Автор: Тетерюкова Ирина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад"Чайка"
Населённый пункт: Саратовская обл. г.Аркадак
Наименование материала: статья
Тема: "Чтение художественной литературы как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Духовно-нравственное воспитание – очень актуальная и сложная
проблема настоящего времени. Когда материальные ценности преобладают
над духовными, мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости,
агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям.
Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены
представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии,
справедливости.
Степень овладения нравственными представлениями и понятиями у детей
различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом.
Дошкольный возраст наиболее чувствительный
для воспитания нравственных норм и правил, способности сопереживать и
эмоционально откликаться на чужую боль. Не использовать эти возможности
— значит больше никогда не успеть наполнить душу ребенка нравственными
ценностями.
В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, его
мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки
других и собственное поведение. Именно в дошкольные годы под
руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт
поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе,
усваивает моральные нормы.
Руководя деятельностью детей, педагог формирует у них такие важные
для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к
окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание
посильно помогать им.
В своем духовном мире ребенок может взрослеть и совершенствоваться
непрерывно, до бесконечности. Он должен стать настоящим человеком,
проявить себя таким в обществе. Духовный мир ребенка может обогащаться
в том случае, если он это богатство воспитывает через чувства
сопереживания, радости, гордости, через познавательный интерес.
К сожалению, все реже встречаются в жизни проявления любви и добра,
сочувствия и сострадания. Дети все чаще не могут построить дружеских
отношений, договориться о совместных действиях в игре и быту.
Художественная литература позволяет восполнить недостаточность
общения детей, расширить кругозор, обогатить их жизненный и
нравственный опыт. Она способствует возникновению у детей
эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям,
персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к
действительности.
Литературные произведения вовлекают детей в раздумья над поступками
и поведением героев, происходящими событиями, побуждают к их оценке и
обогащает эмоциональную сферу.
Действенным средством воспитания моральных качеств
личности дошкольника является художественное слово. В этом плане велика
роль занятий по художественной литературе. Часто мы говорим: «Книга —
это открытие мира». Действительно, читая, ребенок знакомится с
окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их
радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не
только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может
окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее,
помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами
поведения.
Книга дает возможность домыслить, "до фантазировать". Она учит
размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие
способности, умение думать самостоятельно.
В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет
ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и
взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает
воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы
русского литературного языка.
Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать
наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не
приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого
раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей
способность активно слушать произведение, вслушиваться
в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет
формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно
построенная речь.
В формировании нравственных представлений важную роль играет
знакомство с родным языком, образцы которого представлены
в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного
творчества (сказках, песенках, пословицах, поговорках и тд, так как именно
они вмещают в себя все ценности родного языка). В устном народном
творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему
нравственные ценности. Знакомя детей с поговорками, загадками,
пословицами, сказками, их тем самым приобщают к общечеловеческим
нравственным ценностям. Особое место в произведениях устного народного
творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение
мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения
являются богатейшим источником духовного и нравственного развития
детей.
Роль русских народных сказок в воспитании ребенка, становлении
его духовности нравственного мира неоценима. В них поднимаются вопросы
самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и жизненном пути.
Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему
основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает
на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.
Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются
в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в
нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки
ребенка.
В сказках дети черпают первые представления о справедливости, чести,
достоинстве, преданности и т. д. Сказка настраивает ребёнка на
сопереживание, сочувствие, сострадание, ребёнок мысленно проходит с
героем весь путь.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла,
фантастические и определенные по своей нравственной сути образы,
выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные
связи и явления, доступные пониманию дошкольника, — все это делает
сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой
личности.
Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень
поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих. Через нее старшее
поколение учит детство строить жизнь по законам добра и красоты, поэтому
программа духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
включает в детскую жизнь «бабушкины сказки».
Педагогическая эффективность сказки очевидна, так как поучительный
опыт героев повествования откладывается в сознании человека, а также через
символы «ложится» в подсознание как своеобразный «банк данных». Есть
сказки, которые целиком посвящены духовно-нравственным проблемам, а,
следовательно, могут быть успешно использованы с педагогической целью.
Сказки, выполняющие функции наставления, поучения, мы называем
дидактическими.
Эти сказки используют для передачи ребёнку основных жизненных
принципов и закономерностей; передачи жизненного опыта предыдущих
поколений и получения ощущений своей сопричастности с миром
людей; духовно-нравственного становления личности и моральной
компетентности (хочу - могу, хорошо - плохо и т. д.).
Таким образом, Художественная литература позволяет
восполнить недостаточность общения детей, расширить кругозор, обогатить
их жизненный и нравственный опыт. Она способствует возникновению у
детей эмоционального отношения к описываемым событиям, природе,
героям, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям,
к действительности.
художественная литература позволяет восполнить недостаточность
общения детей, расширить кругозор, обогатить их жизненный и
нравственный опыт. Она способствует возникновению у детей
эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям,
персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к
действительности.
Литературные произведения вовлекают детей в раздумья над поступками
и поведением героев, происходящими событиями, побуждают к их оценке и
обогащает эмоциональную сферу.
Нравственные убеждения, взгляды, привычки тесно связаны с чувствами
ребенка. Внутренний мир ребенка придет в гармонию: разовьется умение
управлять своими эмоциями и настроением, преодолевать трудности и
страхи, передавать с помощью речи различные эмоциональные состояния,
устанавливать дружеские взаимоотношения, проявлять сочувствие,
сопереживание и участие в жизни близких и окружающих. Войти в мир
общения, найти свое место в коллективе сверстников, обрести друзей и
самим научится быть добрыми и отзывчивыми помогут книги.