Автор: Фукс Людмила Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №113 имени Сергея Семенова"
Населённый пункт: город Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: "Эстетическое воспитание как средство духовно-нравственного развития школьников"
Раздел: среднее образование
«Эстетическое
воспитание
как
средство
духовно-нравственного
развития
школьников»
(Из опыта работы музея истории Ленинского района МБОУ "СОШ № 113 имени
Сергея Семенова" города Барнаула).
Музей истории Ленинского района - своеобразное культурное пространство школы,
выходящее за рамки учебных занятий, где происходит обучение и воспитание,
пропаганда знаний о природе и обществе, истории и культуре. В музее разработаны и
реализуются культурно-образовательные программы, в которых делается ставка на
развитие интеллектуальных, физических, духовных задатков школьников.
Задачи формирования духовной культуры школьников являются не менее важными,
чем задачи образовательные. Проблема духовно - нравственного воспитания личности
всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое
значение.
Основа духовно-нравственного развития школьников - эстетическое воспитание -
воспитание
способности
восприятия
и правильного
понимания
прекрасного
в действительности и в искусстве. Одним из средств эстетического воспитания
является выставочная деятельность, которой в музее истории Ленинского района
уделяется особое внимание.
Задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не
может быть решена без глубокого познания духовного богатства своего народа,
освоения школьниками народной культуры. Одним из механизмов в достижении этих
целей являются выставки.
В качестве примера можно привести выставку «Огнем рожденное искусство» (автор:
гончар В. Гычев); «Пейзажи родного края» (автор: художница Л. Никольская);
«Вышитая картина» (7 участников); «Поющие пески» (автор: художница
Л.
Родионова); «Волшебный мир бисера» (автор: Н. Даммер) и другие.
«Волшебный мир бисера» «Пейзажи родного края
«Мелодии березовой коры» «В мире украшений»
1
Творческие выставки помогают получать дополнительные знания, рассказывают о
событиях и достижениях («Шаг во Вселенную»), раскрывают интересные факты и
события, произошедшие в стране или родном крае, "описывают" историю («Герб моей
семьи»),
географическое,
экологическое,
природное,
экономическое
состояние
местности («Акварельная поляна»), развивают эстетическое отношение к миру и
природе, творческое воображение («Космическая рапсодия»), интерес и любовь к
искусству («Жизнь - творчество, творчество - жизнь!»).
«Путешествие в мир творчества и увлечений» (живописи, декоративно-прикладного
искусства, графики, дизайна, скульптуры, архитектуры)
погружает в мир красоты и добра, влияет на формирование сознания учащихся,
приобщает их
к культурно-эстетическим ценностям, способствует обогащению
представлений о природном и рукотворном мире.
Одно из эффективных средств воспитания духовно-нравственных ценностей
учащихся - изобразительное искусство - средство осознания мира и духовного
развития личности.
«Путь к творчеству» - так называлась выставка работ живописца, графика, члена
Союза художников России Людмилы Никольской.
В своих картинах художница
передает удивительную задушевность обыденной жизни сибирской провинции, любит
писать пейзажи, в которых посетители выставки узнают улицы, площади, памятники
родного города Барнаула. Благодаря творчеству Л. Никольской многие открыли для
себя "новый" город и красоту своей малой родины. Чувство любви к родному городу и
своей стране помогают развитию человека, его становления как духовной цельной
личности. Только научившись любить свою малую Родину, можно говорить о любви
к Родине, своему народу.
Изобразительное искусство способствует формированию творческой личности,
раскрывает внутренний мир человека, обогащает его чувства, помогает учащимся
воспринимать то, что они непосредственно наблюдают в окружающем их мире и
осознать, что их город - частица Родины, а они - часть великого русского народа.
На выставке живописи «Возрождение»
были представлены различные жанры
живописи: портрет, пейзаж, натюрморт, анимализм. Во время общения с художниками
школьники задавали много вопросов, проявляя живой интерес к их творчеству,
общественной жизни, различным видам человеческой деятельности, что, несомненно,
обогатило их нравственный опыт, способствовало формированию нравственного
сознания.
На духовное развитие личности активно воздействует народное декоративно-
прикладное искусство, которое является национальным по содержанию. В нашем
музее регулярно проводятся как персональные, так и коллективные выставки, на
которых представлены все жанры декоративно-прикладного искусства: гончарное
ремесло, ювелирное искусство, вышивка, резьба по дереву, художественное вязание,
текстильная игрушка и кукла, бисероплетение, лоскутная техника, кружевоплетение,
роспись по дереву, художественная обработка дерева.
«Вышитая картина» - выставка, которая была представлена разными видами
вышивания: счетный крест, гладь, вышивка бисером,
ришелье, вышивка лентами.
Изучение истории вышивки
приобщает к национальной культуре,
знакомит с
историей и бытом русского народа, формирует интерес к истории своей страны.
2
Выставка «Роспись как вид искусства» - сундуки, прялки, разделочные доски, панно,
подносы и шкатулки. Автор работ Сергей Ершов познакомил посетителей выставки с
разными видами народной декоративной росписи, чем вызвал интерес к данному виду
творчества, с чего и начинается формирование чувства национального достоинства,
пробуждается интерес к истории и культуре своей Родины.
Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям красоту родной природы.
Выставка «Мелодии березовой коры» К. Ф. Колтакова – живопись на бересте: холмы,
берега рек, озера, горы… Береста придает картинам неповторимое своеобразие,
создает впечатление, что сама русская душа нашла отражение на тонкой березовой
коре! Красота родной природы восхищает детей,
помогает увидеть красоту
окружающего мира и открыть этот мир во всем богатстве и красоте.
Нельзя не упомянуть и о таких выставках, как «Лоскутной россыпи узоры»,
«Бабушка – рукодельница», «Волшебный мир бисера», «Мир кукол», «В мире
украшений», «Путешествие в мир кружева», которые погружают в мир красоты и
добра,
развивают творческие способности,
естественным образом формируют
сознание.
Выставки картин из цветного песка Любови Родионовой «О тебе молюсь»- поистине
удивительный вид искусства. Иконы - часть русской культуры, символ духовности
России. В отличие от светской картины икона всегда способствует формированию
духовно-нравственной
культуры
учащихся.
Выставка «Музей масок» вызвала у посетителей музея особый интерес. Этот вид
искусства на сегодняшний день считается редким. Автор - художник, коллекционер и
реставратор Сергей Ершов. В
коллекции масок 183 экспоната: знаменитости,
политики, писатели, актеры, герои русских писателей и сказочников, знакомство с
которыми погружает в мир истории и литературы, мир сказок и волшебный мир кино.
Посещение выставки способствует приобретению новых знаний, формированию
нравственных понятий, потребности в общении с историко-культурным наследием.
Участие
детей в организации и проведении творческих выставок («Юный
дизайнер", «Герб моей семьи», фотовыставка «Мои домашние питомцы», «Модели
техники ВОВ», «Пейзажи родной земли», «Куклы – обереги», «Вторая жизнь вещей»
развивает их творческие способности, которые проявляются в умении адекватно
реагировать на происходящее в общественной, научной и культурной жизни.
Выставка «Вторая жизнь вещей»,
созданная детьми и родителями, удивила даже
самих авторов - работы были великолепны! Наряду с получением положительных
эмоций была решена еще одна задача - формирование экологической культуры и
эстетического
отношения
человека
к
природе
посредством
экологического
воспитания,
которое
является
важной
составляющей
духовно-нравственного
воспитания.
Сегодня отношение людей к семье, к Родине и её истории развиваются в двух
направлениях - глубокое патриотическое чувство, ведущее к активной созидательной
позиции - с одной стороны, вандализм и циничный отказ от своего Отечества - с
другой. По какому пути пойдёт новое поколение? Это зависит, в том числе, и от
школьного музея, от того, какое влияние оказывает он на уровень воспитанности
обучающихся и их духовно – нравственное становление. Эстетическому воспитанию
как основе духовно-нравственного развития личности необходимо уделять особое
3
внимание, т.к. оно гармонизирует и развивает все духовные способности человека,
формирует мировоззрение, является одной из составных частей культуры. Задачи
эстетического
воспитания
тесно
связаны
с
нравственным
воспитанием
-
формированием доброты, гуманизма и справедливости. Завершить свое выступление я
хочу высказыванием Аристотеля, который писал, что искусство способно оказывать
влияние на душу человека, а поскольку оно обладает таким свойством, то должно
быть включено в число предметов воспитания молодежи.
Автор:
педагог
дополнительного
образования,
руководитель
музея
истории
Ленинского района (МБОУ "СОШ № 113 имени Сергея Семенова" города Барнаула)
Фукс Людмила Александровна.
4