Автор: Бачина Людмила Владимировна Должность: воспитатель высшей квалификационной категории Учебное заведение: ГКУ СО МО КРЦ "Радуга" Населённый пункт: М.О г.Клин Наименование материала: статья Тема: "Воспитание у дошкольников любви к родному краю" Раздел: дошкольное образование
Воспитание у дошкольников любви к родному краю.
Россия, Родина, родной край… До боли знакомые каждому человеку слова.
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства?
Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с
теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с гордостью рассказывает гостю о
красоте и богатстве своего родного края? Думается, это выражение глубокой
привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое
дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они
знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это взрослые
передают детям, что чрезвычайно важно для духовно-нравственного
воспитания, и активную позицию в этом вопросе должны занять педагоги.
Дошкольный возраст – это уникальный период в жизни человека, когда
закладываются основы социального, эмоционального, волевого,
познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям,
развитие способностей и индивидуальности ребенка. Духовный, творческий
патриотизм надо прививать с раннего возраста. Но подобно любому другому
чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально.
Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не
будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви
к Родине .
Чувство патриотизма зарождается на основе любви к Родине. С самого раннего
детства ребёнок учится не только ходить, говорить, но и любить. Любить
родителей, гордиться сначала своей семьёй, а затем и своей страной. Именно в
семье, родителями, изначально прививается любовь к родному краю,
преданность памяти своих предков и гордость за них. Чувство Родины. Оно
начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери,
отцу, бабушке, дедушке. Очень важно вырастить ребенка в мире национальной
культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и
мышление нации. Погружая ребенка в национальный быт, мелодику речи, песен,
мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его
народными традициями, укладом жизни, и таким образом, формируем любовь к
Родине.
Нравственность, патриотизм – это приобретение личности, то есть осознанная
свобода выбора и ответственность.
Необходимо ясное понимание того, как мы хотим воспитывать патриотизм у
дошкольников. Патриотизм - чувство любви к Родине. Понятие «Родина»
включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию
общественной жизни, особенности языка, быта.
Творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому
другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается
индивидуально, он создаётся культурой человека, её нравственной глубиной.
Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец,
родители, те, кто дает жизнь новому существу.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и
длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и
родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Одним, из приоритетных направлений в нашем учреждении, является
экологическое образование. Знакомство детей с родным краем: с историко-
культурными, национальными, географическими, природными особенностями
формирует у детей такие черты характера, которые помогут им стать патриотом
и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об
истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти
человека на всю жизнь. Поэт К. Симонов в стихотворении «Родина» пишет:
«Ты вспоминаешь не страну большую,
которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
какой её ты в детстве увидал».
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство
любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил
не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Дошкольный возраст - важный период для становления личности, период
развития представлений о человеке, обществе, культуре. Изучение
краеведческого материала, знакомство с историко-культурными,
географическими, климатическими, национальными особенностями своего
региона помогает повысить интерес к истории своего народа, развить духовные
потребности, воспитать чувство привязанности к своей малой и большой
Родине.
Таким образом, комплексный подход к патриотическому воспитанию
представляет собой совокупность общечеловеческих ценностей: понятия любви,
дружбы, добра, истины сливаются с познавательной активностью,
представлениями о современной действительности, деятельно-практическим
отношением к миру.
Воспитание патриотических чувств, было, есть и будет одним из главных
составляющих воспитания маленького гражданина, поэтому очень важно
привить ему именно общие непреходящие человеческие ценности.