Напоминание

«Использование идеомоторной тренировки при совершенствовании двигательных навыков обучающихся»


Автор: Гурьянова Ирина Алексеевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»
Населённый пункт: Город Дзержинск, Нижегородская область
Наименование материала: Статья
Тема: «Использование идеомоторной тренировки при совершенствовании двигательных навыков обучающихся»
Раздел: среднее профессиональное





Назад




«Использование идеомоторной тренировки при совершенствовании

двигательных навыков обучающихся »

И.А.Гурьянова, преподаватель

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»

Во многих работах, посвященных использованию идеомоторики в

спорте указывается, что действенное улучшение может быть достигнуто

только при сочетании идеомоторной и физической тренировки. При этом

влияние идеомоторной тренировки на формирование умений и навыков

наиболее эффективно, когда обучаемый предварительно ознакомлен с

упражнениями и действиями или имеет определенный двигательный опыт. В

то же время отдельные исследования (Д. Джонс, 1963; А. А. Белкин, 1965)

показывают, что посредством только идеомоторной тренировки можно в

глубокой

форме

овладеть

новым

упражнением

(совсем

незнакомым

действием) без предварительного его выполнения. Но этой способностью

обладают только отдельные высококвалифицированные спортсмены. Рядом

исследований установлено, что идеомоторная тренировка дает возможность

установить ошибки или переделывать уже усвоенный двигательный навык, а

может сопровождаться эффектом, если мысленное выполнение действия

недостаточно точно и тщательно.

Идеомоторный метод при правильной организации в каждом виде

спорта может существенно повысить "мышечную выносливость" (И.Келси,

1961), спортивную работоспособность (Г.Тивальд, 1973) и способствовать

сохранению техники сложных упражнений после перерыва в тренировках

(В.Я.Дымерский, 1965; А.А.Белкин, 1969). Идеомоторика эффективна при

психорегуляции

эмоциональных

состояний

спортсменов

перед

соревнованиями (А.В.Алексеев, 1968).

При идеомоторном подходе к овладению техникой на первом месте

стоит психическое начало — точный мысленный образ движения, на втором

месте исполнение движения физически. Профессиональные спортсмены

умеют совмещать первый и второй этап. Так как двигательное действие им

заранее известно.

. Этапы формирования технического двигательного действия:

Первый этап — разминка.

Разминка

отличается

особой

специфичностью.

Чтобы

обрести

в

необходимые

конкретные

качества

недостаточно

провести

обычную

физическую разминку в ее чистом виде. Нужные качества в мышцах

появятся лишь при соблюдении одного весьма важного условия - перед

началом разминки полагается сформировать предельно точное мысленное

представление

о

каждом

из

желаемых

качеств.

Мысленный

образ

(«картинка») этого движения (или действия) должен быть уже, определен

хотя бы в самом общем виде, чтобы спортсмен имел представление, к чему

он готовит исполняющую часть своего организма и как проводить разминку

Второй этап - формирование предельно точного мысленного образа.

Этот этап спортсмен проходит с помощью опосредованного показа

тренера, кинодрам, видео фрагментов.

Третий этап — мысленное представление движения.

В его идеальном варианте с закрытыми глазами. Нередко спортсмены, к

своему удивлению и удивлению тренеров, не могут этого сделать сразу.

Следовательно, необходимо искать новые подходы к психическому аппарату

ученика, такие, которые помогли бы ему создать мысленный образ нужного

движения в его идеальном исполнении. Пока спортсмен не сможет этого

сделать, дальше, если соблюдать правила идеомоторики, двигаться нельзя.

Важно: что бы спортсмен переносил мысленный образ на себя, а не

зеркально (видя себя со стороны).

Четвертый

этап

проверка

соответствия

длительности

представляемого движения реальному выполнению (по секундомеру).

Как правило, мысленное представление движения происходит на первых

порах значительно быстрее, чем реальное. Но необходимо добиться, чтобы

мысленный

образ

движения

совпадал

по

времени

с

его

реальным

выполнением.

Лишь

после

того,

как

будет

достигнута

необходимая

степень

синхронности между мысленным образом движения и его реальным

выполнением, можно идти дальше.

Пятый этап — перевод мысленного образа в мышцы при помощи

имитации.

На первых порах делать это полагается очень медленно и аккуратно,

мысленно подключая только те мышечные группы, которые должны

выполнить данное движение. Желательно, чтобы при этом возникали

незначительные, самые начальные движения в соответствующих мышцах,

что будет свидетельствовать о налаживании нужных связей между мозгом и

мышцами.

Постепенно наращивать скорость в сажных приемах.

Шестой этап — формирование цепи идущих друг за другом отдельных

движений, образующих то или иное единое действие и выделение «опорного

элемента» (основного движения).

Седьмой этап — называние «опорного элемента».

Правильно подобранные слова, мгновенно промысливаемые в момент

выполнения опорного элемента (или непосредственно перед ним), помогают

исполнить все действие предельно точно. Подбирая слова, правильнее

ориентироваться на особенности речи самих спортсменов.

«Слова не

возникают сами по себе – они порождаются нашими мыслями.»

Тренеру не всегда может понравится формулировка, но важно, чтобы

это формулировка был удобна спортсмену, что бы его слова вызывали у него

нужную ассоциацию..

Для изучения идеомоторики не нужно иметь каких-либо специальных

знаний, единственное, что нужно для её изучения это желание и терпение.

В спортивной деятельности она потребуется как для освоения новых и

совершенствования

ранее

изученных

приемов,

так

и

для

быстрого

восстановления во время соревновательной деятельности.

Для юных спортсменов это является также очень увлекательным

процессом, так как надо включать воображение.

Для

взрослых,

состоявшихся

спортсменов,

идеомоторика

будет

представлять интерес как помощник в исправлении ошибок, как новый

объект исследования.

Тренеру

же

идеомоторика

даст

новые

возможности

проведения

тренировок.

Литература

1.

Алексеев А.В. Преодолей себя! Психическая подготовка в спорте

[Текст] / А.В. Алексеев – Москва: 2006 – 69 с.

2.

Алексеев А.В. Система АГИМ: путь к точности [Текст] / А.В. Алексеев

– Москва: 2009г.

3.

Мовшович А.Д. Фехтование. Начинающему тренеру: Методическое

пособие[Текст] / А.Д. Мовшович – Москва: Мир, 2011 г. – 112 с.

4.

Мовшович А.Д. Фехтование на шпагах. Научные данные и спортивная

тренировка [Текст] / А.Д. Мошович – Москва: Академический Проект,

2008 г. – 119 с.

5.

Тышлер Д.А., Тышлер Г.Д. Фехтование. От новичка до чемпиона

[Текст]/ Д.А. Тышлер – Москва: Академический проект, 2007 г. – 232 с.



В раздел образования




Яндекс.Метрика