Автор: Завгородняя Анна Петровна
Должность: МБДОУ "ДС №8 "Теремок"
Учебное заведение: МБДОУ "ДС №8 "Теремок"
Населённый пункт: КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, СТАРОМИНСКИЙ РАЙОН, КАНЕЛОВСКАЯ
Наименование материала: Конспект нетрадиционной техники рисования"Граттаж" в старшей группе
Тема: "Подводное царство"
Раздел: дошкольное образование
Конспект нетрадиционной техники рисования «Граттаж»
в старшей группе
Тема: «Подводное царство»
Цель: развитие творческих способностей через нетрадиционные приемы
рисования.
Задачи:
1. Продолжать знакомить дошкольников с одним из видов графики
- граттаж. (Выполнение рисунка путем процарапывания).
2. Упражняться в умение выстраивать композицию рисунка, отражать в
рисунке свои впечатления, знания об окружающем мире.
3. Развивать у детей воображение, творчество, мышление, мелкую
моторику рук, координацию движений, поддерживать интерес к
нетрадиционной технике рисования.
4. Воспитывать познавательный и природоохранный интерес к
представителям морской фауны.
Материалы и оборудование:
Лист картона формата А 4, специально загрунтованной для выполнения
рисунка в технике граттаж. (сначала вся поверхность картона тщательно
раскрашивается восковыми мелками разного цвета, затем картон
покрывается слоем воска, потом наносится слой черной гуаши, после
полного высыхания картон готов для выполнения рисунка); деревянные
палочки (зубочистки), трафареты (разрезанные фотографии морских
животных и рыб); презентация «Подводное царство», сундук с ракушками,
камнями, влажные салфетки, пазлы( разрезные картинки с изображением
морских обитателей)
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Подводный мир»,
беседы, загадки.
Ход
1. Вводная часть
Воспитатель:
Ребята, у нас в группе появился интересный предмет! Посмотрите, что
это? Сундук? Интересно, что в нем? Давайте его откроем и посмотрим, что в
нем лежит. (Дети рассматривают предметы, лежащие в сундуке, предлагают
варианты ответов: ракушки, морская звезда, камни, кораллы.)
Ребята как вы думаете, а откуда все эти предметы? (из моря)
А вы хотите побывать на морском дне, и познакомится с обитателями
морских глубин? (Да).
А как вы думаете, как нам туда попасть? (Нужно нырнуть в море).
Правильно.
А еще можно отправиться на виртуальную экскурсию. Вы хотите
побывать на такой экскурсии. А отправимся мы с вами в «Подводное
царство». Вы знаете, что на земле много морей, больших и маленьких. А в их
глубинах живут различные животные, растут растения. Очень много тайн
скрывают морские глубины. Там много интересного и загадочного.
А сейчас мы с вами скажем волшебные слова, которые помогут нам
попасть на морское дно, давайте закроем глаза, покружимся вокруг себя. И
скажем волшебные слова:
Детский сад наш изменился,
В океан он превратился.
Мы отправимся гулять,
Дно морское изучать!
Сколько водорослей разных,
Звезд, медуз и рыб прекрасных,
Ламинарии, ежи
И ракушки хороши!
Ну вот, ребята, мы с вами оказались в морском царстве. Посмотрите
сколько здесь всего интересного (показ презентации) Кого вы здесь узнали?
(ответы детей).
В море есть не только рыбы, но и много других интересных животных, а
каких, вы должны отгадать сами.
Игра «Отгадай».
Властелин семи морей,
В океане всех сильней.
Он плывет – вода бурлит
Это чудо – рыба (кит), (показ презентации)
Киты - это самые длинные, тяжелые, издающие самые громкие звуки
животные нашей планеты. Киты могут не спать по три месяца, не есть долгое
время, не дышать до двух часов и при этом преодолевать расстояния до
несколько тысяч километров.
Что за дивная лошадка?
Очень странные повадки:
Конь не сеет и не пашет,
Под водой с рыбешкой пляшет.
Назови его дружок,
Рыбок друг… (морской конек), (показ презентации)
А знаете, почему так назвали морского конька? Так как голова и шея
напоминает голову и шею лошади.
Груша с длинными ногами
Поселилась в океане.
Целых восемь рук и ног!
Это чудо… (осьминог), (показ презентации)
Осьминог получил свое название за количество ног. Осьминоги живут у
самого дна, скрываясь между камнями или в подводных пещерах. Осьминог -
хищник, питается мелкими рыбками. Ребята, а вы знаете, что осьминоги
могут не только плавать, но и переставляя щупальца ходить по дну.
Важна, степенна, холодна,
А сквозь нее вода видна. (медуза), (показ презентации)
Если приблизится враг к медузе, своими стрекательными клетками она
может его обжечь. Ожог этот напоминает ожог крапивой. Отсюда еще такие
названия медуз - морская крапива. Для врагов медузы ожог этот опасен, а
для человека не так уж и опасен, но ощущается болезненно. Так что при
встрече с крупной медузой рассмотрите ее, полюбуйтесь, но не
приближайтесь и не трогайте ее.
Очень хочется, ребята,
Встретить мне лесного брата.
Только мой колючий брат
Никогда воде не рад.
Ну, а мне, друзья, всегда
По душе одна вода (морской еж), (показ презентации)
Это морское животное раздувается и становится похожей на шар. На теле
очень много игл, и она становится похожа на обыкновенного ежа. Иглы
зачастую служат морским ежам для передвижения, питания и защиты. У
некоторых видов они ядовиты. Молодцы, всех угадали.
Игра «Собери пазлы».
Ребята, я предлагаю вам пройти к столу и собрать разрезные картинки, и
вы увидите, кто у вас получится (дети собирают разрезные картинки и
называют морского обитателя).
2. Основная часть
Воспитатель:
Ребята я хочу вам предложить нарисовать «Подводный мир».
Давайте закроем глазки и представим морское дно и подводных жителей.
Рассмотрите их внимательно: кого вы увидели, какого размера, цвета, что их
окружает, запомните их. Откройте глазки и давайте сделаем рисунок того,
что вы сейчас увидели. Рассказывать мы пока не будем, кто нам
повстречался, а когда вы нарисуете – тогда и попробуем отгадать.
А рисовать мы сегодня с вами будем в технике граттаж. Мы уже знакомы
с этой техникой. Как её ещё можно назвать, каким способом наносим
рисунок? (царапанье). Для такого рисования нужно сначала подготовить
основу, которую мы с вами приготовили заранее. Ребята, а кто мне напомнит,
как мы с вами готовили эту основу. Необходимо натереть лист бумаги свечой
или цветными мелками, а сверху нанести слой гуаши. И осталось нам
заостренной палочкой процарапать задуманный рисунок. Зубочистка – это
инструмент, будьте с ним очень осторожны и внимательны. А теперь
представьте ещё раз, что вы хотите нарисовать и приступайте. Если кому-то
понадобится помощь, позовите меня тихонечко, чтобы не отвлекать
остальных.
Физ.минутка «Морское царство»
Мои руки - это волны, ветер гонит их вперед.
Мои руки - крылья чаек, небо их к себе зовет.
Мои руки - рыбки в море, плавают туда-сюда.
Мои руки - это крабы, разбежались кто куда.
Спустимся на дно морское, там кораллы словно ветви.
Водоросли изумрудом там качаются без ветра.
Вот проплыл конек игривый,
Как змея ползет мурена,
И акула отдыхает,
Снится море ей наверно.
Дети под контролем воспитателя рисуют композицию на морскую тему.
3. Заключительная часть
Воспитатель:
1. Где же мы с вами сегодня побывали?
2. Каких подводных обитателей встретили?
3. Какого подводного жителя рисовали?
4. В какой технике рисовали?
Воспитатель:
Ребята нам пора возвращаться в детский сад. А, что бы мы могли с вами
вернуться, нам необходимо сказать громко волшебные слова.
Нужно нам закрыть глаза,
Сделать два больших прыжка.
Руки вытянуть вперед,
А затем наоборот.
Как рыбешки покружиться,
Чтоб в саду нам очутиться.