Напоминание

Путешествие на луну


Автор: Надежда Анатольевна Трофимова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 25
Населённый пункт: Алтайский край г. Бийск
Наименование материала: Конспект ООД
Тема: Путешествие на луну
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 25»

Конспект ООД по познавательному развитию

в подготовительной к школе группе

Тема: «Космическое путешествие»

Подготовила: воспитатель

Трофимова Н.А.

г. Бийск 2022 г

Образовательные задачи:

-уточнить и систематизировать знания детей о солнечной системе;

-углубить знания о спутниках планеты (искусственные и естественные);

- определить опытным путем особенности рельефа лунной поверхности (как образуются кратеры на поверхности Луны), подвести к тому, что Луна вращается

вокруг Земли; дать знания о том, почему Луна не падает на Землю.

- научить определять растущую и убывающую Луну;

-закрепить знания детей о свойствах песка и воздуха.

Развивающие задачи:

-развивать и активизировать речь детей, развивать интерес к космосу; детскую наблюдательность и любознательность.

Воспитательные задачи:

-воспитывать уверенность ребенка в его познавательных возможностях;

-воспитывать бережное отношение к своей планете

Демонстрационный материал: электронная презентация.

Оборудование: лоток с песком, крупные камни, настольная лампа, глобус, небольшой мяч на резинке, макет вулкана (смесь соды, пищевого красителя и лимонной

кислоты, вода), разрезные карточки с изображением летательных аппаратов на каждого ребенка, круги разного размера по три на каждого ребенка, воздушные шары,

Ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

примечание

Организационный момент. Цель: эмоциональный настрой на деятельность

Здравствуй, солнце!

Здравствуй, небо!

Здравствуй, вся моя Земля!

Собрались мы здесь с друзьями

И приветствуем тебя!

Вводная часть

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте их

поприветствуем!

Воспитатель: Ребята, а вы любите мечтать? О чем вы мечтаете?

А кто- нибудь из вас мечтал побывать в космосе?

Сегодня я хочу рассказать вам одну историю про космос. Жила-

была во Вселенной одна дружная семейка – Солнечная система.

Маму звали Солнцем, а ее детей – планетами.

1) Вот оно – солнце. Оно любит и обогревает всех вокруг.

2) Самого быстрого сыночка зовут Меркурий.

3) Вот самая красивая дочь Венера

4) Самую добрую зовут Землей, только на ней есть жизнь.

5) Драчливый сын носит имя Марс, его называют планетой войн

из-за красноватого оттенка поверхности.

6) Самого толстого и ленивого зовут Юпитер, это самая большая

планета.

7) Сатурн считается весельчаком, самое замечательное, что у него

есть – это кольца, состоящие изо льда и камней.

Дети приветствуют воспитателя и друг друга

Дети: Здравствуйте!

Ответы детей

8) Уран и Нептун отличаются силой и спокойным характером.

Воспитатель: Планеты безостановочно вращаются вокруг

Солнца, каждый по своей дорожке, которая называется орбита.

Как вы думаете, не скучно им путешествовать по таким

длинным космическим дорогам? Планеты вовсе не одиноки,

почти у каждой планеты есть спутники. И у нашей планеты есть

спутник. Кто знает, как он называется?

Воспитатель: Вы хотите познакомиться с Луной, узнать что-

нибудь интересное о ней?

Тогда я вам предлагаю отправиться в космическое путешествие

на Луну. (Слышится крик за дверью: «Подождите! Подождите не

улетайте, возьмите меня!»)

Воспитатель: Ребята, кажется мы с вами кого-то забыли. Да

вроде все здесь. Давайте посмотрим, кто же это. (Входит

Незнайка)

Незнайка: Ох, еле успел!

Воспитатель: Незнайка, ты откуда?

Незнайка: Я прибыл из Цветочного города. Я узнал, что вы

собираетесь в полет на Луну, а мне на нее очень надо! В прошлый

раз, когда я был на луне, я забыл там книгу, которую написал

Знайка. И он очень сердиться на меня. Помогите вернуть ему

книгу. Возьмите меня. Я почти все о луне знаю! Я вам

обязательно пригожусь!

Воспитатель: Ребята, поможем Незнайке, возьмем с собой в

космическое путешествие? Помощь нам всегда нужна!

Тогда, Незнайка, занимай место.

Воспитатель: Ребята, на чем мы сможем отправиться в космос?

Незнайка: Но у нас нет ракеты! Как же мы полетим?

Воспитатель: А давайте ее соберем. Пройдите за столы и

Дети: Луна.

Дети: Да

Дети: На ракете

Дети работают под музыку

разрезные

карточки с

выполните задание. И ты Незнайка проходи, помоги ребятам.

Незнайка: О! Это я запросто!

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Теперь мы

можем отправляться в наше космическое путешествие

Воспитатель: Итак, я приглашаю вас занять места. Предлагаю

всем пристегнуть ремни. Объявляется трёхминутная готовность!

Ключ на старт! Начинаем обратный отчёт времени: 10, 9, 8,7,

6,5,4,3 в звездный космос полети!

Слышен шум взлетающей ракеты

Основная часть. Полет на Луну.

Воспитатель: Пока мы летим я вам расскажу о луне.

Луна – это каменный шар. Она в 4 раза меньше Земли. Луна

всегда интересовала и притягивала людей. Поэтому

на нее отправляли автоматические станции и луноходы.

Побывали на луне и люди. Первым астронавтом, сделавшим шаг

по поверхности Луны, был американец Нил Армстронг

Воспитатель: Ребята, Луна – это что?

Воспитатель: Луна – это естественный или искусственный

спутник Земли?

Воспитатель поясняет: искусственные спутники делает и

запускает человек, а естественные - созданы природой.

Незнайка: Вообще-то, Знайка сказал, что Луна -это хорошо

прожаренный блин. А блины уж точно не природой созданы!

Значит это искусственный спутник!

Воспитатель: А вы как считаете, ребята?

Воспитатель: Луна - это самое близкое к Земле небесное тело.

Ребята, а вы знаете почему Луна не падает на нашу планету?

Незнайка: ее наверно кто-нибудь скотчем приклеил!

Дети « садятся» в ракету

Дети: Спутник Земли

(версии детей)

Ответы детей

(версии детей)

изображением

летательных

аппаратов на

каждого ребенка

Воспитатель: Смешной ты, Незнайка! На нашей ракете есть

космическая лаборатория.

Предлагаю пройти в нее и провести простой эксперимент.

Опыт «Почему Луна не падает на нашу планету»

Привяжите к мячику (для большого тенниса) веревку и начните

его раскручивать. Мячик на веревке будет прямо-таки вырываться

из вашей руки, но веревка его не пустит. А теперь остановите

вращение. Мяч тут же упадет.

Когда мяч упал?

Правильно, т.е., когда стал неподвижен, Земля его притянула, так

как она имеет силу притяжения.

Вывод делает воспитатель: И Луна моментально упала бы на

Землю, если бы была неподвижной. Но Луна не стоит на месте,

она вращается вокруг Земли.

Воспитатель: Внимание! Наш космический корабль

приближается к Луне. Готовимся к посадке.

(звук приземлившейся ракеты)

Мы прилунились!

Воспитатель: - Космонавтам нужен особый космический костюм

– скафандр. Он защищает тело человека, позволяет дышать. Мы

тоже сейчас в космосе и нам нужно надеть скафандры.

Незнайка: А ну ка, ребята, становитесь в круг. Одеваем

скафандры!

Физкультминутка «Скафандр космонавта»

- На голове у космонавтов шлем (наклоны и повороты головы).

- Комбинезон должен быть удобным и не сковывать движения

(повороты и наклоны корпуса).

Дети : Когда перестали его раскручивать

Дети становятся в круг и делают движения в

соответствии с текстом

небольшой мяч

на резинке

- Руки защищены перчатками (вращение кистями рук, сжатие и

разжатие кистей).

- Сапоги космонавта на очень плотной подошве (ходьба на месте,

прыжки).

- На спине за плечами ранец с важными устройствами и

баллонами с воздухом (поднятие и опускание плеч, вдох-выдох)

Воспитатель: Ну что пошли?

Посмотрите, какая у Луны поверхность. Луна покрыта

мельчайшим песком, лунной пылью, и на этом песке, как вы

видите, есть следы. Незнайка, а не твои ли это следы?

Незнайка: может и мои. Поди теперь разбери! Знаете, сколько

здесь экспедиций побывало!

Воспитатель: Ребята, а посмотрите ещё раз на поверхность

Луны. Как выдумаете, что это за глубокие ямы?.

Воспитатель: Правильно. По поводу того, как они появились,

учёные долго спорили. Одни говорили, что виноваты метеориты –

небесные камни из далёкого космоса. Это

они «бомбардировали» Луну и оставили на ней свои следы.

Другие учёные уверяли, что это дело вулканов. Только после

того, как побывали на Луне люди, спорщики согласились, что

есть здесь и то, и другое.

Воспитатель: И для того, чтобы подтвердить эту гипотезу, мы

проведём несложный опыт в нашей космической лаборатории.

Давайте пройдем в нее.

Опыт «Кратеры»

Детям предлагается взять по крупному камню и уронить его на

слегка увлажненный песок. На песке останется выемка от камня.

Воспитатель: Ребята, какую гипотезу мы подтвердили опытным

путем?

Воспитатель: Я вам говорила, что кратеры на луне –это и

(под музыку дети имитируют поход по луне).

Дети: Это кратеры.

Дети: Что кратеры на луне –это следы от ударов

метеоритов.

лоток с песком,

крупные камни

следствие извержения вулканов. Поэтому в следующий

эксперименте мы докажем и эту гипотезу.

Опыт «Извержение вулкана»

Воспитатель: Для этого опыта нам понадобиться макет вулкана

со специальной смесью. Добавляем в кратер вулкана жидкость и

наблюдаем за химической реакцией. Вот так и на Луне

происходили извержения вулканов, и растекшаяся на далекое

расстояние лава сделала поверхность луна неровной.

Воспитатель: Ребята, какой вывод мы можем сделать?

Незнайка: Вот Знайка расстроится. Он ведь считает, что Луна –

это пупырчатый блин. А тут вон оно что!

Воспитатель: Незнайка, ребята, посмотрите, перед нами

глубокий кратер. Мы сможем его перепрыгнуть!.

Незнайка: Да где они смогут! Подпрыгнут и прям в самый

кратер и свалятся! А вот я смогу! Я знаете какой прыгучий!

Воспитатель: А вот опять ты и не прав, Незнайка. На Луне нет

такой силы притяжения, как на Земле. Поэтому предметы здесь

практически невесомы. И мы с вами можем ходить по Луне

только благодаря нашим тяжелым скафандрам. Ребята, на Земле

воссоздать состояние невесомости без специальных устройств

нельзя, но можно попробовать поиграть с почти невесомым, то

есть с очень легким предметом.

Воспитатель: Какой предмет можно использовать?

Воспитатель: правильно. Давайте поиграем с шарами, у

понаблюдаем за состоянием невесомости.

Игровое упражнение «Невесомость»

Воспитатель: Ну что, продолжим наше путешествие?

Воспитатель: Ребята, вы замечали, что луна все время меняет

Дети: Кратеры- это следы от столкновения с

метеоритами и извержения вулканов.

Предположения детей

Дети: Воздушный шар

Дети подбрасывают шары, играют с ними при

помощи рук. При помощи дыхания не дают им

упасть на пол.

макет вулкана

(смесь соды,

пищевого

красителя и

лимонной

кислоты, вода),

Воздушные шары

свою форму. То она круглая, как тарелка, то похожа на краюху

хлеба, то виден лишь тоненький серп, который люди назвали

месяцем.

Незнайка: Еще бы, не заметить! Мне, правда, никто не верит, но

однажды кусок Луны отвалился и упал мне на голову. А потом,

наверное, кто-то ее починил. И так постоянно!

Воспитатель: Я думаю ты не прав, Незнайка.

И твое предположение неверно. А вы как считаете, ребята?

Воспитатель: Как вы думаете, Луна светится?

Луна сама по себе не светится, она отражает падающий на нее

солнечный свет. А еще мы знаем, что луна вращается вокруг

земли.

Предлагаю провести простое наблюдение в нашей космической

лаборатории. А наблюдать вам за этим опытом будет удобней со

своих мест.

Опыт «Движение луны вокруг Земли»

Воспитатель ставит на стол настольную лампу, которая заменит

солнце, макет Земли -глобус, мяч на подставке, который заменит

луну.

Начинаем медленно вращать Луну (мячик) вокруг Земли (глобус),

останавливаясь там, где свет

Воспитатель: что вы заметили?

- От чего это зависит?

Воспитатель: А знаете, как отличить растущую Луну от

убывающей? Очень просто! Если месяц похож на букву «С»,

значит он Стареющий. А если он повернут в противоположную

сторону, то, приставив к нему мысленно слева палочку, получим

букву "Р", которая подскажет нам, что месяц сейчас -Растущий.

Сейчас попробуйте определить, растущую и стареющую луну

Предположения детей)

(версии детей)

Дети : Луна освещается по-разному

Дети :От того, где находится Луна

Дети определяют растущую и стареющую луну на

рисунке

настольная

лампа, глобус,

Воспитатель: Ребята, мы сегодня много нового узнали о Луне.

Мне не терпится проверить ваши знания. Пройдите за столы. Там

для вас приготовлены задания.

Д/И «Какой размер луны по отношению к Земле и Солнцу».

Воспитатель: Перед вами на столах три круга разного размера -

это модели Солнца, Земли и Луны. Расположите их в порядке

убывания, то есть от большего к меньшему, и определите, какой

круг обозначает Солнце, какой Землю, а какой Луну.

Молодцы, вы отлично справились с заданием!

Незнайка: Как все занимательно! Вот мы уже давно на Луне, а

про книгу Знайки я совсем забыл! Ребята, посмотрите по

сторонам, вы ее ни где не видите?

Незнайка: спасибо вам, ребята! Вот вернемся на Землю, и я

Знайке расскажу, что в его книге одни враки написаны! Я новую

книгу напишу: «Путешествие с Незнайкой на Луну». Вот все

обзавидуються и уважать меня начнут!

Воспитатель: обязательно напиши, Незнайка

Заключительная часть

Воспитатель: На поверхности Луны немало чудес, над которыми

до сих пор ломают головы учёные.

Незнайка: А вот пусть и не ломают! А отправляются следующий

раз с ребятами на Луну! Ведь мы еще не раз здесь побываем! А

мы им все расскажем и покажем. Правда, ребята?

Воспитатель: Смешной ты, Незнайка! Конечно мы с ребятами

обязательно слетаем на Луну. А пока нам пора возвращаться,

ребята. Нас дома заждались наши родные.

Воспитатель: Занять места! Космическому экипажу к старту

приготовиться! Внимание! Внимание! Объявляется трёхминутная

Дети выполняют задание.

Дети ищут и находят книгу.

круги разного

размера по три на

каждого ребенка

книга

готовность! Ключ на старт! Начинаем обратный отчёт времени:

10, 9, 8,7, 6,5,4,3,2,1, старт!

Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Мы

возвращаемся на нашу любимую планету Земля. Вот она –наша

прекрасная планета!

Интересно на Луне, а на Земле лучше! Спасибо и тебе, Незнайка

за это увлекательное путешествие и огромную помощь!

Незнайка: Всегда пожалуйста! Я, пожалуй, побегу, похвастаюсь

ребятам из Цветочного города. До свидания!

Воспитатель: До свидания, Незнайка!

Рефлексия:

- О каком спутнике нашей планеты мы сегодня побывали? (Луне)

- Почему Луна не падает на Землю? (потому что всегда вращается

вокруг нее)

- Почему на поверхности Луны есть большие впадины? (потому

что падали метеориты и извергались вулканы)

- Почему Луна на небе всегда разная? (потому что на нее с разных

сторон светит солнце)

- Как отличить растущую Луну от убывающей?

Дети :О луне

Дети : Потому что всегда вращается вокруг нее

Дети : Потому что падали метеориты и

извергались вулканы

Дети: Потому что на нее с разных сторон светит

солнце



В раздел образования




Яндекс.Метрика