Автор: Коротовская Лариса Алексеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №1 "Маленькая страна"
Населённый пункт: Московская область, г. Реутов
Наименование материала: Взаимодействие педагогов с родителями
Тема: Практическое пособие для молодых специалистов
Раздел: дошкольное образование
«Взаимодействие педагогов с родителями»
Меня зовут Лариса Алексеевна, я работаю воспитателем в детском саду
№1 «Маленькая страна» и сегодня мы с Вами обсудим проблему
взаимодействия педагогов с родителями не только в процессе организации
образовательной деятельности, но и в жизни образовательного учреждения, а
также затронем личные взаимоотношения двух сторон.
Проблема взаимодействия не является новой, об этом говорят везде: на
семинарах, конференциях, дискуссиях, педагогических советах; пишут в
статьях, научных работах, журналах и так далее. Но не смотря на всеобщее
обсуждение, проблема взаимодействия педагогов и родителей является
актуальной на сегодняшний день. А особенно эта проблема актуальна для
молодых специалистов. Потому что чаще всего родители смотрят на нас,
молодых педагогов, с недоверием, они бояться, что из-за отсутствия опыта
мы можем совершить ошибку. Тогда возникает ряд вопросов: как молодому
специалисту зарекомендовать себя перед родителями воспитанников? Какие
лучше всего выбрать методы взаимодействия? Как построить общение с
родителями, которые не говорят на русском языке? Итак, начнем разбираться
по порядку.
Для того, чтобы понять, КАК выстраивать взаимоотношения с
родителями, нужно знать КАКИЕ они должны быть.
Еще во времена моего обучения в колледже нас учили, что отношения
между педагогом и родителями должны быть партнерские. Что это значит?
Партнерские
значит
равноправные
т.е.
они
должны
строятся
на
взаимопомощи, взаимопонимании и взаимоуважении. Но для того, чтобы
выстроить
такие
отношения,
молодому
специалисту
нужно
себя
зарекомендовать, показать, свои знания и умения (это очень важно для
педагога, потому что, если родители не воспринимают вас на равных, они,
как говорится, съедят за живо). Как показать себя в работе с родителями?
Итак, выделяют традиционные и нетрадиционные формы работы с
родителями.
Для того, чтобы выстроить правильные взаимоотношения с родителями
воспитанников, нужно грамотно использовать все эти формы. Но я хочу
остановиться на форме, которая вызывает у меня больше всего вопросов –
это индивидуальная форма работы с родителями.
Ежедневно в календарно-тематическом планировании мы, воспитатели,
прописываем какую работу проводим с родителями. В основном это беседы,
консультации, если нужна оценка нашей работы проводим анкетирование,
если хотим узнать в чем родителям нужна помощь– проводим тестирование и
т.д.
В чем же сложность такой работы? У каждого родителя, как и у наших
воспитанников, свой особенный характер, темперамент, свое виденье мира,
своя реакция на замечания, просьбы и советы, разная национальность. И для
того, чтобы до каждого донести информацию позитивную или негативную
нужно подбирать разные ключики. И чем точнее подбираются ключики, тем
больше возрастает ваш авторитет в глазах родителей.
На основе анализа некоторых научных работ, статей, поисках в сети
Интернет и своего личного опыта я подготовила небольшое практическое
пособие для молодых специалистов по работе с родителями:
1.
Первое и, на мой взгляд самое главное для того, чтобы построить
доверительные отношения с родителями – это то, как вы их
встречаете в группе и как провожаете. Ведь каждый день, пять раз в
неделю Вам незнакомый человек приводит самое дорогое, что у
него есть в жизни – своего ребенка. Очень важно, чтобы воспитатель
создавал атмосферу уюта, добра, показывал, говорил, о том, что
этого ребенка рады видеть в любом настроении. Тогда родитель
будет спокоен за свое чадо. А для того, чтобы создать такую
атмосферу нужно встретить с улыбкой и добрым словом и
проводить такой же улыбкой и таким же добрым словом.
2.
Как
я
уже
говорила,
все
родители
разные
и
по-разному
воспринимаю информацию о своем ребенке. Но есть один метод,
которым я хочу поделиться. Он является универсальным для всех
категорий родителей. Это метод «Бутерброда». Представите себе
верхнюю булку, под ней помидор, сыр, затем идет котлета, соусы и
нижняя булка. Когда Вам нужно рассказать родителю о каком-то
нехорошем поступке ребенка или недостатке знаний или навыков,
но при этом показать, что вы Специалист с большой буквы. Вы
начинаете беседу с верхней булки, помидора и сыра, т.е. говорите
какой ребенок молодец (как покушал, как поспал, с кем играл, во
что играл и т.д.), затем переходите к котлете (неприятной части),
например, сегодня Ванечка во время игры ударил Машеньку, из-за
игрушки), и сразу после этого переходите к соусу (я с Ванечкой
провела беседу, он понял, что нельзя бить девочек, извинился перед
Машенькой, они помирились и дальше играли вместе, пожалуйста
проведите дома еще беседу о том, что девочек нужно защищать, а не
обижать), и заканчиваете нижней булкой (еще говорите какой
Ванечка
молодец).
И
после
такой
беседы
даже
самый
обеспокоенный и нервный родитель не сможет к вам придраться.
3.
В
наше
время
особенно
остро
обозначилась
проблема
межнационального
взаимодействия.
Например,
в
нашем
дошкольном
учреждении
воспитываются
дети
разных
национальностей. В моей группе есть воспитанники, чьи родители
не говорят на русском языке. Этот языковой барьер мешает
понимаю
Закончить свое выступление хочу словами великого педагога Антона
Семеновича Макаренко «Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде
всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги»
Спасибо за внимание!