Напоминание

"Чтение художественной литературы как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"


Автор: Тетерюкова Ирина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад"Чайка"
Населённый пункт: Саратовская обл. г.Аркадак
Наименование материала: статья
Тема: "Чтение художественной литературы как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Духовно-нравственное воспитание – очень актуальная и сложная

проблема настоящего времени. Когда материальные ценности преобладают

над духовными, мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости,

агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям.

Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены

представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии,

справедливости.

Степень овладения нравственными представлениями и понятиями у детей

различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом.

Дошкольный возраст наиболее чувствительный

для воспитания нравственных норм и правил, способности сопереживать и

эмоционально откликаться на чужую боль. Не использовать эти возможности

— значит больше никогда не успеть наполнить душу ребенка нравственными

ценностями.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, его

мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки

других и собственное поведение. Именно в дошкольные годы под

руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт

поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе,

усваивает моральные нормы.

Руководя деятельностью детей, педагог формирует у них такие важные

для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к

окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание

посильно помогать им.

В своем духовном мире ребенок может взрослеть и совершенствоваться

непрерывно, до бесконечности. Он должен стать настоящим человеком,

проявить себя таким в обществе. Духовный мир ребенка может обогащаться

в том случае, если он это богатство воспитывает через чувства

сопереживания, радости, гордости, через познавательный интерес.

К сожалению, все реже встречаются в жизни проявления любви и добра,

сочувствия и сострадания. Дети все чаще не могут построить дружеских

отношений, договориться о совместных действиях в игре и быту.

Художественная литература позволяет восполнить недостаточность

общения детей, расширить кругозор, обогатить их жизненный и

нравственный опыт. Она способствует возникновению у детей

эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям,

персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к

действительности.

Литературные произведения вовлекают детей в раздумья над поступками

и поведением героев, происходящими событиями, побуждают к их оценке и

обогащает эмоциональную сферу.

Действенным средством воспитания моральных качеств

личности дошкольника является художественное слово. В этом плане велика

роль занятий по художественной литературе. Часто мы говорим: «Книга —

это открытие мира». Действительно, читая, ребенок знакомится с

окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их

радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не

только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может

окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее,

помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами

поведения.

Книга дает возможность домыслить, "до фантазировать". Она учит

размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие

способности, умение думать самостоятельно.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет

ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и

взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает

воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы

русского литературного языка.

Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать

наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не

приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого

раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей

способность активно слушать произведение, вслушиваться

в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет

формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно

построенная речь.

В формировании нравственных представлений важную роль играет

знакомство с родным языком, образцы которого представлены

в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного

творчества (сказках, песенках, пословицах, поговорках и тд, так как именно

они вмещают в себя все ценности родного языка). В устном народном

творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему

нравственные ценности. Знакомя детей с поговорками, загадками,

пословицами, сказками, их тем самым приобщают к общечеловеческим

нравственным ценностям. Особое место в произведениях устного народного

творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение

мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения

являются богатейшим источником духовного и нравственного развития

детей.

Роль русских народных сказок в воспитании ребенка, становлении

его духовности нравственного мира неоценима. В них поднимаются вопросы

самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и жизненном пути.

Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему

основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает

на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.

Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются

в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в

нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки

ребенка.

В сказках дети черпают первые представления о справедливости, чести,

достоинстве, преданности и т. д. Сказка настраивает ребёнка на

сопереживание, сочувствие, сострадание, ребёнок мысленно проходит с

героем весь путь.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла,

фантастические и определенные по своей нравственной сути образы,

выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные

связи и явления, доступные пониманию дошкольника, — все это делает

сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой

личности.

Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень

поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих. Через нее старшее

поколение учит детство строить жизнь по законам добра и красоты, поэтому

программа духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

включает в детскую жизнь «бабушкины сказки».

Педагогическая эффективность сказки очевидна, так как поучительный

опыт героев повествования откладывается в сознании человека, а также через

символы «ложится» в подсознание как своеобразный «банк данных». Есть

сказки, которые целиком посвящены духовно-нравственным проблемам, а,

следовательно, могут быть успешно использованы с педагогической целью.

Сказки, выполняющие функции наставления, поучения, мы называем

дидактическими.

Эти сказки используют для передачи ребёнку основных жизненных

принципов и закономерностей; передачи жизненного опыта предыдущих

поколений и получения ощущений своей сопричастности с миром

людей; духовно-нравственного становления личности и моральной

компетентности (хочу - могу, хорошо - плохо и т. д.).

Таким образом, Художественная литература позволяет

восполнить недостаточность общения детей, расширить кругозор, обогатить

их жизненный и нравственный опыт. Она способствует возникновению у

детей эмоционального отношения к описываемым событиям, природе,

героям, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям,

к действительности.

художественная литература позволяет восполнить недостаточность

общения детей, расширить кругозор, обогатить их жизненный и

нравственный опыт. Она способствует возникновению у детей

эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям,

персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к

действительности.

Литературные произведения вовлекают детей в раздумья над поступками

и поведением героев, происходящими событиями, побуждают к их оценке и

обогащает эмоциональную сферу.

Нравственные убеждения, взгляды, привычки тесно связаны с чувствами

ребенка. Внутренний мир ребенка придет в гармонию: разовьется умение

управлять своими эмоциями и настроением, преодолевать трудности и

страхи, передавать с помощью речи различные эмоциональные состояния,

устанавливать дружеские взаимоотношения, проявлять сочувствие,

сопереживание и участие в жизни близких и окружающих. Войти в мир

общения, найти свое место в коллективе сверстников, обрести друзей и

самим научится быть добрыми и отзывчивыми помогут книги.



В раздел образования




Яндекс.Метрика