Напоминание

"Технология подготовки учащихся 9, 11 классов к письменной части ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию"


Автор: Моисеева Анастасия Владимировна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ СОШ №82
Населённый пункт: г. Кемерово, Кемеровская область-Кузбасс
Наименование материала: статья
Тема: "Технология подготовки учащихся 9, 11 классов к письменной части ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию"
Раздел: среднее образование





Назад




Технология подготовки учащихся 9, 11 классов к письменной части ОГЭ и ЕГЭ по

обществознанию.

Специфика подготовки к выполнению заданий тестовой и письменной части имеет,

конечно, схожие моменты. Например, можно «натаскать» детей выполнять те или иные

задания. Однако по большей части отработка письменных заданий – это тяжелый труд

учащихся и самого учителя.

Конечно, в этом направлении больше внимания уделяется подготовке к ЕГЭ. Здесь

сказывается несколько факторов.

Среднее количество сдающих обществознание в 9-х классах практически всегда

больше 60 человек. Группа детей, изучающих предмет по индивидуальному

учебному плану в среднем звене, в пределах 10-15 человек. И если в 10-11 классе

можно собирать на проверку выполнение письменных заданий не реже 1 раза в

неделю (а то и чаще), то в 9-х классах это уже трудозатратно.

Часть детей в 9-х классах выбирают предмет обществознание в разрез с

дальнейшим обучением и профессиональной деятельностью, «лишь бы что-то

сдать». Учащиеся 10-11 классов целенаправленно выбирали обществознание, они

понимают, зачем нужно учить. Все это сказывается на отношении к подготовке к

экзамену.

Вместе с тем, письменная часть при подготовке к ОГЭ отрабатывается в

обязательном порядке.

Первое, с чего необходимо начинать, это записать номера письменных заданий,

количество баллов, которые они дают, и выучить номера заданий наизусть.

Впоследствии на каждом занятии спрашивать, закреплять это знание. Типичную

ошибку, которую допускают при заполнении бланков, это запись 20 тестового

задания на бланке №2.

При отработке 1 задания целесообразно делить его на 2 части. Отрабатывать

выбор верных понятий, в том числе, и на различных платформах, а также через

письменные опросы. К концу 9 класса большинство детей справляется с этой задачей.

Раскрытие смысла понятия отрабатывается на каждом уроке. Отвечать определения

становится отдельным вопросом к домашнему заданию. На доске прописываются 10

понятий, изученных по программе, 1 из учащихся отвечает на оценку. Когда учитель

понимает, что определение знает большинство детей, заменяет его на другое.

Выучить все определения невозможно, поэтому отрабатывается умение составлять

определение по существенным признакам (при изучении новой темы, при устном

опросе домашнего задания, при актуализации знаний по пройденным темам).

В 5 задании главное – научить детей понимать, что они видят на фото, и перевести

изобразительную информацию в слова. Обычно с формулировкой правил проблем не

возникает. Самая большая проблема в понимании сути задания и умении грамотно

воспроизвести информацию.

С 6 заданием по финансовой грамотности справляется большинство детей. Для

большинства заданий для ответа на 1 вопрос подходит фраза-клише, которую учат

наизусть. Мурату (любое имя из задания) позвонили (написали и т.д.) мошенники,

если он совершит … (действия указаны в задании), то может лишиться своих

денежных средств. Правила поведения в данной ситуации многие дети называют

самостоятельно.

У большинства детей 12 задание вызывает сложности при выполнении. Но перед

ними ставится посильная задача набрать 2 балла из 4-х. К концу учебного года

необходимо уметь писать выводы о сходстве и различии во взглядах респондентов.

При выполнении заданий по тексту учащимся предлагается сначала выполнить 22

задание, пропуская 21, предварительно прочитав текст. Во-первых, для решения 22

задания нужно обратиться к тексту во второй раз, а значит, текст будет

восприниматься более осознанно. Во-вторых, при составлении плана текста в 21

задании, можно обращаться к вопросам из 22-го, которые часто согласуются с

пунктами плана.

23 и 24 задания являются сложными для большинства детей. Они, конечно,

разбираются, но для их выполнения необходимо уметь рассуждать, составлять

примеры, высказывать аргументы.

При подготовке к ЕГЭ разбор письменных заданий является обязательным в

разных плоскостях: на уроке, в домашнем задании, в индивидуальном плане

подготовки.

Специфика письменных заданий ЕГЭ такова, что многие из них проверяют умения

составлять примеры исходя из обществоведческих знаний и жизненного опыта.

Поэтому при разборе любой темы рекомендуется включать в урок мини-задания по

составлению примеров. Например, при изучении темы, связанной с социализацией,

можно предложить учащимся сформулировать примеры «деятельности социальных

институтов по целенаправленной социализации подрастающего поколения» (3 вопрос

25 задания). При этом ничего нового учителю придумывать не надо, достаточно

обратиться к тексту заданий.

Часть домашнего задания – это всегда выполнение письменных заданий. Делается

выборка заданий по теме. Учащиеся дома решают задания в тетради, в том числе,

используя информацию с разных сайтов в Интернете. Потом в начале урока

выборочно в случайном порядке проверяется 1 – 2 задания из предложенных в

домашнем задании. Таким образом, дети дома отрабатывают письменные задания по

теме, а нагрузка при проверке на учителя снижается.

Немного иной подход предлагается к отработке 24 задания, предполагающего

составление сложного плана по предложенной теме. Учащимся задается домашнее

задание учить готовый план (можно найти, например, на Решу ЕГЭ, ФИПИ) наизусть.

Проверка выполнения может быть разной: опрос всех учащихся устно, письменный

опрос, взаимоопрос учащихся, комбинировать письменный и устный опрос.

При выполнении индивидуального плана подготовки три пункта из восьми

являются письменными. Один письменный пункт включает в себя не менее пяти

письменных заданий. Такой индивидуальный план подготовки сдается в конце-начале

каждого месяца. Как показывает практика, те учащиеся, которые в системе

выполняют индивидуальный план подготовки, впоследствии добиваются высоких

результатов на экзамене.



В раздел образования




Яндекс.Метрика