Напоминание

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности обучающихся.


Автор: Елена Юрьевна Булатова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Нижневерейская средняя школа
Населённый пункт: г.о.г. Выкса, село Нижняя Верея, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности обучающихся.
Раздел: начальное образование





Назад




МБОУ Нижневерейская средняя школа

Развитие читательской грамотности в

начальной школе, как одного из

компонентов функциональной грамотности

обучающихся.

(из опыта работы)

Выполнила Булатова Е.Ю.

Учитель начальных классов

2022 г.

Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий. К ним

можно относиться по-разному, суть от этого не изменится - таковы наши современные

реалии. Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально

грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность –

способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и

функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной

школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и

чтению, говорению и слушанию.

Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается

именно читательская грамотность.

Важнейшим умением становится умение понимать, анализировать и использовать

любую поступающую информацию. Таким образом, акцент в образовании смещается со сбора

и запоминания информации на овладение навыком ее правильного применения.

Функционально грамотная личность- это личность, свободно ориентирующаяся в

окружающем его мире, действующая в соответствии с ценностями, интересами, ожиданиями

общества. Такой человек самостоятелен, инициативен, готов обучаться всю свою жизнь,

способен принимать нестандартные решения, уверенно выбирает свой профессиональный

путь. Именно эти качества сегодня должен воспитывать в детях современный педагог,

начиная с 1 класса и заканчивая выпускным.

Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того,

чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у детей

должны быть сформированы специальные читательские умения. Можно выделить следующие

этапы формирования умений по работе с текстом в начальной школе:

1 класс: учитель обучает детей читать и понимать смысл прочитанного текста.

2 класс: учитель обучает детей работать с текстом - пересказывать, делить на части,

составлять план, выделять опорные слова, определять героев, давать характеристику их

личностям и поступкам.

3-4 классы: учитель обучает детей находить информацию, давать собственную оценку

прочитанному, выделять главную и второстепенную мысль в тексте, сопоставлять свои

убеждения

с

жизненными

позициями

персонажей,

прогнозировать

содержание,

самостоятельно формулировать вопросы, сравнивать тексты разных жанров с похожим

содержанием.

Формировать читательскую грамотность необходимо на любом уроке. Однако базовым

предметом для этого является урок литературного чтения.

Учебный предмет “Литературное чтение” предусматривает овладение обучающимися

навыками грамотного беглого чтения, ознакомления с произведениями детской литературы и

формированием умений работы с текстом, а также умением найти нужную книгу в

библиотеке, умение подобрать произведение на заданную тему умение оценить работу

товарища; умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к

услышанному.

1.

Рассмотрим приемы и задания, используемые на уроках литературного чтения в

начальной школе для формирования читательской грамотности.

В 1 классе для формирования смыслового чтения можно предложить задания на уровне

слова:

- Найди и прочитай 5 слов, начинающихся на букву Р

РАКЕТА РЫБА АНАНАС ДЕТИ РЕБЯТА РАКДОМ РЯБИНА

- Прочитай слова без лишнего слога: кородава, сокабака, молгуклоко, сокрарока,

машидамна, гошинрод и т.д.

Также можно предложить добавить в слова определенную гласную, чтобы получилось

слово (грд, млк, мрз, млтк – в данном примере вставляем букву О); сложить слово из

перепутанных букв (касоаб – собака).

- Впослебукварный период обучения чтению детям можно предложить следующее

задание: прочитайте загадку, отбросив иностранные буквы:

DYUВHFЕWPСXZЬSДUIGЕFНRLЬSСQLUПZVИSТDАWRНDQОWЧIJЬZЮSGГRОL

DРSFИWТJQ (Весь день спит, а ночью горит. Фонарь)

- Для смыслового обучения чтению можно предложить следующее задание:

Прочитайте пословицу правильно

Здоровому - грач не нужен.

Лес рубят – кепки летят.

Слезами морю не поможешь.

Старый круг лучше новых двух.

Ус - хорошо, а два лучше.

Труд кормит, а пень портит.

-

Поиск в тексте заданных слов: Восстанови стихотворение А. Барто. Выбери

пропущенные слова (при этом детям предлагаем обратить внимание на то, что слова

«грузовик» и «машина» являются одинаковыми по смыслу, т.е. синомичными).

Нет, напрасно мы решили

Прокатить ________ в _______.

_______ кататьсянепривык,

Опрокинул __________________.

Также можно предложить детям более сложное задание «Выбрать тех героев сказки К.

Чуковского, которые НЕ приходили лечиться к доктору Айболиту».

Начиная со 2 класса задание усложняется:

- задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте.

Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы

слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или

обвести в кружок.

Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и

опираться на них в задаче поиска. А также развивает словесную память. Особую пользу это

упражнение приобретает, если ребенку последовательно предлагать различные слова в одном

и том же тексте и при этом просить его проделывать это в максимально быстром темпе.

Возможно использование приема соревнования. Сталкиваясь с такими задачами,

ребенок постепенно переходит от простого просмотра текста к его осмысленному прочтению

с элементами запоминания некоторых слов.

- Прием «Тексты с "хвостами"» - незавершенные предложения, которые ребенок

должен будет закончить по смыслу. Примером может послужить рассказ Л.Н. Толстого «

Умная галка»

-Проталинки.

Ученику необходимо найти в тексте и вписать слова в предложенный отрывок.

Выбор.

А.С. Пушкин У лукоморья….»

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними … их морской;

Там … мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

… несет богатыря;

В темнице там … тужит,

А бурый … ей верно служит…

Выбрать, подчеркнуть в тексте имена героев, олицетворение, сравнение, эпитеты.

Точное слово.

Найти слова, характеризующие героев, отражающие отношение автора.

Проверь себя.

-

Приём

«Чтение

по

частям». Для

этого

приема

предлагается

использовать

повествовательный текст. Сначала обучающимся по названию текста и по иллюстрации (при

ее наличии) предлагается определить, о чём пойдёт речь в произведении. Затем текст читается

по частям. После чтения каждого фрагмента, обучающиеся высказывают предположения о

дальнейшем развитии сюжета. Данный прием способствует выработке у обучающихся

внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если

она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

- Для формирования навыка способность извлекать необходимую информацию из книг

можно предложить такое задание: Определи по обложкам справочные книги, из которых

можно узнать много интересных фактов об окружающем мире.

- Приём «Драматизация» предполагает изобразить мимикой и жестами одного из

героев произведения, которого нужно отгадать детям.

- Приём «Ромашка вопросов».

Класс можно разделить на шесть групп. Вопросы к тексту записываются на лепестках

ромашки. Выделяется шесть типов вопросов:

1 лепесток - простые вопросы. Отвечая на них, нужно называть какие-то факты,

вспомнить и воспроизвести информацию.

2 лепесток - объясняющие вопросы. Обычно объясняющие вопросы начинаются со

слов: «Почему».

3 лепесток - уточняющие вопросы. Эти вопросы начинаются со слов « Верно ли,

что…», «Если я правильно понял, то.»..

4 лепесток - оценочные вопросы. Оценочные вопросы направлены на выяснение

критериев оценки тех или иных событий, явлений и фактов. «Почему это хорошо, а что-то

плохо?», «Чем один герой отличается от другого?»

5 лепесток - практические вопросы. Эти вопросы направлены на установление

взаимосвязи между теорией и практикой.

6 лепесток - творческие вопросы. В этих вопросах есть частица «бы», в формулировке

вопросов есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза. «Чтобы бы

изменилось, если бы…», « Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?»

- Приём «Иллюстратор»

Иллюстрации к художественным произведениям в учебниках по литературному

чтению носят сюжетный характер.

Мною был опробован следующий прием детского иллюстрирования прочитанных

текстов.

На одном из уроков я рассказала о том, как создаются художниками иллюстрации к

произведениям. Сначала художник внимательно прочитывает весь текст и старается ярко

представить себе все, что в нем изображено писателем. Художник задумывается над каждым

действующим лицом и пытается разобраться в нем и его поступках. Потом живописец

устанавливает, какой эпизод в произведении наиболее важен в смысловом отношении. Он

рисует в своем воображении живую картину этого эпизода, а потом переносит ее на бумагу.

После этого предлагаю ученикам устно нарисовать иллюстрацию к выбранному

отрывку из текста. Далее дети создают индивидуальные иллюстрации, рисованные на бумаге.

Так появляются картинные планы. Детям эта творческая работа очень нравится, и они ее с

удовольствием выполняют.

Сочетание

рассмотренных

приёмов

и

заданий

работы

с

текстом,

используя

коммуникативно - деятельностный подход, позволяет эффективно построить работу на уроке

по формированию читательских умений.

Курс «Литературное чтение» имеет большое значение для дальнейшего развития и для

успешного обучения выпускника начальной школы. Важно научить младшего школьника

учиться полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на

прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.

Важно помнить, что эффективность данной работы прежде всего зависит от учителя,

задача учителя, выступать организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и

интересным соучастником этого процесса. Тогда с уверенностью можно будет сказать

словами И.Г.Песталоцци: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут

открывать это новое сами».

Список используемой литературы:

- Лупан С. «Поверь в свое дитя» https

://

dom

-

knig

.

com

/

read

_177830-1#

- Московец Н. С. Приёмы формирования читательской грамотности на уроках

литературного чтения. https

://

zhurnalpedagog

.

ru

/

servisy

/

publik

/

publ

?

id

=8266

- Бунеев, Р.Н. ФГОС и изменение подходов к обучению чтению // Начальная школа

плюс до и после. – 2014. – №4. – с.50.

- Козлова, Н.Ю. Формирование читательских умений на уроках литературного

чтения через моделирование // Методист. – 2013. – №8.– с.50.

-

Пильдес,

М.Б.,

Тенютина,

Е.Д.,

Загребельная,

Е.Н.

Инновационный

метапредметныйполипроект «Чтение с увлечением»: развитие читательской компетенции и

информационной культуры школьников в процессе реализации программ основного и

дополнительного образования // Школьная библиотека. – 2013. – №2-3. – с.50.

-

Пильдес,

М.Б.,

Тенютина,

Е.Д.,

Загребельная,

Е.Н.

Инновационный

метапредметныйполипроект «Чтение с увлечением»: развитие читательской компетенции и

информационной культуры школьников в процессе реализации программ основного и

дополнительного образования (продолжение) // Школьная библиотека. – 2013. – №4. – с.9.

- Полозова Т.Д. Как сформировать читательскую активность: кн. для учителя / Т.Д.

Полозова. – М.: Просвещение, 2008. – 119 с. – (Библиотека учителя).

- Прохорова, С.Ю. Формирование читательской компетентности: читаем газеты

вместе с младшими школьниками // Методист. – №8. – 2015. – с.50.

-

Сметанникова,

Н.Н.

Стратегиальный

подход

к

обучению

чтению

(междисциплинарные проблемы чтения и грамотности). – М.: Школьная библиотека, 2005. –

512 с.

-

Чиндилова,

О.В.,

Бунеева,

Е.В.

Технология

продуктивного

чтения

как

образовательная технология деятельностного типа // Начальная школа плюс до и после. –

2012. – №8. – с.3.



В раздел образования




Яндекс.Метрика