Напоминание

план по самообразованию на тему: "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.


Автор: Гунилова Наталья Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Большеболдинский детский сад "Сказка"
Населённый пункт: Нижегородская область с. Б-Болдино
Наименование материала: Научно-методический
Тема: план по самообразованию на тему: "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ Большеболдинский детский сад «Сказка»

ПЛАНИРОВАНИЕ ПО

САМООБРАЗОВАНИЮ

Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ

ФИНАНСОВОЙ

ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Воспитатель:

Гунилова Н.И

2022-2023г.

Актуальность темы

Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое

направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних

лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с

дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в

элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру

экономической действительности.

Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он

узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого»,

«дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой

реальности, лучше адаптируются к ней.

Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится,

прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в

знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к

окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и

человеку.

Экономическое воспитание дошкольников надо начинать не позднее пяти лет,

так как это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение,

отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает

положительные черты характера.

Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями

способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления,

что сделает этот процесс более осознанным.

Цель: Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного

возраста основ финансовой грамотности. Помочь детям пяти-шести–семи лет войти

в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ

финансовой грамотности у детей данного возраста.

Задачи:

способствовать формированию первоначальных представлений о

потребностях;

способствовать формированию первоначальных представлений о труде;

способствовать формированию первоначальных представлений о купле-

продаже товаров;

способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как

об универсальном средстве обмена, платежа и накопления;

способствовать формированию первоначальных представлений о семейном

бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике.

понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат

труда людей);

уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

сознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость

продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого

творения;

признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость,

рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость,

благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства,

материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);

рационально оценивать способы и средства выполнения желаний,

корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и

временную перспективу реализации;

применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

Условия реализации: дети, воспитатель, родители.

Применение: применять дидактические материалы для дошкольников в условиях

детских образовательных учреждений.

Срок реализации: 2022-2023г.

Предполагаемый результат:

Воспитатели:

оформление собственных методических разработок (обобщение опыта

работы);

повышение качества воспитательно–образовательного процесса;

участие в педсоветах, семинарах;

повышен теоретический и педагогический уровень, компетентность по

экономическому воспитанию старших дошкольников.

Родители:

повышен интерес родителей к совместной работе по формированию предпосылок

финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Дети:

знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин,

ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;

знают российские деньги;

знают несколько современных профессий, содержание их деятельности;

в случае поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются

исправить свою или чужую оплошность;

бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и

занятий;

проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают

родители, как ведет хозяйство.).

Развивающая предметно-пространственная среда:

картотека игр по формированию предпосылок финансовой грамотности у

старших дошкольников;

изготовление макета банкомата;

приобретение художественной литературы на экономическую тематику;

приобретение и изготовление дидактических игр.

Основные формы реализации плана по самообразованию:

• Беседы.

• Непосредственно – образовательная деятельность.

• Дидактические игры.

• Моделирование ситуаций – тренингов.

• Чтение художественной литературы.

•Работа с родителями: анкетирование, опросы, досуги, беседы и консультации.

Этапы самообразования:

1. Подбор и изучение методической литературы

2. Участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования

3. Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.

4. Представление опыта работы по теме.

Изучение методической литературы

Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного

воспитания;

Изучение учебной и научно-методической литературы;

Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии,

физиологии;

Изучение новых программ и педагогических технологий;

Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;

Повышение общекультурного уровня.

Участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования

Участие в методической работе детского сада

Дата

Тема

Форма участия

Декабрь

2022г.

«Квест-игра «Бюджет семьи: доходы и

расходы»

занятие

Февраль

2023г.

«Финансовая грамотность.

Экономическое развитие

дошкольников»

Буклет

Май

2023г.

«Экономическое развитие

дошкольников»

Выступление на педсовете

План работы с детьми, с педагогами, с родителями на 2022-2023г.

№ п/п

Месяц

План работы с детьми, педагогами, родителями

1.

Сентябрь

1. Дидактическая игра «Заветные желания»,

демонстрация мультфильма «Телефон».

2. Подбор материала по данной теме, необходимого для

работы с детьми и родителями.

3. Консультация для родителей «Практические советы

родителям по формированию финансовой грамотности

у детей старшего дошкольного возраста»

2.

Октябрь

1. Чтение сказки С. Я. Маршак «Кошкин дом»,

Сюжетно-ролевая игра «Сберегательный банк»

2. Семинар для педагогов «Финансы и дошкольник: за и

против»

3. Консультация: «Введение детей старшего

дошкольного возраста в мир экономики»

3.

Ноябрь

1. Квест – игра «Путешествие Буратино»

2. Консультация для педагогов: «Формируйте у детей

разумные потребности»

3. Консультация: «Хоть семи нам еще нет, формируем

мы бюджет»

4.

Декабрь

1. Формировать представление о потребностях и

возможностях: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и

рыбке», К.И. Чуковский «Телефон».

2. Круглый стол «Развитие финансовой грамотности

дошкольников»

3. Разработка буклетов «Ребенок и финансы»

5.

Январь

1. С/р «Магазин», Д.и «Безналичные деньги». Поход с

детьми в магазин.

2.Буклет для педагогов: «Бюджет семьи – забота

каждого»

3. Рекомендация «Учите видеть связь между трудом и

деньгами»

6.

Февраль

1. Викторина по экономическому воспитанию для детей

подготовительной группы «Путешествие в денежную

страну»

2.Консультация для педагогов: «Использование

дидактических игр по развитию финансовой

грамотности дошкольников»

3. Рекомендация «Учите ребенка выбирать и покупать

товар»

7.

Март

1. Игра «Хочу и надо». Формировать представление

детей о понятии «бюджет»

2. Консультация «Учите ребенка планировать семейный

бюджет»

3. Буклет «История о дереве и человеке»

8.

Апрель

1. КВН «Путешествие в денежную страну»

2. Консультация: «Введение детей старшего

дошкольного возраста в мир экономики»

3. Деловая игра для родителей детей подготовительной

группы «Азбука финансов»

9.

Май

1. Формировать представление детей о рекламе.

С. В. Михалков «Как старик корову продавал»

2.Отчёт- презентация

3. Консультация для родителей «Учите ребенка считать

деньги»

Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.

Тема

Содержание работы

Наши потребности.

Чтение и обсуждение стихотворения о потребностях

«Телефон» К.И.Чуковского.

Показ сказки «Как коза избушку построила».

Дидактическая игра «Кому что нужно?».

Игра «Заветные желания».

Чтение и обсуждение сказок о потребностях и

возможностях: «Сивка-Бурка», «Иван-Царевич и серый

волк», «Сказка о рыбаке и рыбке»;

Составление морфологических таблиц «Потребности

растений», «Потребности животных», «Потребности

человека»;

Развлечение «Путешествие» (потребности человека)

Труд-продукт-товар.

Рассказ педагога о разнообразии профессий, знакомство с

понятием профессия.

Беседа с детьми о профессиях их родителей, бабушек,

дедушек;

Знакомство детей с понятием «династия»;

Чтение стихотворений: С.Михалков «А что у вас?»,

Д.Родари «Чем пахнут ремесла», С.Маршак «Почта»,

В.Маяковский «Кем быть?»

Чтение и обсуждение сказки Л.Н.Толстого «Наши пряли, а

ваши спали»;

Игра по картинкам «Назови профессию»;

Чтение и обсуждение сказок «Дикие лебеди», «Мужик и

медведь»;

Игра-занятие «Машины, приборы, оборудование,

инструменты»

Почему все взрослые

работают?

Беседа о необходимости трудиться;

Знакомство с профессиями, у которых результат труда не

так нагляден (учитель, писатель, воспитатель, работник

полиции);

Игра «Кто больше назовет профессий».

Работа и заработок.

Чтение грузинской сказки «Заработанный рубль» и беседа

по сказке;

Выполнение заданий на листках «Профессии».

Игровое занятие «Угадай, о ком я говорю», «Подбери то,

что нужно для работы».

Когда продукт труда

превращается в

товар.

Чтение и обсуждение сказки о труде «Терем-теремок» с

использованием проблемных ситуаций и вопросов;

Игры-занятия «Кто производит товар», «Петушок и

бобовое зернышко», «Я рисую свою мечту»;

Обсуждение процесса изготовления товара (посуды,

бумаги, книг и т.п.);

Чтение сказки Т.С.Аксакова «Аленький цветочек и

обсуждение прочитанного.

Ценность и

украшение товара –

его качество.

Рассказ педагога о том, что товары бывают разного

качества (демонстрация посуды разного качества);

Беседа с детьми о применении посуды разного качества в

разных жизненных ситуациях;

Чтение стихотворения К.И.Чуковского «Федорино горе»

(почему же вся посуда сбежала от Федоры?)

В гостях у сказки.

Чтение истории 16 «Как Миша задумал ярмарку устроить»

из книги Т.Поповой «Экономика для малышей, или как

Миша стал бизнесменом»;

Обсуждение сказки и выполнение практических заданий

по теме

Менеджер –

интересная

профессия.

Рассказ воспитателя о профессии «менеджер», беседа с

детьми, ответы на вопросы детей;

Сюжетно-дидактическая игра «Хлебозавод»;

Вспоминаем поговорки и пословицы о труде

Игровое занятие.

Игра «Где пригодится» (соединить линиями кушанья и

растения, из которых они готовятся), «Кто что

производит» (соединить стрелочкой, кто что производит),

«Кому что нужно» (разложить карточки в соответствии с

профессией человека)

Сколько заработал –

столько купил.

Художественная деятельность: рисование, аппликация на

тему «Гжель», «Жестово», «Дымковская игрушка»;

Путешествие в импровизированный магазин детских

товаров за покупками (купля-продажа товара собственного

приготовления)

Игровое занятие.

Игра «Хочу и надо» (определить к какому понятию «хочу»

или «надо» относится изображенный на картоне предмет и

приклеить картинку на соответствующее пано

Что такое реклама?

Рассматривание рекламных газет, их ярких иллюстраций;

Чтение рекламных текстов. Рассказ воспитателя об

особенностях содержания этих текстов (положительная

оценка достоинств товара, призыв приобрести товар,

адрес, где можно купить);

Чтение отрывка из книги Э.Успенского «Бизнес крокодила

Гены» о рекламе;

Чтение русской народной сказки «Лиса и козел»,

обсуждение сказки, ответы детей на вопросы воспитателя,

выделение социально-нравственных качеств – хитрость,

доверчивость.

Кто делает рекламу?

Рассказ педагога, показ разных средств изготовления

рекламы;

Чтение и инсценирование сказки С.Михалкова «Как

старик корову продавал»;

Рассматривание детьми рекламных листков и буклетов.

Реклама в сказках.

Чтение истории «Как сорока Мишин товар хвалила» из

книги Т.Поповой «Экономика для малышей, или как Миша

стал бизнесменом»;

Чтение сказок братьев Гримм «Три счастливица» и

Г.Х.Андерсена «Новое платье короля» и обсуждение

прочитанного.

Если бы у меня было

собственное дело.

Беседа с детьми «Что такое собственное дело?» (хозяин,

руководитель фирмы, директор предприятия);

Придумываем рекламу своего предприятия;

Чтение стихотворения Э.Успенского «Реклама»,

А.Беспаловой «Реклама»

Новогодние каникулы

Что такое деньги.

Рассказ педагога о том, как появились деньги, что такое

деньги, о заменителях денег;

Чтение сказки «Бобовое зернышко» (понятие «обмен

товарами»);

Показ сказки «Выгодное дело» Бр. Гримм;

Деньги счет любят.

Чтение истории 8 «Как Миша понял, что такое деньги счет

любят» из книги «Экономика для малышей, или как Миша

стал бизнесменом»;

Выполнение детьми практических заданий по теме

Как правильно

распоряжаться

деньгами.

Чтение истории 9 «Как Миша учился деньги делить» из

книги Экономика для малышей, или как Миша стал

бизнесменом», беседа по сказке, ответы детей на вопросы

педагога;

Выполнение детьми практических заданий по теме

Игровые занятия.

Игровое занятие «Где? Что? По чем?»

Комплексное занятие «По одежке – протягивай ножки»

Бюджет семьи.

Чтение и обсуждение детской литературы: И.Токмаковой

«Купите лук», К.Ушинский «Лекарство», И.Туричик

«Человек заболел»;

Беседы «Зачем людям нужны деньги», «Семейный

бюджет»;

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», «Театр»,

«Парикмахерская»

В гостях у сказки.

Чтение сказки К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха», далог с

детьми о прочитанном, ответы на вопросы;

Показ спектакля «Муха-Цокотуха»

Подведение итогов.

Игра-занятие «Бюджет семьи, доход, расход»;

Уточнение имеющихся у детей знаний о том, из чего

складывается бюджет семьи;

Игра «Семейный бюджет».

Что такое экономика.

Игра-беседа «Экономика и человек»;

Занятие «Что такое экономика? 12 золотых правил

экономики»;

Игры-занятия «В гостях у семьи», «Путешествие в сказку»,

«Какие бывают расходы»

Бизнес и капитал.

Показ сказки «Как звери решили открыть свой бизнес»;

Чтение и обсуждение сказок о купле-продаже и капитале:

«Как барин овцу продавал», «Чудесная рубашка»

Игровые занятия.

Игра-занятие «Экономическая рыбалка»;

Экономическая игра «КВН»

Игровые занятия.

Подготовка и показ детьми сказки»Репка» на новый лад

(экономическая сказка)

Что такое налоги и

почему их надо

платить.

Чтение истории 13 «Почему Миша платит налоги» из

книги «Экономика для малышей, или как Миша стал

бизнесменом»;

Беседа по сказке, ответы детей на вопросы педагога;

Выполнение практических занятий по теме

Бартер.

Чтение и обсуждение сказок о бартере «Мена», «Лисичка

со скалочкой», «Дудочка и кувшинчик»;

Просмотр мультфильма «Волшебное кольцо» и его

обсуждение;

Игровая ситуация «Бартер»;

Дидактическая игра «Бартер»

Выгода и убыток.

Показ сказки «Про мышь зубастую, да про воробья

богатого» В.И.Даль;

Игра-занятие «Как торговали Барин и Свинья»;

Чтение и обсуждение сказок о выгоде и убытке: «Новое

платье короля» Г.Х.Андерсен, «Продавец и лось» Ф.Хопер,

«Как мужик гусей делил»

Игра-занятие:

Бюджет семьи, доход,

расход

Уточнение имеющихся у детей знаний о том, из чего

складывается бюджет семьи

Благотворительная

деятельность.

Меценаты.

Рассказ воспитателя об известных русских меценатах, о

спонсорах, которые в наше время помогают бедным и

нуждающимся, диалог с детьми по рассказанному, ответы

на вопросы;

Благотворительность

приносит не только

добро, но и выгоду.

Чтение истории 15 «Праздник в Машином магазине» из

книги «Экономика для малышей, или как Миша стал

бизнесменом»; беседа с детьми по сказке, ответы детей на

вопросы педагога

Благотворительность.

Практические

занятия.

Выполнение задания по теме «Богатые и бедные.

Благотворительность»

Итоговое занятие.

Подведение итогов, уточнение знаний детей, полученных

при прохождении курса программы «Путешествие в

страну Экономику»

Список литературы

1. Программа «От рождения до школы» - под. ред. Н. Г. Веракса, Т. С. Комарова, М.

А. Васильева.

2. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО.

Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева –

Калининград: КОИРО, 2017.

3. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок

финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа

дошкольного образования для детей 5–7 лет

4. Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л. Дошкольное

образование как ступень системы общего образования: научная концепция / Под

ред. В.И. Слободчикова; М.: Институт развития дошкольного образования РАО,

2005. 28 с.

5. Коменский Я.О. Материнская школа. М.: Книга по требованию, 2012. 104 с.

6. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита-пресс,

2016. 336 с.

7. Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый,

2017. № 8. С. 349–351.

8. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Модель организации образовательного

процесса в старших группах детского сада // Дошкольное воспитание, 1995. № 9.

9. Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в

условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире:

материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб.: Свое

издательство, 2015. С. 39–41.

10. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации.

Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.

11. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф», 2015. 48 с.

12. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое

общество России, 2005. 256 с.



В раздел образования




Яндекс.Метрика