Автор: Ларюшкина Людмила Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 92 "Парус"
Населённый пункт: город Калуга, Калужская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование ценностей семьи в дошкольной образовательной организации"
Раздел: дошкольное образование
«Формирование ценностей семьи в
дошкольной образовательной организации»
Исполнитель: Ларюшкина Л. А. –
воспитатель
высшей категории,
МБДОУ № 92 «Парус» г. Калуги
Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста совсем
не новая тема, я не ставлю перед собой цели выявить что-то новое для
слушателей. Моё выступление – это скорее, желание поделиться с
присутствующими опытом, как в нашем ДОУ происходит развитие и
формирование семейных ценностей на практике.
Проблема возрождения семейных традиций является актуальной в любое
время и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные
традиции в развитии и формировании социально – нравственной культуры
ребёнка. Семейные традиции и взаимоотношения накладывают отпечаток на
формирование нравственных качеств ребёнка. Недаром народная мудрость
гласит: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример
ему».
Однако без теории не будет и практики, поэтому сначала небольшой
теоретический экскурс. Формирование семейных ценностей у дошкольников
является одной из важнейших задач дошкольного образования. Период
дошкольного детства выступает благоприятным периодом для воспитания
нравственных качеств личности, приобщения к ценностям национальной
культуры, воспитания толерантности, уважения к другим людям и культурам.
Личность в обществе выступает представителем определённой социальной
группы – семьи, которая является одним из основополагающих факторов,
влияющих на развитие ребёнка. Личностные ценности по психолого-
педагогическим исследованиям являются производными от ценностей тех
социальных групп, к которым относится ребёнок.
Как вы считаете, что же можно отнести к семейным ценностям?
Ответы: история семьи, обычаи, традиции, нормы и правила поведения,
манера поведения, взгляды, всё то, что отличает одну семью от другой.
Совершенно верно.
Так, известный психолог Вадим Маркович Розин относит к семейным
ценностям любовь, уважение к личности, культуру взаимоотношений.
Социолог А.В. Ковалева выделяет следующую группу семейных
ценностей: единство, защищённость, ответственность.
Но, так как наше ДОУ работает с учётом программы «От рождения до
школы» под редакцией Николая Евгеньевича Вераксы, то для нас особенно
важным является утверждение известного психолога и педагога Н.Е.
Вераксы, который отмечает, что важно, чтобы схемы семейного поведения,
демонстрируемые родителями, были адекватны и представляли собой образы
культурного, продуктивного отношения между людьми. Семья выступает как
носитель системы ценностей, с которой ребёнок выходит в мир.
Таким образом, семейные ценности – это основные постулаты, на которых
основываются взаимоотношения в семье, поведение членов семьи. Семья
также вносит большой вклад и в патриотическое воспитание ребёнка.
Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует
формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению
семейных связей.
Кроме теоретических постулатов педагогов-психологов. Которые помогли
нам определить, что такое семейные ценности и насколько важно их
формировать в дошкольном детстве, есть и нормативная база для ДОУ,
которая очерчивает обязанности детского сада по данной теме. Прежде всего
это ФГОС ДО. Позволю себе процитировать задачи, на решение которых он
направлен:
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс
на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей
здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных,
эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок
учебной деятельности;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья.
Именно эти задачи ФГОС ДО нацеливают нас на работу с детьми и
родителями по формированию семейных ценностей.
Таким образом, в соответствии с ФГОС ДО дошкольная образовательная
организация обязана:
- информировать родителей (законных представителей) и общественность
относительно целей дошкольного образования;
- обеспечить открытость дошкольного образования;
- создавать условия для участия родителей в образовательной деятельности;
- поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей,
охране и укреплении их здоровья;
- обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную
деятельность.
Другим документом для организации деятельности ДОУ является ООП
ДО ДОУ, которая в нашем ДОУ разработана с учётом Программы «От
рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы. Авторы Программы
отмечают, что особое внимание в Программе уделяется развитию личности
ребёнка, сохранению и укреплению здоровья детей. А также воспитанию у
дошкольников таких качеств личности, как патриотизм, активная жизненная
позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций,
уважение к традиционным ценностям. Для достижения целей
первостепенное значение имеют единство подходов к воспитанию детей в
условиях ДОУ и семьи. Таким образом, особенностью Программы «От
рождения до школы» является направленность на нравственное воспитание,
поддержку традиционных ценностей. А именно, воспитание уважения к
традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к
старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; формирование
традиционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в
своих поступках следовать положительному примеру. Программа
подчёркивает ценность семьи как уникального института воспитания и
необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с
семьями воспитанников. В разделе «Взаимодействие с семьёй» описаны
основные формы работы с родителями воспитанников, использование
которых позволяет педагогам успешно реализовать образовательную
программу ДОУ.
В нашем ДОУ решаются следующие задачи в области формирования
семейных ценностей у детей дошкольного возраста:
- формировать
интерес к своей семье, сохранять семейные традиции и
обычаи,
- воспитывать уважение к членам семьи,
- привлекать
родителей к установлению в семье правил, норм поведения,
обычаев, традиций,
- создавать эмоционально-положительную атмосферу дома и в детском саду.
В первую очередь воспитатель работает с ребёнком. В педагогическом
процессе ДОУ мы используем следующие методы и приёмы:
- этические беседы,
- НОД,
- рассматривание семейных альбомов, картин,
- выставки детских работ,
- сюжетно-ролевые игры,
- заучивание стихов, пословиц, поговорок
- чтение сказок,
- утренники, досуги, развлечения,
- проектная деятельность.
Невозможно формировать семейные ценности у детей. Не привлекая к
этому саму семью, поэтому в нашем ДОУ ведётся разнообразная работа и с
родителями. Мы используем различные формы
работы, стимулирующие
участие
родителей
в
деятельности
ДОУ,
что
тоже
будет
способствовать
укреплению семейных ценностей. Практика показывает, что живое участие
родителей позволяет без назиданий познакомиться с интересующей темой,
погрузить
родителей
в
среду
педагогического
общения, создать
единое
образовательное сообщество.
Основные направления работы с семьями:
- изучение семей
- психолого-педагогическое просвещение родителей, обмен опытом
- вовлечение родителей в педагогический процесс, совместные мероприятия,
совместное творчество.
Исходя из этого, мы используем следующие формы работы с семьёй:
- анкетирование
- выпуск газеты «Познавашка» в соответствии с комплексно-тематическим
планированием ДОУ
- проведение индивидуальных консультаций и родительских собраний как
воспитателями групп, так и специалистами ДОУ
- привлечение родителей к участию в спортивных праздниках, утренниках,
досугах
- участие родителей совместно с детьми в выставках и конкурсах
- привлечение родителей к участию в социальных и экологических акциях
- посещение семей
- участие родителей совместно с детьми в проектах.
Так как наша Программа основывается на комплексно-тематическом
принципе
построения
образовательного
процесса,
то
все
перечисленные
методы и приёмы, формы включены в тематические недели.
Для организации этических и нравственных бесед и образовательной
деятельности (занятий), которые проводятся в рамках тематических недель, в
помощь педагогам Программой предоставлены пособия: «Этические беседы
с дошкольниками», «Нравственное и социальное развитие дошкольников»,
«Ознакомление с предметным и социальным миром». В них также отражены
темы и представлены материалы, направленные на формирование семейных
ценностей
и
традиций.
Так,
например,
в
пособии «Этические
беседы
с
дошкольниками»
прописан
цикл
«Семья»,
в
котором
содержатся
беседы
«Моя мама» (4-5 лет), «Семьи большие и маленькие» (5-6 лет), «Как дети
могут заботиться о взрослых» (6-7 лет). Соблюдение и сохранение семейных
ценностей просматривается и через беседы по другим циклам этого пособия.
Ну
и
несколько
примеров.
Итак,
основа
нашей
программы
–
КТП
образовательной деятельности.
№
п/п
Неделя
Мероприятие
1
День знаний
Акция «Я талантлив», где детям и их
р о д и т е л я м
и
р о д с т в е н н и к а м
п р е д л а г а л о с ь
н а
с т а н ц и я х
продемонстрировать
их
таланты.
К
участию привлекались мамы и папы,
бабушки и дедушки, сёстры и братья.
Дети
с
удовольствием
рисовали,
делали аппликацию, демонстрировали
умение
владеть
мячом,
исполняли
музыкальные произведения.
2
Ребёнок и дорога
Преобладали
беседы
с
детьми
,
родительские собрания, выпуск газеты
и памяток, ширм. Для детей педагоги
старались
подчеркнуть,
как
важно
слушаться
родителей
и
соблюдать
правила
поведения.
А
до
родителей
п е д а г о г и
д о н е с л и
в а ж н о с т ь
собственного
примера
соблюдения
правил и ответственность за жизнь их
детей.
3
Недели здоровья
Привлечение семей к участию в таких
мероприятиях
как
«Лыжня
России»,
« К р о с с
н а ц и и » ,
с п о р т и в н ы х
праздниках
в
рамках
ДОУ,
создание
проектов
и
видеопроектов
на
тему
« З д о р о в ы м
б ы т ь
з д о р о в о » .
Организация групповых фотовыставок
«Всей семьёй любим спорт». Выпуск
газеты
«Лыжи
вс ем
в о з р а с т а м
покорны».
4
Моя семья. День матери.
Этические
беседы.
Подчёркивающие
важность
мамы,
важность
её
труда,
важность семьи вообще. СРИ «Семья»,
«Гости». НПИ «Мамы всякие важны,
мамы
всякие
нужны».
НОД
по
теме
«Семья», «Наша дружная семейка», «У
самовара я и моя мама».
5
Новый год
Пропаганда
семейных
традиций,
семейного
праздника,
подготовки
подарков родственникам. Видеосюжет
«Семейное деревце»
6
День Защитника Отечества
Проведение совместных мероприятий
до сугов,
к
участию
в
кото р ы х
приглашались
папы,
дедушки,
дяди.
Изготовление
детьми
совместно
с
воспитателями
подарков
для
родных,
что
способствовало
формированию
ч у вс т ва
го рд о с т и,
у ва же ния
к
с л у ж и в ш и м
в
а р м и и ,
ч у в с т в а
патриотизма.
7
Международный
женский
день
Утренники, изготовление подарков для
мам,
бабушек,
сестёр
–
привития
чувства
нежности,
любви,
уважения,
развития
традиций
поздравления
женщин в этот день.
8
Книжкина неделя
Конкурс
«Самая
читающая
семья».
Участие
в
выставке
книг
«Книги
из
поколения
в
поколение».
Проведение
собраний
«Мама,
почитай
мне».
Выставка
рисунков.
Приуроченных
к
ю б и л е я м
д е т с к и х
п и с а т е л е й
(Чуковский).
9
Великий день Победы
Преемственность поколений, развитие
чувства гордости за дедов, прадедов и
прабабушек
–
участие
родителей
и
детей
в
совместных
социальных
а к ц и я х ,
в о з л ож е н и е
ц в е т о в
к
памятникам, приглашение ветеранов и
поздравление
их.
Выставка
«Слава
н а ш и м
в е т е р а н а м »
-
д е т с к о -
родительские работы
10
Международный день семьи
Организация
фотовыставки
«Моя
семья», «Мир наших увлечений», где
дети
и
родители
делились
своими
семейными
традициями.
Создание
видеопроекта
«Наши
бабушки
и
дедушки».
Где
дети
рассказывали
о
с в о и х
б а бу ш к а х
и
д е д у ш к а х .
Приносили их фото, а затем педагог
монтировал видеоролик.
11
Д е н ь
с е м ь и ,
л ю б в и
и
верности
Проведение
досугов.
посвящённых
этому дню, Святым Петру и Февронии.
И з гото вл е н и е
в о с п и т а н н и к а м и
совместно
с
педагогами
подарков
своим
членам
семьи.
Организация
бесед
с
просмотром
презентаций
на
данную тему.
Кроме тематических недель семейные ценности формируются также через
организацию
мероприятий
для
детей
и
родителей
в
рамках
акций,
проводимых
Управлением
образования
и
посвящённых
Всемирному
дню
ребёнка и Дню защиты детей. Данные мероприятия направлены не только на
защиту прав и интересов детей, на разъяснение родителям их обязанностей,
но и на укрепление семейных традиций и ценностей. Участие в конкурсах
детско-родительских работ «Я ребёнок – я имею право». Выпуск газеты и
памяток для родителей.
Формирование семейных ценностей осуществлялось в нашем ДОУ в
рамках кружковой работы. В ДОУ функционировали два кружка «Весточка»
и адаптационная группа «Кроха».
В рамках кружка «Весточка» осуществлялись выезды родителей и детей в
Храм, с детьми проводились НОД по программе данного кружка. Занятия
адаптационной группы «Кроха» проводились совместно с родителями, что
также позволяло педагогу работать одновременно с детьми и родителями,
подчёркивать важность единых требований между садом и семьёй, соблюдать
традиции семьи.
В заключении отмечу, что формируя семейные традиции, мы не должны
забывать о чувстве меры: чрезмерно строгие правила, по которым живет
семья, не оставляющая детям «никакой свободы маневра», перенапрягают
детскую
психику.
Отсутствие
же
устойчивого
домашнего
уклада
и
предсказуемых
домашних
ритуалов,
успокаивающих
малыша
своей
непременной
обязательностью,
-
передают
ребёнку
ощущение
незащищенности.
Поэтому
лучше
всего
–
найти
золотую
середину:
сохранение семейных ритуалов и традиций, систематичное их выполнение,
уважение к личности ребёнка, общение с ним, словом, всё то, что поможет
нам
воспитать
толерантную
личность, приобщенную
к
ценностям
национальной
культуры,
уважающую
других
людей
и
культуры
других
народов.
Список используемой литературы:
1.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования. М.: ТЦ Сфера, 2014.
2.
«От рождения до школы». Основная образовательная программа
дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой.
М.А. Васильевой. М.: Мозайка-Синтез, 2016.
3.
Основная образовательная программа МБДОУ № 92 «Парус» г. Калуги.
Калуга, 2016.
4.
Ковалева А.В. Интерпретация семейных ценностей и ее компонентов
в современном обществе [Электронный ресурс] // Электронное научное
издание «Ученые записки ТОГУ». – Томск, 2010. – Т. 2. – № 1. – Режим дос-
тупа: ejournal.khstuejournal@khstu.
5.
Розин В.М. Судьба многодетной семьи. – М., 1981.
6.
Материалы интернет-сайтов.