Автор: Батыршина Зилия Миргалиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Елимбетово имени Героя Советского Союза Хасанова С.Х.
Населённый пункт: РБ Стерлибашевский район с.Елимбетово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Технологическая карта урока по ФГОС
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока по ФГОС: образец ТК и правила оформления
Отличия между технологической картой и конспектом
В новых ФГОС к современному уроку предъявляются особые требования, направленные
на повышение его эффективности. Урок должен носить проблемный и развивающий
характер, способствовать формированию личностных и предметных компетентностей,
УУД. Также в процессе введения ФГОС учителю нужно ориентироваться на достижение
школьниками трех групп планируемых образовательных результатов, которые должны
быть сформулированы не в виде списка традиционных знаний, умений и навыков, а в виде
формируемых способов деятельности.
Эти требования должны найти свое отражение в описании хода урока.
Технологическая карта урока по ФГОС имеет вид таблицы. Однако это не единственное
отличие
от
традиционного
конспекта.
Их
намного
больше
и
касаются
они
информационной наполненности каждой из указанных форм.
Приведем их сравнительную характеристику (см. ниже).
Таким образом, запись хода урока в форме технологической карты дает учителю
возможность еще на стадии подготовки к нему максимально детализировать его
содержание,
эффективно
отразить
основные
моменты
рабочей
программы,
соответствующие теме занятия. Позволяет оценить рациональность и потенциальную
эффективность выбранного содержания, форм, методов, средств и видов учебной
деятельности на каждом этапе урока.
Технологическая карта урока по ФГОС
Конспект урока
Позволяет
демонстрировать
системно-деятельностный
подход в ходе проведения урока, поскольку содержит
описание деятельности всех участников учебного процесса
при выполнении каждого действия, указывает характер
взаимодействия между учителем и учениками.
Имеет
вид
сценария,
который
включает
в
основном описание слов и
действий учителя.
Включает характеристику деятельности обучающихся с
указанием
УУД,
формируемых
в
процесса
каждого
учебного действия.
Содержит
указание
и
описание основных форм и
методов, используемых на
уроке.
Помогает осознавать планируемые результаты каждого
вида деятельности и контролировать этот процесс.
Указываются только общие
цели всего урока.
Рекомендации по разработке технологической карты
Вопрос обязательных требований к разработке, структуре и форме технологической карты
урока не имеет законодательного урегулирования. Приведем несколько рекомендаций и
образцы,
которые
предоставлены
педагогами,
имеющими
опыт
в
составлении
технологической карты урока по ФГОС.
1.Необходимо оформлять «шапку» технологической карты. Например:
Предмет: Русский язык
Тема урока: Корень слова. Как найти корень слова?
Тип урока: урок открытия нового знания.
Прогнозируемые результаты
личностные:
учить проверять себя;
учить давать оценку своим действиям;
учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;
метапредметные:
учить анализировать и выделять общее;
учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий;
предметные:
вспомнить понятие однокоренные и родственные слова;
дать уточненное определение термина «корень»;
учить находить корень слова;
учить подбирать родственные слова разных частей речи.
Дидактические средства: учебник, памятки, карточки с заданиями для групповой
работы.
Оборудование: цветные стикеры, шаблоны деревьев и листочков для групповой работы,
макеты снежков.
2.Не стоит излишне «раздувать» технологическую карту урока. Это только затруднит ее
использование во время занятия. Оптимальным вариантом является образец, который
будет включать такие разделы:
Этап
урока
Виды
работы,
формы,
методы,
приемы
Содержание
педагогического
взаимодействия
Формируемые
УУД
Планируемые
результаты
Деятельность
учителя
Деятельность
обучающихся
3.При желании в технологическую карту можно добавить графу «Время», «Использование
ИКТ», «Способ промежуточного контроля» и др.
4.В
технологической
карте указываются
традиционные
этапы
урока.
Иногда,
в
зависимости от типа урока, некоторые этапы можно объединить или исключить.
5.Для указания УУД и планируемых результатов можно использовать материал рабочей
программы.
6.Следует не забывать, что урок должен иметь также воспитательный и развивающий
характер.
В
технологической
карте
необходимо
использовать
соответствующие
формулировки: «способствовать формированию (развитию или воспитанию) …» или
«создать условия для формирования (развития или воспитания) …».
7.После технологической карты можно разместить необходимые дополнения: схемы,
образцы решения, тесты.
8.Можно
воспользоваться
специальными
компьютерными
программами,
которые
ускоряют процесс создания такой технологической карты. Они содержат рабочую
программу по определенному предмету, описание всех УУД и планируемых результатов.
При введении в электронный конструктор темы и номера урока все соответствующие
параметры автоматически вносятся в шаблон технологической карты. Учителю остается
сделать необходимую коррекцию и заполнить содержательный раздел карты.
Рассмотрим образец составления технологической карты урока по ФГОС: фрагмент урока
русского языка в 3 классе.
Этап урока
Виды работы,
формы,
методы,
приемы
Содержание
педагогического
взаимодействия
Формируемые
УУД
Планируемы
е результаты
Деятельность
учителя
Деятельность
обучающихся
Мотивация
к
учебной
деятельност
и
Словесное
приветствие.
Приветствует
детей, проверяет
их готовность к
уроку.
Настраивает
на
активную
работу.
- Прозвенел уже
звонок.
Начинаем
наш
урок.
Добрый день!
- Вы готовы к
нашему уроку?
Организовыва
ют
рабочее
место.
Здороваются с
учителем.
Личностные:
управление
своим
настроением,
умение
выражать
эмоции.
Метапредметн
ые:
организовывать
рабочее место,
настраиваться
на
познавательну
ю
деятельность.
Организоват
ь детей.
Проверить
готовность к
уроку.
Интерактивна
я
игра
«Поделись
позитивом».
.
-
С
каким
настроением вы
пришли на урок?
-
Те,
у
кого
хорошее
настроение,
пусть встанут.
- Подойдите к
своим
товарищам,
которые сегодня
«не в духе» и
передайте
им
Отвечают
на
вопросы,
обмениваются
позитивными
репликами.
Создать
позитивное
настроение.
частичку своего
позитива:
скажите
приятные слова,
улыбнитесь
и
пожмите
руку,
обнимитесь
и
т.д.
Актуализац
ия знаний
Минутка
чистописания
(фронтально)
Демонстрация
образца
написания,
комментировани
е
правила
каллиграфическо
го письма букв и
их соединений.
Ос, ом, ло, бо
Уж небо осенью
дышало…
Самостоятель
но выполняют
письмо
по
образцу
Личностные:
проявлять
старательность.
Метапредметн
ые:
правильно
располагать
тетрадь,
вести
аккуратные
записи
в
тетради.
Предметные:
каллиграфичес
кое
написание
букв,
буквосочетани
й
Воспитывать
аккуратность
,
формировать
навыки
каллиграфии
.
Словарный
диктант
(фронтально)
Диктует
слова,
контролирует
написание
и
объяснение
орфограмм
Ракета, погода,
береза,
картофель,
желтый,
шёл, огород.
Выполняют
письмо
под
диктовку
(один
ученик
у доски, один
–
комментирует
правильность
написания),
подчеркивают
орфограммы.
Личностные:
контролируют
свои действия.
Предметные:
запоминают
словарные
слова,
учатся
видеть
орфограммы.
Развивать
грамотность,
орфографиче
с-кую
зоркость.
Грамматическ
ая
разминка
(фронтально)
Проводит
беседу.
Контролирует
правильность
ответов
учеников
- Какие слова мы
записали?
-
Что
значит
«словарные
слова»?
-
Давайте
составим
предложение со
словом желтый.
Деревья
Дают
ответы
на вопросы.
Составляют
предложения.
Называют
Метапредметн
ые:
развитие
словарного
запаса,
устной
монологическо
й речи.
Предметные:
определяют
главные члены
предложения,
различают
части речи.
Развивать
речь детей.
Актуализиро
-вать знания
покрыты
желтыми
листьями.
Желтые листья
кружатся
над
землёй.
-
Выделим
в
предложении
основу.
- Определим, к
каким
частям
речи относятся
слова
в
предложении.
-
Скажите,
о
каком
времени
года
мы
составили
предложение?
основу
предложения.
Определяют, к
каким частям
речи
относятся
слова
в
предложении.
детей
о
частях речи.
Постановка
учебной
задачи
Интерактивна
я
игра
«Мозговой
штурм»
(фронтально)
Организовывает
проведение
лингвистическог
о исследования.
- В
последний
месяц
осени
значительно
холодает,
и
ночью
могут
наблюдаться
заморозки. Что
обозначает это
слово?
-
Исследуем
состав слова
заморозок.
-
определите
корень слова.
Зам, мор, замор,
мороз.
-
запишите
корень
на
стикер
и
прикрепите
к
доске.
(Учитель
записывает
варианты
на
доске).
Определяют и
записывают
корень
слова
на
стикер.
Наклеивают
на доску.
Личностные:
проводят
самооценивани
е,
определяют
уровень
своих
знаний,
формируется
стремление
к
познанию.
Метапредметн
ые:
учатся
анализировать,
сопоставлять,
делать выводы,
ставить
цели
познавательной
деятельности.
Предметные:
повторяют
понятия
«корень»,
«однокоренные
слова»,
вспоминают
правило
определения
корня.
Создать
проблемную
ситуацию,
подтолкнуть
детей
к
осознанию
необходимос
ти
в
получении
новых
знаний.
Формулирован
ие
темы
и
целей
урока
(фронтально)
Проводит
параллель
с
ранее изученным
материалом.
Размышляют.
Отвечают
на
вопросы.
Формулируют
Организует
фиксацию
интеллектуальн
ых затруднений
при выполнении
задания. Готовит
детей
к
формулировани
ю темы и цели
урока
- Ребята, какой
вариант
правильный?
Можете ли вы с
уверенностью
сказать
правильный
вариант?
- Значит мы не
научились
еще
правильно
выделять корень
в
слове.
Какие
знания и умения
нам нужны для
этого?
-
Что
такое
корень?
-
Какие
слова
называются
однокоренными?
- Как
найти
корень слова?
Как
вы
считаете,
какая
тема
нашего урока?
(ФОО
–
фундаментальн
ый
образовательны
й объект)
-
Какие
новые
знания
мы
должны
получить
сегодня
на
уроке?
тему
и
образовательн
ые цели урока.
Технологическая
карта
урока
по
ФГОС
—
современная
форма
планирования
педагогического взаимодействия между учителем и учениками, которая содержит
перечень
их
действий
по
достижению
целей
обучения
в
последовательности,
отображенной в этапах урока. Ее использование дает возможность оптимизировать
процесс формирования и развития личности школьника на уроке.