Автор: Перевозчикова Светлана Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Ляльшурская СОШ"
Населённый пункт: Удмуртия Шарканский район д.Ляльшур
Наименование материала: учебна программа
Тема: "Рабочая программа по математике 3 класс"
Раздел: начальное образование
Рабочая
программа по
математике для
3
класса разработана на основе
требований
ФГОС
НОО,
авторской
программы
М.И.
Моро,
М.А.
Бантовой
«Математика», в соответствии с целями и задачами образовательной программы
МБОУ «Ляльшурская СОШ».
Рабочая программа рассчитана на 136 часов в год, из расчёта 4 ч в неделю.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Осознание роли своей страны в мировом развитии; уважительное отношение к
семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
- Целостное восприятие окружающего мира.
-
Развитая
мотивация
учебной
деятельности
и
личностного
смысла
учения,
заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; творческий
подход к выполнению заданий.
- Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
- Навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
- Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к
работе на результат.
Метапредметные результаты
- Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить
средства и способы её осуществления.
- Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
- Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной
задачей
и
условиями
её
выполнения;
определять
наиболее
эффективные
способы достижения результата.
-
Способность
использовать
знаково-символические
средства
представления
информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-
познавательных и практических задач.
- Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном
информационном
пространстве
сети
Интернет),
сбора,
обработки,
анализа,
организации
и
передачи
информации
в
соответствии
с
коммуникативными
и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить
текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения
величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с
аудио-, видео- и графическим сопровождением.
-
Овладение
логическими
действиями
сравнения,
анализа,
синтеза,
обобщения,
классификации
по
родовидовым
признакам,
установления
аналогий
и
причинно-
следственных связей, построения рассуждений, отнесение к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения.
-
Определение
общей
цели
и
путей
её
достижения:
умение
договариваться
о
распределении
функций
и
ролей
в
совместной
деятельности;
осуществлять
взаимный
контроль
в
совместной
деятельности,
адекватно
оценивать
собственное
поведение
и
поведение окружающих.
-
Готовность
конструктивно
разрешать
конфликты
посредством
учёта
интересов
сторон и сотрудничества.
-
Овладение
начальными
сведениями
о
сущности
и
особенностях
объектов
и
процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
-
Умение
работать
в
материальной
и
информационной
среде
начального
общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного
предмета «математика».
Предметные результаты
- Использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения
окружающих
предметов,
процессов,
явлений,
а
также
оценки
их
количественных
и
пространственных отношений.
- Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного
воображения и математической речи, основами счета, измерений, прикидки результатами его
оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы),
записи и выполнения алгоритмов.
- Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения
учебно-познавательных и учебно-практических задач.
-
Умения
выполнять
устно
и
письменно
арифметические
действия
с
числами
и
числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и
стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать
с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и
интерпретировать данные.
- Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на
клавиатуре, работать с «меню», находить информацию по заданной теме, распечатывать ее
на принтере).
В результате изучения курса математики учащиеся на уровне НОО:
• научатся использовать начальные математические знания для описания окружающих
предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;
• овладеют основами логического и алгоритмического мышления, пространственного
воображения и математической речи, приобретут необходимые вычислительные навыки;
• научатся применять математические знания и представления для решения учебных
задач, приобретут начальный опыт применения математических знаний в повседневных
ситуациях;
• получат представление о числе как результате счёта и измерения, о десятичном
принципе записи чисел; научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с
числами; находить неизвестный компонент арифметического действия; составлять числовое
выражение и находить его значение; накопят опыт решения текстовых задач;
• познакомятся
с
простейшими
геометрическими
формами,
научатся
распознавать,
называть и изображать геометрические фигуры, овладеют способами измерения длин и
площадей;
• приобретут
в
ходе
работы
с
таблицами
и
диаграммами
важные
для
практико-
ориентированной
математической
деятельности
умения,
связанные
с
представлением,
анализом и интерпретацией данных; смогут научиться извлекать необходимые данные из
таблиц
и
диаграмм,
заполнять
готовые
формы,
объяснять,
сравнивать
и
обобщать
информацию, делать выводы и прогнозы.
ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000;
сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения
упорядочивать заданные числа заменять трехзначное число суммой
разрядных слагаемых уметь заменять мелкие единицы счета крупными и
наоборот;
устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая
последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц,
увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать ее или
восстанавливать пропущенные в ней числа;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному
одному или нескольким признакам;
читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя
изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр,
квадратный дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм2 =
100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие;
читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя
изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и
соотношение между ними: 1 кг = 1 000 г; переводить мелкие единицы массы в
более крупные, сравнивать и упорядочивать объекты по массе
Учащийся получит возможность научиться:
классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных
случаях) и объяснять свои действия;
самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин как площадь,
масса в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
Учащийся научится:
выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1
и на 0, выполнять деление вида: а : а, 0 : а;
выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с
остатком; выполнять проверку арифметических действий умножение и
деление;
выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление
на однозначное число в пределах 1 000;
вычислять значение числового выражения, содержащего 2 – 3 действия (со
скобками и без скобок)
Учащийся получит возможность научиться:
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях
входящих в него букв;
решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами
умножения и деления.
РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ
Учащийся научится:
анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в
таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
составлять план решения задачи в 2 – 3 действия, объяснять его и следовать
ему при записи решения задачи;
преобразовывать задачу в новую, изменяя ее условие или вопрос;
составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению;
решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость;
расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход
материала на все указанные предметы и др.; задачи на
увеличение/уменьшение числа в несколько раз.
Учащийся получит возможность научиться:
сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами,
рассматриваемых в задачах;
дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и
выбирать наиболее рациональный;
решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчеты
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Учащийся научится:
обозначать геометрические фигуры буквами;
различать круг и окружность;
чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля;
Учащийся получит возможность научиться:
различать треугольники по соотношению длин сторон; по видам углов;
изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном
масштабе;
читать план участка (комнаты, сада и др.).
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
измерять длину отрезка;
вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его
сторон;
выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный
сантиметр, квадратный дециметр. квадратный метр), используя соотношения
между ними
Учащийся получит возможность научиться:
выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до
прямоугольника.
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
Учащийся научится:
анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных
действий, для построения вывода;
устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу
по установленному правилу недостающими элементами;
самостоятельно оформлять в таблице зависимости между
пропорциональными величинами;
выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы
Учащийся получит возможность научиться:
читать несложные готовые таблицы;
понимать высказывания, содержащие логические связки («… и …», «если …,
то …», «каждый», «все» и др.), определять «верно» или «неверно»
приведенное высказывание о числах, результатах действиях, геометрических
фигурах.
С
ОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
(136 часов)
ЧИСЛА от 1 до 100
Сложение и вычитание (продолжение) (11 ч)
Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах
100. Решение уравнений с неизвестным слагаемым на основе взаимосвязи чисел при
сложении. Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым, с неизвестным
вычитаемым на основе взаимосвязи чисел при вычитании.
Обозначение геометрических фигур буквами.
Табличное умножение и деление (53 ч)
Связь умножения и деления; таблицы умножения и деления с числами 2 и 3;
чётные и нечётные числа; зависимости между величинами: цена, количество,
стоимость.
Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок.
Зависимости между пропорциональными величинами: масса одного предмета,
количество предметов, масса всех предметов; расход ткани на один предмет,
количество предметов, расход ткани на все предметы.
Текстовые задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на
кратное сравнение чисел.
Задачи на нахождение четвёртого пропорционального.
Таблица умножения и деления с числами 4, 5, 6, 7, 8, 9. Сводная таблица умножения.
Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0,
невозможность деления на 0.
Площадь. Способы сравнения фигур по площади. Единицы площади: квадратный
сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними.
Площадь прямоугольника
Текстовые задачи в три действия. Составление плана действий и определение
наиболее эффективных способов решения задач.
Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр). Вычерчивание окружности с
помощью циркуля.
Доли (половина, треть, четверть, десятая, сотая). Образование и сравнение
долей. Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле.
Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними.
Внетабличное умножение и деление (28 ч)
Умножение суммы на число. Приёмы умножения для случаев вида 23 * 4, 4 *
23.Приёмы умножения и деления для случаев вида 20 * 3, 3 * 20, 60 : 3, 80 : 20.
Деление суммы на число. Связь между числами при делении. Проверка
деления.
Приём деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22. Проверка умножения
делением.
Выражения с двумя переменными вида а + b, а - b, а • Ь, с :d (dФ 0), вычисление
их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв.
Решение
уравнений
на
основе
связи
между
компонентами
и
результатами
умножения и деления.
Приёмы нахождения частного и остатка. Проверка деления с
остатком. Решение задач на нахождение четвёртого
пропорционального.
Числа от 1 до 1000. Нумерация (12 ч)
Устная
и
письменная
нумерация.
Разряды
счётных
единиц.
Натуральная
последовательность трёхзначных чисел.
Увеличение и уменьшение числа в 10 раз, в 100 раз.
Замена трёхзначного числа суммой разрядных
слагаемых.
Сравнение трёхзначных чисел. Определение общего числа единиц (десятков,
сотен) в числе.
Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношение между ними.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (12 ч)
Приёмы устных вычислений в случаях, сводимых к действиям в
пределах 100. Письменные приемы сложения и вычитания.
Виды
треугольников:
разносторонние,
равнобедренные
(равносторонние);
прямоугольные, остроугольные, тупоугольные.
Решение задач в 1-3 действия на сложение.
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (5 ч)
Устные приемы умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в
пределах 100.
Письменные приемы умножения и деления на однозначное
число. Решение задач в 1-3 действия на умножение и
деление. Знакомство с калькулятором.
Итоговое повторение (15 ч)
Числа от 1 до 1000. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в
пределах 1000: устные и письменные приемы. Порядок выполнения действий.
Решение уравнений. Решение задач изученных видов.
Тематическое планирование
№
п/п
Тема урока
Часы
1
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100.
Сложение и вычитание ( 8 ч)
Повторение: сложение и вычитание, устные приемы
сложения и вычитания
1
2
Письменные приемы сложения и вычитания. Задача в 2
действия
1
3
Решение способом подбора неизвестного. Буквенные
выражения. Выражения с переменной
1
4
Решение уравнений
1
5
Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым.
Страничка для любознательных
1
6
Решение уравнений с неизвестным
вычитаемым.Обозначение геометрических фигур буквами
1
7
Контрольная работа № 1 «Сложение и вычитание»
1
8
Анализ к.р.. Страничка для любознательных
1
9
Умножение и деление (продолжение) 56 ч.
Что узнали? Чему научились?
1
10
Конкретный смысл умножения и деления
1
11
Связь умножения и сложения
1
12
Четные и нечетные числа. Таблица умножения и деления с
числом 2
1
13
Таблица умножения и деления с числом 3
1
14
Связь между величинами: цена, кол-во, стоимость. Решение
задач
1
16
Порядок выполнения действий в числовых выражениях
1
17
Порядок выполнения действий в числовых выражениях.
Страничка для любознательных
1
18
Связь между величинами: расход ткани на одну вещь, кол-
во вещей, общий расход ткани
1
19
Что узнали? Чему научились?
1
20
Контрольная работа №2 «Умножение и деление на 2 и 3»
1
21
Анализ контрольной работы. Таблица умножения и
деления на 4
1
22
Закрепление. Таблица Пифагора
1
23
Задачи на увеличение числа в несколько раз
1
24
Задачи на уменьшение числа в несколько раз
1
25
Задачи на уменьшение числа в несколько раз
1
26
Таблица умножения и деления с числом 5
1
27
Кратное сравнение чисел. Задачи на кратное сравнение
чисел
1
28
Кратное сравнение чисел. Решение задач
1
29
Задачи на разностное сравнение чисел
1
30
Таблица умножения и деления с числом 6
Страничка для любознательных.
1
31
Закрепление. Задачи на нахождение четвертого
пропорционального
1
32
Закрепление. Задачи на нахождение четвертого
пропорционального
1
33
Таблица умножения и деления с числом 7. Страничка для
любознательных
1
34
Контрольная работа № 3. «Умножение и деление на 4, 5, 6,
7»
1
35
Анализ к.р. Что узнали? Чему научились?
1
36
Что узнали? Чему научились?
1
37
Площадь. Способы сравнения фигур по площади
1
38
Единицы площади. Квадратный сантиметр
1
39
Площадь прямоугольника
1
40
Таблица умножения и деления с числом 8
1
41
Закрепление. Таблица умножения и деления с числом 8
1
42
Закрепление. Таблица умножения и деления с числом 8
1
43
Таблица умножения и деления с числом 9
1
44
Единица площади – квадратный дециметр
1
45
Сводная таблица умножения
1
46
Решение задач на нахождение площади.
1
47
Единица площади – квадратный метр
1
48
Закрепление. Единица площади – квадратный метр
1
49
Страничка для любознательных. Задачи -рачеты
1
50
Что узнали? Чему научились?
1
51
Что узнали? Чему научились? Проверим свои достижения
1
52
Умножение на 1. Страничка для любознательных.
1
53
Умножение на 0. Страничка для любознательных.
1
54
Деление вида а:а, 0:а
1
55
Деление вида а:а, 0:а
1
56
Задачи в три действия
1
57
Доли. Образование и сравнение долей
1
58
Круг. Окружность
1
59
Окружность: центр, радиус, диаметр
1
60
Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле
1
61
Единицы времени – год, месяц, сутки
1
62
Единицы времени – год, месяц, сутки
1
63
Страничка для любознательных. Задачи практического
содержания
1
64
Контрольная работа № 4 за 1 полугодие
1
65
Анализ к.р. Страничка для любознательных «Готовимся к
олимпиаде»
1
66
Что узнали? Чему научились?
1
67
Внетабличное умножение и деление (28ч)
Приемы умножения и деления для случаев вида 20*3,3*20,
69/3
1
68
Прием деления для случаев вида 80:20
1
69
Умножение суммы на число
1
70
Решение задач несколькими способами
1
71
Приемы умножения для случаев вида 23х4, 4х23
1
72
Закрепление. Приемы умножения для случаев вида 23х4,
1
4х23
73
Решение задач на нахождение четвертого
пропорционального
1
74
Решение с двумя переменными. Страничка для
любознательных
1
75
Деление суммы на число
1
76
Деление суммы на число
1
77
Закрепление. Контрольная работа № 5 «Деление и
умножение суммы на число».
1
78
Анализ к.р. Связь между числами при делении
1
79
Проверка деления умножением
1
80
Прием деления для случаев вида 87:29, 66:22
1
81
Проверка умножения с помощью деления. Страничка для
любознательных: работа на вычислительной машине
1
82
Решение уравнений на основе связи между результатами и
компонентами умножения и деления
1
83
Решение уравнений на основе связи между результатами и
компонентами умножения и деления
1
84
Что узнали? Чему научились?
1
85
Деление с остатком
1
86
Деление с остатком
1
87
Приемы нахождения частного и остатка
1
88
Приемы нахождения частного и остатка
1
89
Приемы нахождения частного и остатка. Страничка для
любознательных: задачи- расчеты
1
90
Деление меньшего числа на большее
1
91
Проверка деления с остатком
1
92
Что узнали? Чему научились? Ознакомление с проектом
«Задачи- расчеты»
1
93
Контрольная работа № 6 «Деление с остатком»
1
94
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1 000 Нумерация (13 ч)
Анализ к.р.Устная нумерация
1
95
Письменная нумерация
1
96
Разряды счетных единиц
1
97
Натуральная последовательность трехзначных чисел
1
98
Увеличение и уменьшение числа в 10, в 100 раз
1
99
Замена числа суммой разрядных слагаемых
1
100
Сложение и вычитания на основе десятичного состава
трехзначных чисел
1
101
Контрольная работа № 7 «Нумерация в пределах 1000»
1
102
Анализ к.р.Сравнение трехзначных чисел
1
103
Определение общего числа единиц ( десятков, сотен) в
числе
1
104
Странички для любознательных. Римская система
счисления
1
105
Единицы массы – килограмм, грамм
1
106
Что узнали? Чему научились? Помогаем друг другу сделать
шаг к успеху
1
107
Сложение и вычитание (10 ч)
Приемы устных вычислений вида 450+30, 620-200
1
108
Приемы устных вычислений вида: 470+80, 560-90
1
109
Закрепление. Приемы устных вычислений вида 260+310,
670-140
1
110
Разные способы вычислений. Проверка вычислений
1
111
Приемы письменных вычислений
1
112
Алгоритм письменного сложения
1
113
Алгоритм письменного вычитания
1
114
Виды треугольников. Страничка для любознательных
«Готовимся к олимпиаде»
1
115
Контрольная работа № 8 «Сложение и вычитание в
пределах 1000»
1
116
Анализ к.р.. Что узнали? Чему научились?
1
≥
117
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1 000
Умножение и деление (12 ч.)
Приемы устных вычислений
1
118
Приемы устных вычислений
1
119
Виды треугольников по видам углов. Закрепление
1
120
Прием письменного умножения на однозначное число
1
121
Прием письменного умножения на однозначное число.
Страничка для любознательных: применение знаний в
измененных условиях
1
122
Закрепление. Прием письменного умножения на
однозначное число
1
123
Прием письменного деления на однозначное число
1
124
Прием письменного деления на однозначное число
1
125
Проверка деления умножением
1
126
Проверка деления умножением. Закрепление
1
127
Знакомство с калькулятором
1
128
Что узнали? Чему научились?
1
129
Повторение(8ч)
Итоговая контрольная работа №9
1
130
Что узнали? Чему научились?
1
131
Итоговое повторение. Нумерация. Сложение и вычитание
трехзначных чисел
1
132
Умножение и деление
1
133
Порядок выполнения действий
1
134
Геометрические фигуры и величины. Контроль и учет
знаний
1
135-
136
Резервные. Табличное умножение и деление.
Решение задач
2
Контрольно-измерительные материалы по математике 3 класс
Входная контрольная работа №1
Вариант 1
1. Решите задачу:
Под одной яблоней было 14 яблок, под другой – 23 яблока. Ёжик утащил 12
яблок. Сколько яблок осталось?
2. Решите примеры, записывая их столбиком:
93-12= 80-24=
48+11= 16+84=
62-37= 34+17=
3. Решите уравнения:
65-Х=58 25+Х=39
4. Сравните:
4см 2мм … 40мм
3дм 6см…4дм
1ч … 60 мин
5. Начертите прямоугольник, у которого длина 5 см, а ширина на 2 см
короче, чем длина.
6. * Задача на смекалку
В болоте жила лягушка Квакушка и ее мама Кваквакушка. На обед
Кваквакушка съедала 16 комаров, а Квакушка на 7 меньше, на ужин 15
комаров, а Квакушка на 5 меньше. Сколько комаров нужно лягушкам в день,
если они не завтракают?
Вариант 2
1. Решите задачу:
В магазин в первый день прислали 45 курток, а во второй 35 курток. Продали
29 курток. Сколько курток осталось продать?
2. Решите примеры, записывая их столбиком:
52-11= 70-18=
48+31= 37+63=
94-69= 66+38=
3. Решите уравнения:
Х-14=50 Х+17=29
4. Сравните:
5см 1мм…50мм
2м 8дм…3м
1ч … 70 мин
5. Начертите прямоугольник, у которого ширина 2 см, а длина на 4 см
больше.
6. * Задача на смекалку
Мышка-норушка и 2 лягушки – квакушки весят столько же, сколько 2
мышки-норушки и одна лягушка квакушка. Кто тяжелее: мышка или
лягушка?
Контрольная работа №2
Вариант 1
1. Решите задачу:
Девочка прочитала в первый день 16 страниц, а во второй – 14. После этого
ей осталось прочитать 18 страниц. Сколько всего страниц в этой книге?
2. Решите задачу:
Карандаш стоит 3 рубля. Сколько стоят 9 таких карандашей?
3. Решите примеры:
(17-8) х 2= 82-66=
(21-6) : 3= 49+26=
18 : 6 х 3= 28+11=
8 х 3 – 5= 94-50=
4. Сравните:
38+12 … 12+39 7+7+7+7 … 7+7+7
5. Найдите периметр прямоугольника со сторонами 4 см и 2 см..
6. * Задача на смекалку
Заполните пустые клетки так, чтобы сумма цифр по горизонтали и по
вертикали, и по диагонали была равна 33.
8
13
14
Вариант 2
1. Решите задачу:
В первый день школьники окопали 18 деревьев, во второй – 12 деревьев.
После этого им осталось окопать 14 деревьев. Сколько деревьев было нужно
окопать школьникам?
2. Решите задачу:
В пакете 7 кг картофеля. Сколько килограммов картофеля в 3 таких пакетах?
3. Решите примеры:
(24-6) : 2= 87-38=
(15-8) х 3= 26+18=
12 : 6 х 9= 73+17=
3 х 7 – 12= 93-40=
4. Сравните:
46+14 … 46+15 5+5+5 … 5+5
5. Найдите периметр прямоугольника со сторонами 3 см и 5 см.
6. * Задача на смекалку
Заполните пустые клетки так, чтобы сумма цифр по горизонтали и по
вертикали, и по диагонали была равна 33.
11
13
12
Контрольная работа №3
Вариант 1
1. Решите задачу:
В куске было 54 м ткани. Из этой ткани сшили 9 курток, расходуя по 3 метра
на каждую. Сколько метров ткани осталось в куске?
2. Решите примеры:
28 : 7 х 4= 15 : 3 х 9=
24 : 4 х 5= 36 : 9 х 8=
30 : 5 х 5= 14 : 2 х 4=
3. Обозначьте порядок действий и выполните вычисления:
90 - 6 х4 + 29= 5 х (62-59)=
4. Вставьте знак х или : так, чтобы записи были верными:
8 * 4 * 9 = 18
4 * 4 * 1 = 16
5. Начертите квадрат со стороной 4 см. Найдите его периметр.
Вариант 2
1. Решите задачу:
Для изготовления папок ребята приготовили 50 листов бумаги. Они сделали 8
папок, расходуя на каждую по 4 листа бумаги. Сколько листов бумаги у ребят
осталось?
2. Решите примеры, записывая их столбиком:
21 : 3 х 4= 45 : 5 х 3=
28 : 4 х 2= 32 : 8 х 5=
24 : 6 х 3= 27 : 3 х 2=
3. Обозначьте порядок действий и выполните вычисления:
90 – 2 х 5 + 26= 6 х (54 – 49)=
4. Вставьте знак х или : так, чтобы записи были верными:
6 * 3 * 9 = 18
3 * 3 * 1 = 9
5. Начертите квадрат со стороной 3 см. Найдите его периметр.
Контрольная работа №4
Вариант 1
1. Решите задачу:
В театре ученики первого класса заняли в партере 2 ряда по 9 мест и еще 13
мест в амфитеатре. Сколько всего мест заняли ученики первого класса?
2. Решите примеры:
72 - 64 : 8 = 36 + (50 - 13) =
(37 + 5) : 7 = 25 : 5 х 9 =
63 : 9 х 8 = 72 : 9 х 4 =
3. Составьте по два неравенства и равенства, используя выражения:
8 х 4; 40-5; 4х8; 40-8.
4. Найдите площадь огорода прямоугольной формы, если длина 8м, а
ширина 5м.
5. Вставьте числа так, чтобы записи были верными.
36 : 4 = * х 3 4 х * = 6 х 6
8 х 3 = 4 х * * : 9 = 10 : 5
6. * Задача на смекалку
Папа разделил 12 хлопушек между сыном и его тремя друзьями поровну.
Сколько хлопушек получил каждый мальчик?
Вариант 2
1. Решите задачу:
Актовый зал освещает 6 люстр по 8 лампочек в каждой, да еще 7 лампочек
над сценой. Сколько всего лампочек освещает актовый зал?
2. Решите примеры:
75 - 32 : 8 = 81 : 9 х 5 =
8 х (92-84) = 42 : 7 х 3 =
(56 + 7) : 9 = 64 : 8 х 7 =
3. Составьте по два неравенства и равенства, используя выражения:
3х7; 30-9; 7х3; 30-3.
4. Найдите площадь цветника прямоугольной формы, если длина 4м, а
ширина 3м.
5. Вставьте числа так, чтобы записи были верными:
30 :5 = 24 : * 6 х 4 = * х 3
* : 8 = 12 : 2 * х 3 = 9 х 2
6. * Задача на смекалку
Катя разложила 18 пельменей поровну брату Толе и двум его друзьям. По
сколько пельменей было на каждой тарелке?
Контрольная работа №5
Вариант 1
1. Решите задачу:
Оля собирает календарики. Все календарики она разложила в два альбома: в
большой на 9 страниц по 6 календариков на каждую страницу, и в маленький
на 4 страницы по 3 календарика на каждую. Сколько календариков у Оли?
2. Решите задачу
Почтальон доставил в село 63 газеты и 9 журналов. Во сколько раз больше
почтальон доставил журналов, чем газет?
3. Выполните вычисления:
6 х (9 : 3)= 21х1= 4х8=
56 : 7 х 8= 0:5= 40:5=
9 х (64 : 8) = 18:18= 63:9=
4. Выполните преобразования
1м
2
= … дм
2
8 дм 2 см = … см
35 мм = … см … мм
5. Начерти квадрат со стороной 6 см. Найдите периметр и площадь.
Разделите квадрат на четыре равные части, закрасьте одну четвертую часть.
6. *На 10 рублей можно купить 3 пучка редиски. Сколько денег надо
заплатить за 6 таких пучков редиски?
Вариант 2
1. Решите задачу:
На дачном участке мама посадила 5 грядок моркови по 9 кустов на
каждой грядке и 3 грядки капусты по 8 кустов на каждой грядке. Сколько
всего кустов овощей посадила мама на этих грядках?
2. Решите задачу:
Вася прочитал за лето 14 книг, а Коля – 7 книг. Во сколько раз меньше
прочитал Коля, чем Вася?
3. Выполните вычисления:
3 х (14 : 2)= 0х4= 56:7=
42 : 6 х 5= 0:1= 7х6=
8 х (48 : 8)= 5х1= 8х9=
4. Выполните преобразования:
1 дм
2
= … см
2
5см 7мм = … мм
43 дм = …м …дм
5. Начерти прямоугольник со сторонами 6см и 3 см. Найдите площадь и
периметр. Разделите прямоугольник на 3 равные части, закрасьте одну
третью часть.
6* На 10 рублей продавец продает 4 початка кукурузы. Сколько початков
кукурузы можно купить на 20 рублей?
Контрольная работа №6
Вариант 1
1. Решите задачу:
На выставку привезли 35 картин и повесили их в залы, по 7 картин в каждый
зал. Экскурсовод уже провел экскурсию по 3 залам. Сколько еще залов
осталось показать экскурсоводу?
2. Найдите значение выражений:
26+18х4= 80:16х13= 72-96:8=
31х3-17= 57:19х32= 36+42:3=
3. Решите уравнения:
72 : Х = 4 42 : Х = 63: 3
4. Сравните выражения:
6 х 3 + 8 х 3 … (6 + 8) х 3
5 х 12 …5 х (10 + 2)
5. Начерти квадрат со стороной 5 см. Найдите периметр и площадь.
Вариант 2
1. Решите задачу:
72 конфеты разложили по новогодним подаркам, в каждый подарок по 9
конфет. 6 подарков уже отдали детям. Сколько подарков еще осталось?
2. Найдите значение выражений:
11х7+23= 56:14х19= 72:18+78=
23+27х2= 60:15х13= 86-78:13=
3. Решите уравнения:
Х : 6 = 11 75 : Х = 17 +8
4. Сравните выражения:
(20 + 8) х 2 … 28 х 3
(7 + 4) х 4 … 7 х 4 + 4 х 4
5. Начерти квадрат со стороной 3 см. Найдите площадь и периметр.
Контрольная работа № 7
Вариант 1
1. Реши задачу
У дежурных в столовой 48 глубоких тарелок и столько же мелких. Все
тарелки дежурные должны расставить на 12 столов, поровну на каждый стол.
Сколько тарелок они должны поставить на каждый стол?
2. Выполните деление с остатком и проверь:
64:7= 50:15= 100:30=
3. Найдите значение выражений
57:3= 44:22= 8х12=
66:6= 72:12= 26х3=
4. Заполните пропуски:
42=2х3х[ ] 12=2х3х[ ]
70=2х[ ]х5 30=3х2х[ ]
5. Не заполняя «окошки» числами, выпишите неверные равенства:
52:4=[ ](ост.4) 27:6=[ ](ост.3) 83:7=[ ](ост.9)
6. * Запишите не менее трех двузначных чисел, которые при делении на 7
дают остаток 5
Вариант 2
1. Реши задачу
У Саши 49 рублей, а у Пети столько же. На все деньги они могут
купить 14 одинаковых тетрадей. Сколько стоит одна тетрадь?
2. Выполни деление с остатком и проверь:
40:9= 80:12= 90:20=
3. Найди значение выражений.
55:5= 75:25= 6х14=
87:3= 52:13= 32х2=
4. Заполни пропуски
48=2х3х[ ] 18=2х3х[ ]
60=2х[ ]х5 40=3х2х[ ]
5. Не заполняя «окошки» числами, выпишите неверные равенства
43:8=[ ](ост.8) 31:7=[ ](ост.3) 62:5=[ ](ост.8)
6. * Запиши не менее трех двузначных чисел, которые при делении на 8 дают
остаток 6
Контрольная работа № 8
Вариант 1
1. Укажите порядок выполнения действий и найдите значение выражений:
85+35:5= 96-72:12+15= 8х8-9х4=
(92-87)х9= 7х(63: 9-7)= 45:15=
2. Найдите частное и остаток:
17:6 20:3 48:9
57:6 43:8 39:5
3. Решите задачу.
В букете 20 красных роз, а белых в 4 раза меньше, чем красных. На сколько
белых роз меньше, чем красных?
4. Вставьте в «окошки» числа так, чтобы равенства стали верными:
[ ] м 14 см = 714 см 8 м 5 см = [ ] см
250 см = [ ]м [ ]см 400 см = [ ] дм
5. Длина прямоугольника равна 20 см, а ширина в 4 раза меньше. Найдите
периметр и площадь этого прямоугольника.
6* Муха Цокотуха купила самовар и пригласила гостей. Она испекла к чаю 60
крендельков. Каждому гостю досталось по целому крендельку и еще по
половинке, да еще 3 кренделька осталось. Сколько было гостей?
Вариант 2
1. Укажите порядок выполнения действий и найдите значение выражений:
78+42 :7= 78-19х2+34= 9х8-6х7=
(65-58)х8= 5х(81:9-8)= 96:24=
2.Найдите частное и остаток:
47:5 39:6 71:9
19:6 63:8 49:5
3. Решите задачу.
В пакет положили 6 репок, а в сумку – в 3 раза больше, чем в пакет. На
сколько больше репок положили в сумку, чем в пакет?
4. Вставьте в «окошки» числа так, чтобы равенства стали верными:
[ ] м16 см = 916 см 4 м 3 см = [ ] см
370 см = [ ]м [ ]см 700 см = [ ] дм
5. Длина прямоугольника равна 40 см, а ширина в 20 раз меньше. Найдите
периметр и площадь этого прямоугольника.
6 *Испугались Три Толстяка, что похудели. Встали втроем на весы – все в
порядке, 750 кг. Встали на весы первый Толстяк и второй Толстяк – 450 кг.
Второй и третий Толстяки - 550 кг. Найдите вес каждого Толстяка.
Контрольная работа № 9
Вариант 1
1. Решите задачу:
Утром в кассе было 813 рублей. Днем из нее выдали 508 рублей, а приняли
280 рублей. Сколько денег стало в кассе к концу дня?
2. Запишите число, состоящее:
- из 6 сот. 2дес. 4ед.
- из 8сот. и 3 дес.
- из 5ед. первого разряда, 2ед. второго разряда и 4 ед. третьего разряда.
3. Решите примеры, записывая в столбик:
354+228= 505+337=
867-349= 650-370=
4. Вставьте в «окошки» подходящий знак действия:
27 * 3 * 7 = 17
27 * 3 * 7 = 16
27 * 3 * 7 = 23
5. Сравните и поставьте знаки сравнения.
5ч … 400 мин 91 х 3 … 19 х 3
4м 5дм … 5м 4дм 687 +1 … 687 х 1
Вариант 2
1. Решите задачу:
В трех домах 385 жильцов. В первом доме 134 жильца, во втором 117.
сколько жильцов в третьем доме?
2. Запишите число, состоящее:
- из 3 сот. 1дес. 8ед.
- из 6сот. и 2 дес.
- из 7ед. первого разряда, 1ед. второго разряда и 5 ед. третьего разряда.
3. Решите примеры, записывая в столбик:
744+180= 623+79=
925-307= 136-98=
4. Вставьте в «окошки» подходящий знак действия:
27 * 3 * 7 = 6
27 * 3 * 7 = 37
27 * 3 * 7 = 2
5. Сравните и поставьте знаки сравнения.
6ч … 600 мин 78 х 4 … 87 х 4
7м 8дм … 8м 7дм 259 - 1 … 259 : 1
Итоговая контрольная работа № 10
Вариант 1
1. Решите задачу:
Продавец цветов сделал большой букет из 9 роз и несколько маленьких
букетов, по 3 розы в каждом букете. Сколько маленьких букетов сделал
продавец, если всего у него было 30 роз?
2. Сравните выражения:
7х8 … 6х9 4х6 … 9х3
36:9 … 42:7 27:3 … 56:8
3. Выполните вычисления:
70:14х13= 92: (46:2)х2= 170+320-200=
54: (90:5)= (610+20):7:90= 480:6+780=
4. Запишите числа в порядке возрастания:
276, 720, 627, 270, 762, 267, 726, 672, 260, 706.
5. Геометрическая задача:
Ширина прямоугольника 7см, а длина в 2 раза больше ширины. Вычислите
периметр этого прямоугольника и площадь.
6. * Доктор прописал семерым гномам принимать каждому по 3 таблетки в
день в течение недели и дал им 9 упаковок лекарства по 20 таблеток в
каждой. Хватит ли гномам пилюль?
Вариант 2
1. Решите задачу:
Продавцы украсили большую витрину магазина 15 синими мячами, а
остальные витрины украсили красными мячами, по 6 мячей в каждой
витрине. Сколько витрин украсили красными мячами, если всего для
украшения витрин приготовили 39 мячей?
2. Сравните выражения:
6х7 .. 9х4 3х8 .. 2х9
48:6 … 54:9 24:3 … 36:6
3. Выполните вычисления:
80:16х2= 84:(42:2)х3= 250+430-300=
57:(76:4)= (530+10):9:60= 420:7+590=
4. Запишите числа в порядке убывания:
513, 310, 315, 531, 301, 503, 351, 350, 530, 305.
5. Геометрическая задача:
Длина прямоугольника равна 1дм 2см, а ширина в 2 раза меньше длины.
Вычислите периметр этого прямоугольника и площадь.
6. * Вини – Пух, Братец Кролик и Пятачок вместе съели 7 банок сгущенки.
Пятачок съел в два раза меньше Братца Кролика, а Братец Кролик – в два раза
меньше Вини – Пуха. Кто сколько сгущенки съел?
НОРМЫ ОЦЕНОК ПО МАТЕМАТИКЕ.
Знания, умения и навыки учащихся по математике оцениваются по результатам
устного
опроса,
текущих
и
итоговых
письменных
работ,
т е с то в .
Письменная проверка знаний, умений и навыков.
В
основе
данного
оценивания
лежат
следующие
показатели:
правильность
выполнения и объем выполненного задания.
Классификация
ошибок
и
недочетов,
влияющих
на
снижение
оценки.
Ошибки:
незнание
или
неправильное
применение
свойств,
правил,
алгоритмов,
существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или
используемых в ходе его выполнения;
неправильный выбор действий, операций;
неверные
вычисления
в
случае,
когда
цель
задания
-
проверка
вычислительных умений и навыков;
пропуск
части
математических
выкладок,
действий,
операций,
существенно влияющих на получение правильного ответа;
несоответствие
пояснительного
текста,
ответа
задания,
наименования
величин выполненным действиям и полученным результатам;
несоответствие
выполненных
измерений
и
геометрических
построений
заданным параметрам.
Недочеты:
неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);
ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении
математических выкладок;
отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.
Снижение
отметки
за
общее
впечатление
от
работы
допускается
в
случаях,
указанных выше.
При оценке работ, включающих в себя проверку вычислительных навыков,
ставятся следующие оценки:
Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно;
Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибка и 1-2 недочета;
Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3-4 ошибки и 1-2 недочета;
Оценка "2" ставится, если в работе допущено 5 и более ошибок;
При оценке работ, состоящих только из задач:
Оценка "5" ставится, если задачи решены без ошибок;
Оценка "4" ставится, если допущены 1-2 ошибки;
Оценка "3" ставится, если допущены 1-2 ошибки и 3-4 недочета;
Оценка
"2"
с т а в и т с я ,
е с л и
д о п у щ е н ы
3
и
б о л е е
о ш и б о к ;
При оценке комбинированных работ:
Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно;
Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибки и 1-2 недочета, при
этом ошибки не должно быть в задаче;
Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3-4 ошибки и 3-4 недочета;
Оценка "2" ставится, если в работе допущены 5 ошибок;
При оценке работ, включающих в себя решение выражений на порядок
действий:
считается
ошибкой
неправильно
выбранный
порядок
действий,
неправильно выполненное арифметическое действие;
Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно;
Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибка;
Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3 ошибки;
Оценка
"2"
ставится,
если
в
работе
допущено
4
и
более
ошибок;
При оценке работ, включающих в себя решение уравнений:
считается
ошибкой
неверный
ход
решения,
неправильно
выполненное
действие, а также, если не выполнена проверка;
Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно;
Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибка;
Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3 ошибки;
Оценка "2" ставится, если в работе допущено 4 и более ошибок;
При оценке заданий, связанных с геометрическим материалом:
считается
ошибкой,
если
ученик
неверно
построил
геометрическую
фигуру,
если
не
соблюдал
размеры,
неверно
перевел
одни
единицы
измерения в другие, если не умеет использовать чертежный инструмент
для измерения или построения геометрических фигур;
Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно;
Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибка;
Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3 ошибки;
Оценка
"2"
ставится,
если
в
работе
допущено
4
и
более
ошибок;
Примечание: за грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по
математике не снижается.
Оценка устных ответов.
В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели:
п р а в и л ь н о с т ь ,
о б о с н о в а н н о с т ь ,
с а м о с т о я т е л ь н о с т ь ,
п о л н о т а .
Ошибки:
неправильный ответ на поставленный вопрос;
неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без
помощи учителя;
при
правильном
выполнении
задания
неумение
дать
соответствующие
объяснения.
Недочеты
неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
при правильном ответе неумение самостоятельно и полно обосновать и
проиллюстрировать его;
неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;
медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной
особенностью школьника;
неправильное произношение математических терминов.
Оценка "5" ставится ученику, если он:
при
ответе
обнаруживает
осознанное
усвоение
изученного
учебного
материала и умеет им самостоятельно пользоваться;
производит вычисления правильно и достаточно быстро;
умеет самостоятельно решить задачу (составить план, решить, объяснить
ход решения и точно сформулировать ответ на вопрос задачи);
правильно выполняет практические задания.
Оценка
"4"ставится
ученику,
если
его
ответ
в
основном
соответствует
требованиям, установленным для оценки "5", но:
ученик допускает отдельные неточности в формулировках;
не всегда использует рациональные приемы вычислений.
При
этом
ученик
легко
исправляет
эти
недочеты
сам
при
указании
на
них
учителем.
Оценка "3" ставится ученику, если он показывает осознанное усвоение более
половины изученных вопросов, допускает ошибки в вычислениях и решении
задач, но исправляет их с помощью учителя.
Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части
программного материала, не справляется с решением задач и вычислениями даже
с помощью учителя.
Итоговая оценка знаний, умений и навыков
Основанием
для
выставления
итоговой
оценки
знаний
служат
результаты
наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих
и
итоговых
контрольных
работ.
Однако
последним
придается
наибольшее
значение.
При
выставлении
итоговой
оценки
учитывается
как
уровень
теоретических
знаний
ученика,
так
и
овладение
им
практическими
умениями
и
навыками.
Однако ученику не может быть выставлена положительная итоговая оценка по
математике, если все или большинство его текущих обучающих и контрольных
работ, а также итоговая контрольная работа оценены как неудовлетворительные,
хотя его устные ответы оценивались положительно.