Автор: Багний Светлана Викторовна
Должность: Учитель-дефектолог
Учебное заведение: КГКУ "Детский дом №17"
Населённый пункт: п. Новый Ургал
Наименование материала: Статья в журнал
Тема: Учитель-дефектолог в условиях ФГОС
Раздел: дополнительное образование
Учитель-дефектолог в условиях ФГОС
Процесс обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья –
одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным
является решение вопросов, связанных с обеспечением тех необходимых условий,
которые
позволят
данной
категории детей включиться
в
полноценный процесс
образования.
И
прежде
всего
–
это
создание
оптимальных
психолого-
педагогических условий для усвоения детьми с ОВЗ общеобразовательных программ в
соответствии
с
образовательными
стандартами,
максимальное
сглаживание
нарушенных процессов
и
функций,
недостатков
эмоционального
и
личностного развития. А чтобы процесс обучения был успешным необходимо, чтобы
дети с ОВЗ хотели учиться, чтобы у них была мотивация к обучению и не
пропадала познавательная активность.
Инклюзивное образование внедряют уже не первый год. В связи с переходом на новые
Стандарты и качественно иную парадигму образовательного процесса, претерпевает
изменения и содержательная часть профессиональной деятельности учителя-дефектолога.
Стандартом учитываются образовательные потребности детей с ограниченными
возможностями
здоровья,
предполагается
создание
специальных
условий
в
образовательном учреждении для их обучения и развития, обеспечивающих коррекцию и
преодоление (полное или частичное) нарушений в развитии ребенка.
Адресатом помощи учителя-дефектолога являются дети с ОВЗ. К категории детей с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
в настоящее время относят детей,
состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего
образования вне специальных условий обучения и воспитания, т.е. это дети-инвалиды
либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-
инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или)
психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и
воспитания. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь разные по
характеру и степени выраженности нарушения в физическом и (или) психическом
развитии в диапазоне от временных и легко устранимых трудностей до постоянных
отклонений, требующих адаптированной к их возможностям индивидуальной программы
обучения или использования специальных образовательных программ.
Основным критерием отнесенности ребенка к группе детей с ОВЗ является наличие
недостатка(ов) в развитии, определяющего особые образовательные потребности ребенка.
Особые образовательные потребности, характерные для детей с ОВЗ, будут иметь
различия у детей разных категорий, «поскольку задаются спецификой нарушения
психического развития, определяющей особую логику построения учебного процесса»,
что должно находить свое отражение в структуре и содержании образования (Н.Н.
Малофеев, Е.Л. Гончарова, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина).
Цель
деятельности
специалиста
заключается
в
обеспечении
своевременной
специализированной помощи учащимся с ОВЗ, испытывающих трудности в обучении, в
освоении ими обязательного минимума содержания образования.
Учитель-дефектолог в своей работе основывается на дифференцированном подходе
внутри категории детей с ОВЗ с целью определения индивидуально-ориентированных
методов коррекционной работы. Вместе с тем, само содержание коррекционной
педагогической работы специалиста выстраивается на основе комплексного подхода, что,
в первую очередь, предполагает обеспечение взаимодействия участников, реализующих
коррекционную программу работы с ребенком. Обязательным является взаимодействие
дефектолога с другими специалистами, которое осуществляется в рамках школьного
психолого-медико-педагогического консилиума.
Данный подход предусматривает также реализацию комплекса мер, обеспечивающих
эффективное проведение индивидуальных и групповых занятий. Учитель-дефектолог не
только проводит коррекционные занятия, но и осуществляет целостное коррекционно-
педагогическое (дефектологическое) сопровождение в форме наблюдения обучения и
воспитания
каждого
нуждающегося
школьника,
которое
включает
динамическое
наблюдение за развитием ребенка и усвоением знаний в соответствии с обязательным
минимумом содержания образования, консультативную работу с родителями, педагогами.
Коррекционно-педагогическое сопровождение также необходимо и тем учащимся
специальных (коррекционных) классов, которые не нуждается в систематических
занятиях дефектолога.
Для повышения качества коррекционной работы необходимо наличие рабочей
программы и выполнение следующих условий:
формирование УУД на всех этапах учебного процесса;
обучение детей выявлению характерных, существенных признаков предметов,
развитие умений сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать
выводы и т.д.;
использование упражнений, направленных на развитие восприятия, внимания,
памяти
побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой
деятельностью детей;
установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным
обозначением и практическим действием;
использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к
изученному материалу;
разделение деятельность на отдельные составные части, элементы, операции,
позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;
Содержание коррекционной работы специалиста зависит от контингента детей с ОВЗ,
специфики их нарушений и особенностей развития.
С детьми с нарушением зрения традиционно выделяются следующие основные
направления
коррекционной
работы,
реализуемые
учителем-дефектологом
(тифлопедагогом):
зрительное
восприятие,
социально-бытовая
ориентировка,
сенсомоторное развитие, пространственная ориентировка.
С детьми с нарушением слуха традиционно выделяются следующие основные
направления
коррекционной
работы,
реализуемые
учителем-дефектологом
(сурдопедагогом): слухоречевое развитие, развитие произносительных навыков, развитие
коммуникативной
функции,
эмоционально-социальное
развитие
и
формирование
жизненной компетенции.
Основная деятельность специалиста в коле направлена на детей с задержкой
психического развития (ЗПР), которые продолжают испытывать трудности в овладении
учебными знаниями, умениями, навыками и в специальных условиях обучения, в том
числе и в коррекционных классах.
Содержание
деятельности
учителя-дефектолога
реализуется
в
следующих
направлениях
работы,
обеспечивающих
комплексный
подход
к
ее
организации:
диагностическое, коррекционное, аналитическое, консультативно-просветительское и
профилактическое, организационно-методическое. Помимо традиционных направлений
работы дополнительно выделено аналитическое, которое определяет взаимодействие
специалистов в работе, а также позволяет корригировать программы занятий в
соответствии с достижениями учащихся.
Каждое из направлений в работе специалиста имеет свои особенности, обеспечивающие
удовлетворение особых образовательных потребностей рассматриваемой категории
учащихся.
Диагностическое направление.
Диагностическая
работа
специального
педагога
является
составной
частью
комплексного
изучения
ребенка
специалистами
школьного
ПМПк.
Результаты
дефектологического обследования обязательно сопоставляются с психологическими,
медицинскими, педагогическими данными и обсуждаются на заседаниях консилиума.
Диагностическое направление работы включает в себя: первичное дефектологическое
обследование; систематические этапные наблюдения специалиста за динамикой и
коррекцией психического развития; проверку соответствия выбранной программы,
методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка.
Основная задача этого направления – прогноз возможных трудностей обучения на его
начальном этапе, определение причин и механизмов уже возникших учебных проблем.
Поэтому в обследовании детей с ОВЗ учителем-дефектологом выделяются два аспекта:
психологический
и
педагогический.
При
этом
психологический
аспект
является
основанием для квалификации школьных трудностей ребенка и определения соответствия
уровня актуального развития его учебным достижениям. Он включает в себя изучение
уровня умственного, речевого и моторного развития учащегося, особенностей гнозиса и
праксиса,
межанализаторного
взаимодействия,
пространственно-временных
представлений, характера произвольной деятельности школьника.
Цель педагогического обследования состоит в выявлении трудностей формирования
знаний, умений и навыков, в определении этапа, на котором эти трудности возникли, и
условий их преодоления. Для этого проводится изучение уровня умственного развития
ребенка, анализ письменных работ (качественная характеристика ошибок), наблюдение за
учащимися в учебной фронтальной деятельности и по необходимости дополнительное
изучение сформированности школьных умений и навыков.
Диагностическая деятельность специалиста может решать разные задачи. В связи с
этим выделяются:
Первичная диагностика учащихся с ОВЗ. Ее целью является определение уровня
актуального и «зоны ближайшего развития» ребенка, причин и механизмов трудностей в
обучении,
выявление
детей,
нуждающихся
в
специализированной
помощи.
Диагностическое исследование проводится в течение сентября (ориентировочные сроки 1-
15 сентября). По его результатам происходит: распределение детей на группы по
ведущему нарушению, определение оптимальных условий индивидуального развития,
зачисление учащихся на индивидуальные или групповые занятия. Дефектологом
оформляется протокол обследования, дефектологическое представление на учащегося.
Динамическое изучение учащихся.
Проводится с целью отслеживания динамики развития ребенка,
определения
соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения уровню развития учащегося.
В процессе динамического изучения также решается задача дифференциации сходных
состояний
нарушения
развития,
выявление
детей,
не
подлежащих
обучению
в
общеобразовательной школе даже на интегрированной форме обучения. Динамическое
изучение проводится не менее двух раз в году (сентябрь – май). Результаты обсуждаются
на заседании школьного ПМПк и оформляются в виде дефектологического представления
на
учащегося.
Динамическое
изучение
также
включает
в
себя
определение
сформированности учебных навыков и способов учебной работы (умения и навыки
восприятия информации, планирования учебной деятельности, самоконтроля и др.)
Этапная
диагностика.
Данный
вид
диагностики
необходим
для
констатации
результативности и определения эффективности коррекционного воздействия на развитие
учебно-познавательной
деятельности
детей,
посещающих
занятия
дефектолога.
Результаты этапных заключений специалиста отражаются в Карте динамического
развития ребенка.
Текущая диагностика.
Диагностика направлена на обследование учащихся массовых классов школы по
запросу родителей, педагогов, специалистов школьного консилиума. Временных рамок
этот этап не имеет, обследование проводится на протяжении учебного года по мере
необходимости.
Коррекционное направление.
Коррекционное направление работы учителя-дефектолога представляет собой систему
коррекционного
воздействия
на
учебно-познавательную
деятельность
ребенка
с
задержкой психического развития в динамике образовательного процесса. В зависимости
от структуры дефекта и степени его выраженности определяется содержательная
направленность коррекционной работы.
Основной формой организации дефектологической работы являются групповые и
индивидуальные занятия. В группы зачисляются дети с однородной структурой
нарушения. Количество детей в группах варьируется в зависимости от степени
выраженности нарушения (от 2 до 6 человек). Групповые занятия проводятся в часы,
свободные от уроков, с учетом режима работы школы. Занятия носят коррекционно-
развивающую и предметную направленность. Периодичность и продолжительность
занятий зависит от тяжести и характера нарушения, а суммарная нагрузка на ребенка
определяется с учетом работы с ним других специалистов. Темы групповых и
индивидуальных занятий, а также учет посещаемости отражается в типовом классном
журнале.
К основным направлениям коррекционно-развивающей работы относятся:
сенсорное и сенсомоторное развитие;
формирование пространственно-временных отношений;
умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты;
формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие
наглядных и словесных форм мышления);
формирование универсальных учебных действий, нормализация ведущей деятельности
возраста;
формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей
действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;
готовность к восприятию учебного материала;
формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.
Особенностью
проведения
коррекционных
занятий
является
использование
дефектологом специальных приемов и методов, обеспечивающих удовлетворение
специальных образовательных потребностей детей с ЗПР, предоставление учащимся
дозированной помощи, что позволяет максимально индивидуализировать коррекционный
процесс. Важным результатом занятий является перенос формируемых на них умений и
навыков в учебную работу ребенка, поэтому необходима связь коррекционных программ
специалиста с программным учебным материалом.
Аналитическое направление.
Аналитическое
направление
–
предполагает
проведение
анализа
процесса
коррекционного воздействия на развитие учащегося и оценку его эффективности, а также
анализа и оценки взаимодействия специалистов.
Необходимость
этого
направления
деятельности
дефектолога
обусловлена
потребностью
в
комплексном
подходе
к
решению
проблем
ребенка,
который
предполагает:
1) системный анализ личностного и познавательного развития ребенка, позволяющий не
только выявить отдельные проявления нарушений психического развития учащегося, но и
определить причины нарушения, проследить их взаимосвязь и взаимовлияние друг на
друга;
2)
создание
комплексных
индивидуальных
коррекционно-развивающих
программ,
нацеленных на взаимосвязанное развитие и коррекцию различных сторон личностного и
познавательного развития ребенка;
3) обеспечение специализированного сопровождения обучения и воспитания учащихся. В
зависимости от основного нарушения в развитии, каждого ребенка может курировать тот
или иной специалист, который обеспечивает взаимодействие тех специалистов, в помощи
которых нуждается ребенок;
4) профилактику перегрузок учащихся. Коррекционная работа специалистов должна
планироваться с учетом суммарной нагрузки на ученика;
5) взаимодействие специалистов в рамках школьного психолого-медико-педагогического
консилиума.
Таким образом, данное направление обеспечивает междисциплинарное взаимодействие
специалистов, позволяет оценивать эффективность коррекционного воздействия и
корригировать программы коррекционных занятий в соответствии с достижениями
ребенка. Для этого проводится комплексное динамическое обследование детей (сентябрь
– май). Результаты обсуждаются на заседаниях школьного ПМПк. По итогам работы
консилиума корригируется коррекционная работа дефектолога с учащимися с ОВЗ,
составляются комплексные рекомендации родителям и педагогам.
Консультативно - просветительское и профилактическое направление.
Это направление предполагает оказание помощи педагогам и родителям учащихся в
вопросах воспитания и обучения ребенка, подготовку и включение родителей в решение
коррекционно-воспитательных задач, а также работу по профилактике вторичных,
третичных нарушений развития.
Учителем-дефектологом разрабатываются рекомендации родителям и педагогам в
соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей,
состоянием их соматического и психического здоровья; по запросу родителей и учителей
организовывается дополнительное обследование учащихся, проводятся индивидуальные
консультации и тематические родительские собрания, выступления на методических
объединениях педагогов.
Разрабатываемые специалистом рекомендации носят частный и общий характер. Так,
для работы с отдельными учащимися составляются рекомендации, позволяющие педагогу
учитывать их индивидуальные особенности во фронтальной работе на уроках. В других
случаях
рекомендации
носят
общий
характер.
Таким
рекомендациям
должно
предшествовать выступление дефектолога на собрании или методическом объединении, в
котором он более подробно разъясняет родителям или педагогам особенности какого-
либо нарушения развития.
Организационно-методическое направление.
Это
направление
деятельности
учителя-дефектолога
включает
подготовку
к
консилиумам, заседаниям методических объединений, педагогическим советам, участие в
этих мероприятиях, а также оформление документации, организацию обследования
отдельных учащихся на ПМПК для выведения нуждающихся школьников в специальные
(коррекционные) учреждения.
При
подготовке
консилиума
на
каждого
учащегося
специальным
педагогом
оформляется
дефектологическое
представление,
которое
содержит
основные
диагностические
значимые
характеристики
особенностей
развития
ребенка
для
квалификации его нарушения.
Коррекционная работа учителя-дефектолога строится на основе программ для
общеобразовательных учреждений,
с использованием коррекционных методик по
каждому направлению работы.
Работа специалиста с учащимися в условиях реализации Стандарта должна строиться с
учетом общей Концепции, принципов и подходов, положенных в основу Стандарта.
Федеральный государственный образовательный стандарт (далее по тексту Стандарт)
представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных
образовательных
программ
начального
общего
образования
образовательными
учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
К содержанию деятельности специалиста предъявляются обновленные требования,
которые включают:
1) постановку целей и определение задач профессиональной деятельности с учетом
требований Стандарта. Например, в контексте ФГОС установочную цель в работе
учителя-логопеда можно сформулировать следующим образом: «Оказание помощи
обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного
характера), в освоении ими общеобразовательных программ, способствуя развитию и
саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья обучающихся».
Определение задач занятия, обеспечивающих формирование ключевых компетенций
(образовательных,
личностных,
коммуникативных,
информационных)
учащихся.
Например, среди задач занятий по расширению представлений об окружающем мире и
развитию речи могут быть следующие: расширение объема словарного запаса и
усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в
процессе речевого общения; развитие способности к самооценке на основе наблюдения за
собственной речью; овладение приемами отбора и систематизации материала на
определенную тему; развитие умения вести самостоятельный поиск информации;
развитие
способности
к
преобразованию,
сохранению
и
передаче
информации,
полученной в результате чтения или аудирования;
2) реализацию в работе с учащимися системно-деятельностного подхода.
Основные принципы и правила коррекционной работы учителя-дефектолога:
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2.
Предотвращение
наступления
утомления
обучающихся,
используя
для
этого
разнообразные
средства
(чередование
умственной
и
практической
деятельности,
преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного
дидактического материала и средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся,
развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные
навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи,
своевременная и тактичная помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные
силы и возможности.