Автор: Некрасова Виктория Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад комбинированного вид № 227"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: Статья
Тема: «Чтение скороговорок – как средство развития речи ребенка»
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 227»
Заводского района г. Саратова
410015, г. Саратов, ул. им. Орджоникидзе Г.К., зд. 18, стр. 1; тел.: 96 – 04 – 36;
e-mail: detskisad
227@
.
ru
Консультация на тему:
«Чтение скороговорок – как средство развития речи ребенка»
Подготовила:
педагог дополнительного образования: Некрасова В.А.
.
Саратов 2022 г.
Вряд ли найдется родитель, который не захочет, чтобы его ребенок говорил,
чисто, внятно, красиво. А ведь над этим нужно работать!
Начинайте с самых простых и легких скороговорок. Все должно
непременно проходить в форме игры, без натиска и нажима, только по
доброй воле ребенка и обязательно под ваш совместный громкий хохот.
Занятие будет полезным только в том случае, если все участники процесса
будут получать от него настоящее удовольствие!
Чем полезны скороговорки?
Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более
совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной,
четкой, понятной.
Как проговаривать скороговорки с ребенком?
Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух.
Вначале вы демонстрируете ребенку это, а потом начинаете вместе
разучивать стишок. Но при этом существует ряд правил, последовательность
действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться
положительных результатов в развитии дикции.
1. Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на
слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте
внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень
важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого
из них.
2. После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и
может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном
режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса,
лишь губы, язык и зубы.
3. Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы
шепотом, а не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю
фразу.
4. Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком,
без ошибок, но не торопясь.
5. Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно,
восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая,
разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских
способностей.
И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и
без ошибок произносите всю скороговорку целиком. Предложите ребенку
повторить ее трижды.
Каждому звуку – своя скороговорка. Каждая отдельная скороговорка – это
не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки,
отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука.
-Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
В процессе усовершенствования дикции ребенка необходимо разучивать
скороговорки, отрабатывающие все звуки. Но особое внимание уделяйте тем,
с которыми у малыша возникают трудности или проблемы.
Скороговорки.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Ткёт ткач ткани на платки Тане.
Осип охрип, Архип осип.
На дворе трава, на траве дрова, не руби
дрова на траве двора.
Ехал Гpека через реку,
Видит Гpека — в рeкe рак,
Сунул Гpека руку в pеку,
Рак за руку Гpеку цап.
Зоя – зайкина хозяйка.
Спит в тазу у Зои зайка.
Кукушка кукушoнку купила капюшoн.
Надел кукушoнoк капюшoн,
Бeлый снег. Бeлый мел.
Бeлый сахар тожe бел.
А вoт белка не бeла.
Бeлой даже нe была.
Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет .
Расскажите про покупки
Про какие про покупки
Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
Купили Валерику и Вареньке
Варежки и валенки.
Юлька-Юленька-юла,
Юлька юркая была,
Усидеть на месте Юлька
Ни минуты не могла.
Пусть ваш ребенок говорит красиво!