам,

в

формировании

которых

значительную

роль

играют

двигательно-

координационные способности. Младший школьный возраст является благоприятным,

чувствительным периодом для развития координационных способностей. Развивая

двигательно-координационные

способности

в

этот

период

учителя

физкультуры

формируют у ребёнка «школу движений»,

которая,

в дальнейшем,

поможет с

наименьшими усилиями разучивать сложные движения и осваивать новые умения и

навыки. Хорошо развитые координационные способности являются благоприятной

почвой для развития кондиционных физических качеств (сила, быстрота, выносливость и

т.д.). Очень важным фактором является правильно построенный процесс физического

воспитания, в ходе которого, для детей младшего школьного возраста должны быть

созданы условия для более эффективного овладения двигательными умениями и

навыками, а также учтены методические рекомендации по полу, возрасту и другим

индивидуальным особенностям детей.



В раздел образования




Яндекс.Метрика