Автор: Никольская Любовь Ивановна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБП ОУ "Калашниковский колледж"
Населённый пункт: г. Лилославль
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Современные цветовые решения отделки помещений
Раздел: среднее профессиональное
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
Тема:
«Эстетика внутренней и наружной отделки зданий».
Тема урока:
«Современные цветовые решения отделки помещений».
ВЫПОЛНИЛА:
Никольская Любовь Ивановна
Урок проводится с элементами игры, которая ставит цель: привить
эстетические
знания
по
подбору
цвета
и
сочетанию
его
во внутренней
отделке помещений с элементами знаний компьютера.
Урок проводится с учащимися отделения «Социальной реабилитации
и
адаптации
подростков
с
ограниченными
возможностями
здоровья».
(Выпускники коррекционных школ 8-го вида).
Тема: «Эстетика внутренней и наружной отделки зданий»
Тема урока: «Современные цветовые решения отделки помещений».
Цели урока:
1.
образовательная - освоение современных технологий: выбор цвета с
использованием компьютера и перенесение цветовой отделки на макет;
2.
развивающая – развитие сенсорной сферы обучающихся (влияние приближающих
и удаляющих цветов на восприятие отделки помещений на основе «Программы
цветового дизайна» фирмы «TIKKURILA»);
3.
воспитательная – воспитывает чувство долга, ответственности, взаимопомощи.
Тип урока: комбинированный (урок – беседа, с использованием
компьютера и дисков)
Вид урока: урок – игра
Методы обучения: активные
Оснащение урока:
Оборудование:
а) ТСО - компьютеры, интерактивная доска;
б) информационные носители: CD диск фирмы «Tikkurila» - «Программа
цветового дизайна» и презентация - «Эстетика цветового дизайна»
(подготовлена преподавателем);
в) бейджики, футболки для детей синего и красного цвета.
Дидактические средства обучения:
а) инструкция по охране труда для пользователей ПК;
б) критерии оценочной ведомости обучающихся;
в) справочники фирмы «TIKKURILA»:
«Декоративные эффекты»;
«Вдохновение для Вашего интерьера…»;
Две колерные карты;
«Окраска интерьера»;
цветовой круг «Освальда».
г) пособие фирмы «TIKKURILA»:
руководство по окрасочным работам, 2012г. «АртТ» Москва;
д) учебники:
Л.Н.Мороз, Маляр 2009г «Феникс», Ростов – на Дону,
А.А. Ивлиев, А.А. Кальгин, О.М. Скок, «Отделочные строительные
работы» 2002 «Профиздат», Москва,
Е.В. Парикова, Г.Н. Фомичёва, в.А. Елизарова «Материаловедение» 2010г.
«Академия» Москва,
СНиП - 3.04.01.87
ХОД УРОКА
1.
Организационная часть – 2 минуты.
Приветствие, проверка наличия учащихся и знакомство с «заказчиками проектов».
2.
Опрос – 3 минуты.
Преподаватель закрепляет пройденный материал с помощью вопросов.
За выполнение каждого из этапов педагог выставляет оценки в оценочной ведомости.
3.
Объяснение урока – 20 минут.
Просмотр презентации «Эстетика цветового дизайна».
Практический показ приёмов работы с «Программой цветового дизайна».
4. Практическая часть урока - 45 минут.
Учащиеся делятся на 2 команды, каждая команда получает задание от заказчика по
цветовому оформлению заданных помещений. Команды сначала выполняют образцы
заданий на компьютере, представляют его заказчикам, принимают пожелания. Выбирают
материалы, инструменты и приспособления для работы, застилают столы клеёнками,
одевают фартуки, перчатки. Приступают к выполнению задания на макете с
использованием отделочных материалов, снимают фартуки, моют руки, убирают рабочее
место, и снова представляют его заказчикам. После чего, привлечённые педагоги
обсуждают представленный образец (2 ~ 5 мин.). Командам, также даётся слово для
обсуждения образцов соперников.
5.
Теоретическая часть урока – 10 минут.
Детям предлагается сыграть в КВН.
1.
Обучающиеся рассказывают стихи о профессии.
2.
Представляют заготовленное домашнее задание (рассказать смешную историю
связанную с профессией).
3.
Загадывают загадки.
Каждый этап игры команд оценивает жюри, роль которых играют приглашённые
педагоги. Для этой цели подойдут любые геометрические фигуры окрашенные в синий
или красный цвет.
6.
Подведение итогов урока – 10 минут.
Контрольные вопросы по цветовому дизайну помещений:
1.
выставление оценок (критерии оценочной ведомости);
2.
награждение участников урока;
3.
домашнее задание
План конспект урока
В кабинете стоит столик для кофейной паузы.
1.
Организационная часть – 2 минуты.
На интерактивной доске написаны число, тема, цели урока, вопросы
повторения
пройденного
материала. Столы
стоят
соответственно
плану (Приложение №3)
Преподаватель – «Начальник дизайнерского бюро». Группа разделена
на две команды, команды – это «отделы» и каждая из них имеет своё
название. Команда
(отдел)
с
названием «Альтаир»
о д е т а в
синие
футболки, команда (отдел) «Юпитер» – в красные.
Приветствие
(здравствуйте
ребята,
садитесь,
проверка
наличия
учащихся).
Ребята, сегодня у нас урок – игра, который называется
«Современные цветовые решения отделки помещений».
В
результате
образовательной
цели
урока,
вы овладеете
профессиональными компетенциями и будете знать, как выбрать цвет, для
отделки
помещений, в
этом
вам
помогут
современные
технологии
-
использование компьютера. А также будете знать, как работать в команде,
как нести ответственность за команду, за себя и за товарища в команде.
Вы видите оценочную ведомость. Она имеет несколько столбцов, это этапы
урока.
За
каждый
этап
задания
буду
выставлять
оценки
в
оценочную
ведомость (Приложение №1), а в журнал выставлю итоговую оценку«4» или
«5»., которая сложится из всех оценок.
Ребята, несколько вопросов, по пройденной теме.
2.
Опрос – 3 минуты:
какие цвета называются ахроматическими;
Ответ: к ахроматическим цветам относятся: чёрные, белые и все серые
оттенки.
назовите хроматические тона;
Ответ: к хроматическим цветам относятся все цветные цвета
перечислите тёплые цвета;
Ответ: все оттенки красного, жёлтого и коричневого относятся к тёплым
тонам
каким способом можно зрительно увеличить высоту помещения?
Ответ: зрительно увеличить высоту помещения можно с помощью
вертикальных полос;
для каких целей в отделке используют горизонтальные рисунки и
полосы?
Ответ: горизонтально расположенные рисунки используют для снижения
высоты и зрительного расширения стен, если помещение узкое.
назовите холодные цвета;
Ответ: зелёный с голубым оттенком, бирюзовый, все оттенки синего, белый и
даже розовый с холодным оттенком.
какие тона относятся к тяжёлым;
Ответ: чёрный и все тёмные: тёмно – синий, тёмно – зелёный, тёмно –
красный, тёмно – коричневый и т.д.
перечислите воздушные тона.
Ответ: белый, светло – голубой, светло – светло – розовый, светло – светло –
зелёный, светло – светло – жёлтый и др
(Выставить оценки)
3.
Объяснение урока – 20 минут.
Тема сегодняшнего урока «Современные цветовые решения отделки
помещений». Как я уже сказала, урок у нас будет проходить в форме игры.
В игре участвуют приглашённые педагоги, и они играют роли «владельцев
квартир» и 5-х членов жюри. Сейчас я вам их представлю:
заказчик гостиной загородного дома «Юкки»
владелец квартиры № 25
владелец квартиры № 25
оператор телепрограммы «Ремонт своими руками».
члены жюри
Преподаватель подходит к «Заказчикам» и получает заказ на работу и
пожелания к отделке.
Ребята, в наши дизайнерские БЮРО поступили заказы на проведение
дизайнерских проектов.
Преподаватель выдаёт задание капитанам команд.
Юпитер
- квартира №25 – оформить спальню.
1) Подобрать цветовую отделку для спальни, h = 3, 50; S = 12м;
объект находится на 10 этаже выходит окнами на юг,
2) Выполнить два образеца отделки на компьютере
3) Перенести отделку на макет и представить заказчикам.
Альтаир
- гостиная загородного дома в посёлке «Юкки»
1) Подобрать цвета для отделки помещения, выходящей окнами на юго –
восток. Гостиная
разноуровневая
по
высоте,
а
также
состоит
из
двух
помещений, составляющее единое целое. S = 40 кв м .
2) Выполнить два образеца отделки на компьютере
3) Перенести отделку на макет и представить заказчикам.
Работая на
компьютере,
необходимо
соблюдать
инструкцию
по
безопасным условиям труда для пользователей ПК. Пользуясь ножом или
ножницами, не размахивайте ими, поработали - сразу положите на стол, нож
– закройте. Используя клей, если капнули на пол, сразу вытрете ветошью,
чтобы не подскользнуться и не получить травму.
Прежде, чем вы приступите к выполнению задания, я покажу презентацию,
которая
окажет
вам
помощь
при
выборе
цвета.
Демонстрируется
презентация - «Эстетика цветового дизайна».
К заданию выдаются справочники фирмы «TIKKURILA»:
«Декоративные эффекты»;
«Вдохновение для Вашего интерьера…»;
Две колерные карты;
«Окраска интерьера»;
цветовой круг «Освальда».
После
чего
ставится
«Программу
цветового
дизайна» фирмы
«
TIKKURILA»
и показываются приёмы работы с ней.
4.
Практическая часть урока – 45 минут.
Ребята,
выполните
пожалуйста
два
вида
цветовых
решений,
чтобы
заказчик мог выбрать наиболее понравившийся образец, который вы будете
выполнять на макете.
Отделам «Альтаир» и «Юпитер» предлагается приступить к работе
на
компьютерах в соответствием с заданием. Дети выбирают цвет отделки,
используя «Программу цветового дизайна» и опираясь на полученные
знания
по
модулю
«Технологии
малярных
работ»,
тема:
«Основы
цветоведения»
и
по
дисциплине
«Основы
материаловедения»,
тема
«Свойства пигментов».
Во время работы преподаватель подходит к командам – консультируя
детей. Далее команды представляют свои образцы «заказчикам проектов»,
противоположной команде, преподавателю и один экземпляр оставляют
себе,
обосновывают,
почему
были
выбраны данные цветовые решения.
Представляют
выполненные
проекты,
выслушивают
пожелания
от
«заказчиков»
и
приступают
к
выполнению
задания
на
макете
и
снова
представляют свою работу «Заказчику».
После чего, приглашённые педагоги, выполняющие игровые роли,
высказываются о выполненной работе (2 ~ 5 минут).
Команды, также участвуют в обсуждении работ противоположных
«Отделов».
5.
Теоретическая часть урока – 10 минут.
Детям предлагается сыграть в КВН.
1.
Обучающиеся рассказывают стихи о профессии.
2.
Представляют заготовленное домашнее задание (рассказать смешную
историю связанную с профессией).
3.
Загадать загадки.
Каждый
этап
игры команд оценивает жюри, роль которых играют
приглашённые
педагоги.
(Жюри
имеют
красные
и
синие
флажки,
в
зависимости, ответ какой команды понравился больше, тот флажок и
поднимается).
Оценка
выставляется
по
итогам
конкурса
в
ведомость(приложение №2)
6. Подведение итогов урока – 10 минут
1.
Закрепление нового материала в виде контрольных вопросов:
каким способом можно зрительно увеличить высоту помещения?
Ответ: зрительно увеличить высоту помещения можно с помощью
вертикальных полос;
для каких целей в отделке используют горизонтальные рисунки и
полосы?
Ответ: горизонтально расположенные рисунки используют для снижения
высоты и зрительного расширения стен, если помещение узкое.
какие
цвета
рекомендуется
использовать
в
отделке
людям
с
повышенным кровяным давлением?
Ответ: синий разбелённый, голубой, бирюзовый.
какой цвет является наиболее удаляющим?
Ответ: бирюзовый.
какие цвета имитируют солнечное освещение?
Ответ: жёлтый, оранжевый.
какие цвета вызывают тревожность?
Ответ: чёрный, тёмно – коричневый, фиолетовый и все цвета тёмных, почти
чёрных оттенков.
при пониженном кровяном давлении, какой цвет в отделке лучше
использовать?
Ответ: цвета тёплых тонов: красные, жёлтые, оранжевые и их оттенки.
(выставить оценки)
2.
Выставить оценки (
удовлетворительные и неудовлетворительные не ставятся).
За все виды ответов оценки выставляются в критериях оценочной
ведомости ( приложение №1).
3.
Награждение участников урока:
детей поблагодарить за участие
победившая
команда
получает
призы
более
ценнее,
чем
проигравшая, а если ничья – призы всем одинаковые;
лучшему участнику от каждой команды дополнительный приз.
4) Задать домашнее задание.