Напоминание

«Формирование эмоционально – ценностного отношения учащихся к миру через восприятие музыкального искусства»


Автор: Волобуева Татьяна Викторовна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №50 имени Юрия Алексеевича Гагарина"
Населённый пункт: г.Курск
Наименование материала: статья
Тема: «Формирование эмоционально – ценностного отношения учащихся к миру через восприятие музыкального искусства»
Раздел: среднее образование





Назад




«Формирование эмоционально – ценностного отношения учащихся к миру

через восприятие музыкального искусства»

Федеральный государственный образовательный стандарт общего

образования, направленный на реализацию качественно новой личностно-

ориентированной

развивающей

модели

массовой

школы,

призван

обеспечить выполнение таких целей, как развитие личности школьника, его

творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и

умения

учиться;

воспитание

нравственных

и

эстетических

чувств,

эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему

миру; освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления

разнообразных видов деятельности; охрана и укрепление физического и

психологического

здоровья

детей;

сохранение

и

поддержка

индивидуальности ребенка.

В

этой

связи

немаловажной

представляется

роль

предметов

художественно-эстетического цикла.

Изменившиеся условия деятельности современных образовательных

учреждений

мотивируют

необходимость

модернизации

содержания

музыкального образования, создания новых педагогических технологий.

Материал, на котором осуществляется музыкальное образование подростков,

охватывает различные виды искусств. Это даёт учащимся возможность не

только

осваивать

духовный

опыт

поколений,

но

и

способствует

восстановлению эмоционально-энергетического тонуса подростков и снятию

нервно-психических перегрузок, так как это связано с особенностями их

возрастного развития.

Современная педагогика подтверждает, что музыкальная культура

школьников является тем источником, который является и способом

развития ребёнка, и методом освоения содержания других областей знаний и

реальной действительности, а также его нравственно-эстетического и

творческого совершенствования. На уроках музыки ребёнок развивает

способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в

искусстве, приобретает желание самому участвовать в преобразовании

окружающего мира по законам красоты, приобщается к художественной

деятельности и творчеству.

Слова В.А.Сухомлинского о том, что «музыкальное воспитание – это

не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека», остаются

актуальными и в наше время.

Перед педагогом - музыкантом ставится задача не только формировать

совокупность знаний, умений и навыков, не только развивать музыкальные

способности ребят, но и учить детей творчеству, воспитывать в каждом

ребенке самостоятельную личность, способную испытывать потребность в

общении

с

музыкой,

самосовершенствоваться,

умеющую

находить

эффективные

способы

решения

личностных,

социальных

проблем,

критически

мыслить,

вступать

в

дискуссию,

высказывать

оценочное

отношение. На каждом уроке, соприкасаясь с новыми музыкальными

шедеврами, узнавая о жизни и творчестве великих музыкантов, перед

школьниками открывается мир прекрасного,

формируется

острота

эстетического восприятия мира, эмоциональная отзывчивость и способность

понимать и глубоко переживать содержание искусства.

Австрийский пианист и педагог Артур Шнабель очень метко сказал,

что роль учителя заключается в том, чтобы открывать двери, а не в том,

чтобы проталкивать в них ученика. Считаю, что учитель должен создать

условия

для

обеспечения

самостоятельной

учебной

деятельности

обучающихся,

развития

их

индивидуальных

особенностей,

постоянно

обращаюсь к субъектному опыту ребят как опыту их собственной

жизнедеятельности.

Музыка способна благотворно воздействовать на духовный мир ребят,

на их идейность и нравственность, на их эстетические воззрения, на

формирование их эстетического вкуса. Изучая музыку, ребёнок изучает

жизнь.

Это

сложный,

развивающийся

и

постоянно

изменяющийся

художественно-педагогический процесс, в котором совместная творческая

деятельность учителя и учеников направлена на познание мира и себя в нём,

на

самосозидание,

на

раскрытие

нравственно-эстетической

сущности

искусства, на приобретение общечеловеческих ценностей.

Восприятие музыки – одна из самых активных форм приобщения к

искусству. Это настоящий труд души, который заключается в глубоком

переживании детьми исполняемого и требует напряжения душевных сил,

причастности

к

жизненным

проблемам,

отражённым

в

музыкальном

произведении, его эмоциональной и нравственной оценки.

Сложные учебные задачи решаются успешно лишь тогда, когда между

участниками

образовательного

процесса

установлены

прочные

психологические

контакты,

атмосфера

взаимопонимания,

доверия,

доброжелательности, уважения к личности. С одной стороны, успех в учении

определяется личными и деловыми отношениями с учителем, с другой

стороны, – дружеским, уважительным отношением ребят друг к другу,

которое

тоже,

как

правило,

во

многом

зависит

от

учителя.

Это

обеспечивается только в совместной деятельности, сотрудничестве учителя и

учащихся. Учитель должен быть мастером педагогического общения, а само

общение – радостным процессом взаимодействия.

Порой бывает так: ребёнок слышит мелодию, улавливает ритм, но

музыка не возбуждает в нём никаких чувств, переживаний, не влечёт за

собой воспоминаний и не рождает в воображении образов. Поверхностный

уровень психологических основ формирования эстетического отношения к

искусству и действительности только условно можно назвать эстетическим.

Он наиболее вреден и опасен тем, что делает человека эстетически

невосприимчивым,

эмоционально

глухим,

а

стало

быть,

духовно

обеднённым.

Учитель должен помочь ребятам в таких ситуациях, призвать на

помощь их жизненный опыт. Вот одно из решений этой проблемы на уроке у

первоклассников. На доске – репродукции картин великих художников с

весенними пейзажами. Звучит фрагмент произведения «Весна» А. Вивальди.

Как правило, на вопрос учителя о настроении музыкального произведения

второклассники оперируют характеристиками «весёлая» и «грустная»,

поскольку беден словарный запас, да и впечатления от услышанного не

соотнесены с жизненным опытом. Мир чувств и эмоций очень сложен и

многообразен. Ребёнку порой бывает трудно рассказать о своих чувствах,

выразить переживание в речи. Предлагаю ребятам вспомнить, какие бывают

звуки у весны? Журчание ручья, звон капели, радостное пение птиц. Но это

приходит не сразу. Сначала весна робкая, холодная, солнышко едва

проглядывает сквозь низкие облака. А потом оно пригревает, и природа

просыпается. Какую же весну изобразил композитор в своём произведении?

Ребята внимательно слушают музыку, теперь уже не фрагмент, а всё

произведение. На лицах радость: «Сначала было холодно, дул ветер, а потом

пригрело солнышко! Я слышал, как поют птицы! Я слышала, как гремел

гром! А я видела радугу и почувствовала, как пахнут ландыши!»

Вот тот момент, которого ожидает учитель: ребята должны не только

услышать в произведении замысел композитора, но и увидеть музыку,

почувствовать её цвет. Чем больше органов чувств включает ребёнок в

работу, тем острее его ощущения, тем глубже восприятие.

Примеры

разнохарактерных

музыкальных

произведений,

соотнесённые

с

событиями

из

собственного

жизненного

опыта,

с

ощущениями от пережитых впечатлений, позволяют расширить словарный

запас ребят. Появляются новые оттенки настроений:

весело

(радостно,

празднично, звонко, бодро, игриво, задорно, солнечно, ослепительно, лучисто

и т.д.),

грустно

(уныло, печально,

жалобно, тоскливо, хмуро, мрачно,

приглушённо, скорбно и т.д.).

Узнавая в музыке другого человека, творчески представляя

его особенности, школьник узнаёт мир, в котором он существует, и

людей, которые живут или жили когда-то на Земле.

Способность не только к эмоциональному, но и осознанному

восприятию наиболее интенсивно развивается у подростков в силу присущих

этому возрасту доминирующих способов познания действительности.

В ходе одного из уроков по теме «Мир композитора» у ребят возник

вопрос: почему у многих великих

музыкантов судьбы складывались

трагически? Примером могут служить И.С. Бах, Л. Бетховен, В.А. Моцарт, Н.

Паганини…

Высказывая

собственное

мнения,

выслушивая

мнения

одноклассников, ребята пришли к выводу, что композитор чаще всего

передаёт

в

своём

произведении

впечатления

от

того,

что

сумел

прочувствовать сам. Во все времена люди любили, страдали, радовались,

теряли

близких…От

того,

насколько

сильные

впечатления

пережил

музыкант, зависит, насколько ярко расскажет он нам об этом в созданном им

творении. Наверное, потому и стали великими их произведения, что связаны

с очень глубокими переживаниями. Как подтверждение этого вывода – слова

Н.Паганини: «Надо самому очень много чувствовать, чтобы заставить

чувствовать других.»

Взаимопонимание, рабочая обстановка в классе, создание ощущения

успеха – наиболее важные качества для плодотворной деятельности на

уроке.

Нет таких явлений ни в природе, ни в обществе, которые не нашли бы

своего отражения в музыке. Она является важнейшим средством приобщения

учащихся к общечеловеческим духовным нравственным ценностям через

собственный внутренний опыт, через личное эмоциональное переживание.

Размышляя о музыке, услышанной на уроке, ученик даёт ей личностную

оценку, высказывает свою собственную точку зрения, которая порой

отличается от взглядов на это произведение одноклассников.

Формирование музыкальной и эстетической культуры не завершается

в школе. На уроках закладывается лишь её фундамент: интерес к жизни через

увлечённость музыкой, эстетический вкус, творческое художественно-

образное

мышление,

способность

эстетического

созерцания

как

установление своего отношения к миру.



В раздел образования




Яндекс.Метрика