Автор: Кулешова Екатерина Николаевна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №66
Населённый пункт: города Брянска
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Система уроков в 11 классе по творчеству В. Маяковского. Поэма “Облако в штанах”.
Раздел: среднее образование
11
.
Система уроков в
классе по творчеству В
.
“
”.
Маяковского Поэма Облако в штанах
Учитель русского языка и литературы Кулешова Екатерина Николаевна
Урок 1.
Поэма В. Маяковского “Облако в штанах”. Личная драма и вселенская
катастрофа.
Класс: 11
Тип урока: урок-знакомство с поэмой В.Маяковского (с элементами анализа
произведения)
Время урока: 45 мин.
Цель урока:
Знакомство с поэмой В.Маяковского “Облако в штанах”;
сформировать представление о масштабной трагичности любовного чувства
героя.
Задачи:
1)Общеобразовательные:
- пробудить интерес к поэме, к истории создания поэмы;
-создать
необходимый
эмоциональный
настрой,
помочь
учащимся
почувствовать любовную трагедию в жизни человека;
-
сформировать
представление
о
глубоком
сильном
чувстве
любви,
сформировать умения находить ключевые слова и средства выразительности
в первой части поэмы.
2) Развивающие:
2
- Обогащать лексику, развивать творческие способности, формировать
навыки коммуникативной культуры, развивать аналитическую умственную
способность;
- развитие познавательного интереса к общечеловеческим проблемам
любовного и социального характера;
- развитие умения анализировать текст художественного произведения;
-развитие умения самостоятельно воспроизводить полученные знания и
работать с учебным материалом;
3)Воспитательные:
-воспитание интереса, уважения к русской литературе;
- воспитание сочувствия, любви; воспитание духовно-богатой личности.
Формы организации работы на уроке: индивидуальная (доклад ученика),
фронтальная.
Методы на уроке:
-словесной передачи информации и слухового восприятия информации
(слово учителя, лекция);
- методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия
информации (иллюстрации);
- познавательные (создание проблемной ситуации);
- устные (опрос учеников по биографии писателя, тексту произведения).
- целостный анализ текста художественного произведения.
Приёмы
работы
на
уроке:
лекция,
создание
проблемной
ситуации,
иллюстрации, конспектирование, работа с книгой,
индивидуальный и
фронтальный опрос.
3
Оборудование: оформленная доска, учебник Коровиной В.Я. «Литература. 11
класс» 1 часть, иллюстрация “ Молодой В. Маяковский”, “Мария Денисова”
(или слайды с репродукциями).
План урока
1.Организационный момент; (2 мин.)
2.Сообщение новой темы урока и цели урока, слово учителя; (5 мин.)
3. Слово учителя; (4 мин.)
4.История создания поэмы; (6 мин.)
5.Жанр, композиция поэмы; (8 мин.)
6.Анализ 1 части поэмы (беседа с учащимися); (16 мин.)
7.Рефлексия. Подведение итогов урока; (2 мин.)
8.Домашнее задание. (2 мин.)
Перед уроком учитель оформляет доску к занятию.
Классная работа.
В. В. Маяковский поэма “Облако в штанах”.
Личная драма и вселенская катастрофа.
Сплошное сердце -
гудит повсеместно.
В. Маяковский
4
Ход урока
1.Организационный
момент
(приветствие
класса,
проверка
присутствующих) 2 мин.
Учитель - Добрый день, ребята! Прежде чем начать урок, проверим класс:
кто отсутствует сегодня на уроке, кого нет?
Запишите сегодняшнее число, классная работа.
2.Сообщение новой темы урока и цели урока 5 мин.
Учитель
- Обратите, пожалуйста, внимание на эпиграф к нашему уроку.
( учитель читает эпиграф )Это Маяковский заявил о себе сам. Это его слова.
Обращается к классу:
Сегодня ваша задача, ребята, - подумать, как эти слова эпиграфа,
применительно к лирическому герою Маяковского, находят свое отражение
в любовных переживаниях поэта. А чтобы понять душу и глубину любовного
чувства автора, мы рассмотрим с вами показательное произведение в
творчестве В. Маяковского - поэму “Облако в штанах”.
Ученики записывают тему и эпиграф в тетради.
Дома вы прочитали эту поэму, поэтому на уроке мы с вами теперь
подробно рассмотрим её. Для этого постараемся объяснить сам жанр
данного
произведения:
что
такое
поэма
вспомним,
почему
жанр
“тетраптих”; также сегодня проанализируем с вами 1 часть поэмы,
чтобы понять идейную композицию произведения: роль
1 части в
смысловом ключе всей поэмы.
5
3.Слово учителя 4мин.
( Учитель выразительно зачитывает пролог поэмы).
Так начинается поэма В. Маяковского “Облако в штанах”. Даже первые
строки, обращенные к нам, таким усталым, ленивым в своем ритме жизни,
они звучат как дерзкий вызов поэта всему миру. А лирический герой -
молодой («у меня в душе ни одного седого волоса»), красивый, сильный
(«мир огромив мощью голоса»), но в то время он нежен («не мужчина, а
облако в штанах»), и поэт, протестуя, все же идет навстречу всему
этому миру.
Что же
его слово
всему миру, всем нам? Кто он, этот герой,
выворачивающий себя, «чтобы были одни сплошные губы?» Может, нам
стоит глубже посмотреть на лирического героя, этого бунтаря, может,
мы увидим за дерзкими словами нечто иное?
4.История создания поэмы 6 мин.
(В тетрадь ученики записывают главные мысли). Учитель говорит об
истории создания поэмы.
Учитель:
Итак,
ребята,
для
того,
чтобы
понять
идею
создания
произведения вообще, а тем более душевные
переживания автора,
необходимо прежде знать, что заставило поэта написать данную поэму.
Материал для учителя:
В январе 1914 г. поэт предпринял турне по России, в которое входила и
поездка в Одессу. В этом городе Маяковский встретил Марию Денисову и
безответно в неё влюбился (учитель показывает на доске портрет Марии
Денисовой). Это чувство дало импульс к созданию поэмы «Облако в
штанах». Произведение было завершено летом 1915 г. Первоначальное
название произведения — «Тринадцатый апостол» — не устроило цензуру,
6
показалось кощунственным. Вот как поэт об этом рассказывал: «Когда я
пришел с этим произведением в цензуру, то меня спросили: «Что вы, на
каторгу захотели?» Я сказал, что ни в коем случае, что это никак меня не
устраивает. Тогда мне вычеркнули шесть страниц, в том числе и заглавие.
Это — вопрос о том, откуда взялось заглавие. Меня спросили — как я могу
соединить лирику и большую грубость. Тогда я сказал: «Хорошо, я буду,
если хотите, как бешеный, если хотите — буду самым нежным, не мужчина,
а облако в штанах».
Учитель - Действительно, Маяковский
был очень ранимым, страстно
любящим и нежным в чувствах человеком. Поэт Е. Евтушенко писал в
статье «Огромность
и беззащитность», что «своей огромностью
Маяковский заслонял свою беззащитность…».
Итак, Маяковский создает поэму с названием, отображающим его истинную
ранимую природу, способную любить нежно и сильно.
5.Жанр, композиция поэмы. 8 мин.
Учитель - Давайте вспомним с вами, что такое поэма как литературный
жанр. Перед вами словари литературных терминов, обратитесь к ним.
Давайте найдем понятие поэмы и зачитаем его.
Поэ
́
ма (др.греч. ποίημα) — литературный жанр, крупное или среднее по
объёму
многочастное
стихотворное
произведение
лиро-эпического
характера,
принадлежащее
определённому
автору,
имеет
большую
стихотворную повествовательную форму
Вопрос классу:
Что же в поэме лирическое ( личные любовные переживания поэта), и что
эпическое ( многоплановость тем и проблем, которые затрагивает автор, о
которых он рассуждает) ?
7
Учитель - Маяковский называет свое произведение словом тетраптих. Что
же это такое?
Тетраптих - произведение искусcтва, состоящее из четырёх составных частей
(картин, барельефов и др.), объединённых общей идеей.
Вопрос классу: ребята, так почему же именно так называет произведение
Маяковский? (Поэма состоит из вступления, и четырех частей-«криков».
Каждая из них реализует частную, конкретную идею)
Нас
будет
волновать
сегодня
лирическая
сторона
поэмы,
самая
значительная и показательная. А почему поэма начинается именно с нее и в
чем эта беззащитность лирического героя, про которую сказал Евтушенко,
нужно вам подумать и к концу урока сказать.
Обратимся к тексту поэмы, к 1 части.
6.Анализ 1 части поэмы 16 мин.
Учитель - Итак, скажем. Кто главный герой поэмы? (лирический герой и
его возлюбленная).
-Что мы видим в этой части поэмы, какая тема здесь раскрывается?
(любовная)
- Какой сюжет в данной части проследили? (ожидание любимой, приход её и
монолог героя после отказа в любви).
- Чем открывается поэма? (напряженное ожидание встречи с Марией)
Давайте посмотрим, какой вообще перед нами лирический герой, его образ.
- Найдите цитаты из текста, показывающие характер героя, его душу
( “жилистая громадина стонет, корчится”, “бронзовый”, “сердце-холодной
железкою”). Какой перед нами герой, значит? (внешне он сильный,
брутальный, а внутренне - нуждающийся в ласке и любви, в нежности).
8
- Как ведет себя герой, ожидая встречи? Обратите внимание на его
психологическое состояние. (Ему кажется, будто "ржут" и "хохочут"
канделябры
в
спину,
двери
"ляскают",
"режет"
ножом
полночь,
гримасничают дождинки и т.д.)
Какое это состояние? (нервное, болезненное и напряженное, а, значит,
мучительное ).
- Обратите внимание, что такое для героя это время ожидания. Найдите
метафору, показывающую длительность времени (метафора о двенадцатом
часе. Маяковский пишет, что двенадцатый час упал, как "голова казненного"
с плахи).
Учитель - Что же за известие получает вдруг герой и какое оно? Почему
оно стало трагическим? ( Мария сообщает ему, что выходит в скором
времени замуж)
- В чём же все-таки трагизм для героя?(в безответном чувстве)
-
Тема любви логически смыкается с общим социальным конфликтом.
Обратите внимание, как теперь ведет себя лирический герой. Найдите по
тексту описание его действий, физическое состояние. Что он говорит о
себе? Что нас поражает в состоянии героя и почему? (Поразительно
нечеловеческое спокойствие и хладнокровие, с которыми лирический герой
внешне воспринимает это трагическое известие. Он говорит, что "спокоен",
однако сравнивает эту невозмутимость с “пульсом покойника”).
-О чем говорит данное сравнение? (Такое сравнение означает безвозвратно,
окончательно умершую надежду на взаимность)
-А какой изображена лирическая героиня в поэме? Что она значит в жизни
героя?
(сравнение её с Джокондой, а, значит, герой видит в ней
неповторимую и единственную девушку, смысл своей жизни).
9
Учитель - Герой сломлен безответной любовью. Но что дальше происходит
с героем, что представляет собой дальнейший монолог-крик? (душевный
надрыв, протест миру, возвышение себя над толпой)
-Какие образы появляются? ( Помпеи, Везувия)
С какой целью? Что
чувствуется уже в речи и состоянии героя? (угрозы, истерика)
- А как относится к толпе и обществу герой? Как называет общество?
(“любители святотатств, преступлений, боен”) Значит, какой мир для героя?
(пошлый, низкий)
- В чем видим мы противостояние героя миру? (он лучше их, так как умеет
по-настоящему любить)
- Чувствуется ли психологическая борьба внутри героя? В чем она? (герой
старается быть сильным, противореча себе и своим чувствам). Найдите
строки, подтверждающие поражение героя, его драму души, перешедшую в
трагедию (“Не выскочишь из сердца!”)
8.Рефлексия. Подведение итогов урока. 2 мин.
Заключительное слово учителя (ключевые моменты ученики отмечают в
тетради)
- “Облако в штанах это, прежде всего, какая поэма? Какая тема
главенствующая? (тема любви, значит, поэма о любви)
-В чем личная драма и вселенская катастрофа? (в невозможности взаимной
любви, ведь любовь-смысл жизни лирического героя).
-Вернемся к эпиграфу. Почему именно эти строки служат предисловием к
нашему сегодняшнему занятию? (чтобы понять глубокую любящую душу
героя, масштаб силы его любовного чувства, которое он не может в себе
убить ничем - оно всегда с ним, он живет любовью).
10
- Значит, почему именно лирической частью начинается поэма? Какой
смысл несет она для понимания всего произведения? (она служит завязкой
поэмы, ведь отвергнутая любовь вызывает бунт против всего мира,
неспособного понять и прочувствовать мощь чувств героя)
8.Домашнее задание. 2 мин.
Домашнее задание ученики выполняют по назначению учителя (делит класс
на 3 группы). На следующем уроке класс подробно обсуждает тему: “4
крика” поэмы “Облако в штанах”.
1 группа класса – “Долой ваше искусство”
2 группа класса – “Долой “ваш строй”
3 группа класса – “Долой вашу религию”
Учитель -
Мы с вами рассмотрели уже первый крик- “Долой вашу
любовь”.Теперь нужно посмотреть протест против остального мира, что
отвергает герой, чего не может принять он. Каждая группа класса
анализирует отдельную часть поэмы. Ваша задача-проанализировать
“крик” и ответить на вопрос : что возмущает героя, что ненавидит в
современном ему мире поэт,против чего конкретно восстает? Можете
тезисно отметить в тетрадях. На уроке мы разберем каждую часть
поэмы.
Урок 2.
Поэма В. Маяковского “Облако в штанах”. “Четыре крика” поэмы.
Класс: 11
Тип урока: урок-практикумпо поэме В. Маяковского (с элементами анализа
произведения)
11
Время урока: 45 мин.
Цель урока: выявить протест лирического героя по каждому “крику” поэмы
“Облако в штанах”; сформировать представление о низменности
и
примитивности окружающего мира в глазах героя.
Задачи:
1) Общеобразовательные:
- пробудить интерес к поэме, к её идейной композиции;
-создать
необходимый
эмоциональный
настрой,
помочь
учащимся
почувствовать силу трагического мировосприятия лирического героя;
- сформировать представление о мощном вызове героя окружающей
действительности, сформировать умения находить ключевые слова и
средства выразительности в четырех частях поэмы.
2) Развивающие:
- Обогащать лексику, развивать творческие способности, формировать
навыки коммуникативной культуры, развивать аналитическую умственную
способность;
- развитие познавательного интереса к общечеловеческим проблемам
любовного и социального характера;
- развитие умения анализировать текст художественного произведения;
-развитие умения самостоятельно воспроизводить полученные знания и
работать с учебным материалом;
3)Воспитательные:
-воспитание интереса, уважения к русской литературе;
- воспитание сочувствия, любви; воспитание духовно-богатой личности.
12
Формы организации работы на уроке: индивидуальная (опрос), коллективная
(работа по группам), фронтальная.
Методы на уроке:
-словесной передачи информации и слухового восприятия информации
(слово учителя);
- методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия
информации (иллюстрации);
- познавательные (создание проблемной ситуации);
- устные (опрос учеников по тексту произведения).
- целостный анализ текста художественного произведения.
Приёмы
работы
на
уроке:
лекция,
создание
проблемной
ситуации,
иллюстрации, конспектирование, работа с книгой,
индивидуальный и
фронтальный опрос.
Оборудование: оформленная доска, учебник Коровиной В.Я. «Литература. 11
класс» 1 часть, иллюстрация “В. Маяковский”.
План урока
1.Организационный момент; (2 мин.)
2.Проверка домашнего задания (2 мин.)
3.Сообщение новой темы урока и цели урока, слово учителя; (6 мин.)
4. Слово учителя; (5 мин.)
5.Анализ частей поэмы; (25 мин.)
6.Рефлексия. Подведение итогов урока; (3 мин.)
7.Домашнее задание. (2 мин.)
13
Классная работа
В. Маяковский “Облако в штанах”. “Четыре крика” поэмы.
Я,
обсмеянный у сегодняшнего племени,
как длинный
скабрезный анекдот,
вижу идущего через горы времени,
которого не видит никто.
В. Маяковский
Ход урока
1.Организационный
момент
(приветствие
класса,
проверка
присутствующих) 1 мин.
Учитель
-
Здравствуйте,
ребята!
Давайте
проверим
класс:
кто
отсутствует сегодня на уроке, кого нет?
Запишите сегодняшнее число, классная работа.
2.Проверка домашней работы. 2 мин.
(учитель обходит класс по рядам и проверяет в тетрадях тезисы по
содержанию одной из частей поэм)
3.Сообщение новой темы урока и цели урока 6 мин.
14
Учитель - На предыдущем уроке мы с вами начали разговор о поэме “Облако
в штанах”. Мы пришли к выводу, что лирический герой переживает
сильнейшую катастрофу - невзаимную любовь. Именно это толкает героя
выбросить из наболевшего страданиями сердца грозный горячий протест
всему миру. Посмотрите-ка на эпиграф к сегодняшнему занятию (ученик
вслух зачитывает эпиграф). Этот отрывок из поэмы. Почему же выбран он,
ваша задача в конце урока обдумать и сказать.
Мы еще сказали, что гнев на мир исходит от безответного чувства любви,
именно вот эта трагедия и становится завязкой поэмы.
Вопрос классу: как выражен протест в поэме? Что из себя представляет?
(“четыре крика поэмы”против искусства, строя и религии). Почему именно
“крик” и “долой”? (крик - боль отчаяния, невозможность терпеть. “Долой” -
как призыв к перевороту жизни)
4.Слово учителя 5мин.
Ребята, итак, посмотрите на доску (открывает часть доски, где представлена
схема).
15
На схеме отражено то, против чего выступает герой. Все они четыре
составляющие
жизни.
Можем
ли
мы
сказать,
что
окружающая
действительность не устраивает героя? Почему? (да, вся жизнь пошлая,
везде герой видит фальшивость, цинизм людей)
Учащиеся переносят схему себе в тетради.
Учитель - давайте же рассмотрим отдельно каждый крик, разберемся, в
чем конкретно видит уродство жизни автор поэмы. О любви мы с вами
говорили на пошлом уроке, поэтому рассмотрим сферу искусства: каким
видит творчество поэт и чего не может там принять.
4.Анализ частей поэмы. 25 мин.
“Долой ваше искусство!”
Учитель (вызывает ученика)- о чем эта часть? Какова логическая основа
части?(об отношениях героя и искусства)
- с чего начинается часть? Как герой отрицает искусство? (с решительного
заявления героя: «Я над всем, что сделано, / ставлю «nihil» («ничто»)
-Что именно не устраивает автора в сфере искусства? Что возмущает
его? (процесс творчества)
Каким же предстает современное автору
творчество?
(«прежде чем начнет петься, / долго ходят, разомлев от
брожения, / и тихо барахтается в тине сердца / глупая вобла воображения»).
-Каким видим мы искусство? (фальшивое) Какие средства выразительности
помогают раскрыть пошлость и низменность? (метафоры, сравнения)
- Как буржуазность влияет на людей, на город? (Буржуазность с её укладом
заполонили город, развращая его и убивая высокие цели и черня чистые
сердца).
-
Какой изображена улица? Толпа?
(“идемте жрать”).
Значит, какое
общество перед нами? (примитивное, низкое, опошленное инстинктами).
16
- Только лишь лирический герой критикует улицу и ее жителей? Как
обращается он к гражданам?(с призывом “остановиться” и осознать свою
человечность). Найдите в тексте строки, подтверждающие единство героя
со всеми людьми, вселяющее веру в силу духа народа( “Мы сами творцы в
горящем гимне-шуме фабрики и лаборатории”).
-Как меняется тон поэмы далее? (противопоставление лирического “Я”
толпе и всему миру). В чем мы видим это? (ученики зачитывают строки из
текста поэмы” Я, златоустейший…”)
-Какую миссию несет лирический герой? (“душу новородит, именинит тело”)
Обратите внимание на неологизмы Маяковского. Назовите их и установите
роль в раскрытии мыслей лирического героя.
-Каково отношение мира к герою? (он обсмеян, не понят).
-С кем роднит себя лирический герой? С каким образом? (с Христом).
Найдите эти строки.
(А я у вас - его предтеча!
я — где боль, везде;
на каждой капле слезовой течи
распял себя на кресте.)
-Как вы понимаете эти строки ?(Он готов на самопожертвование: «Душу
вытащу, / растопчу, / чтоб большая! - / и окровавленную дам, как знамя». В
этом цель и назначение поэзии и поэта, в которой и есть «громада»
личности героя)
-Какой мы можем вывод сделать, рассмотрев искусство сквозь призму
пороков общества? (вызывает ученика)
-Чувствуется ли этот мощный крик “Долой” героя?
“Долой ваш строй!”
17
Учитель - переходим к другому “крику” поэмы. Проследите по тексту еще
неуспокоившийся нерв души и переживания героя. В чем они выражаются?
(многоточия, восклицания, обращения к Северянину)
- Что видит опять вокруг герой? (уродство мира) К чему призывает герой?
К каким мерам? («Сегодня / надо / кастетом / кроиться миру в черепе!»)
Значит, все, что происходит в мире какое оно? (не приносящие пользы, не
правдивое, циничное и пошлое).
-
Как себя снова возвеличивает герой? Какие исторические личности
упомянуты в части?( Наполеон, Бисмарк, Галифе, Ротшильд). Зачем? ( герой
чувствует себя выше признанных авторитетов, откровенно занижая их и видя
в них нечто сатирическое. Это говорит о противостоянии всему миру, о
дерзком вызове героя).
-Обратите внимание на строки “Выньте, гулящие, руки из брюк…”. На
чтопохожи эти слова героя? (на революционный призыв разрушить пошлый
мир во что бы то ни стало).
-Что еще узнаем мы о лирическом герое? (он ратует за прогресс, культуру и
просвещение). Как себя называет герой, кто он? (тринадцатый апостол)
Почему? (школьники должны вспомнить о 12 учениках Христа и связать
этот факт с позицией лирического героя).
- Как вы понимаете строки:
…может быть, Иисус Христос нюхает
моей души незабудки.
( автор говорит с Богом по-простому, наравне, даже считая, что сам Христос
очарован талантом поэта, видя в нем святое и великое).
8.Рефлексия. Подведение итогов урока. 2 мин.
Заключительное слово учителя (ключевые моменты ученики отмечают в
тетради)
-Вернемся к эпиграфу. Почему именно эти строки служат предисловием к
нашему сегодняшнему занятию? (поэт трагичен в своем одиночестве из-за
избранничества и великого дара, который не может понять и принять мир).
18
- Как вы думаете, почему все-таки сам Маяковский обозначил части
криками и поему их четыре? (“крики”, потому что голос отчаяния и боли, а
четыре,так как любовь, искусство, строй, религия-это то, ради чего человек
живет,где себя реализует).
- Так какой же мир представлен нам? (пошлый, низменный, лишенный
искренностей
и
высокого
назначения,
бесчеловечная
жизнь
вокруг
настоящего человечного героя)
8.Домашнее задание. 2 мин.
На следующем уроке класс подробно обсуждает “четвертый крик”
поэмы “Облако в штанах”- “Долой вашу религию!”.
Задание для учащихся:
-перечитать последнюю четвертую часть поэмы.
- почему усиливается выпад героя против божественного?
-каким предстает Бог, как к нему относится лирический герой?
-решается ли проблема героя в конце поэмы?
(В тетрадь ученики выписывают цитаты из поэмы).
Урок 3.
Поэма В. Маяковского “Облако в штанах”. Восстание против Небес.
Класс: 11
Тип урока: урок-практикум по поэме В. Маяковского (с элементами анализа
произведения)
Время урока: 45 мин.
19
Цель урока: выяснить, в чем заключается богоборческий порыв лирического
героя; главнейшая причина восстания против Небес.
Задачи:
1)Общеобразовательные:
- пробудить интерес к поэме, к её идейной композиции;
-создать
необходимый
эмоциональный
настрой,
помочь
учащимся
почувствовать силу трагического мировосприятия лирического героя;
- сформировать представление о трагическом одиночестве героя, силе
душевной катастрофы и значении любви в жизни поэта.
2) Развивающие:
- Обогащать лексику, развивать творческие способности, формировать
навыки коммуникативной культуры, развивать аналитическую умственную
способность;
- развитие познавательного интереса к общечеловеческим проблемам
любовного и социального характера;
- развитие умения анализировать текст художественного произведения;
-развитие умения самостоятельно воспроизводить полученные знания и
работать с учебным материалом;
3)Воспитательные:
-воспитание интереса, уважения к русской литературе;
- воспитание сочувствия, любви; воспитание духовно-богатой личности.
Формы организации работы на уроке: индивидуальная (опрос), коллективная
(работа по группам), фронтальная.
Методы на уроке:
20
-словесной передачи информации и слухового восприятия информации
(слово учителя);
- методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия
информации (иллюстрации);
- познавательные (создание проблемной ситуации);
- устные (опрос учеников по тексту произведения).
- целостный анализ текста художественного произведения.
Приёмы
работы
на
уроке:
лекция,
создание
проблемной
ситуации,
иллюстрации, конспектирование, работа с книгой,
индивидуальный и
фронтальный опрос.
Оборудование: оформленная доска, учебник Коровиной В.Я. «Литература. 11
класс» 1 часть, иллюстрация “В. Маяковский”.
План урока
1.Организационный момент; (2 мин.)
2.Проверка домашнего задания (2 мин.)
3.Сообщение новой темы урока и цели урока, слово учителя; (5 мин.)
4. Слово учителя; (3 мин.)
5.Анализ четвертой част поэмы; (19 мин.)
6.Рефлексия. Подведение итогов урока; (12 мин.)
7.Домашнее задание. (2 мин.)
Классная работа.
В. Маяковский “Облако в штанах”. Восстание против Небес.
21
Всемогущий, ты выдумал пару рук,
сделал,
что у каждого есть голова,—
отчего ты не выдумал,
чтоб было без мук
целовать, целовать, целовать?!
В. Маяковский
Ход урока
1.Организационный
момент
(приветствие
класса,
проверка
присутствующих) 1 мин.
Учитель
-
Здравствуйте,
ребята!
Давайте
проверим
класс:
кто
отсутствует сегодня на уроке, кого нет?
Запишите сегодняшнее число, классная работа.
2.Проверка домашней работы. 2 мин.
( учитель проверяет записи в тетрадях – цитаты из поэмы В. Маяковского)
3.Сообщение новой темы урока и цели урока 5 мин.
Учитель - Ребята! На предыдущем уроке мы с вами рассмотрели “четыре
крика” поэмы, четыре части. Давайте вспомним, что спровоцировало героя
“кричать”? В чем причина главная “крика?” (учитель обращается к классу)
Да.
“Четыре
крика”
-
это
протест
против
действительности,
порожденный сильнейшим отчаянием из-за безответной любви.
22
- Скажите, что отвергал в жизни герой? (любовь, искусство, строй). И
религию. Как вы считаете, есть градация в протесте героя и какая она,
почему именно начиная отвергать любовь, затем поэт уже направляет гнев
на божественное? (любовь была смыслом жизни для героя, он окончательно
разочаровался во всем, даже в самом святом в жизни, в том, что человеку
придает силы духовные)
Сегодня мы рассмотрим подробно этот вызов Богу и ваша задача-сказать,
почему же отрицает герой божественное, за что обвиняет Бога (ученики
записывают тему урока в тетради).
4.Слово учителя 3мин.
Учитель просит ученика зачитать эпиграф.
- Эти строки из поэмы отражают причину гнева героя на Небеса. А почему,
вы ответите сами к концу урока. Запишите эпиграф в тетради.
Не упускайте того, что поднимая бунт против Бога, герой называет себя
Тринадцатым апостолом.
Нужно подумать и сказать, почему такая
противоречивость в душе героя. Почему?(герой не понят ни миром, ни
Богом. Даже забыт Богом. Бог не дает счастья в любви герою, а обрекает его
на нетерпимые муки,страдания)
5.Анализ крика “Долой вашу религию!” 19 мин.
Ученики открывают текст поэмы.
Учитель – Что меняется в четвертой части главы. Как она начинается?
(герой обращается снова к теме любви, зовет Марию)
-Имя «Мария» выкрикивается много раз героем. Это отчаянная мольба о
любви. Герой становится смиренным, он из Великого вдруг переходит в
«просто
человека».
Найдите
эти
строки,
доказывающие
мысль
о
23
преклонении перед возлюбленной. ( “Открой! Больно!" “Имя твоё я боюсь
забыть…” и др.)
-Что именно порождает героя обратиться к Богу и с чем? (отказ Марии,
герой бунтует против Бога)
-Проследите, как меняется обращение героя к Богу? Меняется ли тон
почему? (фамильярный тон со строк “Послушайте, господин бог!” резко
меняется на хамство, сатиру “Мотаешь головою, кудластый?” Герой сильнее
ощущает свое одиночество и равнодушие Бога к нему.)
- За что обвиняет Бога герой? (Несовершенство мира в том, «отчего ты не
выдумал, / чтоб было без мук / целовать, целовать, целовать?!» Отчаяние
героя доходит до исступления, почти до сумасшествия, он выкрикивает
страшные богохульства, стихия поглощает его:
Я думал - ты всесильный божище,
А ты недоучка, крохотный божик.
Видишь, я нагибаюсь,
Из-за голенища
Достаю сапожный ножик.
- Найдите в тексте поэмы выражения, показывающие какие, по мнению
героя, на самом деле Небеса ( “крохотный божик”, “крылатые прохвосты”,
“ерошьте перышки”).
- есть ли противопоставление героя Небу? В чем оно? (Герой способен
любить с такой силой, страдая и мучаясь, как не могут это прочувствовать и
понять сами небожители:
Ты думаешь-
Этот,
24
За тобою, крыластый,
Знает, что такое любовь?)
- Какова реакция Небес на крики отчаяния героя? (не отвечает ничем, всё
живет своей вечной жизнью. Ничто не внемлет герою: “Глухо. / Вселенная
спит, / положив на лапу / с клещами звезд огромное ухо”).
-Почему Вселенная молчит, что этим строками подчеркивает герой?
(человек с его страстями лишь маленькая песчинка мироздания)
8.Рефлексия. Подведение итогов урока.12 мин.
Заключительное слово учителя (ключевые моменты ученики отмечают в
тетради).
Учитель - так в чем же богоборческий порыв героя, почему он отрицает
религию? ( Бог дал любовь герою, но не может спасти его от непереносимых
мук, не отвечает герою, обрекая его на трагическое одиночество. Последняя
надежда-вера в Спасителя, рушится, разочаровывая героя окончательно.)
Учитель
-
Таким
образом,
яростно
конфликтуя
с
миром,
герой
обнаруживает свою бунтарскую сущность. Противоречивость героя,
соединение в нем предельной «расхристанности» и предельной нежности,
усиливают конфликт. Противоречивость, раздирающая героя изнутри,
обрекает его на трагическое одиночество, равное Вселенской катастрофе.
Далее, учитель предлагает учащимся посмотреть видеозапись прочтения
поэмы “Облако в штанах” молодого актера театра и кино Александра
Петрова.
Ученики должны высказаться об игре актера, манере чтения поэмы: как, на
их взгляд, подошёл к восприятию текста актер, можно ли считать актерское
чтение приближенным к стилю творчества В. Маяковского.
8.Домашнее задание. 2 мин.
25
Дома учащиеся пишут сочинение по поэме В. Маяковского “Облако в
штанах” по предложенным на выбор темам:
-любовь как смысл жизни в поэме;
-философское осмысление жизни в поэме;
-Смысл четырех «долой!» в поэме В.В. Маяковского «Облако в штанах».