Автор: Гунилова Наталья Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Большеболдинский детский сад "Сказка"
Населённый пункт: Нижегородская область с. Б-Болдино
Наименование материала: Научно-методический
Тема: план по самообразованию на тему: "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ Большеболдинский детский сад «Сказка»
ПЛАНИРОВАНИЕ ПО
САМООБРАЗОВАНИЮ
Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ
ФИНАНСОВОЙ
ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Воспитатель:
Гунилова Н.И
2022-2023г.
Актуальность темы
Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое
направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних
лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с
дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в
элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру
экономической действительности.
Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он
узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого»,
«дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой
реальности, лучше адаптируются к ней.
Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится,
прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в
знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к
окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и
человеку.
Экономическое воспитание дошкольников надо начинать не позднее пяти лет,
так как это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение,
отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает
положительные черты характера.
Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями
способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления,
что сделает этот процесс более осознанным.
Цель: Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного
возраста основ финансовой грамотности. Помочь детям пяти-шести–семи лет войти
в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ
финансовой грамотности у детей данного возраста.
Задачи:
способствовать формированию первоначальных представлений о
потребностях;
способствовать формированию первоначальных представлений о труде;
способствовать формированию первоначальных представлений о купле-
продаже товаров;
способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как
об универсальном средстве обмена, платежа и накопления;
способствовать формированию первоначальных представлений о семейном
бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике.
понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат
труда людей);
уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
сознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость
продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого
творения;
признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость,
рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость,
благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства,
материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
рационально оценивать способы и средства выполнения желаний,
корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и
временную перспективу реализации;
применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Условия реализации: дети, воспитатель, родители.
Применение: применять дидактические материалы для дошкольников в условиях
детских образовательных учреждений.
Срок реализации: 2022-2023г.
Предполагаемый результат:
Воспитатели:
оформление собственных методических разработок (обобщение опыта
работы);
повышение качества воспитательно–образовательного процесса;
участие в педсоветах, семинарах;
повышен теоретический и педагогический уровень, компетентность по
экономическому воспитанию старших дошкольников.
Родители:
повышен интерес родителей к совместной работе по формированию предпосылок
финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Дети:
знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин,
ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
знают российские деньги;
знают несколько современных профессий, содержание их деятельности;
в случае поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются
исправить свою или чужую оплошность;
бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и
занятий;
проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают
родители, как ведет хозяйство.).
Развивающая предметно-пространственная среда:
картотека игр по формированию предпосылок финансовой грамотности у
старших дошкольников;
изготовление макета банкомата;
приобретение художественной литературы на экономическую тематику;
приобретение и изготовление дидактических игр.
Основные формы реализации плана по самообразованию:
• Беседы.
• Непосредственно – образовательная деятельность.
• Дидактические игры.
• Моделирование ситуаций – тренингов.
• Чтение художественной литературы.
•Работа с родителями: анкетирование, опросы, досуги, беседы и консультации.
Этапы самообразования:
1. Подбор и изучение методической литературы
2. Участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования
3. Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.
4. Представление опыта работы по теме.
Изучение методической литературы
Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного
воспитания;
Изучение учебной и научно-методической литературы;
Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии,
физиологии;
Изучение новых программ и педагогических технологий;
Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
Повышение общекультурного уровня.
Участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования
Участие в методической работе детского сада
Дата
Тема
Форма участия
Декабрь
2022г.
«Квест-игра «Бюджет семьи: доходы и
расходы»
занятие
Февраль
2023г.
«Финансовая грамотность.
Экономическое развитие
дошкольников»
Буклет
Май
2023г.
«Экономическое развитие
дошкольников»
Выступление на педсовете
План работы с детьми, с педагогами, с родителями на 2022-2023г.
№ п/п
Месяц
План работы с детьми, педагогами, родителями
1.
Сентябрь
1. Дидактическая игра «Заветные желания»,
демонстрация мультфильма «Телефон».
2. Подбор материала по данной теме, необходимого для
работы с детьми и родителями.
3. Консультация для родителей «Практические советы
родителям по формированию финансовой грамотности
у детей старшего дошкольного возраста»
2.
Октябрь
1. Чтение сказки С. Я. Маршак «Кошкин дом»,
Сюжетно-ролевая игра «Сберегательный банк»
2. Семинар для педагогов «Финансы и дошкольник: за и
против»
3. Консультация: «Введение детей старшего
дошкольного возраста в мир экономики»
3.
Ноябрь
1. Квест – игра «Путешествие Буратино»
2. Консультация для педагогов: «Формируйте у детей
разумные потребности»
3. Консультация: «Хоть семи нам еще нет, формируем
мы бюджет»
4.
Декабрь
1. Формировать представление о потребностях и
возможностях: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и
рыбке», К.И. Чуковский «Телефон».
2. Круглый стол «Развитие финансовой грамотности
дошкольников»
3. Разработка буклетов «Ребенок и финансы»
5.
Январь
1. С/р «Магазин», Д.и «Безналичные деньги». Поход с
детьми в магазин.
2.Буклет для педагогов: «Бюджет семьи – забота
каждого»
3. Рекомендация «Учите видеть связь между трудом и
деньгами»
6.
Февраль
1. Викторина по экономическому воспитанию для детей
подготовительной группы «Путешествие в денежную
страну»
2.Консультация для педагогов: «Использование
дидактических игр по развитию финансовой
грамотности дошкольников»
3. Рекомендация «Учите ребенка выбирать и покупать
товар»
7.
Март
1. Игра «Хочу и надо». Формировать представление
детей о понятии «бюджет»
2. Консультация «Учите ребенка планировать семейный
бюджет»
3. Буклет «История о дереве и человеке»
8.
Апрель
1. КВН «Путешествие в денежную страну»
2. Консультация: «Введение детей старшего
дошкольного возраста в мир экономики»
3. Деловая игра для родителей детей подготовительной
группы «Азбука финансов»
9.
Май
1. Формировать представление детей о рекламе.
С. В. Михалков «Как старик корову продавал»
2.Отчёт- презентация
3. Консультация для родителей «Учите ребенка считать
деньги»
Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.
Тема
Содержание работы
Наши потребности.
Чтение и обсуждение стихотворения о потребностях
«Телефон» К.И.Чуковского.
Показ сказки «Как коза избушку построила».
Дидактическая игра «Кому что нужно?».
Игра «Заветные желания».
Чтение и обсуждение сказок о потребностях и
возможностях: «Сивка-Бурка», «Иван-Царевич и серый
волк», «Сказка о рыбаке и рыбке»;
Составление морфологических таблиц «Потребности
растений», «Потребности животных», «Потребности
человека»;
Развлечение «Путешествие» (потребности человека)
Труд-продукт-товар.
Рассказ педагога о разнообразии профессий, знакомство с
понятием профессия.
Беседа с детьми о профессиях их родителей, бабушек,
дедушек;
Знакомство детей с понятием «династия»;
Чтение стихотворений: С.Михалков «А что у вас?»,
Д.Родари «Чем пахнут ремесла», С.Маршак «Почта»,
В.Маяковский «Кем быть?»
Чтение и обсуждение сказки Л.Н.Толстого «Наши пряли, а
ваши спали»;
Игра по картинкам «Назови профессию»;
Чтение и обсуждение сказок «Дикие лебеди», «Мужик и
медведь»;
Игра-занятие «Машины, приборы, оборудование,
инструменты»
Почему все взрослые
работают?
Беседа о необходимости трудиться;
Знакомство с профессиями, у которых результат труда не
так нагляден (учитель, писатель, воспитатель, работник
полиции);
Игра «Кто больше назовет профессий».
Работа и заработок.
Чтение грузинской сказки «Заработанный рубль» и беседа
по сказке;
Выполнение заданий на листках «Профессии».
Игровое занятие «Угадай, о ком я говорю», «Подбери то,
что нужно для работы».
Когда продукт труда
превращается в
товар.
Чтение и обсуждение сказки о труде «Терем-теремок» с
использованием проблемных ситуаций и вопросов;
Игры-занятия «Кто производит товар», «Петушок и
бобовое зернышко», «Я рисую свою мечту»;
Обсуждение процесса изготовления товара (посуды,
бумаги, книг и т.п.);
Чтение сказки Т.С.Аксакова «Аленький цветочек и
обсуждение прочитанного.
Ценность и
украшение товара –
его качество.
Рассказ педагога о том, что товары бывают разного
качества (демонстрация посуды разного качества);
Беседа с детьми о применении посуды разного качества в
разных жизненных ситуациях;
Чтение стихотворения К.И.Чуковского «Федорино горе»
(почему же вся посуда сбежала от Федоры?)
В гостях у сказки.
Чтение истории 16 «Как Миша задумал ярмарку устроить»
из книги Т.Поповой «Экономика для малышей, или как
Миша стал бизнесменом»;
Обсуждение сказки и выполнение практических заданий
по теме
Менеджер –
интересная
профессия.
Рассказ воспитателя о профессии «менеджер», беседа с
детьми, ответы на вопросы детей;
Сюжетно-дидактическая игра «Хлебозавод»;
Вспоминаем поговорки и пословицы о труде
Игровое занятие.
Игра «Где пригодится» (соединить линиями кушанья и
растения, из которых они готовятся), «Кто что
производит» (соединить стрелочкой, кто что производит),
«Кому что нужно» (разложить карточки в соответствии с
профессией человека)
Сколько заработал –
столько купил.
Художественная деятельность: рисование, аппликация на
тему «Гжель», «Жестово», «Дымковская игрушка»;
Путешествие в импровизированный магазин детских
товаров за покупками (купля-продажа товара собственного
приготовления)
Игровое занятие.
Игра «Хочу и надо» (определить к какому понятию «хочу»
или «надо» относится изображенный на картоне предмет и
приклеить картинку на соответствующее пано
Что такое реклама?
Рассматривание рекламных газет, их ярких иллюстраций;
Чтение рекламных текстов. Рассказ воспитателя об
особенностях содержания этих текстов (положительная
оценка достоинств товара, призыв приобрести товар,
адрес, где можно купить);
Чтение отрывка из книги Э.Успенского «Бизнес крокодила
Гены» о рекламе;
Чтение русской народной сказки «Лиса и козел»,
обсуждение сказки, ответы детей на вопросы воспитателя,
выделение социально-нравственных качеств – хитрость,
доверчивость.
Кто делает рекламу?
Рассказ педагога, показ разных средств изготовления
рекламы;
Чтение и инсценирование сказки С.Михалкова «Как
старик корову продавал»;
Рассматривание детьми рекламных листков и буклетов.
Реклама в сказках.
Чтение истории «Как сорока Мишин товар хвалила» из
книги Т.Поповой «Экономика для малышей, или как Миша
стал бизнесменом»;
Чтение сказок братьев Гримм «Три счастливица» и
Г.Х.Андерсена «Новое платье короля» и обсуждение
прочитанного.
Если бы у меня было
собственное дело.
Беседа с детьми «Что такое собственное дело?» (хозяин,
руководитель фирмы, директор предприятия);
Придумываем рекламу своего предприятия;
Чтение стихотворения Э.Успенского «Реклама»,
А.Беспаловой «Реклама»
Новогодние каникулы
Что такое деньги.
Рассказ педагога о том, как появились деньги, что такое
деньги, о заменителях денег;
Чтение сказки «Бобовое зернышко» (понятие «обмен
товарами»);
Показ сказки «Выгодное дело» Бр. Гримм;
Деньги счет любят.
Чтение истории 8 «Как Миша понял, что такое деньги счет
любят» из книги «Экономика для малышей, или как Миша
стал бизнесменом»;
Выполнение детьми практических заданий по теме
Как правильно
распоряжаться
деньгами.
Чтение истории 9 «Как Миша учился деньги делить» из
книги Экономика для малышей, или как Миша стал
бизнесменом», беседа по сказке, ответы детей на вопросы
педагога;
Выполнение детьми практических заданий по теме
Игровые занятия.
Игровое занятие «Где? Что? По чем?»
Комплексное занятие «По одежке – протягивай ножки»
Бюджет семьи.
Чтение и обсуждение детской литературы: И.Токмаковой
«Купите лук», К.Ушинский «Лекарство», И.Туричик
«Человек заболел»;
Беседы «Зачем людям нужны деньги», «Семейный
бюджет»;
Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», «Театр»,
«Парикмахерская»
В гостях у сказки.
Чтение сказки К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха», далог с
детьми о прочитанном, ответы на вопросы;
Показ спектакля «Муха-Цокотуха»
Подведение итогов.
Игра-занятие «Бюджет семьи, доход, расход»;
Уточнение имеющихся у детей знаний о том, из чего
складывается бюджет семьи;
Игра «Семейный бюджет».
Что такое экономика.
Игра-беседа «Экономика и человек»;
Занятие «Что такое экономика? 12 золотых правил
экономики»;
Игры-занятия «В гостях у семьи», «Путешествие в сказку»,
«Какие бывают расходы»
Бизнес и капитал.
Показ сказки «Как звери решили открыть свой бизнес»;
Чтение и обсуждение сказок о купле-продаже и капитале:
«Как барин овцу продавал», «Чудесная рубашка»
Игровые занятия.
Игра-занятие «Экономическая рыбалка»;
Экономическая игра «КВН»
Игровые занятия.
Подготовка и показ детьми сказки»Репка» на новый лад
(экономическая сказка)
Что такое налоги и
почему их надо
платить.
Чтение истории 13 «Почему Миша платит налоги» из
книги «Экономика для малышей, или как Миша стал
бизнесменом»;
Беседа по сказке, ответы детей на вопросы педагога;
Выполнение практических занятий по теме
Бартер.
Чтение и обсуждение сказок о бартере «Мена», «Лисичка
со скалочкой», «Дудочка и кувшинчик»;
Просмотр мультфильма «Волшебное кольцо» и его
обсуждение;
Игровая ситуация «Бартер»;
Дидактическая игра «Бартер»
Выгода и убыток.
Показ сказки «Про мышь зубастую, да про воробья
богатого» В.И.Даль;
Игра-занятие «Как торговали Барин и Свинья»;
Чтение и обсуждение сказок о выгоде и убытке: «Новое
платье короля» Г.Х.Андерсен, «Продавец и лось» Ф.Хопер,
«Как мужик гусей делил»
Игра-занятие:
Бюджет семьи, доход,
расход
Уточнение имеющихся у детей знаний о том, из чего
складывается бюджет семьи
Благотворительная
деятельность.
Меценаты.
Рассказ воспитателя об известных русских меценатах, о
спонсорах, которые в наше время помогают бедным и
нуждающимся, диалог с детьми по рассказанному, ответы
на вопросы;
Благотворительность
приносит не только
добро, но и выгоду.
Чтение истории 15 «Праздник в Машином магазине» из
книги «Экономика для малышей, или как Миша стал
бизнесменом»; беседа с детьми по сказке, ответы детей на
вопросы педагога
Благотворительность.
Практические
занятия.
Выполнение задания по теме «Богатые и бедные.
Благотворительность»
Итоговое занятие.
Подведение итогов, уточнение знаний детей, полученных
при прохождении курса программы «Путешествие в
страну Экономику»
Список литературы
1. Программа «От рождения до школы» - под. ред. Н. Г. Веракса, Т. С. Комарова, М.
А. Васильева.
2. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО.
Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева –
Калининград: КОИРО, 2017.
3. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок
финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа
дошкольного образования для детей 5–7 лет
4. Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л. Дошкольное
образование как ступень системы общего образования: научная концепция / Под
ред. В.И. Слободчикова; М.: Институт развития дошкольного образования РАО,
2005. 28 с.
5. Коменский Я.О. Материнская школа. М.: Книга по требованию, 2012. 104 с.
6. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита-пресс,
2016. 336 с.
7. Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый,
2017. № 8. С. 349–351.
8. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Модель организации образовательного
процесса в старших группах детского сада // Дошкольное воспитание, 1995. № 9.
9. Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в
условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире:
материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб.: Свое
издательство, 2015. С. 39–41.
10. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации.
Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.
11. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф», 2015. 48 с.
12. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое
общество России, 2005. 256 с.