Напоминание

Технологическая карта урока по ФГОС


Автор: Батыршина Зилия Миргалиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Елимбетово имени Героя Советского Союза Хасанова С.Х.
Населённый пункт: РБ Стерлибашевский район с.Елимбетово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Технологическая карта урока по ФГОС
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая карта урока по ФГОС: образец ТК и правила оформления

Отличия между технологической картой и конспектом

В новых ФГОС к современному уроку предъявляются особые требования, направленные

на повышение его эффективности. Урок должен носить проблемный и развивающий

характер, способствовать формированию личностных и предметных компетентностей,

УУД. Также в процессе введения ФГОС учителю нужно ориентироваться на достижение

школьниками трех групп планируемых образовательных результатов, которые должны

быть сформулированы не в виде списка традиционных знаний, умений и навыков, а в виде

формируемых способов деятельности.

Эти требования должны найти свое отражение в описании хода урока.

Технологическая карта урока по ФГОС имеет вид таблицы. Однако это не единственное

отличие

от

традиционного

конспекта.

Их

намного

больше

и

касаются

они

информационной наполненности каждой из указанных форм.

Приведем их сравнительную характеристику (см. ниже).

Таким образом, запись хода урока в форме технологической карты дает учителю

возможность еще на стадии подготовки к нему максимально детализировать его

содержание,

эффективно

отразить

основные

моменты

рабочей

программы,

соответствующие теме занятия. Позволяет оценить рациональность и потенциальную

эффективность выбранного содержания, форм, методов, средств и видов учебной

деятельности на каждом этапе урока.

Технологическая карта урока по ФГОС

Конспект урока

Позволяет

демонстрировать

системно-деятельностный

подход в ходе проведения урока, поскольку содержит

описание деятельности всех участников учебного процесса

при выполнении каждого действия, указывает характер

взаимодействия между учителем и учениками.

Имеет

вид

сценария,

который

включает

в

основном описание слов и

действий учителя.

Включает характеристику деятельности обучающихся с

указанием

УУД,

формируемых

в

процесса

каждого

учебного действия.

Содержит

указание

и

описание основных форм и

методов, используемых на

уроке.

Помогает осознавать планируемые результаты каждого

вида деятельности и контролировать этот процесс.

Указываются только общие

цели всего урока.

Рекомендации по разработке технологической карты

Вопрос обязательных требований к разработке, структуре и форме технологической карты

урока не имеет законодательного урегулирования. Приведем несколько рекомендаций и

образцы,

которые

предоставлены

педагогами,

имеющими

опыт

в

составлении

технологической карты урока по ФГОС.

1.Необходимо оформлять «шапку» технологической карты. Например:

Предмет: Русский язык

Тема урока: Корень слова. Как найти корень слова?

Тип урока: урок открытия нового знания.

Прогнозируемые результаты

личностные:

учить проверять себя;

учить давать оценку своим действиям;

учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;

метапредметные:

учить анализировать и выделять общее;

учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий;

предметные:

вспомнить понятие однокоренные и родственные слова;

дать уточненное определение термина «корень»;

учить находить корень слова;

учить подбирать родственные слова разных частей речи.

Дидактические средства: учебник, памятки, карточки с заданиями для групповой

работы.

Оборудование: цветные стикеры, шаблоны деревьев и листочков для групповой работы,

макеты снежков.

2.Не стоит излишне «раздувать» технологическую карту урока. Это только затруднит ее

использование во время занятия. Оптимальным вариантом является образец, который

будет включать такие разделы:

Этап

урока

Виды

работы,

формы,

методы,

приемы

Содержание

педагогического

взаимодействия

Формируемые

УУД

Планируемые

результаты

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

3.При желании в технологическую карту можно добавить графу «Время», «Использование

ИКТ», «Способ промежуточного контроля» и др.

4.В

технологической

карте указываются

традиционные

этапы

урока.

Иногда,

в

зависимости от типа урока, некоторые этапы можно объединить или исключить.

5.Для указания УУД и планируемых результатов можно использовать материал рабочей

программы.

6.Следует не забывать, что урок должен иметь также воспитательный и развивающий

характер.

В

технологической

карте

необходимо

использовать

соответствующие

формулировки: «способствовать формированию (развитию или воспитанию) …» или

«создать условия для формирования (развития или воспитания) …».

7.После технологической карты можно разместить необходимые дополнения: схемы,

образцы решения, тесты.

8.Можно

воспользоваться

специальными

компьютерными

программами,

которые

ускоряют процесс создания такой технологической карты. Они содержат рабочую

программу по определенному предмету, описание всех УУД и планируемых результатов.

При введении в электронный конструктор темы и номера урока все соответствующие

параметры автоматически вносятся в шаблон технологической карты. Учителю остается

сделать необходимую коррекцию и заполнить содержательный раздел карты.

Рассмотрим образец составления технологической карты урока по ФГОС: фрагмент урока

русского языка в 3 классе.

Этап урока

Виды работы,

формы,

методы,

приемы

Содержание

педагогического

взаимодействия

Формируемые

УУД

Планируемы

е результаты

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Мотивация

к

учебной

деятельност

и

Словесное

приветствие.

Приветствует

детей, проверяет

их готовность к

уроку.

Настраивает

на

активную

работу.

- Прозвенел уже

звонок.

Начинаем

наш

урок.

Добрый день!

- Вы готовы к

нашему уроку?

Организовыва

ют

рабочее

место.

Здороваются с

учителем.

Личностные:

управление

своим

настроением,

умение

выражать

эмоции.

Метапредметн

ые:

организовывать

рабочее место,

настраиваться

на

познавательну

ю

деятельность.

Организоват

ь детей.

Проверить

готовность к

уроку.

Интерактивна

я

игра

«Поделись

позитивом».

.

-

С

каким

настроением вы

пришли на урок?

-

Те,

у

кого

хорошее

настроение,

пусть встанут.

- Подойдите к

своим

товарищам,

которые сегодня

«не в духе» и

передайте

им

Отвечают

на

вопросы,

обмениваются

позитивными

репликами.

Создать

позитивное

настроение.

частичку своего

позитива:

скажите

приятные слова,

улыбнитесь

и

пожмите

руку,

обнимитесь

и

т.д.

Актуализац

ия знаний

Минутка

чистописания

(фронтально)

Демонстрация

образца

написания,

комментировани

е

правила

каллиграфическо

го письма букв и

их соединений.

Ос, ом, ло, бо

Уж небо осенью

дышало…

Самостоятель

но выполняют

письмо

по

образцу

Личностные:

проявлять

старательность.

Метапредметн

ые:

правильно

располагать

тетрадь,

вести

аккуратные

записи

в

тетради.

Предметные:

каллиграфичес

кое

написание

букв,

буквосочетани

й

Воспитывать

аккуратность

,

формировать

навыки

каллиграфии

.

Словарный

диктант

(фронтально)

Диктует

слова,

контролирует

написание

и

объяснение

орфограмм

Ракета, погода,

береза,

картофель,

желтый,

шёл, огород.

Выполняют

письмо

под

диктовку

(один

ученик

у доски, один

комментирует

правильность

написания),

подчеркивают

орфограммы.

Личностные:

контролируют

свои действия.

Предметные:

запоминают

словарные

слова,

учатся

видеть

орфограммы.

Развивать

грамотность,

орфографиче

с-кую

зоркость.

Грамматическ

ая

разминка

(фронтально)

Проводит

беседу.

Контролирует

правильность

ответов

учеников

- Какие слова мы

записали?

-

Что

значит

«словарные

слова»?

-

Давайте

составим

предложение со

словом желтый.

Деревья

Дают

ответы

на вопросы.

Составляют

предложения.

Называют

Метапредметн

ые:

развитие

словарного

запаса,

устной

монологическо

й речи.

Предметные:

определяют

главные члены

предложения,

различают

части речи.

Развивать

речь детей.

Актуализиро

-вать знания

покрыты

желтыми

листьями.

Желтые листья

кружатся

над

землёй.

-

Выделим

в

предложении

основу.

- Определим, к

каким

частям

речи относятся

слова

в

предложении.

-

Скажите,

о

каком

времени

года

мы

составили

предложение?

основу

предложения.

Определяют, к

каким частям

речи

относятся

слова

в

предложении.

детей

о

частях речи.

Постановка

учебной

задачи

Интерактивна

я

игра

«Мозговой

штурм»

(фронтально)

Организовывает

проведение

лингвистическог

о исследования.

- В

последний

месяц

осени

значительно

холодает,

и

ночью

могут

наблюдаться

заморозки. Что

обозначает это

слово?

-

Исследуем

состав слова

заморозок.

-

определите

корень слова.

Зам, мор, замор,

мороз.

-

запишите

корень

на

стикер

и

прикрепите

к

доске.

(Учитель

записывает

варианты

на

доске).

Определяют и

записывают

корень

слова

на

стикер.

Наклеивают

на доску.

Личностные:

проводят

самооценивани

е,

определяют

уровень

своих

знаний,

формируется

стремление

к

познанию.

Метапредметн

ые:

учатся

анализировать,

сопоставлять,

делать выводы,

ставить

цели

познавательной

деятельности.

Предметные:

повторяют

понятия

«корень»,

«однокоренные

слова»,

вспоминают

правило

определения

корня.

Создать

проблемную

ситуацию,

подтолкнуть

детей

к

осознанию

необходимос

ти

в

получении

новых

знаний.

Формулирован

ие

темы

и

целей

урока

(фронтально)

Проводит

параллель

с

ранее изученным

материалом.

Размышляют.

Отвечают

на

вопросы.

Формулируют

Организует

фиксацию

интеллектуальн

ых затруднений

при выполнении

задания. Готовит

детей

к

формулировани

ю темы и цели

урока

- Ребята, какой

вариант

правильный?

Можете ли вы с

уверенностью

сказать

правильный

вариант?

- Значит мы не

научились

еще

правильно

выделять корень

в

слове.

Какие

знания и умения

нам нужны для

этого?

-

Что

такое

корень?

-

Какие

слова

называются

однокоренными?

- Как

найти

корень слова?

Как

вы

считаете,

какая

тема

нашего урока?

(ФОО

фундаментальн

ый

образовательны

й объект)

-

Какие

новые

знания

мы

должны

получить

сегодня

на

уроке?

тему

и

образовательн

ые цели урока.

Технологическая

карта

урока

по

ФГОС

современная

форма

планирования

педагогического взаимодействия между учителем и учениками, которая содержит

перечень

их

действий

по

достижению

целей

обучения

в

последовательности,

отображенной в этапах урока. Ее использование дает возможность оптимизировать

процесс формирования и развития личности школьника на уроке.



В раздел образования




Яндекс.Метрика