Автор: Гуляева Наталья Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " ДСКВ№7 "Дарование"
Населённый пункт: Кемеровская область, г. Юрга
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Ребёнок и компьютер"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей «Компьютер, интернет, дошкольник»
Мы давно уже не видим, чтобы на улице дети играли в классики, прыгали
через резиночку. Не знают наши дети игру «Казаки – разбойники». А, может дети
сегодня другие? И не нужны им примитивные мячики и пирамидки, а нужны современные
технологии прямо с пелёнок?
Психологи говорят , что эволюция так не скачет, огромных различий между детьми и
родителями нет. Ребёнок должен пройти все этапы развития, и основной для
дошкольного возраста – игра. Если ребёнок не умеет играть в реальности, это весьма
опасно для будущего. Дети сейчас просто вырастают на гаджетах. Играют, общаются,
приобретая круг знакомых в интернете, даже ведут свои блоги. А ведь там весьма
идеализированное представление о жизни. В компьютерной игре проще самоутвердиться.
Например, можно каждый день побеждать дракона, погибать и оживать, используя
дополнительные жизни. Ребёнку, особенно дошкольнику, необходим физический контакт
с реальным миром, обратная связь, ему очень важно видеть результат своих действий.
Учиться выигрывать, проигрывать, договариваться, любить. Например, в компьютерной
игре малыш ухаживает, играет, воспитывает щенка, он очень горд своими результатами,
чувствует себя взрослым. Но в реальности совсем другое: за живым щенком надо
ухаживать, выводить на прогулки; его ведь можно погладить, а он в благодарность
оближет тебя, потрётся своим бочком. То есть, даст обратную связь, каждому ребёнку
важен тактильный контакт, тепло прикосновения. Тактильные контакты развивают
способность открываться миру. Если человек сидит в своём коконе, он не понимает, что
такое быть открытым, что такое не бояться. Те, кто проводит большую часть жизни у
гаджетов, не хотят потом взаимодействовать с миром: им это кажется опасным.
Психологи установили, что зависимость от гаджетов стойко формируются у детей уже в 3
- 4 года, и, если отобрать – наблюдаются истерики. И, к сожалению, родители слишком
поздно бьют тревогу – когда ребёнок идёт в школу. Тут и выясняется, что гаджеты
мешают учёбе. Ребёнок утверждает, что ему из - за уроков не хватает времени на свои
интернет – игры. Ведь игра для него – источник положительных эмоций, а это сродни
наркотику: усилий не надо – сыграл в игру (взял дозу) и получил удовлетворение (кайф).
Мы не призываем родителей спрятать все гаджеты, отключить интернет. Полностью
исключить компьютер из жизни ребенка вряд ли получится, хотя бы потому, что
современная система обучения во многих случаях предполагает его использование.
Необходимо просто придерживаться некоторых правил.
- Откажитесь от привычки «отделываться» от ребенка с помощью планшета. Это очень
удобно, чтобы выкроить часок-другой свободного времени, но цена этого времени может
быть слишком высокой. Займите ребенка чем-либо интересным, когда ребенок с головой
погружен в увлекательные занятия, ему уже не до планшетов, а в младшем возрасте детям
интересно все. Придумайте альтернативную деятельность. Это может быть спортивная
секция, кружок, совместные посещение выставок и т. п. Можно занять ребенка работой
по хозяйству: дети очень любят помогать родителям.
- Если ребенок начал засиживаться за играми, можно выманить его из-за компьютера без
запретов и других неприятных ситуаций – хитростью. Позовите малыша сыграть в более
интересную игру или заняться увлекательным делом. Переключите его внимание на себя,
ведь мама с папой гораздо интереснее, чем компьютер. Будьте бдительны и поступайте
так каждый раз, когда видите, что ребенок уделяет играм слишком много времени
- Дошкольники подражают родителям во всем, в том числе в манере поведения. Одна из
причин, по которой маленькие дети жить не могут без планшетов – родители-
гаджетоманы. Чтобы предупредить беду, скорректируйте свои привычки, возьмите уклон
в сторону интересного и полезного отдыха. Проводите больше времени вместе, гуляйте,
посещайте детские площадки, читайте, играйте в активные игры ….
.
Взрослые
черпают
информацию,
общаются
и
используют
интернет
в
качестве
развлечения. А что делают дети? Так ли необходим компьютер в детской комнате и зачем
ребенку интернет? Современный мир сейчас не представляется без компьютера, сотовой
связи и интернета. Научно - техническая революция расширила понятие грамотности:
теперь грамотным считается тот человек, который не только пишет, читает, считает, но и
умеет пользоваться персональным компьютером. Сегодня педагоги бьют тревогу, по
поводу того, что среди детей дошкольного возраста все чаще и чаще после знакомства с
пресловутым интернетом меняются их поведение и психика. Все это связывают с тем, что
ребенок сидит перед монитором компьютера. Полезно ли малышу в раннем возрасте
знакомиться с виртуальным миром? На сегодняшний день по данному поводу нет
однозначного мнения. Педиатры повторяют, что сидение за компьютером длительное
время
портит
осанку,
зрение.
До
конца
неизвестно
какое
влияние
оказывает
компьютерное излучение на неокрепший детский организм. Педагоги-дефектологи бьют
тревогу из-за катастрофического роста дислексии и дисграфии, который связывают с
повышенным интересом детей дошкольного возраста к компьютеру. Психологи говорят о
том, что у детей, которые проводят за компьютером много времени, развивается агрессия,
они чрезмерно возбудимы, выходя из мира виртуального, с трудом ориентируются в
реальном мире. Но с другой стороны, если человек не умеет пользоваться компьютером,
он не сможет в наше время добиться в любой сфере профессионального роста. Кроме
этого он лишится и других возможностей: быстро передавать и получать любую
информацию, находить и общаться с друзьями и др. Но проблему длительного
нахождения детей за компьютером, надо рассматривать, как и любой вопрос, с двух
позиций: негативной и более-менее положительной.
Вред интернета для ребенка
1. Проблемы со здоровьем. Маленький ребенок – непоседа. Постоянно двигаясь, он тем
самым тренирует свое тело. Компьютер же вынуждает ребенка сидеть на одном месте.
Таким образом, подолгу находясь возле компьютера, ребенок теряет время, которое мог
бы потратить на бег, прыжки и подвижные игры. Самые явные проблемы, которые грозят
детям, подолгу сидящим у экранов, – это неправильная осанка и ухудшение зрения. Чтобы
не возникло проблем с позвоночником и осанкой, родителям нужно позаботиться о
правильном стуле и столе. Высота стула должна быть такой, чтобы ноги ребенка стояли
на полу, согнутые в коленях под прямым углом, а руки лежали на столе, согнутые под
прямым углом в локтях. Чтобы избежать проблем со зрением, ребенку необходимо делать
частые перерывы. Дети дошкольного возраста могут непрерывно «работать» за
компьютером 7-10 минут, в зависимости от возраста. Во время перерыва следует
поморгать, а также посмотреть в окно на удаленные предметы, чтобы изменить фокус
зрачка.
2. Психические проблемы. Психика ребенка только формируется, поэтому информация,
которую он получает, должна быть отфильтрована. Если родители не контролируют, что
смотрит ребенок, во что он играет на компьютере, всегда есть шанс, что малыш
столкнется с тем, к чему не будет готов.
3. Третья проблема – социальная. Ребенок, который погрузился в компьютерный мир,
выпадает из мира реального. Время, которое он проводит у экрана, он не общается с
родителями и сверстниками. Получается, что интернет заменяет ребенку живого человека,
что для малышей не допустимо. Ребенку нужно человеческое общение. Интересный
мультик не должен заменять ему маму и папу. Говорить о пользе интернета можно лишь
тогда, когда он используется как дополнительное средство в обучении и развитии детей.
Главными же должны оставаться родители. Они отвечают за воспитание ребенка, а не
интернет.
Полезные свойства интернета для ребенка
1. Интернет – это бездонный источник информации, который всегда под рукой, если
уметь им пользоваться. На все ли детские вопросы родители могут дать ответ? Скорее
всего, нет. Что-то можно узнать из энциклопедий, если они есть в доме. Что-то спросить у
сведущих знакомых, если вспомнить таковых. Сколько придется потратить времени на
поиск
ответа?
Воспользовавшись
интернетом,
родители
скорее
удовлетворят
любопытство малыша и собственный пробел в знаниях. Умение добывать нужную
информацию – ценное качество, которое пригодится ребенку в будущем. Посредством
интернета можно развивать любознательность малыша и обучать его алгоритмам поиска.
2. Интернет – это возможность тренировать внимание и память, решать логические
задачки, развивать мыслительные процессы (анализ и синтез). Для детей дошкольного
возраста ведущей деятельностью является игра. Развивающие компьютерные игры – это
отличный тренажер для юных непосед. Главное – дозировать время у экрана и подбирать
игры, соответствующие возрасту.
3. Через игру ребенок быстрее познает мир. С помощью компьютерных обучающих игр
он узнает много полезной информации и расширит свой кругозор. На специальных сайтах
может увидеть панорамы разных уголков мира, побывать в музеях, рассмотреть
различных представителей животного мира. Но, как и в предыдущем пункте, родителям
следует контролировать и время, и подбор интернет-ресурсов.
4. Интернет – отличный помощник при изучении иностранных языков. Благодаря
интернету родители могут подобрать не только обучающие программы и игры, но также
песни, мультфильмы, передачи для детей на иностранном языке. Более того, давно
практикуются занятия и консультации по скайпу. Этот вариант обучения используют
чаще взрослые, но для некоторых детей он тоже возможен.
5. Посредством интернета мы получаем возможность общаться с родными и близкими,
как бы далеко они ни находились. Благодаря программам ребенок может слышать и
видеть бабушек и дедушек, братьев и сестер, а также родителей, когда они по каким-либо
причинам не рядом. Однако существуют жесткие требования к организации режима
работы на компьютере детей дошкольного возраста, обустройству рабочего места.
Соблюдение этих норм и требований позволит не доводить ребенка до состояния
переутомления, перенапряжения, а поможет сделать работу на компьютере полезной и
развивающей:
- не рекомендуется допускать ребенка дошкольного возраста к компьютеру чаще 2-3 раз в
неделю, больше одного раза в течение дня, а также поздно вечером или перед сном;
- продолжительность разовой работы ребенка на компьютере не должна превышать 10
минут для детей 5 лет, 15 минут – для детей 6 лет;
- после игры за компьютером полезно провести с ребенком в течение 1 минуты
зрительную гимнастику, чтобы снять напряжение с глаз, а также выполнить физические
упражнения для снятия общего утомления и напряжения с мышц шеи, верхнего плечевого
пояса;
Специально должно быть обустроено и рабочее место ребенка.
1. Очень важно правильно организовать рабочее место ребенка, чтобы не навредить его
здоровью и физическому развитию. Ребенок при работе на компьютере должен сидеть
правильно:
- стул должен быть со спинкой и желательно с подножкой;
- монитор нужно устанавливать только на верхнюю столешницу, клавиатура и мышь
должны располагаться перед монитором так, чтобы было место на столе для опоры
предплечий рук ребенка;
- глаза должны быть на уровне середины или 2/3 экрана монитора;
- расстояние от глаз до экрана монитора должно быть в пределах 60-70 см;
- источники освещения в комнате не должны вызывать блики на экране, поэтому монитор
нельзя располагать напротив окна или прямого источника света; - провода и кабеля
компьютера должны подводиться к задней панели и не быть в прямом доступе для
ребенка.
2. В комнатах, где включен компьютер, достаточно быстро теряет влагу воздух, поэтому
чаще
проветривайте
эти
комнаты,
проводите
влажную
уборку,
используйте
искусственные
увлажнители
воздуха.
Бесспорно,
вышеупомянутые
рекомендации
позволяют снизить эмоциональную и физическую напряженность, но большинство
психологов склонны считать, что ребенку не стоит «знакомиться» с компьютером, не
достигнув трехлетнего возраста.
И в конце самые главные правила:
· Находите время для общения с ребенком. Когда родители усаживают ребенка
за компьютер, чтобы он им не мешал заниматься своими делами, они своими руками
распахивают все ловушки интернета.
· Позаботьтесь о досуге своего ребенка. Чем больше у него интересов и хобби,
тем больше шансов, что интернет станет для юного пользователя ценным
источником информации, а на негатив просто не останется времени.
· Станьте для ребенка проводником в интернет (а не наоборот). Родителям
лучше быть немного впереди собственного ребенка в области освоения Интернета.
Это не просто, но стоит постараться.
· Знайте, чем ваш ребенок занимается в интернете. Добавьте его в друзья в
социальных сетях и поддерживайте общение на просторах интернета. Заодно будете
в курсе того, с кем он общается.