Автор: Кобцева Наиля Абдулакимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ СОШ №28
Населённый пункт: г. Люберцы г.п Красково д. Марусино ул. Заречная 30
Наименование материала: Статья
Тема: Адаптация детей раннего возраста через нетрадиционные виды изобразительной деятельности
Раздел: дошкольное образование
Адаптация детей раннего возраста через нетрадиционные виды изобразительной
деятельности
В настоящее время, процесс адаптации рассматривается как одна из наиболее
актуальных проблем педагогической науки.
Адаптацией принято называть процесс вхождения ребёнка в новую для него среду и
болезненное привыкание к её условиям.
Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди.
Адаптированные возможности ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста
ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное
пребывание в стрессовом состояние могут привести к эмоциональным нарушениям или
замедлению темпа психофизического развития.
Проблема адаптации детей в дошкольном учреждении занимает сейчас умы научных и
практических
работников.
Адаптацию
в
условиях
дошкольного
учреждения
нужно
рассматривать как процесс или приспособление функций организма ребёнка к условиям
существования в группе. На сегодняшний день исследования по данной проблеме проводят
современные психологи и психотерапевты такие как: А. И. Захарова, А. Я. Варги, А. С.
Спиваковский и т.д.
Адаптацию следует рассматривать по следующим параметрам:
Тема методической разработки связана с 4 параметром: меры, облегчающие
адаптацию:
1.
Создание эмоционально благоприятной сферы.
2.
В группе следует создать условия комфортные для пребывания детей.
3.
Ребёнок должен получать удовлетворение от общения со взрослыми и
сверстниками.
Адаптация
1.Значение
адаптации для
здоровья ребёнка
2.Механизм
развития
адаптационного
синдрома
3.Клиника
адаптации
4
.
Меры,
облегчающие
адаптацию
5
.
Факторы,
влияющие на
адаптацию
6
.
Исход адаптации
Исходя из вышесказанного можно поставить следующую цель: создание
организационно-педагогических условий для адаптации детей раннего возраста.
Даже совместная работа с родителями не даёт нужного результата. В ходе
педагогической деятельности можно заметить, что изобразительное творчество детям
доставляет
большое
удовольствие
и
приносит
много
радости.
А
поскольку
изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, поддержка и
развитие интереса детей к творчеству, является необходимым средством для облегчения
процесса адаптации у детей раннего возраста. Так как изобразительное творчество
приносит положительные эмоции, а положительные эмоции составляют основу
психологического здоровья и благополучия детей.
Для реализации цели были поставлены задачи:
- изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме;
- определить особенности адаптации детей раннего возраста;
- разработать систему работы, с детьми используя нетрадиционные формы по
изобразительной деятельности.
На начальном этапе работы по определению особенности адаптации детей
раннего возраста было выявлено, что лёгкая адаптация у 20% детей, средняя у 50%
детей, тяжёлая у 40% детей.
На основе проблемно-ориентированного анализа уровня адаптации у детей
раннего возраста, была разработана система педагогической работы в период адаптации
детей раннего возраста через нетрадиционные виды изобразительной деятельности.
Работа с детьми
Изобразительная деятельность детей раннего возраста формируется постепенно,
поэтому важно вовремя создать условия для ее зарождения и развития. В разработанной нами
модели формирования предпосылок творчества детей 2-го года жизни предусматриваются
следующие направления работы: развитие интереса к действиям с различными изобрази-
тельными материалами, формирование умения видеть ассоциативный образ в пятнах, мазках и
линиях, создавать образ по замыслу.
На первом этапе детей знакомят с изобразительными материалами, живописными и
графическими, отобранными с учетом возрастных возможностей малышей. Первый этап
«адаптационный период» складывается из двух циклов занятий: каждый направлен на
активное экспериментирование с пальчиковыми красками (цикл 1), гуашью (цикл 2. ).
Основу игр-занятий составили «художественные опыты», в ходе которых дети
знакомились с названными изобразительными материалами, осваивали действия с ними. Мы
не обучали детей рисованию, потому что в нашей методике рисование детьми 2-го года
жизни - это предметная деятельность; причем в качестве предметов используем безопасные
художественные материалы.
Первый цикл
Включает две серии: рисование ладонями («цветные ладошки») и рисование пальчиками
(пальцеграфия).
Работа предполагает развитие интереса к пальчиковым краскам и обучение рисованию
ими ладонью и пальцами. Почему пальчиковыми красками и не кисточкой? Пальчиковые
краски привлекают малышей яркостью и красочностью; кроме того, в раннем возрасте дети
лучше чувствуют и познают предметы (краски - это тоже предметы) руками. Пальчиковые
краски обеспечивают большую свободу и разнообразие действий, чем действия с кистью.
Первые три занятия проводятся в форме игр-экспериментов с пальчиковыми красками,
цель которых - учить рисовать ладонями. На третьем-пятом занятиях дети выбирают уже
знакомые им краски (красная, желтая, синяя), и рисуют пальцами на белой бумаге.
Методика работы включает следующее: перед началом занятия на ребенка надевают
фартук, предназначенный именно - и только - для «рисования», и объясняют его назначение;
показывают одну-две краски (желтую, красную или зеленую), объясняют («Это краски, и их
не едят»); показывают, как достать краску руками из баночки, как небольшое ее количество
выложить на лист бумаги («цветная лужица»; обязательно называют цвет краски); предлагают
потрогать ее пальчиками в баночке и на листе бумаги. После детям раздают листы белой
бумаги, предлагают пошлепать ладошками по бумаге, «оставить след» на ней.
Вначале проводятся индивидуальные занятия. Когда каждый ребенок овладеет техникой
работы с краской, организуются занятия с двумя-тремя детьми (обратите внимание: дети
могут работать как правой, так и левой рукой). В ходе занятий они воспроизводят
разнообразные
движения
ладонью
(пришлепывание,
прихлопывание,
размазывание),
пальцами (размазывание, примакивание), которые педагог сопровождает словами одобрения.
Знакомство с техникой «пальцеграфия» начинается после освоения азов рисования
ладошками: она сложнее и требует более целенаправленных движений.
Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на
ладошках и по листу бумаги. После нескольких игр-тренировок на бумаге возникает
двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз. Этот
ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и
усиливая интерес к ним. Движения ладонью и пальцами по листу бумаги вызывают непод-
дельный восторг!
Пальчиковой гуашью дети создают причудливую смесь красок. На первых занятиях они,
как правило, используют один-два цвета (в основном красный и зеленый), на последующих
палитра становится богаче: в ней появляются синий, желтый цвета.
Рисование яркими красками не просто доставляет удовольствие - одновременно дети
учатся различать цвета, у них развиваются крупные мышцы плечевого пояса и мелкая
моторика рук, что, как известно, очень важно для формирования речи. Помимо этого, в ходе
«рисования» пальчиковыми красками проявляется стремление к общению: интерес к педагогу
и желание привлечь его внимание к себе, эмоциональное отношение к его обращениям и
заинтересованность в его одобрении. Какие же образы можно предложить детям 2-го года
жизни? «Удивительные краски», «Волшебные цвета», «Замечательные пятна» («цветные
ладошки»).
«Любимые
краски»,
«Разноцветные
узоры»,
«Многоцветные
полоски»
(пальцеграфия).
Однако «рисование» пальцами и ладонями является лишь одним из приемов, с помощью
которых
можно
изображать
только
отдельные
предметы
и
явления.
По
мнению
исследователей, детского изобразительного творчества (Т.Г. Казакова, Г.Г. Григорьева), кисть,
в отличие от руки, более универсальна и несет в себе большие изобразительные возможности,
поэтому ребенку уже с раннего возраста необходимо дать возможность освоить этот инстру-
мент.
Второй цикл
Предусматривает ознакомление детей с гуашевыми красками и кистью. В этом цикле
были проведены следующие игровые действия: «Веселый листопад», «Праздничные шары»,
«Шаловливые сосульки», «Красивые цветы», «Сильный ветер», «Золотистую землю»,
«Любопытные листочки», «Наливные яблоки»; слиянием двух цветов - «Веселую картинку»,
«Чудесную фантазию», «Красивое чудо», «Яркие блики».
Первые два-три занятия носят индивидуальный характер, затем подгрупповой: сначала
не более трех детей, а затем с пятью детьми. На играх-занятиях дети работают с гуашью и
кистью. Открывая для себя в ходе игр-экспериментов с краской возможность ее нанесения на
бумагу, дети с удовольствием выполняют такие же действия на каждом занятии. Краска
другого цвета позволяет создавать необычные условия, что требует от детей ориентировочных
действий. Как показывает практика, «рисование» создает радующие глаз, гармоничные по
цвету композиции, что особенно важно, на наш взгляд, для развития чувства цвета у детей 2-
го года жизни.
Экспериментирование с гуашью, хотя и лишено еще замысла на этом возрастном этапе,
является очень важным для развития у детей навыков рисования. Действуя на каждом занятии
с гуашью разного цвета, они познают новый материал; причем от импульсивных действий
переходят к проверке, а затем и к подтверждению обнаруженного свойства гуаши (оказывает-
ся, она оставляет следы), многократно повторяют одни и те же движения.
Не всегда лист бумаги оказывается заполненным, даже если интерес детей к рисованию
еще не иссяк. Это происходит «потому, что поле зрительного охвата в данном возрасте
невелико и ребенок большой лист бумаги охватывает по частям».
Методы рисования
Для развития движений руки и обучения умению правильно держать кисть используется
комплекс методов и приемов, прежде всего метод совместных действий педагога и ребенка -
«сотворчество» (Т.Г. Казакова, М.В. Гмошинская), - помогающий вызвать у детей желание
участвовать в совместном рисовании.
Обучая их владению кистью, следует использовать и такой прием, как показ действий
(как держать кисть, как набирать краску, как рисовать ею на бумаге): детям 2-го года жизни
необходим пример для подражания, который помогает увидеть процесс возникновения пятен,
линий, мазков. Этот прием не только обеспечивает обучение пользованию кистью, но и
служит «ориентиром действий» с кистью и краской, становится «толчком к самостоятельным
действиям детей» (Т.Г. Казакова) и способствует формированию способов самостоятельных
действий на последующих этапах развития рисования. В ходе показа каждое действие
называется: «Вот желтая краска», «Кисточка рисует» и др.
Умением действовать кистью ребенок овладевает не сразу. В процессе работы с
неуверенными детьми возникает необходимость метода «пассивных движений» (ТС.
Комарова): педагог вкладывает кисть в руку ребенку и, не выпуская ее, рисует вместе с
малышом, чтобы он чувствовал движение кисти и его направление.
В
нашей методике
используются игровые приемы: в раннем возрасте рисование «тесно увязывается с игровой
деятельностью, часто ею стимулируется» (Е.А. Флёрина). Кисть как инструмент для
творчества в игре превращается в предмет. Эксперимент с краской с помощью кисти
становится игрой с художественными материалами - основным «художественным» занятием
детей 2-го года жизни. Такая деятельность отвечает их возможностям. Игра, в которой дети
осваивают новые материалы, делится на несколько этапов: рассматривание кисточки и
баночки с краской, ритмические действия кистью на бумаге, ориентировка на ней.
Рассматривание кистей проводится в игровой форме. В начале игр-занятий детям
предлагают поиграть с кисточкой: ею можно пощекотать руки, погладить ладошки и лист
бумаги, подвигать по листу бумаги сухим ворсом, «попрыгать» по ней (прием примакивания).
В каждой игре с художественными материалами бумага для детей является местом
действия, а значит, рисование не вычленяется из игровой деятельности. Рисование гуашью как
двигательная сенсомоторная игра и рисование как изображение на занятиях сосуществуют. И
тогда игры обретаю изобразительный смысл, а дети получаю удовольствие и от своих
движений, и о возможности воздействовать на материал (краску) инструментом (кистью).
Для разнообразия образов и интереса детей использовали специальные альбомы из
серии: «Это может ваш малыш».
Таким образом, занятия первого цикла позволят развить у детей интерес к действиям
пальчиковыми красками как к предмету в виде изобразительного материала и, что особенно
важно, способствовали отделению «рисования» от других двигательных игр.
А
на занятиях второго цикла используются кисти различной конфигурации, что
позволяет развивать мелкую моторику рук и помогает обучению предметным действиям.
Во время выполнения заданий на каждом занятии малыши также закрепляют цвета:
красный, жёлтый, синий, зелёный.
В результате некоторые малыши сразу идут на контакт и увлекаются игрой, и также
увлекаются рисованием, а другие, которые плачут или не идут на контакт, успокаиваются,
начинают смотреть заинтересованно на происходящее постепенно подходят и тоже
увлекаются, и начинают рисовать. И уходя домой малыши говорят, что придут в детский сад
рисовать. У детей формируется положительная установка, желание идти в детский сад, и
сохраняется положительный настрой в течение дня, и у детей формируется интерес к
рисованию.
Работа с родителями
Включение
родителей
в
педагогический
процесс
осуществлялся
посредством
совместных мероприятий и тематических родительских собраний: «Давайте познакомимся!
Как подготовить детей к детскому саду», «Преодолеем адаптацию вместе».
Провести консультации и оформить стенды «Проблемы адаптации дошкольников к
условиям детского сада», «Изобразительная деятельность как средство успешной адаптации
детей раннего возраста к условиям детского сада».
По
результатам
проделанной
работы
было
выявлено,
что
тяжёлая
адаптация
уменьшилась на 20% у детей раннего возраста.
Таким образом, результативность проведённой работы можно считать оптимальной.
Список литературы:
1.
Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - Воронеж:
Учитель. - 2004.
2.
Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет.
сада / Под ред. Л.И. Каплан – М.: Просвещение, 1983
3.
Заводчикова О. Г. «адаптация ребёнка в детском саду». Москва «Просвещение»
2007
4.
Лапина И. В. «Адаптация детей при поступлении в детский сад». Волгоград 2010
5.
Казакова
Т.Г.
Актуальные
проблемы
развития
детской
художественно-
изобразительной одаренности: Монография. 2-е изд. М., 2004.
6.
Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М., 1995.
7.
Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. 3-е изд., перераб. и доп. М.,
1994.
8.
Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М, 1965.