Автор: Елена Юрьевна Булатова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Нижневерейская средняя школа
Населённый пункт: г.о.г. Выкса, село Нижняя Верея, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности обучающихся.
Раздел: начальное образование
МБОУ Нижневерейская средняя школа
Развитие читательской грамотности в
начальной школе, как одного из
компонентов функциональной грамотности
обучающихся.
(из опыта работы)
Выполнила Булатова Е.Ю.
Учитель начальных классов
2022 г.
Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий. К ним
можно относиться по-разному, суть от этого не изменится - таковы наши современные
реалии. Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально
грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность –
способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и
функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной
школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и
чтению, говорению и слушанию.
Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается
именно читательская грамотность.
Важнейшим умением становится умение понимать, анализировать и использовать
любую поступающую информацию. Таким образом, акцент в образовании смещается со сбора
и запоминания информации на овладение навыком ее правильного применения.
Функционально грамотная личность- это личность, свободно ориентирующаяся в
окружающем его мире, действующая в соответствии с ценностями, интересами, ожиданиями
общества. Такой человек самостоятелен, инициативен, готов обучаться всю свою жизнь,
способен принимать нестандартные решения, уверенно выбирает свой профессиональный
путь. Именно эти качества сегодня должен воспитывать в детях современный педагог,
начиная с 1 класса и заканчивая выпускным.
Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того,
чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у детей
должны быть сформированы специальные читательские умения. Можно выделить следующие
этапы формирования умений по работе с текстом в начальной школе:
1 класс: учитель обучает детей читать и понимать смысл прочитанного текста.
2 класс: учитель обучает детей работать с текстом - пересказывать, делить на части,
составлять план, выделять опорные слова, определять героев, давать характеристику их
личностям и поступкам.
3-4 классы: учитель обучает детей находить информацию, давать собственную оценку
прочитанному, выделять главную и второстепенную мысль в тексте, сопоставлять свои
убеждения
с
жизненными
позициями
персонажей,
прогнозировать
содержание,
самостоятельно формулировать вопросы, сравнивать тексты разных жанров с похожим
содержанием.
Формировать читательскую грамотность необходимо на любом уроке. Однако базовым
предметом для этого является урок литературного чтения.
Учебный предмет “Литературное чтение” предусматривает овладение обучающимися
навыками грамотного беглого чтения, ознакомления с произведениями детской литературы и
формированием умений работы с текстом, а также умением найти нужную книгу в
библиотеке, умение подобрать произведение на заданную тему умение оценить работу
товарища; умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к
услышанному.
1.
Рассмотрим приемы и задания, используемые на уроках литературного чтения в
начальной школе для формирования читательской грамотности.
В 1 классе для формирования смыслового чтения можно предложить задания на уровне
слова:
- Найди и прочитай 5 слов, начинающихся на букву Р
РАКЕТА РЫБА АНАНАС ДЕТИ РЕБЯТА РАКДОМ РЯБИНА
- Прочитай слова без лишнего слога: кородава, сокабака, молгуклоко, сокрарока,
машидамна, гошинрод и т.д.
Также можно предложить добавить в слова определенную гласную, чтобы получилось
слово (грд, млк, мрз, млтк – в данном примере вставляем букву О); сложить слово из
перепутанных букв (касоаб – собака).
- Впослебукварный период обучения чтению детям можно предложить следующее
задание: прочитайте загадку, отбросив иностранные буквы:
DYUВHFЕWPСXZЬSДUIGЕFНRLЬSСQLUПZVИSТDАWRНDQОWЧIJЬZЮSGГRОL
DРSFИWТJQ (Весь день спит, а ночью горит. Фонарь)
- Для смыслового обучения чтению можно предложить следующее задание:
Прочитайте пословицу правильно
Здоровому - грач не нужен.
Лес рубят – кепки летят.
Слезами морю не поможешь.
Старый круг лучше новых двух.
Ус - хорошо, а два лучше.
Труд кормит, а пень портит.
-
Поиск в тексте заданных слов: Восстанови стихотворение А. Барто. Выбери
пропущенные слова (при этом детям предлагаем обратить внимание на то, что слова
«грузовик» и «машина» являются одинаковыми по смыслу, т.е. синомичными).
Нет, напрасно мы решили
Прокатить ________ в _______.
_______ кататьсянепривык,
Опрокинул __________________.
Также можно предложить детям более сложное задание «Выбрать тех героев сказки К.
Чуковского, которые НЕ приходили лечиться к доктору Айболиту».
Начиная со 2 класса задание усложняется:
- задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте.
Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы
слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или
обвести в кружок.
Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и
опираться на них в задаче поиска. А также развивает словесную память. Особую пользу это
упражнение приобретает, если ребенку последовательно предлагать различные слова в одном
и том же тексте и при этом просить его проделывать это в максимально быстром темпе.
Возможно использование приема соревнования. Сталкиваясь с такими задачами,
ребенок постепенно переходит от простого просмотра текста к его осмысленному прочтению
с элементами запоминания некоторых слов.
- Прием «Тексты с "хвостами"» - незавершенные предложения, которые ребенок
должен будет закончить по смыслу. Примером может послужить рассказ Л.Н. Толстого «
Умная галка»
-Проталинки.
Ученику необходимо найти в тексте и вписать слова в предложенный отрывок.
Выбор.
А.С. Пушкин У лукоморья….»
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними … их морской;
Там … мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
… несет богатыря;
В темнице там … тужит,
А бурый … ей верно служит…
Выбрать, подчеркнуть в тексте имена героев, олицетворение, сравнение, эпитеты.
Точное слово.
Найти слова, характеризующие героев, отражающие отношение автора.
Проверь себя.
-
Приём
«Чтение
по
частям». Для
этого
приема
предлагается
использовать
повествовательный текст. Сначала обучающимся по названию текста и по иллюстрации (при
ее наличии) предлагается определить, о чём пойдёт речь в произведении. Затем текст читается
по частям. После чтения каждого фрагмента, обучающиеся высказывают предположения о
дальнейшем развитии сюжета. Данный прием способствует выработке у обучающихся
внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если
она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
- Для формирования навыка способность извлекать необходимую информацию из книг
можно предложить такое задание: Определи по обложкам справочные книги, из которых
можно узнать много интересных фактов об окружающем мире.
- Приём «Драматизация» предполагает изобразить мимикой и жестами одного из
героев произведения, которого нужно отгадать детям.
- Приём «Ромашка вопросов».
Класс можно разделить на шесть групп. Вопросы к тексту записываются на лепестках
ромашки. Выделяется шесть типов вопросов:
1 лепесток - простые вопросы. Отвечая на них, нужно называть какие-то факты,
вспомнить и воспроизвести информацию.
2 лепесток - объясняющие вопросы. Обычно объясняющие вопросы начинаются со
слов: «Почему».
3 лепесток - уточняющие вопросы. Эти вопросы начинаются со слов « Верно ли,
что…», «Если я правильно понял, то.»..
4 лепесток - оценочные вопросы. Оценочные вопросы направлены на выяснение
критериев оценки тех или иных событий, явлений и фактов. «Почему это хорошо, а что-то
плохо?», «Чем один герой отличается от другого?»
5 лепесток - практические вопросы. Эти вопросы направлены на установление
взаимосвязи между теорией и практикой.
6 лепесток - творческие вопросы. В этих вопросах есть частица «бы», в формулировке
вопросов есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза. «Чтобы бы
изменилось, если бы…», « Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?»
- Приём «Иллюстратор»
Иллюстрации к художественным произведениям в учебниках по литературному
чтению носят сюжетный характер.
Мною был опробован следующий прием детского иллюстрирования прочитанных
текстов.
На одном из уроков я рассказала о том, как создаются художниками иллюстрации к
произведениям. Сначала художник внимательно прочитывает весь текст и старается ярко
представить себе все, что в нем изображено писателем. Художник задумывается над каждым
действующим лицом и пытается разобраться в нем и его поступках. Потом живописец
устанавливает, какой эпизод в произведении наиболее важен в смысловом отношении. Он
рисует в своем воображении живую картину этого эпизода, а потом переносит ее на бумагу.
После этого предлагаю ученикам устно нарисовать иллюстрацию к выбранному
отрывку из текста. Далее дети создают индивидуальные иллюстрации, рисованные на бумаге.
Так появляются картинные планы. Детям эта творческая работа очень нравится, и они ее с
удовольствием выполняют.
Сочетание
рассмотренных
приёмов
и
заданий
работы
с
текстом,
используя
коммуникативно - деятельностный подход, позволяет эффективно построить работу на уроке
по формированию читательских умений.
Курс «Литературное чтение» имеет большое значение для дальнейшего развития и для
успешного обучения выпускника начальной школы. Важно научить младшего школьника
учиться полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на
прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.
Важно помнить, что эффективность данной работы прежде всего зависит от учителя,
задача учителя, выступать организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и
интересным соучастником этого процесса. Тогда с уверенностью можно будет сказать
словами И.Г.Песталоцци: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут
открывать это новое сами».
Список используемой литературы:
- Лупан С. «Поверь в свое дитя» https
://
dom
-
knig
.
com
/
read
_177830-1#
- Московец Н. С. Приёмы формирования читательской грамотности на уроках
литературного чтения. https
://
zhurnalpedagog
.
ru
/
servisy
/
publik
/
publ
?
id
=8266
- Бунеев, Р.Н. ФГОС и изменение подходов к обучению чтению // Начальная школа
плюс до и после. – 2014. – №4. – с.50.
- Козлова, Н.Ю. Формирование читательских умений на уроках литературного
чтения через моделирование // Методист. – 2013. – №8.– с.50.
-
Пильдес,
М.Б.,
Тенютина,
Е.Д.,
Загребельная,
Е.Н.
Инновационный
метапредметныйполипроект «Чтение с увлечением»: развитие читательской компетенции и
информационной культуры школьников в процессе реализации программ основного и
дополнительного образования // Школьная библиотека. – 2013. – №2-3. – с.50.
-
Пильдес,
М.Б.,
Тенютина,
Е.Д.,
Загребельная,
Е.Н.
Инновационный
метапредметныйполипроект «Чтение с увлечением»: развитие читательской компетенции и
информационной культуры школьников в процессе реализации программ основного и
дополнительного образования (продолжение) // Школьная библиотека. – 2013. – №4. – с.9.
- Полозова Т.Д. Как сформировать читательскую активность: кн. для учителя / Т.Д.
Полозова. – М.: Просвещение, 2008. – 119 с. – (Библиотека учителя).
- Прохорова, С.Ю. Формирование читательской компетентности: читаем газеты
вместе с младшими школьниками // Методист. – №8. – 2015. – с.50.
-
Сметанникова,
Н.Н.
Стратегиальный
подход
к
обучению
чтению
(междисциплинарные проблемы чтения и грамотности). – М.: Школьная библиотека, 2005. –
512 с.
-
Чиндилова,
О.В.,
Бунеева,
Е.В.
Технология
продуктивного
чтения
как
образовательная технология деятельностного типа // Начальная школа плюс до и после. –
2012. – №8. – с.3.